Культурно-образовательная среда как условие развития толерантного сознания учащихся начальной школы
статья на тему

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

      В период повсеместной компьютеризации нашего общества общение человека с человеком уходит на второй план, и учить ребенка  находить общий язык   со сверстниками и    взрослыми людьми  является одной из главных задач воспитательного процесса в школе. Без формирования толерантного сознания движение к цивилизованному обществу невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tolerantnost.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

 «Культурно-образовательная среда как условие развития толерантного сознания учащихся начальной школы»

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Культурно-образовательная среда как условие развития толерантного сознания учащихся начальной школы

                                                                                Давайте согласимся иметь разногласия

                                                                                                       Роберт Льюис Стивенсон

      Толерантность…Каждый понимает по-своему это понятие. Если обобщить все толкования данного слова, то получится, что толерантность -  это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…Также синонимами, наверное, можно назвать такие понятия, как «дружба», «уважение», «понимание», «любовь», «сострадание». Люди говорили об этом во все времена. Вот несколько высказываний на эту тему известных людей:

 "Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

“Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди". (Б. Шоу)

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

‘Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю”. (Антуан де Сент - Экзюпери)

     Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

     В 2006 году в Санкт-Петербурге была разработана и принята Правительством города программа «Толерантность» - программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и укрепления толерантности. Реализация данного плана была призвана создать и укрепить толерантную среду в области межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге, воспитать культуру межнационального общения, способствовать профилактике проявлений экстремизма. Не случайно именно Санкт-Петербург стал пионером в этой области. Наш город со дня основания был многонациональным. И сейчас во многих классах наших школ определенный процент составляют ученики не русской национальности. Задачей учителя и является помочь адаптироваться таким ученикам в нашем обществе, и в то же время, на мой взгляд, необходимо обязательно делать акцент на то, что Санкт-Петербург  - это один из великих городов России, то есть больше внимания уделять культуре и традициям русского народа, но уважая традиции и обычаи других народностей.

      В период повсеместной компьютеризации нашего общества общение человека с человеком уходит на второй план, и учить ребенка  находить общий язык   со сверстниками и    взрослыми людьми  является одной из главных задач воспитательного процесса в школе. Без формирования толерантного сознания движение к цивилизованному обществу невозможно.

     Решение проблемы развития толерантности учащихся потребовало разработки модели в условиях новой педагогической парадигмы, основанной на идеях модернизации, гуманизации образования и ее осмысления. Таким решением стал целостный подход, который является основой представленной модели. Личность существует и развивается как целое; культурно-образовательное пространство, в котором это происходит, – тоже целостность, закономерность функционирования и развития которой также необходимо изучать и учитывать на всех уровнях – от деятельности конкретного учителя и ученика в конкретных условиях до взаимодействия системы образовательного учреждения и семьи.


Модель развития толерантного сознания учащихся начальной школы

        



     Данный подход позволяет педагогу проводить разностороннюю диагностику учащихся, а также прогнозировать их будущие действия и поступки во взаимодействии, выявлять и оценивать уровень развития навыков толерантного общения, что обеспечивает обратную связь, которая дает возможность корректировки процесса, способствует переходу на более высокий уровень развития  толерантного сознания учащихся.

     Итак, цель данной модели – это развитие толерантного сознания учащихся начальной школы через культурно-образовательную среду. Нами  была разработана программа «Толерантность – гармония многообразия».

      Данную программу можно разделить на 3 направления (блока): мониторинг развития толерантного сознания; педагогическое сопровождение толерантного сознания учащихся начальной школы; рефлексивно-результативная деятельность учителя и учащихся.    

     Первый блок - «Мониторинговое развитие толерантного сознания».

     Как проводить мониторинг развития толерантного сознания? В данный процесс входит наблюдение за учащимися, беседы, их анкетирование, тестирование на разных этапах работы, наблюдение за детьми на прогулке в группе продленного дня, во внеурочной деятельности (перемены, внеклассные мероприятия).  Приведем  названия некоторых  проводимых  анкет и тестов.

     Тематика анкетирования:

-«Какой я друг?»

-«Терпимы ли вы?»

-«Что такое коллектив?»

-« Уютно ли со мной?»

- «Классный коллектив глазами детей»

- «Наши отношения»

Диагностические методики (тесты):

- диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко;

- тест ценностных  ориентаций М. Рокича;

- тест на определение терпимости и уважения к чужому мнению.

    Второй блок в программе называется «Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания учащихся». Он включает в себя  4 направления:

- урочная деятельность;

-внеурочная деятельность;

- самостоятельная деятельность учащихся;

-взаимодействие с родителями.

     Безусловно, одной из задач воспитательного процесса является  развитие патриотизма:  любви к своей Родине, своему городу, традициям народов, населяющих нашу страну.  Пособие «Этнокалендарь» дало возможность  эту  работу систематизировать и выстроить воспитательную работу по следующим направлениям:

- «Во славу и пользу Отечества»

- «Праздник обновления и надежд: Новый год в традициях  народов мира»

- «Культурное наследие – общее достояние»

-  «Мир, который мы бережем»

-  «Мир семейного очага»

-  «Мы разные, но…»

-  «Праздники, которые мы сочинили»

- «Фестиваль народов мира».

      В работе по развитию толерантного сознания учащихся  мы опирались на материалы  пособия «Этнокалендарь». Хотелось бы отметить, что при выборе форм и методов организации деятельности детей данный  комплект информационно-справочных  материалов позволяет решить комплекс образовательных и развивающих задач:

- формирование устойчивой мотивации к изучению истории родного города;

-  развитие у детей интереса к «собственным корням», к истории своей семьи;

- расширение кругозора;

- обогащение коммуникативных умений;
- развитие навыков визуальной коммуникации;

- создание условий для накопления опыта группового взаимодействия.

Урочная деятельность

Решению задачи по развитию толерантного сознания учащихся может быть отведен целый урок. Например, в день памяти А.С. Пушкина на  уроке литературы проводился   конкурс чтецов, а в день рождения И.А. Крылова готовили костюмированные инсценировки басен  ученики 5 класса для первоклассников.

Много уделяется внимания такому разделу «Этнокалендаря», как «Чужих праздников не бывает» . На уроках технологии мы изготавливали с детьми китайские фонари в день Праздника китайских фонарей, ко Дню Святого Валентина делали «валентинки»,к Международному дню детской книги придумывали медальки лучшему детскому писателю,  параллельно знакомясь с этими праздниками. На уроке изобразительного искусства к Пасхе осваивали технологии окрашивания  яиц (виды росписи).

 Можно проводить и интегрированные уроки (литературного чтения и музыки, литературного чтения и немецкого языка,..).

Развитию толерантности может быть посвящен не весь урок, а только его часть. Например, в Международный день родного языка мы разучивали высказывания известных людей о русском языке, а дети других национальностей читали высказывание о своем родном языке.  На уроке математике, например, в день чувашского веселого праздника проводов зимы и встречи весны можно на устном счете зашифровать название этого праздника (Севарни) в примерах и кратко рассказать о нем. Можно проводить и интегрированные уроки (литературного чтения и музыки, литературного чтения и немецкого языка,..)

Самостоятельная работа

    Для  развития толерантного сознания младших школьников необходима качественная организация их  самостоятельной работы. Задача учителя – научить детей пользоваться энциклопедиями, художественной литературой, находить информацию в интернете, создавать творческие работы по определенной тематике.

Внеурочная деятельность

        Большие возможности по развитию толерантного сознания учащихся предоставляет внеурочная деятельность. Нельзя забывать, что мы живем в городе-музее под открытым небом, само культурное пространство города помогает в решении данной цели. В начале года  совместно с родителями класса мы составляем план воспитательной работы на год, согласуем с ними тематику экскурсий, проводимых в классе, а также обсуждаем, куда они могут сходить со своими детьми в течение учебного года индивидуально.
    По плану  воспитательной работы  заранее разрабатывается тематика классных часов :

-«Моя семья»

 -«Порадовать близких – как это просто»

- «Доброе  слово- что ясный день»

-« Человек среди людей»

-«Можно и не ссориться»

-«Без друга в жизни туго»

-« Ты, да я, да мы с тобой»

- «Я и мое имя»

-« На кого я хочу быть похожим»

-«Дружба – чудесное слово»

-«Культура мира. Человек среди людей»

-  «Мы команда одного корабля»

-«Стремись делать добро»

-«Учимся договариваться»

-«О правах и обязанностях ребенка»

         Используется и такая форма работы как диспуты :

-«Легко ли быть настоящим другом»

-«Улыбка и смех приятны для всех?»;

различные конкурсы, праздники:

-«Русские посиделки

- «Масленица»

-«День рождения  ТЕАТРА»

-«Путешествие по Балтийскому морю»

-«Папа, мама, я – спортивная семья»

-«Я, ты, он , она – вместе дружная семья»;

игры:

-«Веселый поезд»

-«Как встречают Новый год в разных странах»

-«Необитаемый остров».

Взаимодействие с родителями

    Развитие  толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик», поэтому одним из условий  является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.  Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «РОДИТЕЛИ + ДЕТИ + УЧИТЕЛЬ». Поэтому необходимо  максимально вовлечь родителей в жизнь классного коллектива. Была разработана тематика родительских собраний, причем некоторые из них проводятся совместно с детьми :

-«Неразлучные друзья – родители и дети»

-« Законы жизни семьи, законы жизни класса»

-«Как научить ребенка жить в мире  людей»

-«Поговорим о дружбе»

-«Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»

-«Трудом красивым славен человек».

Многие праздники мы проводим вместе с родителями: («Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», пресс-конференция «Однажды в моем классе..»).

      Какие же технологии можно использовать при осуществлении урочной и внеурочной  работы  по развитию толерантного сознания учащихся?

Развитие  толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик», поэтому одним из условий  является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться  к своим собственным взглядам. Для этого используются следующие технологии:

-творческая мастерская;

- критическое мышление;

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;
-  информационно-коммуникативные технологии.

     Третий блок программы  называется «Рефлексивно-результативная деятельность учителя и учащихся».

     Ребенок развивается в процессе обучения, но для развития необходимо и самообразование (овладение способами добывания знаний), и саморазвитие (изменение самого себя). И то, и другое невозможно без рефлексии.     В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока (внеклассного мероприятия); постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Мы пользуемся следующей классификацией видов рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной  (групповой)  формах.

Приемы проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния:

-карточки с изображением трех лиц;

- прием с различными цветовыми изображениями (хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное, оранжевый – радостное , теплое; желтый – светлое , приятное, зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние);

-эмоционально-художественная рефлексия (выбор музыкального фрагмента, изображения пейзажа с разным настроением, рисунок ребенка).

Рефлексия содержания учебного материала.

-прием незаконченного предложения;

-выбор афоризма или пословицы;

-рефлексия достижения цели;

- синквейн (пятистишие), который   является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным и пережитым:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных);

третья строка – описание действия  в рамках этой темы тремя словами – три глагола;

четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

      Рефлексия деятельности.
    «Что я делал?  C какой целью?  Почему я это делаю так? Какой результат получил?» – вот те вопросы, которые задают себе ученики.

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия.

Данный вид  рефлексии должен служить логическим завершением урока, его осмыслением ( тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, синквейн).

     Коллективная или групповая рефлексия.

     Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальной, групповой, коллективной). Данный вид рефлексии способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни: самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость.

     В заключение хотелось бы сказать, что работа по развитию  толерантного сознания в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

     Можно и нужно говорить  не просто о способности «терпеть» рядом другого, но и об «активной» толерантности, то есть об умении сотрудничать с другими, а для этого идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения в любых ситуациях.

     В то же время «активная» толерантность – это и умение « мирно», неконфликтно убедить другого в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение, заступиться за униженного, защитить права другого, то есть при сформированном толерантном сознании ребенок умеет жить в коллективе, социуме.
    Важно отметить, что  комплексная работа по развитию толерантного сознания у младших школьников является успешной и результативной. Учащиеся стали  тепло относится друг к другу, научились дружить, открыто высказывают свое мнение, умея выслушать и  других. Родители принимают активное участие в жизни класса, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей. В лице учителя они видят своего союзника, понимают, что воспитание, обучение и развитие ребенка - это общий труд педагога и семьи.

     Надеемся, что модель, предложенная нами, поможет педагогам в работе  по развитию толерантного сознания младших школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...

Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Родительское собрание «Развитие толерантности у учащихся начальной школы»

На собрании родителям предлагается деловая игра для определения хаактеристик толерантной личности....