Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»
методическая разработка (1 класс) на тему

Бакуменко Ида Викторовна

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны.

 

Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;

2) развивающая: активизировать интерес к изучению прошлого нашей страны; формировать чувство сопричастности и уважения к истории своего народа;

3) воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, любви к Отечеству и своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_vospitatelnoy_besedy_vov_1.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

воспитательной беседы

«Дети-герои в годы

Великой Отечественной войны»

Педагог дополнительного образования

Бакуменко Ида Викторовна

Возраст детей - 7-9 лет

Количество детей - 14 человек

Продолжительность занятия – 40 мин

.

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны.

Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;

2) развивающая: активизировать интерес к изучению прошлого нашей страны; формировать чувство сопричастности и уважения к истории своего народа;

3) воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, любви к Отечеству и своему народу.

План занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие, поклон (1 мин)

2. Постановка цели данной беседы (2 мин)

II. Основной этап

1. Вступительное слово педагога о Великой Отечественной войне (5 мин)

2. Рассказ педагога о детях-героях в годы Великой Отечественной войны (15 мин)

III. Заключительный этап

1.Подведение итогов занятия (7 мин)

2. Беседа по вопросам воспитанников (10 мин)

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитанники входят в танцевальный класс по приглашению педагога.

Педагог: - Здравствуйте, ребята (все делают приветственный поклон). Сегодня у нас будет необычное занятие. Скажите, пожалуйста, какой праздник в нашей стране скоро будет отмечаться? (Дети отвечают: «День Победы!») Молодцы, правильно! Тогда берите стулья, расположимся поудобнее и поговорим об этом (все сели).

II. Основной этап

1. Вступительное слово педагога о Великой Отечественной войне.

Педагог: - 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране.  А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами). Правильно дети. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. А кто знает, когда началась Великая Отечественная война? (дети отвечают) Да, ребята, она началась 22 июня 1941 года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. Но наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И  тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины.

Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

2. Рассказ педагога о детях-героях в годы Великой Отечественной войны.

Педагог: - Ребята, сегодня я расскажу вам о судьбе только трех детей в годы войны, а таких судеб было множество. О них написано много книг, снято фильмов, чтобы люди не забывали  о том страшном времени в истории нашей Родины. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.

Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом, а выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у неё было две сестры и два брата.

Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось, кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

«Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»

«Мама умерла 13 мая 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.  

Педагог:-  Ребята, хочу рассказать еще об одной девочке – Наде Богдановой.

Надю Богданову дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Педагог: - Ребята, и еще одна судьба юного героя…

Во время Великой Отечественной войны мать Марата, Анна Казей, прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь 1942 года).

Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.

Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.

Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Педагог: - Вот такие были дети-герои, когда вся страна встала на защиту своей земли. И их было очень, очень много! Они недаром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. Во многих городах и поселках нашей Родины зажжен Вечный Огонь в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. Давайте встанем и помолчим.

Минута молчания

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов занятия.

Педагог: - Наш сегодняшний разговор закончен. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время моего рассказа? (ответы детей).

2. Беседа по вопросам воспитанников.

Воспитанники задают вопросы по теме беседы, педагог отвечает.

Библиография

  1. Wikipedia.org
  2. Классный час “Дети-герои Великой Отечественной войны (разработан учителем химии Квасовой Е.С.)
  3. «Настольный календарь 91» - Изд-во политической литературы
  4. «Великие тайны прошлого» – Изд-во «Ридерз Дайджест», 1998 г.
  5. «Большой справочник школьника 5-11 классы» - Изд-о «ООО Дрофа», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Великая Отечественная война и Задонский край"

Праздничное мероприятие посвящённое ВОв, в разработке присутствует документальный материал посвящённый годам войны, на территорииЗадонского райна...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Методическая разработка мероприятия, посвящённого событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основеисторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развиватьчувства гордости за свою страну;- Воспитывать личность граждан...

Методическая разработка классного часа: "Дети Великой Отечественной войны"

Пояснительная записка:       Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека...