Экологическая игра "Знатоки природы"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Белоус Елена Владимировна

Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

       Экологическая игра " Знатоки природы"

Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи:

- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; 
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; 
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; 
- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

1. Экологический спектакль "О чём звонит колокол"

Ведущий: По утверждению многих учёных человечество идёт к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно- технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Автор: Далеко-далеко, среди вековых деревьев, в густом дремучем лесу есть одна поляна. На этой поляне собирались лесные жители, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание называлось ( как и в старину у людей9 вечем. Посреди поляны, где собиралось вече, висел на четырёх столбах большой вечевой колокол, по звону которого и собирались лесные жители, и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал суда и защиты, Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от лесных жителей сильно достанется.  Однажды колокол зазвонил так сильно, что все птицы и звери поспешили на поляну, желая знать, кто так громко требует их суда и защиты...

Открывается занавес. Лесная поляна. В центре, на троне, сидит Лев - "царь зверей". Вокруг него лесные жители.

Лев: Сегодня в нашем лесу  рано утром зазвонил вечевой колокол. вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты?

Птицы: Мы, птицы, взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов; ежегодно мы теряем один вид своих крылатых братьев. И это всё по вине Человека.

Лев: Разве человек может так поступать с вами? Я не могу поверить. Этого не может быть, ведь все мы - часть Природы.

                                          У всех у нас есть мать одна

                                          По имени Природа!

                                          У ней для всех хватает доброты,

                                          И мы живём, запечатлев навеки

                                          В душе её прекрасные черты, -

                                          Поля, луга, леса, моря и реки.

Гагарка: Но это так. Я, бескрылая гагарка, как и почти 20 видов птиц была уничтожена человеком в результате неумеренного промысла. А погубила нас привлекательность оперения! Из наших шкурок шили праздничную и ритуальную одежду и даже изготавливали местные деньги. Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Голубь: Я - странствующий голубь. Ещё в 19 веке наш род насчитывал миллиарды особей. Но человек уничтожал нас с небывалым размахом: нас били палками, травили сернистым ангидридом, по стаям палили даже из пушек. Ещё недавно слышались повсюду крики радости. Ещё не так давно прозвучали первые вопли и стоны, а сегодня - всё замолчало: наступила смерть...

Лев: Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что, истребляя вас, он готовит такую же участь и себе? Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно- научиться достойно жить на земле.

1-я чайка: Мы - водоплавающие птицы. Ежегодно от нефтяного загрязнения нас погибает от 150 до 450 тысяч.

2-я чайка: Нам, кормящимся в море птицам, угрожают не только нефтепродукты, но и различные вещества, сбрасываемые в море вместе со сточными водами, нелегальные захоронения высокотоксичных промышленных отходов и гибель кораблей, перевозящих такие грузы.

1- я чайка: Моя планета - человечий дом.

                     Но как ей жить под дымным колпаком,

                     Где сточная канава - океан?!

                     Где вся природа поймана в капкан,

                     Где места нет ни аисту, ни льву,

                     Где стонут травы:"Больше не могу..."

2-я чайка: Человек! К нашей гибели ведёт и загрязнение атмосферы сернистым газом и оксидами азота из труб твоих фабрик и заводов. Выпадая вместе с дождём и снегом, они превращаются в серную и азотную кислоты. Кислотные дожди опасны тем, что они высвобождают из почвы ионы алюминия, а его высокие дозы, поступающие с водой и пищей в наш организм, вызывают необратимые изменения...

1 - я чайка: Что же натворил ты с природой?

                      Как теперь ей смотреть в глаза?

                      В тёмные отравленные воды,

                      В пахнущие смертью небеса...

2 - я чайка: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты что-нибудь, кроме смерти?

Лев: Человек!

Ты послушай царя терпеливых зверей,

И прости,

Что слова мои будут звучать не по-царски.

Я - последний из львов,

Но пускай за меня говорят-

Лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность

И дельфина семья, за которой неделю подряд

С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

Хлебнувший орав,

Муравейник сожжённый,

Разрытые норы барсучьи,

Оглушённая сёмга,

Дрожащий от страха жираф,

И подстреленный лебедь,

И чайки, по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину.

Ты - хозяин!

Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас - ты представь!

Разве будет землёю земля?

Но без нас - ты пойми!

Разве море останется морем?

Человечьи детёныши вспомнят о нас и заплачут...

Мы - пушистые глыбы тепла.

Мы - живое зверьё.

Все твое на планете, а нашего - нет ничего!

Может, правда,

Что день ото дня мир становится злее?

Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа. Однако, то, что сделано, нельзя исправить никаким раскаяньем. Раскаянье очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее - непоправимо. Мало - не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение Человека совсем иное.

2.  Беседа.

-О чём этот мини-спектакль?

- К чему призывают герои?

- О чём говорит название?

По утверждению многих учёных человечество идёт к  экологической катастрофе.

- Что такое экология?

Изучая "окружающий мир" вы узнали, что разные живые существа связаны с неживой природой и между собой, что человек тоже связан с окружающей его природой.

Слово ЭКОЛОГИЯ образовалось из 2-х греческих слов : "экос", что значит "ДОМ" и "логос", что значит "НАУКА". Выходит ЭКОЛОГИЯ - это наука о доме.

- О каком доме? Речь идёт о природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека. Всё то, что окружает их в природе - вот их дом.

ЭКОЛОГИЯ - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Изучает, как растение связано с воздухом и водой, с животными, с человеком; как люди связаны с окружающей их природой, как они зависят от неё, как влияют на неё.

- Каждый день по радио и ТВ , в газетах сообщают прогноз погоды на завтра или на несколько дней вперёд. Слово "ПРОГНОЗ" означает "ПРЕДСКАЗАНИЕ". Конечно, прогнозы погоды ты слышал не раз. Но бывают ещё и экологические прогнозы. Это тоже предсказания . Учёные-экологи, используя свои знания о связях в природе, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу ( то, что мы сейчас увидели в спектакле).

За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.

- Что значит "глобальный"? ( проблема всей Земли, всего человечества)

- Каковы причины нарушения экологического равновесия? ( безнравственное отношение к природным богатствам; нерациональное использование природных богатств)

- Расскажите, как вы используете такое природное богатство - ВОДУ.

- Давайте попробуем найти способы экономии воды, которые под силу нам с вами.

- А как у вас дома обращаются с мусором и задумывались ли вы о загрязнении природы мусором? ( ответы детей)

- Посмотрите вокруг, почему бы не сделать  свой двор, территорию школы более чистыми более зелёным. Соблюдение правил позволит вам внести большой вклад в дело ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.

3. Просмотр презентации "Правила поведения в природе"

4. Игра-путешествие "Экологическая кругосветка"

1 конкурс "Живые синонимы" 

- Попробуйте вспомнить, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц.

1 команда 

1) Могучий, как... (орёл)        

2) Вороватый, как... ( сорока)

3) Верность... ( лебединая)

4) Длинноногий, как... (журавль)

5) Взгляд хищный, как у... (ястреба)

6) Нос приплюснутый или... (утиный)

7) Болтать или трещать, как... (сорока)

2 команда

1) Вольный, как... (птица)

2) Важный или спокойный, как... (гусь)

3) Любовь и нежность... (голубиная или лебединая)

4) Большеглазый, как... (филин)

5) Взгляд зоркий, как у... (сокола)

6) Плыть, идти плавно, как... (лебёдушка)

7) Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей)

3 команда

1) Мудрый, как ...(ворон)

2) Важный или надутый, как... (индюк)

3) Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин)

4) Желторотый, как... (птенец, цыплёнок)

5) Нос с горбинкой или... (орлиный)

6) Шея красивая или... (лебединая)

7) Накликать беду, как... (ворона)

2 конкурс "+ " и " -"

На доске в столбик записаны названия деревьев, цветов, ягод, животных. Обитатели леса (растения и животные) записаны вперемешку с домашними животными и садовыми растениями. Играющие должны знаком "+" отметить обитателей леса, а знаком "-" то, что в лесу не растёт и того, кто в лесу не водится. Эстафета проводится в быстром темпе.По сигналу, выстроившиеся друг за другом игроки по очереди подбегают к доске и мелом ставят знаки. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок расставит знаки в своём столбике. Эстафетной палочкой служит мел.

1 команда                                             2 команда                                         3 команда

клюква                                                   клубника                                           рябина

земляника                                              берёза                                                голубика

дуб                                                          лось                                                   астра

смородина                                              черника                                            волк

вишня                                                     роза                                                   кролик

сосна                                                       коза                                                   ель

заяц                                                         яблоня                                               гладиолус

колокольчик                                          бурундук                                           груша

олень                                                       осина                                                ландыш

тюльпан                                                  гусь                                                   морошка

сирень                                                     черепаха                                           курица

корова                                                     кабан                                                 кукушка

3 конкурс "Друзья природы"

Разложить  знаки на 2 группы и объяснить своё решение. Дорисовать недостающие знаки.

1 команда                                         2 команда                                      3 команда

1) дерево ( топор, лопата)               1) ружьё ( животные)            1) нога топчет насекомых

                                                                                                                      ( насекомые)

2) завод ( слив в реку, чистая река)    2) бабочка (сачок, нет сачка)   2) рогатка (кормушка)

3) нога (топчет цветы,    ?   )               3) рука ломает ветку (  ?  )        3) разорение муравей-

                                                                                                                        ника   (   ?   )

4) паутина ( рука,     ?   )                      4) разорение гнёзд  (  ?  )           4) ножом ковыряют

                                                                                                                         дерево (  ?  )

- Расскажите с помощью своих знаков, почему в природе  многие  животные  становятся редкими.

4 конкурс "Капитаны"

- Ваша задача собрать иллюстрации и карточки с надписями, на которых изображены или указаны

капитану 1 команды   - лесные ягоды и грибы

капитану 2 команды   - животные

капитану 3 команды  - птицы

-  Кто соберёт быстрее, тот победил в конкурсе. Чужие карточки не брать, будут начисляться штрафные баллы.

- Пока идёт конкурс капитанов, команды выполняют следующее задание и зарабатывает дополнительные баллы. Вы должны расшифровать слово. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Из оставшихся букв получится нужное слово.

1 команда     МДОКИЯТСМИГЕОГСЛК ( дятел)

                       МЖДОУРТБАЖСВЕБТЙОНИСДК  ( муравейник)

2 команда     УРКСНТЯНБКСИНТУА  ( рябина)

                        ОГБЗВУСКЛЖЕНБВИКЗОЦАЖЛ  ( гусеница)

3 команда      ИВОЗАМВГЛЕМИАНГЬЗ  ( олень)

                         ЗЦЕХТМЛУЮЫЯНЦХТИУЮКЫА  (земляника)

5 конкурс "Гонки за лидером"

- Я задаю вопросы каждой команде по очереди. Ваша задача ответить на наибольшее количество вопросов. ( жребий)

  • 1) Кто в году 4 раза переодевается? ( земля)

2) Кого называют хозяином тайги? ( медведя)

3) В какой пословице есть слово "рыбка"? ( Без труда...)

4) Посреди поля лежит зеркало- рама зелёная, стекло голубое. ( озеро)

5) Кого называют лесным великаном? ( лося)

6) Под водой живёт народ, ходит задом наперёд . ( раки)

7) Какого зверя называют "косой"? ( зайца)

8) Назовите писателей, которые писали  рассказы о природе. ( Пришвин, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина)

9)Где у кузнечика ухо? ( на ноге)

10) Какие ноги у жирафа длиннее- передние или задние? ( одинаковые)

  • 1) Пусть я птичка - невеличка

     У меня, друзья, привычка.

     Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.  ( снегирь)

2) Эй, звоночки, синий цвет. С языком, а звону нет. ( колокольчик)

3) Олений мох . ( ягель)

4) С какого хвойного дерева зимой опадают хвоинки? ( лиственница)

5) Птица - символ счастья и доброты. ( аист)

6) Территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность, охота, рыбная ловля. ( заповедник)

7) В шубе летом, а зимой раздетый. ( лес)

8) У каких деревьев сладкий сок? ( берёза, клён)

9) Сколько ног у паука, а сколько у жука? ( 8 и 6 )

10) Может ли дрозд отморозить хвост? ( нет, зимует на юге)

  • 1) Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

2) Устройство для искусственного содержания рыб ( аквариум)

3) Самые крупные млекопитающие, живущие на суше. (слоны)

4) Белый передник, зелёная коса. ( берёза)

5) Как можно узнать о приближении дождя, глядя на муравейник? ( перед дождём муравьи прячутся и закупоривают все входы в него)

6) Может ли тюлень на боку лежать весь день? ( да)

7) За какими цветами ходила девочка зимой в лес? ( подснежниками)

8) Кто из этих животных не живёт в наших лесах: волк, жираф. лось? ( жираф)

9) Кит  и дельфин - это рыбы? (нет, млекопитающие)

10) Охота, разрешенная в любое время года. ( фотоохота)

6 конкурс "Волшебное слово"

Составить как можно больше слов из слов ( используя буквы) ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ.

Награждение.

- В завершении нашего мероприятия я хотела бы прочитать вам стихотворение Шкловского

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги".

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги".

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

"Ты береги нас, береги".

Остановил олень свой бег:

"Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - помоги,

Ты береги нас, береги".

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: "Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Природа – наш зеленый дом»

Проект создан в виде театрализованного представления, включающего в себя стихи, сценки, инсценировки песен и т.д....

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологическая игра "Природа вокруг нас"

Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, закреплении позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Игра способствует приобретению зна...

Экологические проблемы природы Донского края.

Разработка занятия по курсу "Доноведение"...

Экологический проект «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»

Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды....