Пятерка по письму
статья (1 класс) на тему

Панченко Анжелика Владимировна

В данной статье я попыталась проанализировать почему первоклассники плохо пишут, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anzhelika.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №354

Московского района

Санкт — Петербурга

Панченко Анжелика Владимировна

Пятерка по письму

Несмотря на то, что мы все чаще «пишем»  на компьютере, умение переносить мысли на бумагу требуется всем. Но в каком возрасте наступает пора учить ребенка держать ручку и выводить буквы? От чего зависит, разборчивым ли будет его почерк? Как достичь вершин каллиграфии и стоит ли это делать вообще?

Идеальный почерк, по утверждению физиологов, - это удел людей с тонкой и совершенной координацией движений, тех, кто может стать каллиграфом. Но таких во всем мире лишь около 5%. И не беда, если ваш школьник относится к оставшимся девяноста пяти. Ведь, если прислушаться к советам специалистов, четкий и читаемый почерк можно сформировать практически у любого ребенка.

Главная задача родителей дошкольников — соблюдать несколько важных правил.

Правило 1. Начинать обучение письму можно только с печатных букв (ни в коем случае не форсируйте события и не покупайте прописи для школы!).

Ребенок — дошкольник еще функционально не готов к тому, чтобы правильно держать ручку. Переучить ребенка потом будет невозможно, следовательно, о хорошем почерке придется  забыть.

А на модели письма печатных букв можно сформировать все необходимые качества, которые помогут первокласснику научиться писать курсивом.

Правило 2. Рисовать. Обводить ребенок может и карандашом, а вот когда вы целенаправленно начинаете заниматься с ним подготовкой к письму, это нужно делать только ручкой. Причем гелевая ручка  для этой цели не подходит, нужна обычная шариковая с мягким и прорезиненной областью обхвата.

Не берите громоздкие ручки с утолщенными насадками — их сложно держать, поэтому процесс письма усложняется.

Правило 3. Требовать от первоклассника идеального почерка бессмысленно. Особенно если подготовка руки к письму не велась еще до школы. Причем проводить эту самую подготовку надо не спеша и поэтапно. В идеале и потом — уже в школе — надо бы учить письму не торопясь.

Но, к сожалению, все современные школьные методики форсированного обучения, в результате которого формируются каракули.

Неудивительно, что сегодня четкий читаемый почерк у подрастающего поколения — большая редкость.

Самое главное, что нужно сделать до школы, - это подготовить руку к письму.

Как развить двигательные функции?

*  Отлично подойдут занятия лепкой: хоть из пластилина, хоть из глины.

* Купите ребенку конструктор: работа с мелкими деталями отлично развивает моторику рук.

*  Как вариант — который не исключает конструктор! - мозаика.

*Очень полезна штриховка. Пусть ребенок заштриховывает геометрические фигуры и ли элементы рисунка. И лучше ручкой, чем карандашом. Это даст дополнительный опыт владения ею. Между штрихами должно быть определенное одинаковое  расстояние, и их наклон — одинаковый.

Когда в школе дети начинают изучать прописные буквы, помогите ребенку их освоить.

Запомните: буквы делятся на 3 группы. И каждая требует своего подхода.

*  Проще всего  выписывать буквы с четкими элементами. Например, «а» прописная: овал, крючок.

*  Выписывать буквы с нечеткими элементами (например, «к») лучше на нелинованной бумаге  -  чтобы лучше запоминать элементы.

*  Чтобы познакомиться с буквами, которые состоят (например, «з»), полезно сначала сделать из проволоки или толстой нитки. Пусть ребенок обследует ее пальчиками — подключаем тактильные ощущения.

Желательно, чтобы ребенок, прежде чем садиться прописывать буквы, потренировал пальчики: выложил мозаику, заштриховал несколько геометрических фигур.

Когда первоклассники уже пишут слова и короткие предложения, полезно под страничку подкладывать разлиновки (они позволяют контролировать наклон, расстояние между буквами).

У ребенка должен быть стимул красиво писать. В классе мы устраиваем выставки работ и самим детям предлагаем выбрать лучшие, на родительском собрании хвалим тех, у кого самые аккуратные тетради. Как поощрять дома — придумайте сами.

Кстати, дети, с которыми занимаются исключительно папы и мамы, традиционно хуже подготовлены к письму, чем детсадовские.

Разумеется, лучше доверить дошколенка профессиональным педагогам. Если же такой возможности нет, надо постараться избежать возможных ошибок.

Самая  распространенная их них: учить с ребенком буквы по таким плакатам, где у каждой буквы какой - нибудь предмет нарисован: «А» - арбуз, «Б» - белочка.

Дети ведь так и запоминают, а когда приходит пора читать и писать, оказываются в тупике: из белочки и арбуза слог «БА» никак не складывается. Более того — надо сразу объяснить ребенку, что есть буквы, а есть звуки. Буквы мы видим, пишем. А звуки слышим. То есть буква «Б» называется «бэ», а произносится отрывисто: «б». «Л» - это «эл» и «л». Дети это отлично воспринимают. И им потом будет легче складывать буквы при чтении, и при письме.

Вообще же главная цель подготовки к школе -  расширить кругозор ребенка и его лексичекский запас. А считать и писать он научится и в 1 классе. Но родителей не унять: они стараются самостоятельно — кто,  как может — натаскать ребенка по программе 1 класса. Чего совершенно не требуется. При анкетировании учителей начальных классов на тему «Чего вы  ждете от ребенка, который только поступил в школу?» Все опрошенные не сговариваясь, отметили, что у детей, которые приходят сегодня в первый класс, очень скудный лексический запас, узкий кругозор и совершенно не развита моторика — они порой даже ножницами пользоваться не умеют. Так что лавный совет: расширяйте кругозор ребенка, читайте ему больше книг, развивайте моторику. Остальное сделает школа.

Если у ребенка был сформирован правильный почерк, а потом в какой — то момент нарушился наклон, ширина и высота букв, это может служить сигналом, что ребенок переутомлен, эмоционально или физиологически истощен, не здоров.

Почерк и душевное состояние тесно взаимосвязаны. А еще он зависит от типа нервной системы. Неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения.

Различия же в тонусе разных мышечных групп — источник различий в расположении линий на бумаге. И это неизбежно проявится в своеобразии почерка.

Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а к относительной читабельности — именно в этом главная функция почерка.

Нужно сразу оговориться: в графоанализе нет общего понятия «хорошего» или «плохого» почерка. Личность формируется, во - первых, из врожденных, а во - вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк — лишь отражение этого комплекса, своего рода «материальный» носитель психофизических особенностей индивидуума.

                                               

                                          февраль 2015 год

                                          Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредная пятерка, полезная десятка

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно опреде...

Конспект урока по математике 2 класс "Счет пятерками"

P { margin-bottom: 0.21cm; } ЦЕЛИ УРОКА.Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление на 5.Расширение житейского опыта школьников,приобретение практических...

Охотники за пятерками.

Сценарий урока Знаний во 2 классе...

Урок математики во 2 классе "Счет пятерками. Умножение и деление на 5"

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Планета знаний"...

Презентация по математике "Счет в прямом и обратном направлении по одному, двойками, тройками, пятерками"

Презентация по математике "Счет в прямом и обратном направлении по одному, двойками, тройками, пятерками"...

Новогодние "пятерки"

Новогодние "пятерки"...

Викторина "Экспресс пятерка!"

Викторина предназначена для учеников начальной школы. Я использовала данный материал в проведении недели английского языка в школе в конкурсе на получение быстрой пятерки....