Игровые программы как средство сплочения коллектива.
статья на тему

Кучепатова Светлана Алексеевна

Обощение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_microsoft_office_word_3_-_kopiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые программы как средство сплочения коллектива.

          С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. Формирование умения  взаимодействовать  со сверстниками, умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания. При этом благоприятный климат создают:

  • доброжелательность в отношениях друг к другу
  • активность (активная позиция в общешкольных делах)
  • взаимопомощь друг другу
  • инициатива
  • оптимизм
  • организованность членов коллектива

        Объединение всех членов коллектива в их совместной деятельности  создает целостное единство коллектива – сплоченность. В сплочённых классах учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма. Сплочённость коллектива и снижение конфликтности – мои приоритеты в воспитательной работе.

        Как преодолеть возрастное противостояние мальчишек и девчонок? Как научить их заботиться друг о друге и сопереживать? Как воспитать у мальчиков мужественность, а у девочек женственность? Есть очень эффективный способ решения подобных задач – творческие игровые программы.

        В педагогической литературе творческая игровая программа   определяется как комплексное средство развития личности учащихся, представляющее собой совокупность разнообразных видов творческо-игровой деятельности, объединенных сюжетным (сценарным) ходом и обеспечивающих активизацию участников.

        Для меня творческая игровая программа  – театрализованное представление, включающие в себя музыку, танцы, песни, стихи, конкурсы, объединённые одной темой, сюжетом. Данный вид деятельности даёт возможность детям и родителям показать свои литературные, музыкальные, хореографические, артистические  способности. Проявить остроумие, эрудицию. Посоревноваться в ловкости, сноровке, смекалке. (Слайд 2)

         Игровые программы имеют свои цель и задачи.

Моя цель - создание условий для формирования коммуникативных умений,

Основные задачи  - снять эмоционального напряжения, возникающего в процессе учебной деятельности, создавая благоприятный психологический климат, развивать организаторские способностти, и не просто развивать, а, даже, раскрутить творческую энергетику детей.                                                                                               (Слайд 3)

Игровые программы строятся на определённых принципах:

Принципы:

•принцип активности - создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников,

•принцип взаимодействия (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы

•принцип синтетичности единство игровых средств и способов воздействия на ребенка, (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т. д.); Нужно отметить, что оформление, костюмы для героев делаются и руками родителей. Такое  совместное переживание положительных, ярких эмоций сплачивают ученический и родительский коллектив, учат доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству.

•   принцип целостности - согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на ее качество и эффективность,а не нагромождение элементов Другими словами – просто, доступно, но со вкусом

•   принцип динамичности - вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры. Динамичность проявляется в частоте и быстроте чередования различных форм и видов деятельности, способности корректироваться, действовать по ситуации

•   принцип правдоподобия - создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);

• принцип личного проживания — эмоциональная включенность ребенка в игру, в игровые события, ее атмосферу; наличие у ребенка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры опыта, частично переносимого в реальную жизнь.                                                                                                         (Слайд 4)

Игровая  программа имеет свою  структуру

Структурные элементы

Содержание процедур

Задачи структурных элементов

1.

Экспозиция

Встреча участников, гостей. Приглашение в зал

Создание праздничной атмосферы, настроя на позитивное общение

2.

Завязка

Открытие программы. Разминка (2–3 игры, конкурса, задания, вопроса)

Привлечение внимания, интереса

3.

Развитие действия

Проведение игр (5–6 игр, конкурсов, заданий, вопросов)

Вовлечение в действие

4.

Кульминация

Самая яркая игра, конкурс, задание, вопрос

Получение наибольшей радости, удовольствия, удовлетворения

5.

Развязка

Подведение итогов, награждение

Подведение итогов, награждение

                                                                                                                                          (Слайд 5)
         Чтобы подобранный материал был стройным произведением, важно отработать "мостики" от одного эпизода к другому. Удачный стык, или "мостик", создает ощущение целостности .

Включение в игровую программу театрализации даёт возможность раскрыть не только творческие способности ребёнка, но и  позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность

Сказочные герои отождествляются ребёнком. За маской или образом легче скрыть робость, неуверенность, застенчивость.                                                                        (Слайд 6)

Любая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. 

Ожидаемые результаты – конкретная характеристика знаний, представлений, умений и навыков, которые приобретает ребенок по завершении программы.

Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач.

Например:

  • Приобретение детьми практических навыков проведения конкурсов,
  • Овладение умением организовывать подвижные игры;
  • Приобретение детьми умения согласованно работать в малых группах;
  • Формирование доброжелательной атмосферы в классе.                                 (Слайд 7)

Способы проверки результата – отзывы детей и родителей, сочинения, наблюдения педагога, видеоотчет, рисунки детей, анкетирование, тестирование и т.д.

          В третьем -  четвёртом  классе игровые программы перерастают в коллективно – творческие дела, так как дети уже становятся способными проявить инициативу, активность, творчество, появляются лидеры, организаторы.

         Увлечение творческими игровыми программами привело к раскрытию творческого потенциала отдельных учащихся. Мои ученики стали проявлять свои артистические таланты вне школы, а так же активно участвовать в конкурсах чтецов стихотворений. Учащиеся стали побеждать школьных, районных, областных конкурсах чтецов.

       Традиционно  театрализованные игровые программы проводятся ко Дню Матери, Новому Году, Международному Женскому Дню, Дню Защитника Отечества, Дню Святого Валентина, Дню Космонавтики, что способствует выработки традиций. Всем известно: чем больше в коллективе традиций, тем он крепче.

    Радость, которую получают участники игровых программ дает заряд положительных эмоций, настраивает на оптимистическое восприятие жизни,.

       Результаты психологической диагностики, проведённой школьным психологом  в конце четвёртого класса, показали высокий уровень благополучия взаимоотношений членов классного коллектива. Таким образом, вовлечение  детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность с использованием игровых технологий объединяет  детей в дружный и работоспособный коллектив, способствует снятию эмоционального напряжения, возникающего в процессе учебной деятельности.
      Одно и то же мгновение жизни люди чувствуют по-разному. Посмотрите на людей старшего поколения, и вы увидите, что и стареют люди не одновременно: кто-то в 80 лет свеж как огурчик, а кто и в 50 — старик стариком. И зависит это, согласитесь, от того, какими чувствами живет человек — светлыми или темными, добрыми или злыми. Давайте играть!                                                                                                                        
    (Слайд 13)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство снятия эмоционального напряжения и сплочения коллектива.

В статье приведены примеры игр,которые можно использоватькак на уроках ,так и на специальных тренингах....

Сценарий игровой программы для сплочения коллектива.

Игровая программа "Тумба -Юмба" в индейском стиле....

Игра - как средство сплочения детского коллектива.

Статья о том, какую роль отводится игре в сплочении детского коллектива....

Психологические игры на сплочение коллектива для детей - групповая сплоченность

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получа...

Сплочение коллектива через игровые формы работы.

Игры способствуют благоприятной психологической атмосфере в классе. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой , а не индивидуа...

Игровая программа на сплочение младших школьников

Конкурсно-игровая программа«Ура! Каникулы!»Цель: организовать досуг детей.Задачи: воспитывать коллективизм;- создание эмоциональной атмосферы;- формирование коммуникативных навык...