Литературно- музыкальная композиция " Детство, опаленное войной"
методическая разработка (3 класс) на тему

Корсунова Татьяна Николаевна

.Детям войны посвящается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областной смотр патриотической деятельности

образовательных учреждений Воронежской области,

посвященный 70-летию Великой Победы

Авторская разработка классного часа

на тему:

учителя начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1

г. Россоши Воронежской области

Корсуновой Татьяны Николаевны

2015 год

Детям войны посвящается…

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной».

(Слайд № 1 - 2)

Ведущий. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они, как и вы, учились в школе, помогали старшим, бегали, кричали, разбивали коленки. Их имена знали только родные, друзья да одноклассники.

(Слайд № 3)

…И вот 22 июня 1941 года

(Голос Левитана)

1 чтец. Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой.

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

(К. Симонов)

2 чтец. Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что даже через 65 лет

Живым не верится, что живы.

3 чтец. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной.

Всего каких-то 5 минут осталось.

(С. Щипачев)

(Слайд № 4)

(Гремят взрывы – запись.

Звучит 1-й куплет песни «Священная война»

Муз. Александрова, слова Лебедева-Кумача)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна –

Идет война народная, -

Священная война!

4 чтец. Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

(А. Иоффе)

Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания наших земляков- детей войны!

(Слайд № 5)

1 ученик: Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили сыном полка, в специальную разведроту. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года был ранен. Меня  направили на лечение в тыл.

2 ученик. А вот, что вспоминает жительница нашего города Строчак Нина Александровна: «В 1941 году мне было 6 лет, но я пережила всю войну. Помню все ужасы войны и никогда не забуду, как в 1943 году вражеские самолеты бомбили наше село, как мы бежали прятаться в окопы. Одна семья полностью ушла в землю от разрывной фашистской бомбы. С 9 лет мы, дети, работали в колхозе, помогали Родине, как могли».

(Слайд № 5)

Ведущий: А сегодня у нас в гостях почетный гражданин г. Россоши, краевед, автор книги «Война у моего дома» А.Я. Морозов, который в годы войны был вашим ровесником, мальчишкой 2-классником, расскажет нам, как встретились он и война.

(Слушаем рассказ, дарим цветы)

(Слайд № 5)

Ведущий: Вы все помните поэтессу Раису Ефремовну Дерикот, она была ребенком на войне. Когда началась война, ей было всего 4 года:

«Ты воевала?

На войне была?

Нет. Я тогда не воевала.

Я просто на войне жила».

(Р. Дерикот)

Ведущий: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило 1 сентября, как работали у станков по 12 часов в сутки, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб. Многие из детей набавляли себе годы и уходили на фронт.

1 чтец. Возможно бы, стал Рафаэлем,

А может Колумбом планет

Мальчишка в солдатской шинели

Неполных 16 лет.

(Исполняет 1-й куплет песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Пионеры-герои».)

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры-герои

Навечно остались в строю.

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег.

У нас один, один лишь путь к победе

И нету других дорог.

Ведущий: Мальчишки и девчонки. Пришел час, и они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

2 чтец. Славка Яковлев, 12-летний паренек из Воронежа, был в группе разведчиков. На задания его не брали. Но когда разведчики уходили в Воронеж, он подробно рассказывал им про улицы города. Славка не раз слышал о какой-то батарее, которая из центра города обстреливала наши войска. Обнаружить эту батарею никак не удавалось. При переправе через реку уже погибли две группы разведчиков.

Никому ничего ни сказав, Славка решил сам обнаружить вражескую батарею. Переодевшись в гражданскую одежду, он переплыл реку, поднялся до центра города. Пушки, с направленными в сторону реки стволами, он увидел в Кольцовском сквере. «Они!» - обрадовался Славка. На следующее утро он благополучно возвратился во взвод и доложил командиру о вражеской батарее. Артиллеристы дивизии уничтожили пушки врага.

Ведущий: Возможно, о нем, о таком же мальчишке, А.Т. Твардовский написал свой «Рассказ танкиста»

3 чтец: Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить…

(Слайд № 6)

Ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со взрослыми повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде. Четверо юных пионеров удостоены высокого звания «Герой Советского союза»: партизан Леня Голиков, Марат Казей, разведчик Валя Котик и ленинградская школьница, член подпольной организации Зина Портнова.

4 чтец:  Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

(Исполняется песня «Женька» муз. Е. Тарковского, слова К. Ваншенкина)

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

        

Мальчишечье имя носила,

Высокие травы косила,

Высокие травы косила,

Была в ней веселая сила.

Завыли стальные бураны,

Тень крыльев легла на поляны,

Тень крыльев легла на поляны,

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Ее уважали в отряде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде.

…Висит фотография в школе –

В улыбке ни грусти, ни боли,

В улыбке ни грусти ни боли, -

Шестнадцать ей было, не боле.

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

Ведущий: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистских городах и в блокадном Ленинграде. Об этом рассказывают записи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

(Слайд № 7)

1 чтец: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра в 1941 году.

Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года.

Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года…

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

                       Но вскоре умерла и сама Таня.

2 чтец:  Тогда нам было 10 лет,

Мы помним ночь войны!

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда,

Как потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

Во тьме на фронт везли войска

Детей в далекий тыл.

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

(Слайд № 8)

Ведущий: На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря. Самыми обездоленными были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Вот, что пишут те, остался жив:

3 чтец: «Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом…»

4 чтец:  Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Обувь детская ношена,

Правый ботинок с заплаткой.

Его номер по книге 3209-й.

Кто носил его, где?

В Мелитополе, в Кракове, в Вене?

Кто носил его – Владек иль русская Женя?

Как попал он сюда в этот ад,

В этот список проклятый

Под порядковый номер 3209-й?

Неужель не нашлось в целом мире дороги,

По которой прошли эти детские ноги

В это страшное место,

Где мучили, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду с убитых снимали?

Где на всех языках

О спасенье пытались молиться

Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.

Час расплаты пришел.

Суд народов идет по кровавым следам преступленья.

Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой,

Снятый с жертвы 3209-й.

Ведущий: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

1 чтец: Они прикрыли жизнь собою,

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава…

Ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания…

(Слайд № 9)

(звучит «Бухенвальдский набат»

слова А. Соболева, музыка В. Мурадели)

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь,

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь.

И восстали,

                   и восстали,

                                      и восстали вновь!

Ведущий: Во II Мировой войне на Земле погибло 13 миллионов детей. Если бы каждого погибшего ребенка почтить 1 минутой молчания, то нам пришлось бы молчать 20 лет!!!

2 чтец: А мы не стали памяти перечить

И вспомним дни далекие когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда,

Была земля и жесткой и метельной.

Была судьба у всех одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

3 чтец: И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне

И пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

(Слайд № 10)

Ведущий: Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от бед, несчастья, неволи…

Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Россоши Иван Яковлевич Девятко.

Слово ветерану.

Ученица:  Война прошла ужасным ураганом.

И юность отняла навек у вас.

Не описать тех горестей, страданий,

Но вам благодаря, мы счастливы сейчас!!!

(Дарим цветы ветерану)

Ведущий: Ваши дедушки и бабушки уже не знали войны, а вот дедушки и бабушки ваших родителей, возможно, воевали или были детьми войны. Всем им мы посвящаем песню «Прости меня, дедушка!» (ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ)

4 чтец: Мы – дети мирных дней.

Мы молоды, нам кажется,

Что весь мир для нас!

Но мы не хотим, чтоб лились кровь людей.

Мы хотим, чтобы был мир во всем мире.

1 чтец: О чем мечтают дети?

У нас мечта одна!

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна!

(Слайд № 10)

(Звучит песня «Детство», учащиеся исполняют танец)

  1. Детство, детство, детство – это смех и радость,

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг,

Детство, детство, детство – это я и ты.

Припев. Все люди на большой планете

Должны всегда дружить

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети

И в мирном мире жить!

  1. Ярко – ярко пусть пылают лишь рассветы,

Ночью звездной пусть спокойно спят поля…

Детство, детство добротой не зря согрето,

Детство, детство – завтрашний твой день Земля!

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества. Литературно-музыкальная композиция "Давно закончилась война"

Внеклассное мероприятие, посвящённое 65-летию Победы. Провести этот праздник мужества лучше совместно – 4 класс с 8 классом – как коллективно-творческое дело. Предложить старшеклассникам роль ведущих....

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ«ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»...

Литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной»

Сценарий общешкольного мероприятия.Литературно-музыкальная композиция "Детство, опалённое войной"...

Литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

Данное мероприятие разработано  как  литературно-музыкальная композиция и предназначена для учащихся  начальной школы. Цели мероприятия :1.Вызвать заинтересованность великим событи...