Урок мужества. Литературно-музыкальная композиция "Давно закончилась война"
классный час (4 класс) по теме

Гаврилова Марина Николаевна

Внеклассное мероприятие, посвящённое 65-летию Победы. Провести этот праздник мужества лучше совместно – 4 класс с 8 классом – как коллективно-творческое дело. Предложить старшеклассникам роль ведущих.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Новоржевская средняя общеобразовательная школа

65 – летию Великой Победы посвящается

Урок   мужества

учитель начальных классов

     Гаврилова Марина Николаевна

Новоржев

2010


ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ

«Давно закончилась война».

                                                                                 Война – короче нету слова.

                                                                                 Война – печальней нету слова.

                                                                                 Война – святее нету слова.

                                                                                 В тоске и славе этих лет,

                                                                                 И на устах у нас иного

                                                                                 Ещё не может быть и нет.

Цель: через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Оформление: плакаты: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Нам этот мир завещано беречь».

Подготовка:

-Пригласить ветеранов Великой Отечественной войны.

-Провести этот праздник мужества лучше совместно – 4 класс с 8 классом – как коллективно-творческое дело. Предложить старшеклассникам роль ведущих.

-Разучивание песен и стихов.

-Печатание плакатов.

-Провести выставку поздравительных открыток к 9-ому мая.

Приглушённо звучит мелодия из произведений немецкого композитора Р.Вагнера «Шелест леса».

На сцене ведущие.

1-ый ведущий:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

2-ой ведущий:

Тем, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей…

3-ий ведущий:

Тем, кто на века канул в фашистском плену…

4-ый ведущий:

 тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

1-ый ведущий: Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается…

Называются Ф.И.О. приглашённых гостей – ветеранов.

Музыка звучит громче.

2-ой ведущий:

Сегодня все цветы – им, все улыбки – им, тепло майского солнца – им.

Вручение цветов и поздравительных открыток на фоне музыки «День Победы».

Выходит солдат в плащ-палатке, в руках вещевой мешок.

Солдат:

День 9 мая 1945 года знает весь мир. Мы шли к этому дню 4 года и когда пришли, изумились. Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, ещё поют петухи. И распускаются листья на деревьях… Домой! Скорее домой! Прощайте, кто не дожил до Победы!

Хор исполняет 1-ый куплет песни «Последний бой». Слова и музыка М.Ножкина.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец. Последний бой.

Припев:

Ещё немного, ещё чуть-чуть.

Последний бой – он трудный самый,

А я в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму!

А я в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму!

Солдат уходит.

1-ый вед.

Но это было потом…

А сначала был день 22 июня 1941 года.

И первый бой…топот шагов, голос Левитана.

1 куплет песни «Священная война». Звучит фонограмма. Гул разрывающихся бомб.

2-ой вед.

Весна 1941 года.

Она начиналась экзаменом школьным,

Тревогой неясной и дорогой.

Манила на волю мячом волейбольным,

Игрою реки, тополиной пургою.

И вдруг…

Монтаж. Ученики 4-го класса.

Шагает по земле война.

Земля вздохнула тяжко.

На растерзанье отдана,

Прости, прости, бедняжка!

Прости за боль, за детский плач,

За кровь и дымные рассветы.

Вновь торжествует твой палач!

Как горек тихий стон планеты.

Мечи скрестились огневые…

Земля моя! Я всё отдам,

Чтобы спасти твои святые

Кресты и храмы. Пополам

С тобой разделим муки ада.

Господь! Дай силы победить!

Земля очнувшись, прошептала:

«Своим героям помогу.

Чтоб зло глумиться перестало,

Всё сделаю, всё, что смогу.

И накормлю, и обогрею,

И спрячу, и похороню,

И мысли чёрные развею,

В сердцах надежду сохраню».

1-ый вед.

Сквозь пот и кровь, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат!

2-ой вед.

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому  дана.

Хор исполняет песню «Баллада о солдате». Стихи М.Матусовского, музыка В.Соловьёва – Седого.

Полем. Вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шёл солдат.

Шёл солдат. Преград не зная,

Шёл солдат, друзей теряя,

Часто, бывало,

Шёл без привала,

Шёл вперёд солдат.

Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град.

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат. Глотая слёзы,

Пел про русские берёзы,

Про карие очи,

Про дом свой отчий

Пел в пути солдат!

1-ый вед. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло уже 65 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.

Чтец.

Война была священной. В этом

Не усомнится даже тот.

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли истории прочтёт.

Прочтёт о том, как под луною

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Война священна. И Матросов

Всем сердцем лёг на пулемёт.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмёт.

Они уйдут в сырую землю,

В рассветы, в травы, в зеленя,

До самой смерти веря, внемля

Всей правоте твоей, Москва!

                     (В.Фирсов)

2-ой вед.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела 40 крупных наступательных операций. Битва под Москвой проходила с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. На примере Польши, Франции и других уже захваченных государств, немецкое командование было убеждено – после захвата советской столицы война будет окончена. «От исхода битвы за Москву зависит наша жизнь или смерть», – говорил один из генералов фашистской армии. Судьба столицы висела на волоске. Немцы уже были в 20км от Москвы. На защиту столицы встала вся страна. Осенью 1941 года под Москвой решалась судьба нашего Отечества.

Когда у стен твоих гремят мечи,

Мы все в такую пору москвичи,

Мы все – твои бойцы-богатыри,

Все наши силы, Родина, бери.

              (К.Маликов)

1-ый вед.

В страшных, жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили. Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники, это – вехи тяжелейших битв. За семь месяцев, которые длилась оборона Москвы, развеялся миф о непобедимости немецкой армии.

2-ой вед.

Нельзя перевести ни на какой другой язык слово подвиг. Подвиг во имя Отчизны, подвиг во имя Отечества, подвиг во имя Родины. По – двиг, по – двигнуть… В этих словах есть движение. Это движение души, сердца. Движимый любовью к Родине, человек отдаёт ради неё жизнь. На это способны только сильные духом! Во время войны было совершено много героических поступков, много подвигов. Свыше 11 тысячи воинов в годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, более 7 миллионов человек награждены орденами и медалями.

2-ой вед.

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.

Чтец.

«Рассказ танкиста».

Был трудный бой.

Всё нынче как спросонку,

И только не смогу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый

Из тех, кто главарями у детей.

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

 И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, –  столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу…

Был трудный бой.

Всё нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

1-ый вед.

Тяжело на войне. А стихи, песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, лихие русские пляски придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война.

Чтец.

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

(А.Твардовский)

2-ой вед.

Много на фронте было сложено песен. Сочинялись и частушки.

Частушки исполняют ученики 4-го класса.

Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим:

И на море, и на суше

Разобьём и разгромим.

Наши танки в бой несутся,

Содрогается земля.

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля.

Мать сыночка провожала

И такой наказ давала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла».

Моросят дожди косые

На берлинском на пути.

Лучше матушки России

В мире края не найти.

1-ый вед.

И вот наступил он – великий долгожданный день – День Победы! Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года.

2-ой вед.

24 июня 1945 года, в Москве на Красной Площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию мавзолея В.И.Ленина знамёна разгромленных немецких армий.

Монтаж. Стихи читают ученики 4-го класса.

Стираются лица, стираются даты.

Порой ваша память не всё сохранит,

Но видят и нынче седые солдаты

Приволжскую степь, черноморский гранит.

Пути фронтовые припомнятся снова,

Лишь карт пожелтевших коснётся рукой.

Снега под Москвою, дожди под Ростовом,

Апрельский туман за чужою рекой.

Какими путями прошли вы, солдаты,

Какие преграды сумели сломить!

Стираются лица, стираются даты –

Военных дорог никогда не забыть!

Далёкое время, вам кажется близким,

Да нет очень близких друзей среди вас –

Пути отмечая, стоят обелиски.

Ведут о боях молчаливый рассказ.

Стираются даты, стираются лица,

Но будет победно и вечно цвести

Девятого мая салют над столицей,

Связавший узлом фронтовые пути.

(В.Матвеев «Фронтовые пути».)

Хор исполняет песню «День Победы». Стихи В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.

Ещё звучит музыка, выходят ведущие и говорят слова:

1-ый вед.

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

2-ой вед.

Мы поздравляем вас с Великим днём!

С Днём нашей Славы

С Днём Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ«ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»...

Литературно – музыкальная композиция в 1классе «Война и дети»

Литературно-музыкальная композиция "Война и дети" посвящена 70-летию Великой Победы и всем детям, которые испытали ужасы войны....

Урок мужества . Литературно-музыкальная композиция "Вечный огонь памяти"

middot;         воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, к традициям своей страны;·...