Главные вкладки

    Методическая разработка (3 класс) на тему:
    Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»

    Трусова Светлана Юрьевна

    Методическая разработка  содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

    Смысл слова «воспитание» менялся в разные эпохи. В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

    В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

    Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др. Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности.

    Актуальность

    Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры  в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения.

    Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

    Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей.

    Поэтому наша цель, цель учителя  - помочь родителям в воспитании детей, в их обучении современных компетенций, сделать детей, родителей и учителя союзниками, единомышленниками в одном едином деле – становлении человека-личности.

    А.С.Макаренко учил родителей не отделять семейные дела от общественных «Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье. Семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и через ваши мысли должно приходить к детям»

    Идейные ценности семьи находят своё отражение в семейных традициях.

    Семья – ячейка общества, а значит один из его коллективов. И если семья хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга.

    Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу.

    Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья.

    Любому ребёнку комфортно в той семье, которая построена на любви, взаимопонимании, где родители грамотны в вопросах семейного воспитания. Весьма отрицательно отражается на детях такое положение, когда родители плохо представляют цели, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания. Поэтому учитель и призван помочь родителям не допустить ошибок, отрицательно воздействующих не только на успеваемость школьника, но и общественную активность, психологическое состояние, формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и других качеств.

    В наше время выдвигаются новые требования к педагогике. Востребованной становится индивидуальность каждого человека.

    Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

    Одной из форм просвещения родителей класса является родительский ринг. Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у ни не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того чтобы принять верное решение.

    Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.

    Цель «родительского ринга»:

    Распространить лучший опыт семейного воспитания через новую форму работы с родителями «родительский ринг»

    Задачи:

    1. Скорректировать работу с родителями, учитывая их уровень образования и опыт воспитания.

    2. Использовать активно помощь школьного психолога в проведении родительского всеобуча, а так же индивидуальной работы с родителями

    3. Включить всех родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности класса.

    4. Расширять и обобщать положительный опыт семейного воспитания

    Изучая литературу по данной теме, меня заинтересовали те пособия, которые содержат большое количество практических советов и рекомендаций такие как: Урбанская О.Н. «Работа с родителями младших школьников», Рожков М.И., Байбародова Л.В. «Организация воспитательного процесса в школе», Воликова Т.В. «Учитель и семья».

    1. Содержание

    На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.

    Такие мероприятия играют огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

    Подготовительный этап:

    Классный руководитель беседует со школьным психологом о проблемах данной возрастной категории и проблемных ситуациях характерных для конкретного класса.

    Классный руководитель изучает проблемное поле воспитательных затруднений родителей и их педагогические запросы. На этом основании готовятся ситуации для обсуждения в ходе ринга, по которым у родителей может быть положительное или отрицательное мнение.

    Для участия в родительском ринге приглашаются родители класса, психолог, заместитель директора по УВР. В ходе мероприятия они будут анализировать точки зрения родителей на различные проблемы и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации.

    Лучше всего проводить родительский ринг в кабинете, оформить доску с помощью карточек с высказываниями  великих педагогов, а также пословицами и поговорками связанными с воспитанием. Так как родители класса будут делиться на две группы, необходимо заранее подготовить им места, разделив кабинет на две части.

    План проведения занятия:

    1.Вступительное слово учителя.

    2.Родители делятся на две группы.

    3.Создается экспертная группа ( психолог, заместитель директора по УВР).

    4. Объявление темы ринга и его задач.

    5.Знакомство с цитатами великих педагогов.

     6. Предложение ситуаций для обсуждения.

    7. Тест «Роль родителя».

    8. Проведение эксперимента с участниками ринга.

    9. Рубрика «Родителям на заметку».

    10. Подведение итогов ринга.

    В своем вступительном слове учитель должен донести до родителей, что для ребенка семья это самый важный институт воспитания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И,  что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Вступительное слово длится не более 2 минут, в течение которых учитель создает необходимую обстановку перед началом ринга. После чего делит родителей на две группы.

    Разделить на две группы можно тремя способами:

    1. В первую группу будут входить родители девочек, а во вторую – мальчиков (группы могут получиться равными по количеству, если классе  одинаковое количество девочек и мальчиков).
    2. Первая  группа  - родители, у которых один ребенок; вторая – родители, имеющие двух и более детей (группы получатся разными по количеству).
    3. В одну группу включить всех мам, а другая группа – папы (равные по количеству группы).

    Какой бы способ деления не был выбран учителем, группы получатся очень разные, с разными взглядами на воспитание детей, на семейные проблемы и способы их решения.

    Так как родительский ринг проводится в уже сложившемся родительском коллективе, дополнительное знакомство не требуется.

    Далее учитель знакомит участников ринга с экспертами, в роли которых выступают психолог и заместитель директора по УВР. Их задача – выслушать точки зрения двух групп и предложить свои варианты решения обсуждаемых ситуаций.

    Закончив все организационные моменты, классный руководитель объявляет тему и задачи родительского ринга. После чего участники знакомятся с карточками, на которых написаны высказывания великих педагогов, пословицы и поговорки про воспитание и семью. Родителям предлагается высказать своё мнение и своё отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против». Это является хорошей подготовкой к восприятию проблемных ситуаций для обсуждения « Что делать, если….». Учитель зачитывает ситуации и дает время на размышление, после чего представители от каждой группы высказывают свое мнение. Все вместе анализируют каждую ситуацию, а эксперты в свою очередь, предлагают свои варианты решения данных ситуаций. Закончив  обсуждение, участники переходят к следующему заданию, в котором учитель предлагает  родителям тест (заготовлены бланки с возможными ответами на вопросы, который зачитывает учитель), выявляющий насколько успешно они справляются с такой сложной ролью, как «родитель»  и помогающий дополнить представление о себе, как о родителе. Завершив тест, учитель обрабатывает результаты, чтобы познакомить с ними участников. В это время психолог проводит эксперимент по выявлению типа характеристик человека как личности. Всем родителям предлагается посмотреть на  четыре фигуры, выбрать наиболее импонирующую и разделиться на 4 команды по одинаковым фигурам. Психолог озвучивает результаты эксперимента. А учитель раздает обработанные результаты теста с анализом.

    Ринг близится к завершению и его последней частью является рубрика «Родителям на заметку». Каждый ринг должен знакомить родителей с правилами и эталоном поведения. Поэтому родителям предлагаются правила «Как любить своего ребёнка». Эти правила останутся у родителей в качестве памяток.

    Поведение итогов ринга. Родителям предлагается определить по  пяти балльной шкале результат ринга:

    • полезность встречи;
    • актуальность обсуждаемых ситуаций;
    • атмосферу встречи.

    3. Рекомендации

    При подготовке к родительскому рингу, очень важно определить цель.

    А они могут быть следующими:

    -повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

    -содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

    -выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

    -пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

    Родительский ринг,  как любое родительское собрание должен:

    -  просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

    - тема  должна учитывать проблемы и трудности возникающие в классном коллективе.

    - должен носить не только практический характер (разбор ситуаций), но и важные теоретические сведения необходимые родителям.

    - но нельзя  в ходе ринга заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

            Правила поведения классного руководителя на родительском ринге.

    1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

              2. С помощью речи, интонации, жестов дать почувствовать родителям почувствовать  уважение и внимание к ним.

    3. Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно.

    5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь классного руководителя и других учителей школы.

    Вывод: Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

    Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

    1. Список литературы
    1. Агафонова А.Д. Методическое пособие: М.: Глобус, 2009. – 158с.
    2. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] : книга для учителя / Т.В. Воликова. - 2-е изд. перераб. - М.: «Просвещение», 1980. -111 с. - 392 000 экз.
    3. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст] : книга для учителя / В.В. Давыдов. - М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.
    4. Немов, Р.С. Психологическое консультирование Москва., 1999.- 338с.
    5. Под ред. М.К. Тутушкиной. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] : учебное пособие. Спб.: «Дидактика-Плюс», 2000. -352 с.
    6. Путляева Л. Кто такой «просвещенный родитель»?//Дошк. воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.
    7. Рожков М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000 г.
    8. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., Просвещение, 1986 г.
    9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа педагогического просвещения родителей будущих первоклассников и детей младшего школьного возраста

    Программапедагогического просвещения родителей будущих первоклассников и детей младшего школьного возраста...

    Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе

    Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...

    РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема : « Педагогический такт родителей. В чём он должен проявляться».

    Данный материал направлен на психолого – педагогическое просвещение родителей в  вопросе воспитания ребёнка....

    Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»

    Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение    средняя общеобразовательная  школа  №  89   Калининского  района  Санкт-...

    Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся

    Программа воспитательной работы  в начальной школе «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС»Протоколы родительских собраний 2017-2018 уч.год...