Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»
методическая разработка (3 класс) на тему

Трусова Светлана Юрьевна

Методическая разработка  содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Смысл слова «воспитание» менялся в разные эпохи. В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др. Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности.

Актуальность

Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры  в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения.

Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей.

Поэтому наша цель, цель учителя  - помочь родителям в воспитании детей, в их обучении современных компетенций, сделать детей, родителей и учителя союзниками, единомышленниками в одном едином деле – становлении человека-личности.

А.С.Макаренко учил родителей не отделять семейные дела от общественных «Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье. Семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и через ваши мысли должно приходить к детям»

Идейные ценности семьи находят своё отражение в семейных традициях.

Семья – ячейка общества, а значит один из его коллективов. И если семья хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга.

Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу.

Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья.

Любому ребёнку комфортно в той семье, которая построена на любви, взаимопонимании, где родители грамотны в вопросах семейного воспитания. Весьма отрицательно отражается на детях такое положение, когда родители плохо представляют цели, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания. Поэтому учитель и призван помочь родителям не допустить ошибок, отрицательно воздействующих не только на успеваемость школьника, но и общественную активность, психологическое состояние, формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и других качеств.

В наше время выдвигаются новые требования к педагогике. Востребованной становится индивидуальность каждого человека.

Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Одной из форм просвещения родителей класса является родительский ринг. Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у ни не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того чтобы принять верное решение.

Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.

Цель «родительского ринга»:

Распространить лучший опыт семейного воспитания через новую форму работы с родителями «родительский ринг»

Задачи:

1. Скорректировать работу с родителями, учитывая их уровень образования и опыт воспитания.

2. Использовать активно помощь школьного психолога в проведении родительского всеобуча, а так же индивидуальной работы с родителями

3. Включить всех родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности класса.

4. Расширять и обобщать положительный опыт семейного воспитания

Изучая литературу по данной теме, меня заинтересовали те пособия, которые содержат большое количество практических советов и рекомендаций такие как: Урбанская О.Н. «Работа с родителями младших школьников», Рожков М.И., Байбародова Л.В. «Организация воспитательного процесса в школе», Воликова Т.В. «Учитель и семья».

  1. Содержание

На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.

Такие мероприятия играют огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Подготовительный этап:

Классный руководитель беседует со школьным психологом о проблемах данной возрастной категории и проблемных ситуациях характерных для конкретного класса.

Классный руководитель изучает проблемное поле воспитательных затруднений родителей и их педагогические запросы. На этом основании готовятся ситуации для обсуждения в ходе ринга, по которым у родителей может быть положительное или отрицательное мнение.

Для участия в родительском ринге приглашаются родители класса, психолог, заместитель директора по УВР. В ходе мероприятия они будут анализировать точки зрения родителей на различные проблемы и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации.

Лучше всего проводить родительский ринг в кабинете, оформить доску с помощью карточек с высказываниями  великих педагогов, а также пословицами и поговорками связанными с воспитанием. Так как родители класса будут делиться на две группы, необходимо заранее подготовить им места, разделив кабинет на две части.

План проведения занятия:

1.Вступительное слово учителя.

2.Родители делятся на две группы.

3.Создается экспертная группа ( психолог, заместитель директора по УВР).

4. Объявление темы ринга и его задач.

5.Знакомство с цитатами великих педагогов.

 6. Предложение ситуаций для обсуждения.

7. Тест «Роль родителя».

8. Проведение эксперимента с участниками ринга.

9. Рубрика «Родителям на заметку».

10. Подведение итогов ринга.

В своем вступительном слове учитель должен донести до родителей, что для ребенка семья это самый важный институт воспитания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И,  что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Вступительное слово длится не более 2 минут, в течение которых учитель создает необходимую обстановку перед началом ринга. После чего делит родителей на две группы.

Разделить на две группы можно тремя способами:

  1. В первую группу будут входить родители девочек, а во вторую – мальчиков (группы могут получиться равными по количеству, если классе  одинаковое количество девочек и мальчиков).
  2. Первая  группа  - родители, у которых один ребенок; вторая – родители, имеющие двух и более детей (группы получатся разными по количеству).
  3. В одну группу включить всех мам, а другая группа – папы (равные по количеству группы).

Какой бы способ деления не был выбран учителем, группы получатся очень разные, с разными взглядами на воспитание детей, на семейные проблемы и способы их решения.

Так как родительский ринг проводится в уже сложившемся родительском коллективе, дополнительное знакомство не требуется.

Далее учитель знакомит участников ринга с экспертами, в роли которых выступают психолог и заместитель директора по УВР. Их задача – выслушать точки зрения двух групп и предложить свои варианты решения обсуждаемых ситуаций.

Закончив все организационные моменты, классный руководитель объявляет тему и задачи родительского ринга. После чего участники знакомятся с карточками, на которых написаны высказывания великих педагогов, пословицы и поговорки про воспитание и семью. Родителям предлагается высказать своё мнение и своё отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против». Это является хорошей подготовкой к восприятию проблемных ситуаций для обсуждения « Что делать, если….». Учитель зачитывает ситуации и дает время на размышление, после чего представители от каждой группы высказывают свое мнение. Все вместе анализируют каждую ситуацию, а эксперты в свою очередь, предлагают свои варианты решения данных ситуаций. Закончив  обсуждение, участники переходят к следующему заданию, в котором учитель предлагает  родителям тест (заготовлены бланки с возможными ответами на вопросы, который зачитывает учитель), выявляющий насколько успешно они справляются с такой сложной ролью, как «родитель»  и помогающий дополнить представление о себе, как о родителе. Завершив тест, учитель обрабатывает результаты, чтобы познакомить с ними участников. В это время психолог проводит эксперимент по выявлению типа характеристик человека как личности. Всем родителям предлагается посмотреть на  четыре фигуры, выбрать наиболее импонирующую и разделиться на 4 команды по одинаковым фигурам. Психолог озвучивает результаты эксперимента. А учитель раздает обработанные результаты теста с анализом.

Ринг близится к завершению и его последней частью является рубрика «Родителям на заметку». Каждый ринг должен знакомить родителей с правилами и эталоном поведения. Поэтому родителям предлагаются правила «Как любить своего ребёнка». Эти правила останутся у родителей в качестве памяток.

Поведение итогов ринга. Родителям предлагается определить по  пяти балльной шкале результат ринга:

  • полезность встречи;
  • актуальность обсуждаемых ситуаций;
  • атмосферу встречи.

3. Рекомендации

При подготовке к родительскому рингу, очень важно определить цель.

А они могут быть следующими:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

Родительский ринг,  как любое родительское собрание должен:

-  просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

- тема  должна учитывать проблемы и трудности возникающие в классном коллективе.

- должен носить не только практический характер (разбор ситуаций), но и важные теоретические сведения необходимые родителям.

- но нельзя  в ходе ринга заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

        Правила поведения классного руководителя на родительском ринге.

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

          2. С помощью речи, интонации, жестов дать почувствовать родителям почувствовать  уважение и внимание к ним.

3. Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно.

5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь классного руководителя и других учителей школы.

Вывод: Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

  1. Список литературы
  1. Агафонова А.Д. Методическое пособие: М.: Глобус, 2009. – 158с.
  2. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] : книга для учителя / Т.В. Воликова. - 2-е изд. перераб. - М.: «Просвещение», 1980. -111 с. - 392 000 экз.
  3. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст] : книга для учителя / В.В. Давыдов. - М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.
  4. Немов, Р.С. Психологическое консультирование Москва., 1999.- 338с.
  5. Под ред. М.К. Тутушкиной. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] : учебное пособие. Спб.: «Дидактика-Плюс», 2000. -352 с.
  6. Путляева Л. Кто такой «просвещенный родитель»?//Дошк. воспитание. - 2004. - № 12. - С. 31-33.
  7. Рожков М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000 г.
  8. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., Просвещение, 1986 г.
  9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе

Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема : « Педагогический такт родителей. В чём он должен проявляться».

Данный материал направлен на психолого – педагогическое просвещение родителей в  вопросе воспитания ребёнка....

Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей

ЦЕЛЬ: совершенствовать знания педагогов о различных формах и методах работы с семьей. ЗАДАЧИ: ознакомление с теоретическими основами психолого-педагогического просвещения родителей;исследова...

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...

План психолого-педагогического просвещения родителей 1 класса "Родительский университет"

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с ...