"В лаборатории профессора почемучкина". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Козин Иван Павлович

Конспект обобщающего занятия для учащихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_laboratorii_professora_pochemuchkina.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В лаборатории профессора Почемучкина».                

Задачи:

1. Обратить внимание детей на особенности камней; познакомить с их свойствами; учить находить сходство и различия по цвету и форме; развивать внимание; классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); плавучесть – тонет в воде; поверхность (гладкая, шероховатая); закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами). («Познавательное развитие»)

 2. Расширять  словарный запас у детей: «большой, средний, маленький», «лёгкий, тяжелый», «гладкая, шероховатая»; побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения. («Речевое развитие»)

3. Воспитывать уважительное отношение к неживой природе; развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий.

 («Социально - коммуникативное развитие»)

 4.Развитие координации движений. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: элементарные опыты, физминутка, демонстрация иллюстраций с изображением камней.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, обследование камней.

- словесные: обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.

Материалы и оборудование:

Презентация, набор камней, картон, вода, баночки, салфетки, тарелки под камни, лупы, лоскутки бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети проходят в класс. Здороваются с учителем. Садятся на места.

Сообщение темы и цели.

Предварительная беседа.

- Ребята, давайте с вами внимательно взглянем на доску и скажем. Что же на ней изображено?

(изображения гор)

- Какие они? Опишите их. (Серые, большие, высокие)

- Подумайте и ответьте, из чего состоят горы? из чего они сделаны? (из камней)

Верно, из камней.

- А кто мне ответит, Что такое камни? из чего они состоят? Каким свойствами обладают?

Вот, ребята, какой трудный вопрос. И чтоб дать нам ответить на него, я предлагаю отправиться в лабораторию профессора Почемучкина.

Изучение нового.

- Взгляните дети на доску. Сегодня к нам в гости пришел профессор Почемучкин. Поздоровайтесь с ним.

Сегодня он в своей лаборатории, с помощью практических опытов, расскажет нам о свойствах камнях.

Он предлагает нам провести несколько опытов. Посмотрите на доску, вот список опытов, которые мы вместе с профессором Почемучкиным будем проводить.  (на доске обозначены опыты и цель их проведения)

Практическое занятие

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

- А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Подвиньте к себе поближе тарелки с камнями. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами каждый камешек.

- Какого они цвета? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

- Одинаковой ли они формы? (дети делают вывод: камни по форме бывают разные.)

М/В: Все верно ребята, с помощью первого опыта мы узнали, что камни по цвету и форме отличаются друг от друга.

Дидактическое  упражнение на закрепление понятия цвета.

Сейчас поиграем с вами в небольшую игру.

1)- выберете у себя три самых светлых камня и положите их перед собой на лист картона.

Молодцы, убрали камни.

- выберете у себя три самых темных камня и положите их перед собой на лист картона.

Молодцы, убрали камни.

2)- выберете у себя темный камень. Положите его перед собой на лист картона.

- выберете у себя светлый камень. Положите его рядом с темным камнем.

- выберете у себя снова темный камень. Положите его рядом со светлым камнем.

- выберете у себя светлый камень. Положите его рядом с темным камнем.

Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (темный- светлый- темный- светлый)

А теперь самостоятельно продолжите цепочку.

Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (темный- светлый- темный- светлый- темный- светлый- темный- светлый …)

Молодцы, убрали камни.

Опыт № 2. Определение размера.

- Сейчас мы с вами проведем второй опыт. И ответим на вопрос- Все ли камни одинакового размера?

- Найдите и покажите мне ваш самый большой камень. Положите его перед собой на лист картона.

- Найдите и покажите мне ваш самый маленький. Положите его перед собой на лист картона.

- Найдите и покажите мне средний камень.  Положите его перед собой на лист картона.

- Кто сделает важный вывод о размерах камней? (камни могут быть большие, средние, маленькие).

Верно, камни отличаются по размеру, они могут быть большие, средние, маленькие.

Уберите камни в тарелку.

Дидактическое  упражнение на закрепление понятия величина.

- А сейчас мы поиграем в игру. Для этого нам понадобятся камни, лист картона и наши внимательные глазки.

Лист картона лежит перед вами, камни лежат в тарелке рядом.

1)- выберете у себя три самых больших камня и положите их перед собой на лист картона.

Молодцы, убрали камни.

- выберете у себя три самых маленьких камня и положите их перед собой на лист картона.

Молодцы, убрали камни.

- выберете у себя три средних камня и положите их перед собой на лист картона.

Молодцы, убрали камни.

2)- выберете у себя самый большой камень. Положите его перед собой на лист картона.

- выберете у себя самый маленький камень. Положите его рядом с большим камнем.

- выберете у себя снова большой камень. Положите его рядом с маленьким камнем.

- выберете у себя маленький камень. Положите его рядом с большим камнем.

Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (большой- маленький-большой маленький)

А теперь самостоятельно продолжите цепочку.

Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (большой- маленький-большой маленький…)

Молодцы, убрали камни.

Итак, ребята, проделав данный опыт, какой важный вывод мы с вами можем сделать? (камни бывают разных размеров)

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

 

- Ребята, чтобы провести данный опыт, нам необходимо подготовить к работе наши пальчики.

Подготовка рук - Физминутка.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ними сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.

- Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)

- Покажите самый гладкий камень и самый шершавый.

- И какой же мы можем сделать вывод, проведя данный опыт? (камень может быть гладким и шероховатым)

Верно, поверхность камня может быть разной, гладкой и шероховатой.

Опыт № 4. Определение веса.

- Ребята, а сейчас давайте с вами попробуем определить вес камней.  И профессор Почемучкин предлагает вам на минуту стать весами.

 А что делают весами?

Да, взвешивают

- Возьмите самый большой камень и положите его себе на ладонь. Что вы ощущаете? (тяжесть, вес камня) Какой камень по весу? (тяжелый)

Верно, положите камень на место.

- Возьмите самый маленький камень и положите его на ладонь. Какой камень по весу? (легкий)

Верно, положите камень на место.

- Возьмите теперь самый большой камень в одну руку, а самый маленький в другую руку. Сравните камни по весу, что вы можете сказать о них? (большой камень- тяжелый, маленький камень- легкий)

Все верно, чем больше камень- тем он тяжелее, а чем меньше камень- тем он легче.

- Сейчас, попробуйте самостоятельно определить какой из камней у вас самый тяжелый и какой из камней у вас самый легкий. Показать их мне. (Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.)

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать с вами, проведя данный опыт? (камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)

Опыт № 5. Плавучесть.

- Ребята, вот у меня такой вопрос к вам - Плавают ли камни? (нет)

А чтоб удостовериться в этом, профессор Почемучкин предлагает нам провести очень интересный опыт.

- Подставьте себе поближе баночки с водой. Возьмите лоскуток бумаги и положите его в правую баночку. Что с ним случилось? Что вы наблюдаете? (он намок, но он плавает, не тонет)

- а сейчас возьмите камешек в руки и положите его в левую баночку. Что с ним случилось? (он намок, и утонул)

- И какой же мы можем сделать вывод с вами? почему камень утонул? (камни в воде тонут, потому что они тяжелые)

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

- Ребята, взгляните внимательно на свои камни. Рассмотрите их, что вы видите? (дети рассматривают камни, делятся впечатлениями)

- Молодцы, а чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети…

Заключительная часть.

Обобщение полученных знаний.

Рефлексия занятия

- Ребята, Вот мы и закончили наши опыты в лаборатории.

Давайте сейчас расскажем профессору Почемучкину, что мы узнали в его лаборатории.

(на доске список опытов)

Взгляните на доску.

- Какой первый опыт мы проводили? (Опыт № 1. Определение цвета и формы.)

Какой важный вывод мы сделали? (камни по цвету и форме отличаются друг от друга)

- Какой опыт мы проводили вторым? (Опыт № 2. Определение размера.)

Какой важный вывод мы сделали? (камни отличаются по размеру, они могут быть большие, средние, маленькие)

- Какой опыт мы проводили третьим? (Опыт № 3. Определение характера поверхности.)

Какой важный вывод мы сделали? (поверхность камня может быть разной, гладкой и шероховатой)

- Какой опыт мы проводили четвертым? (Опыт № 4. Определение веса.)

Какой важный вывод мы сделали? (камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)

- Какой опыт мы проводили пятым? (Опыт № 5. Плавучесть.)

Какой важный вывод мы сделали? (камни в воде тонут, потому что они тяжелые)

- Какой опыт мы проводили шестым? (Опыт № 6: Определение температуры.)

Какой важный вывод мы сделали? (температура камней различна, они могут быть теплые и холодные)

- Какой опыт мы проводили седьмым? (Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.)

Какой важный вывод мы сделали? ()

Молодцы, ребята. Давайте с вами скажем спасибо профессору Почемучкину и попрощаемся с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

"Помощники Весны ". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)

Конспект обобщающего занятия для обучающихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ: «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»...