Самоанализ воспитательного мероприятия "Изготовление ненецких кукол «НУХУКО»"
материал на тему

Рочева Екатерина Сергеевна

Самоанализ воспитательного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования»

с. Самбург Пуровского района

Самоанализ воспитательного мероприятия

Изготовление ненецких кукол «НУХУКО»

Воспитатель

Рочева Екатерина Сергеевна

За основу мероприятия взята авторская разработка педагога высшей категории дополнительного образования МКОУ «ШИСОО» с. Самбург Вора Екатерины Васильевны «Нухукова – игра в куклы», которая активно внедряет в педагогический процесс региональный компонент с целью сохранения и развития культурно-этнологических ценностей и традиций коренных народов Севера.

Адаптирована мной и дополнена другими методическими ресурсами (личный архив фотографий по теме, музыкальное сопровождение, интернет источники дополнительной литературы).

Содержание занятия

Целью данного мероприятия было знакомство воспитанников с методикой изготовления ненецкой куклы «Нухуко».

В связи с поставленной целью были сформулированы задачи, которые было необходимо решить в ходе занятия.

Во-первых, это углубление знаний детей о родном крае. Необходимость развития интересов воспитанников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к стране. Актуальная задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Во-вторых, знакомство воспитанников с национальными особенностями игры в куклы. Важнейшими условием развития человеческого общества является передача знаний и опыта подрастающему поколению. Все знания, скопившиеся с раннего детства, питают нашу жизнь, как источник. А детские воспоминания особенно сильно отражаются на наших судьбах. Мы навсегда сохраняет образы детских игрушек, а ненецкая игрушка «Нухуко» – это память не одного поколения, а целого народа.

Третья задача, решаемая в ходе занятия – знакомство с технологией изготовления ненецкой куклы. Детям всегда интересен сам процесс изготовления какой-либо игрушки, какого-либо предмета. И этим нужно пользоваться для поддержания интереса ребенка к рукоделию, к труду, к творческому процессу.

Четвертая задача, которая решалась в ходе занятия – непосредственное обучение изготовлению ненецкой куклы из бумаги. Данная задача тесно связана с предыдущей – нельзя только объяснить, как сделать игрушку, нужно ещё и обучить её изготовлению. Каждая кукла, сделанная своими руками – индивидуальна. У нее своя история и свой неповторимый образ.

Кроме того, в ходе занятия решалась задача развития художественного вкуса, умения работать в коллективе. Данное занятие помимо патриотического воспитания, способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Совместная работа формирует навыки коллективной работы.

Технология, методы и средства обучения

При разработке мероприятия учитывались современные подходы к обучению.

Так, в рамках метапредметного подхода деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание занятия составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Кроме того, разработанное занятие носит интегрированный характер, что так же соответствует метапредметному подходу.

На междисциплинарные связи указывает необходимость применения воспитанниками в ходе мероприятия знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных дисциплин (МХК, ИЗО, краеведение, окружающий мир).

Считаю тему мероприятия оригинальной, интересной для детей, которые, несмотря на близость национальных корней, предпочитают современные, чаще всего иностранные, игрушки. При реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе чаще всего обращаются к отдельным традициям, обычаям народов (охота, рыбалка, быт). В данном случае я обратилась к более «узкой», но включающей в себя всё разнообразие жизни ненцев, теме. Ведь кукла-мужчина может быть и рыбаком, и оленеводом, кукла-женщина может заниматься различными бытовыми делами, а сама игра «Нухукова» - это игра в семью, во всем многообразии семейных отношений.

Из всего многообразия существующих форм работы с детьми нами был выбран творческий час, так как, на мой взгляд, эта форма наиболее подходила к данной теме и способствовала повышению интереса к мероприятию. Выбранная нами форма проведения занятия была нацелена на творческую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения.

Желание детей раскрыть свой творческий потенциал создавало высокий уровень мотивации. Так, например, Даниил, любит мастерить различные поделки, но не усидчив, и мы старались поддержать его интерес на протяжении всего занятия обращениями: «А помнишь, ты сделал машинку, попробуй здесь так же», «Ты сможешь это вырезать, если не будешь торопиться, у тебя это уже получалось».

Так как у нас было две рабочие группы, высокая интенсивность деятельности поддерживалась и небольшим духом соревнования.

В процессе работы деятельность воспитанников постоянно контролировалась, давались советы, оказывалась помощь. Без внимания не остался ни один ребенок.

В ходе мероприятия широко использовала ТСО (технических средств обучения), ИКТ, дидактический и наглядный материал. В роли ТСО я использовала компьютерную программу проигрывателя Windows Media с целью музыкального сопровождения занятия. Доска была оформлена фотографиями по теме, детям показывали куклу «Нухуко», как образец для работы обе группы получили куклы, заранее выполненные из бумаги. Для работы им были выданы заранее заготовленные шаблоны для раскрашивания и вырезания.

В ходе мероприятия я уделила внимание каждому воспитаннику, старалась помочь детям сосредоточиться на выполняемой работе. Обращала внимание детей на необходимость присутствия орнамента в одежде куклы, напоминала о значении цвета в орнаменте, для того, чтобы дети не бездумно разукрашивали, а осознавали смысл своей деятельности.

Воспитанники были разделены на две группы и работали не только индивидуально, но и совместно, поэтому неизбежно обращалось внимание на умение детей работать сообща. В основном дети умеют организовать взаимодействие адекватно типу задания, при этом устанавливают контакты как между собой, так и со взрослыми. Мы поддерживали высокий уровень взаимодействия, помогали договориться о выборе цвета, о выборе используемого для рисования инструмента.

Создание благоприятного психологического климата

В работе с воспитанниками я придерживалась демократического стиля общения. Учитывались мнения детей, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в ходе всего мероприятия.

Стал возможным отказ от тех ролей, принятых воспитанниками (отличница, старательный ученик, хулиган и т.п.), которые, как правило, очень часто создают у детей привычные «маски», а у воспитателя – такие же «ярлыки». Ролевые отношения (воспитатель как руководитель, воспитанник как подчиненный), разумеется, были сохранены, но не остались главными.

Важными являлись собственно межличностные отношения – уважение, принятие, доверие и т.д. Такой стиль общения воспитателя с группой способствовал созданию на протяжении всего занятия творческой (креативной) атмосферы.

Итоги занятия

По моему мнению, все поставленные задачи были решены. Мероприятие прошло на высоком творческом уровне, интерес детей к работе не ослабевал.

Анализ «Оценочных листов», которые дети заполнили по окончании занятия в ходе самооценки своей деятельности, показал, что все воспитанники оценку «полностью удовлетворен» выставили в графе «наличие элементов традиции». Значит, дети сделали еще один шаг к сохранению духовной силы и национального богатства, мудрости, таланта и культуры целого народа.

Работа над этим проектом способствовала изучению традиции ненецкого народа в воспитании подрастающего поколения через национальную куклу «Нухуко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Самоанализ воспитательного мероприятия.

Данный материал поможет учителям проанализировать воспитательное мероприятие в соответствие с ФГОС....

Самоанализ воспитательного мероприятия

Самоанализ к классному часу "Маленькая частичка России наша Родина - Макарьевка!"...

Самоанализ воспитательного мероприятия

Самоанализ классного часа...

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....

Воспитательное мероприятие: Изготовление ненецких кукол «НУХУКО»

Мероприятие разработанно с целью познакомить воспитанников с методикой изготовления ненецкой куклы «Нухуко»....

Самоанализ воспитательной работы воспитателя ГПД

Самоанализ воспитательной работы воспитателя ГПД ...