Анализ воспитательной работы в группе
материал на тему

Брайлян Наталья Викторовна

Проведённый анализ освещает основные направления воспитательной работы в группе детей школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы в группе (слайд)

(из опыта работы)

Исходя из главной цели школы и основной темы, мы поставили перед собой следующие цели и задачи воспитательной работы в группе на 2014-2015 учебный год: 

Цель воспитательной деятельности – Формирование полноценной личности, способной адаптироваться к общественной жизни, существовать по законам общества; развитие положительных качеств личности; формирование здоровых потребностей.

Задачи воспитательной деятельности:

  • Формирование физически здоровой личности через участие в оздоровительных мероприятиях интерната, подвижных играх на воздухе, проведение индивидуальных и коллективных бесед с детьми о ЗОЖ;
  • Формирование нравственных отношений к человеку, труду, учебе, природе;
  • Развитие коммуникативных качеств личности;
  • Воспитание чувства патриотизма: любви к месту, где родился. Воспитание бережного отношения к достоянию своего народа, уважения к другим культурам и вероисповеданиям (слайд)

Группа состоит из 9 человек (4 мальчиков и 5 девочек). Восемь воспитанников - ученики 1 класса, Салиндер Маша учится в 4 классе. Все дети безболезненно прошли адаптацию к условиям школы-интерната, о чем свидетельствует мониторинг адаптационных процессов (слайд)

По всем критериям мониторинга наблюдается положительная динамика. Дети овладели навыками личной гигиены и самообслуживающего труда. Воспитанники стали более дисциплинированными, понимают с полуслова воспитателя, показывают хороший уровень культуры поведения в обществе, выполняют режим дня ОСЛШ. Режим дня – одно из основных условий здоровья воспитанников. Поскольку в начале учебного года не все первоклассники владели навыками чтения, было уместным разместить на стенде группы режим дня в картинках (слайд), на котором  прослеживается смена режимных моментов.

Тема сохранения и приумножения здоровья является первостепенной в жизни каждого человека, поэтому уделяю ей особое внимание при планировании воспитательной работы с детьми. Рисование на тему "Если хочешь быть здоров" показывает, что дети понимают, что необходимо предпринимать для того, чтобы сохранить здоровье (слайд).

Выход с мероприятием "Уроки Айболита" в детский сад "Бережок" позволил нашим первоклассникам почувствовать себя в роли наставников. Ребята поделились с малышами своими знаниями о ЗОЖ, продемонстрировали сценку. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, позволяют раскрепоститься, проявить творческие способности каждого ребенка, снять эмоциональную зажатость. (слайд)

Ни  для кого не секрет, что от психологической обстановки в группе зависит и соматическое здоровье детей. Стараюсь не напрягать малышей, говорить эмоционально ровно, не переходить на крик, пребывать в хорошем расположении духа, не подавлять личность воспитанников.

В режиме дня школы имеет место ежедневная утренняя гимнастика, которую проводит Климова Луиза, которой хорошо удается справляться с такой обязанностью. В начале года зарядку проводили воспитатели, так как малыши испытывали стеснение перед малознакомым коллективом. Также отводится время для занятий в спортивных секциях, время на прогулку на свежем воздухе. Мальчики нашей группы с удовольствием посещают кружок "ОФП", где играют в футбол, состязаются, участвуют в подвижных играх.

Предметным результатом учебно-познавательной деятельности являются знания, умения и навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает ребенок. Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях.

 Для того чтобы у воспитанников группы был выработан стойкий интерес к учению, ко всему новому и интересному, что нас окружает,  избираю различные виды и формы педагогического воздействия: коллективные и индивидуальные беседы, викторины и конкурсы, чтение занимательной литературы, вечера загадок и занимательных заданий (слайд)

Специфическим режимным моментом в условиях школы-интерната является самоподготовка.

Понятие "самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.

 В этой работе сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи. Во время самоподготовки происходит развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, навыков  работы с учебником.

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

1. Развитие воли, умения преодолевать трудности.

2. Формирование характера.

3. Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.

4. Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Во время самоподготовки проводим  физкультминутки из-за быстрой утомляемости первоклассников. Всем полюбилась игра на внимание "Запрещенное движение", которую дети уже могут провести самостоятельно.

Профилактическая и коррекционная работа с воспитанниками.

На группе ведется работа по профилактике с двумя  основными  группами  факторов риска:

  1. Педагогическая - это отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника
  2. Психологическая - эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

Цель профилактической работы:

 Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности, вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание;

Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим ребенком недостатков.

Наша деятельность, как педагогов, направлена на  предупреждение отклоняющего поведения, формирование элементарных норм и правил общежития, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Важно собрать информацию о каждом воспитаннике. Это изучение личных дел учащихся, беседа с классным руководителем,  беседа с родителями по возможности; сбор информации о состоянии здоровья, составление и анализ социального портрета группы. Анкетирование и наблюдение за воспитанниками в процессе какой-либо деятельности помогают составить более полное представление о личности.

Необходимо окружить каждого ребенка теплом, взаимопониманием, заботой. Дети, лишенные этого,  постоянно испытывают  чувство беззащитности и подавленности.

Индивидуальные беседы  проводятся  с целью помочь воспитанникам совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

Статистическую картину внутригрупповых отношений выявили с помощью социометрии, которая позволила оценить сплоченность в коллективе, определить лидеров в группе (слайд)

Результаты социометрического опроса показали, что в группе лидер –Сэротэтто Артур; предпочитаемые: Климова Луиза, Салиндер Альбина, Сэротэтто Ефим, Худи Святослав, Булдашев Женя, Вануйто Элита, Окотэтто Алла. Пренебрегаемых и аутсайдеров нет.

Тест для определение уровня воспитанности детей показал, что из опрошенных 50 % воспитанников обладают высокими показателями, остальные 50% - средними.

Использование в работе диагностических методик ("Оцениваемые качества личности", "Наш класс", "Определение уровня воспитанности", и др.) помогает увидеть уровень развития детей, потенциальные возможности каждого в отдельности.  При необходимости проводится коррекция сознания и поведения. В проведении анкетирования с детьми первого класса возникали трудности, связанные с тем, что ребята не владели навыками чтения и письма или владели в недостаточной степени. Можно порекомендовать методики на рисование ("Несуществующее животное"), в форме диалога ("Загадай желание", "Волшебная палочка", "Мое любимое дело").

Невозможно переоценить роль труда в жизни каждого человека, ведь труд – основа всей жизни. Обычные поручения, коллективный труд, задания - могут осветить стороны жизни детского коллектива: взаимовыручку, взаимопомощь, усердие, отзывчивость на просьбу, чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в создании условий для развития личности ребенка в различных видах трудовой деятельности, в формировании привычки трудиться.

Просматривая документальные фильмы о жизни в тундре, слушая рассказы наших малышей, можно сделать вывод, что ребенок тундры рано начинает трудовую жизнь: маленькие мальчики помогают отцу, легко управляясь с тынзяном, ставя капканы на птиц; девочки водятся с маленькими детьми, носят воду, шьют одежду. Ребенок вносит не игровой, а вполне серьезный вклад в трудовые будни семьи. Важно поддерживать желание детей трудиться по-взрослому, совместно с воспитателем осуществлять трудовые действия: стирать и ремонтировать  одежду, создавать уют  в комнатах, ухаживать за растениями, наводить порядок в игровой, подметать. (слайд)

У ребят группы нет постоянных, закрепленных за ними поручений. Лидерские качества, способность к самоуправлению в этом возрасте не достаточно выражена. Существенным недостатком является и неумение организовывать совместную деятельность.

 Поэтому поручения меняются, воспитатель выступает в роли командира, наставника и  помощника в любом деле. Вопрос, обращенный к воспитателю, звучит очень часто: "Чем сегодня будем заниматься?".

Младший школьный возраст – самое благоприятное время, когда работа педагогов по направлению гражданско-патриотическое воспитание, может быть наиболее плодотворной и эффективной, поскольку дети этого возраста восприимчивы к любой информации, исходящей от взрослого. Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование понятия Родины как места, где человек родился и страны, где живет, воспитание чувства ответственности и справедливости, уважения к другим людям. Помимо целенаправленных организованных бесед мы с ребятами любим рассматривать журналы и книги о родном крае, срисовывать иллюстрации из художественных и документальных книг о войне, рисовать на данную тематику. Иногда, к счастью это случается редко, в словах воспитанников звучит некоторое пренебрежение к представителям другой национальности, что сразу пресекаю, привожу примеры из жизни, говорю, что и в нашем коллективе сотрудничают люди разных национальностей и  выполняют одно и то же дело.

Воспитательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды. На этаже имеется природная зона - уголок природы. Часть растений размещена в свободном доступе для детей, что позволяет самостоятельно осуществлять уход за комнатными растениями. В группе имеется весь необходимый инвентарь -лейки, пульверизаторы для опрыскивания, тряпочки.

Воспитанникам нравится проводить время в игровой комнате. Игровая разбита на зоны с учетом гендерного подхода: уголок для игры в "Дочки-матери", "Школа", отведено место для игры с конструктором, имеются столы для игры в шахматы, мозаику. Дети имеют возможность заниматься разными видами деятельности,  не мешая друг другу. Игра - необходимая школа для нормального развития ребенка. Психологи называют игру ведущей деятельностью, с помощью нее у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Наши первоклассники самостоятельно организовывают сюжетно-ролевые игры. Хотя игра - модель реальной жизни, она в то же время полна чудес. Ребят не очень заботит, что вместо гранаты пластиковый шарик, а вместо каски - детская переноска или детали от бетономешалки (слайд).

 Помимо сюжетно-ролевых, детям нравится проводить время за настольными играми. На группе имеются такие игры как "Лото", "Домино", "Твистер", пазлы, шашки, конструктор. Все игры находятся в свободном доступе.

В группе созданы условия для развития творческих способностей детей. Отведено место для хранения материалов для ручного труда. Под руководством воспитателя ребята участвуют в оформлении уголка группы, создают работы на предложенную тему. Коллективная деятельность способствует сплочению детей, устанавливаются надежные партнерские отношения со своим наставником. На занятиях ручным трудом мы используем различные материалы: шишки и листики, бумагу, нитки, соленое тесто, пластилин и др. (слайд)

Не смотря на свой небольшой возраст дети группы принимали активное участие в  конкурсах рисунков и были отмечены грамотами и призами. За успехом каждого ребенка стоит большой труд педагога (слайд)

Конкурс "Осенняя поделка" (школьный)

1 место

2 место

Климова Луиза

Салиндер Альбина

Конкурс рисунка "Портрет мамы" (школьный)

1 место

Окотэтто Алла

Городской конкурс рис. "Мой Лермонтов" ЦБС

1 место

Салиндер Альбина

ЦБС Конкурс рис. "Толерантность"

1 место

Сэротэтто Артур

Окружной конкурс плаката "Спасатель от слова спасать"

Диплом за участие

Вануйто Элита

Салиндер Альбина

Сэротэтто Артур

Климова Луиза

"Наследие". Межэтнический фестиваль творчества "Журавлик"

участие

Сэротэтто Артур

Яптик Илья

 Важной составляющей развития коммуникативных способностей детей, развития их потенциала, является связь с социумом - учреждениями культуры и образования. Воспитанники группы посетили ОЦНК, центр "Наследие", МВК им. Шемановского, Окружную библиотеку, совершили экскурсию по городу (слайд).

Благодаря слаженной систематической воспитательной работе, у воспитанников   группы сформированы следующие умения и навыки:

  • следить за своим внешним видом, замечать неполадки в одежде и устранять их;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены без напоминания со стороны взрослого;
  • осуществлять уборку комнаты: заправлять аккуратно постель, наводить и поддерживать порядок в шкафчике;
  • выполнять правила общежития: уважать окружающих, договариваться об игре, спокойно разрешать конфликты, помогать человеку, обратившемуся с просьбой;
  • учиться, прилагая волевые усилия и свои старания;

Знания и навыки, полученные детьми в процессе разных видов деятельности, необходимо систематически закреплять.

И в заключении хочется привести цитату из книги "Педагогика для всех" писателя и педагога Симона Львовича Соловейчика: Глагол "воспитывать" объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться. Мы должны управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить их, но чаще всего мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне, опуская самое важное педагогическое действие - общение....Общение требует абсолютного равенства! Всякое неравенство, превосходство, власть, необходимые для управления, делают невозможным общение."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в группе продлённого дня (2012 – 2013 учебный год)

Анализ воспитательной работы в группе продлённого дня...

Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе

Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе...

Анализ воспитательной работы младшей группы за 2016-2017 учебный год.

Данный анализ позволяет подробно рассмотреть следующие задачи:сплочение коллектива;повышение дисциплины;развитие самостоятельности....

Анализ воспитательной работы 1 класс 2 группа

Анализ воспитательной работы...

Анализ воспитательной работы 2 класс 2 группа

Анализ воспитательной работы за 2 класс....