Внеурочное занятие по теме «Путешествие в прошлое русского народа».
план-конспект на тему

Дубоделова Нина Ивановна

                                                     Внеурочное занятие по теме «Путешествие в прошлое  русского народа».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Составила учитель начальных классов: Дубоделова Нина Ивановна                              Цель занятия: Знакомство с культурными традициями русского народа, с его бытом.             

Задачи:

1. Познакомить с русскими традициями русского народа;

2. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям;

3.Развивать логическое мышление, формировать понятие традиции нашей области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к занятию,   каравай с солью, блины, разноцветные атласные  ленты, музыкальные инструменты – бубны, трещотки.

Ход занятия:

  1. Стадия «Вызов»                                                        (1 слайд - заставка)

Звучит мелодия                                                                       цветы

 Зазывала 1.

К нам на представление 

 Спешите все друзья!

 Здесь шутки, песни, сладости

 Давно вас ждут, друзья!

          Зазывала 2.

Эй! Не стойте у дверей!

 Заходите к нам скорей!

          Зазывала 1.

Очень часто за событиями

 И за сутолокой дней

 Старину не вспоминаем,

 Забываем мы о ней.

Зазывала 2.

Хоть и более привычны

 Нам полеты на Луну,

 Вспомним русский быт,  обычаи,

 Вспомним нашу старину!

 

- Какие инструменты звучали?  (балалайка, бубен, трещотки)

- Какие это инструменты?  (русские народные)

Посмотрите на оформление класса.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

  1. Рассказ о дедушках, бабушках (подготовленные дети)

 - Расскажите о своих близких: бабушках, дедушках.

Да, бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, наши корни. Оказывается, у нашего народа были свои традиции, свой быт. И передавалось это из поколения в поколение.

 Наше сегодняшнее занятие мы посвятим теме «Путешествие в прошлое русского народа».                                                                                                 

Цель занятия: узнать о русских традициях своего народа.           (2 и 3 слайд - цель)

И отправимся мы в прошлое на нашем волшебном паровозе.

 

  1. Стадия «Осмысление»

Мы с вами попутешествуем в прошлом, и узнаем о быте, особенностях того времени.

  1. 1 станция «Приемная»                                                     (4 слайд – «Приемная»)

- Как встречали гостей на Руси?                                                    каравай                

На фоне звучащей музыки

 

Ой, вы гости дорогие,

Вы пожалуйте сюда.

Приходите поскорее

Занимайте здесь места.

 

          Проходите, не стесняйтесь

          Место выбрано для вас,

          Чтобы видно и удобно

          Вы смотрели все на нас

           Интерес в вас разжигаем,

           Караваем завлекаем.

Исполняется песня «каравай»

Учитель:

 Дорогих гостей встречаем

  Круглым пышным караваем.

  Он на блюде расписном

  С белоснежным рушником.

  Хором:  Каравай мы вам подносим,

                 Поклонясь, отведать просим.

Песня «дорогие гости, здравствуйте….»

Ведущие кланяются зрителям.

Русский человек всегда принимает гостей по-особому. К их приходу начинают готовиться за несколько дней, стол ломится от еды, а хозяева все равно суетятся: не забыли ли чего?

-  Ребята, а можно ли старинный обычай увидеть сейчас и где? (на праздниках, свадьбах).                                                                           (5 слайд – свадьба, праздники)

2) Станция «Жилищная»                                                            (5 слайд – вид избы)

- Как жили наши предки? Расскажите.

- А теперь послушайте бабку – сказительницу. (выглядывает из избы)

В  старину в нашей стране использовали дерево в качестве строительного материала. В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь старинного дома и узнаем, как он устроен.

Порог – граница дома. На нем, считали наши предки, нельзя стоять и сидеть.

Передний угол в доме называли красным – красивым. Всегда старались, чтобы передняя часть дома смотрела на восход, на красное солнышко. Красный угол – самое светлое место. Вверху, на полке Божница, иконы, перед ними – лампадка. Под иконами стоит стол, здесь же на стене фотографии всех родных.

Лавка вдоль передней стены тоже называется красной. Сюда сажали почетных гостей.

 

Печь

- Как вы думаете, без чего дом не мог существовать? (без печи) (работам  в группах)

                                                                                                                                                (6,7,8 слайд)

- А как ее использовали?  (работа в группах)

Звучит музыка

а). Видел кто-нибудь настоящую печку? А ведь раньше, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».                                                                  

б). Вся жизнь народа неразрывно связана с русской печью. Печь согревала всех в долгую зиму.  На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. А рядом на полатях спала ребятня. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. В колыбельке самого младшенького качают.                                                                                                       

в). Женщины около печи хозяйничают, стряпают, прядут, шьют. Печь использовалась для варки пищи, выпечки хлеба и пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев. Она лечила все простудные заболевания, с успехом заменяла парную баню.     Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

Каждая группа рассказывает о своем материале.

3). Станция «Песнопение»                                                                             (9 слайд - поют песню)

Любили на Руси песни петь. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой,  она являет собой замечательное достижение культуры. В далёкие времена пряхи, сидя за веретеном, монотонно пряли пряжу и затягивали незамысловатую мелодию, чтобы не заснуть за работой. Или с целью облегчить свой труд, крестьяне тоже пели песни.

Исполнение песни «Во кузнице»

Сложите пословицы.   (работа в группах)                                 (10 слайд – пословицы)

– Песню петь – надо уметь.

– Из песни слова не выкинешь.

– Кто весел, тот и поёт.

– Человек без песни – что птица без крыльев.

 

Сочиняли песни  и о березе.                                                         (11 слайд – береза)

С давних пор известно, что основным символом Российской Федерации является береза. Русским людям очень тяжело представить просторы своей Родины без этого дерева, да и нет, наверное, такого леса, где нет этого дерева, которое дает вкусный и полезный березовый сок.

(по 2 строчки читают девочки)

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчиках, 
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,


Родную, ненаглядную, 
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую, 
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится,
И гнется, да не ломится!

Исполнение песни «Во поле березка стояла»

4). Станция «Одежкино»

- Что это? (прялка)             

 Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек.

Основа мужского костюма                                                             (12 слайд)

 

Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой,  синей, красной ткани, украшая вышивкой.

 

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке,

который завязывался вокруг талии.

Основа женского костюма                                                                (13 слайд)

Основой женской одежды быладлинная сорочка.  Сорочки украшали вышивкой по краю подола,рукавов, ворота.

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длиннаяодежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

 

 5. Станция «Чаепитие»                                                                                   (14, 15 слайд)

 Отгадайте загадки.

          «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».

            «Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?

   А из чего в старину пили чай? Отгадайте:                    (самовар)

 

В прежние годы чай любили,

 С сахаром да медком пили –

И вприкуску, и внакладку,

 А бывало – и вприглядку.

 

  Гость в дом, самовар на стол - таковы русские традиции.   Ещё сто лет назад самовар имел ключевое значение в задушевных русских застольных беседах.

  1. Рефлексия

По каким станциям мы путешествовали?

Какая вам больше запомнилась и почему?

Нужны ли традиции народу?

Продолжите:

Было интересно…

Дома я расскажу о…

Приходите всегда к нам,

Рады мы всегда гостям!

За столы всех приглашаем,

Русским чаем угощаем!

Наше путешествие завершилось. Спасибо гостям за то, что они поддержали нас улыбками и по старинному русскому обычаю мы приглашаем Вас к столу.

Дети поют песни «Ой, блины, блины, блины…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по теме «Путешествие в прошлое  русского народа».

Составила учитель начальных классов: Дубоделова Нина Ивановна (15.05.2015)

Цель занятия: Знакомство с культурными традициями русского народа, с его бытом.              

Задачи:

1. Познакомить с русскими традициями русского народа;

2. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям;

3.Развивать логическое мышление, формировать понятие традиции нашей области.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к занятию,   каравай с солью, блины, разноцветные атласные  ленты, музыкальные инструменты – бубны, трещотки.

Ход занятия:

  1. Стадия «Вызов»                                                        (1 слайд - заставка)

Звучит мелодия                                                                       цветы

 Зазывала 1.

К нам на представление  

 Спешите все друзья!

 Здесь шутки, песни, сладости

 Давно вас ждут, друзья!

          Зазывала 2.

Эй! Не стойте у дверей!

 Заходите к нам скорей!

          Зазывала 1.

Очень часто за событиями

 И за сутолокой дней

 Старину не вспоминаем,

 Забываем мы о ней.

Зазывала 2.

Хоть и более привычны

 Нам полеты на Луну,

 Вспомним русский быт,  обычаи,

 Вспомним нашу старину!

- Какие инструменты звучали?  (балалайка, бубен, трещотки)

- Какие это инструменты?  (русские народные)

Посмотрите на оформление класса.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

  1. Рассказ о дедушках, бабушках (подготовленные дети)

 - Расскажите о своих близких: бабушках, дедушках.

Да, бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, наши корни. Оказывается, у нашего народа были свои традиции, свой быт. И передавалось это из поколения в поколение.

 Наше сегодняшнее занятие мы посвятим теме «Путешествие в прошлое русского народа».                                                                                                

Цель занятия: узнать о русских традициях своего народа.           (2 и 3 слайд - цель)

И отправимся мы в прошлое на нашем волшебном паровозе.

  1. Стадия «Осмысление»

Мы с вами попутешествуем в прошлом, и узнаем о быте, особенностях того времени.

  1. 1 станция «Приемная»                                                     (4 слайд – «Приемная»)

- Как встречали гостей на Руси?                                                    каравай                

На фоне звучащей музыки

Ой, вы гости дорогие,

Вы пожалуйте сюда.

Приходите поскорее

Занимайте здесь места.

 

          Проходите, не стесняйтесь

          Место выбрано для вас,

          Чтобы видно и удобно

          Вы смотрели все на нас

           Интерес в вас разжигаем,

           Караваем завлекаем.

Исполняется песня «каравай»

Учитель:

 Дорогих гостей встречаем

  Круглым пышным караваем.

  Он на блюде расписном

  С белоснежным рушником.

  Хором:  Каравай мы вам подносим,

                 Поклонясь, отведать просим.

Песня «дорогие гости, здравствуйте….»

Ведущие кланяются зрителям.

Русский человек всегда принимает гостей по-особому. К их приходу начинают готовиться за несколько дней, стол ломится от еды, а хозяева все равно суетятся: не забыли ли чего?

-  Ребята, а можно ли старинный обычай увидеть сейчас и где? (на праздниках, свадьбах).                                                                           (5 слайд – свадьба, праздники)

2) Станция «Жилищная»                                                            (5 слайд – вид избы)

- Как жили наши предки? Расскажите.

- А теперь послушайте бабку – сказительницу. (выглядывает из избы)

В  старину в нашей стране использовали дерево в качестве строительного материала. В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь старинного дома и узнаем, как он устроен.

Порог – граница дома. На нем, считали наши предки, нельзя стоять и сидеть.

Передний угол в доме называли красным – красивым. Всегда старались, чтобы передняя часть дома смотрела на восход, на красное солнышко. Красный угол – самое светлое место. Вверху, на полке Божница, иконы, перед ними – лампадка. Под иконами стоит стол, здесь же на стене фотографии всех родных.

Лавка вдоль передней стены тоже называется красной. Сюда сажали почетных гостей.

Печь

- Как вы думаете, без чего дом не мог существовать? (без печи) (работам  в группах)

                                                                                                                                                (6,7,8 слайд)

- А как ее использовали?  (работа в группах)

Звучит музыка

а). Видел кто-нибудь настоящую печку? А ведь раньше, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».                                                                  

б). Вся жизнь народа неразрывно связана с русской печью. Печь согревала всех в долгую зиму.  На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. А рядом на полатях спала ребятня. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. В колыбельке самого младшенького качают.                                                                                                      

в). Женщины около печи хозяйничают, стряпают, прядут, шьют. Печь использовалась для варки пищи, выпечки хлеба и пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев. Она лечила все простудные заболевания, с успехом заменяла парную баню.     Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

Каждая группа рассказывает о своем материале.

3). Станция «Песнопение»                                                                             (9 слайд - поют песню)

Любили на Руси песни петь. Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой,  она являет собой замечательное достижение культуры. В далёкие времена пряхи, сидя за веретеном, монотонно пряли пряжу и затягивали незамысловатую мелодию, чтобы не заснуть за работой. Или с целью облегчить свой труд, крестьяне тоже пели песни.

Исполнение песни «Во кузнице»

Сложите пословицы.   (работа в группах)                                 (10 слайд – пословицы)

– Песню петь – надо уметь.

– Из песни слова не выкинешь.

– Кто весел, тот и поёт.

– Человек без песни – что птица без крыльев.

Сочиняли песни  и о березе.                                                         (11 слайд – береза)

С давних пор известно, что основным символом Российской Федерации является береза. Русским людям очень тяжело представить просторы своей Родины без этого дерева, да и нет, наверное, такого леса, где нет этого дерева, которое дает вкусный и полезный березовый сок.

(по 2 строчки читают девочки)

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчиках, 
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,


Родную, ненаглядную, 
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую, 
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится,
И гнется, да не ломится!

Исполнение песни «Во поле березка стояла»

4). Станция «Одежкино»

- Что это? (прялка)              

 Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек.

Основа мужского костюма                                                             (12 слайд)

Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой,  синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке,

который завязывался вокруг талии.

Основа женского костюма                                                                (13 слайд)

Основой женской одежды быладлинная сорочка.  Сорочки украшали вышивкой по краю подола,рукавов, ворота.

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длиннаяодежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

 5. Станция «Чаепитие»                                                                                   (14, 15 слайд)

 Отгадайте загадки.

          «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».

            «Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?

   А из чего в старину пили чай? Отгадайте:                    (самовар)

В прежние годы чай любили,

 С сахаром да медком пили –

И вприкуску, и внакладку,

 А бывало – и вприглядку.

  Гость в дом, самовар на стол - таковы русские традиции.   Ещё сто лет назад самовар имел ключевое значение в задушевных русских застольных беседах.

  1. Рефлексия

По каким станциям мы путешествовали?

Какая вам больше запомнилась и почему?

Нужны ли традиции народу?

Продолжите:

Было интересно…

Дома я расскажу о…

Приходите всегда к нам,

Рады мы всегда гостям!

За столы всех приглашаем,

Русским чаем угощаем!

Наше путешествие завершилось. Спасибо гостям за то, что они поддержали нас улыбками и по старинному русскому обычаю мы приглашаем Вас к столу.

Дети поют песни «Ой, блины, блины, блины…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятия на тему: «Народный костюм-отражение души русского народа».

В документе предоставлен вариант технологической карты внеурочного занятия для 1 класса по исследованию особенностей русского народного костюма, а именно женского сарафана....

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Путешествие в Цветочный город». 1 класс

Внеурочное занятие по теме "Путешествие в Цветочный город" знакомит юного читателя с произведение Н. Носова "Приключения Незнайки". Дети учатся саомстоятельно искать нужную им инфо...

Внеурочное занятие на тему: "Игра путешествие со Свистулькиным по улицам Солнечного города"

Тема: Игра путешествие со Свистулькиным по улицам Солнечного города»Цели: проверка и закрепление знаний правил дорожного движения.Оборудование: компьютер, конспект, листочки с фразами, 3круга....

Конспект внеурочного занятия по теме: "Космическое путешествие"

Цели:1. Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, космонавтах, первых спутниках.2. Развивать внимание учащихся, любозна...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме «Путешествие в Песочную страну» .

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Внеурочное занятие по теме «Дружба народов»

Внеурочное занятие по теме «Дружба народов»Направление внеурочной деятельности: духовно нравственноеОбщечеловеческие нормы нравственности...