Программа воспитания "Расти здоровым"
рабочая программа на тему

Формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya._rasti_zdorovym.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Донского»

Программа воспитания

«Расти Здоровым»

по здоровому образу жизни.

ГУСОН ТО «СРЦН» города Донского

Программа разработана  в 2013 году

срок реализации 1 год,

возраст 10 – 14 лет

                        Составитель программы: Сёмина Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории.

2013 год.

Проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.     

   К большому сожалению, первые уроки несоблюдения правил здорового образа жизни, дети получают в семье.

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной реабилитационной программы.

  1. Пояснительная записка

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-Реабилитационный Центр для несовершеннолетних города Донского»

Категория и возраст обслуживаемых детей: несовершеннолетние в возрасте от 10 до 14 лет и их семьи.

На базе учреждения организованы 2 структурных подразделения:

- отделение диагностики и реабилитации несовершеннолетних (с круглосуточным пребыванием детей, 21 место, 3 реабилитационные группы);

- отделение социально-правовой помощи;

Год открытия:   2003.

Центр является специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, действующим в рамках государственной системы социального обслуживания населения Тульской области, оказывающим социальную помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте.

Многие  воспитанники являются сиротами или воспитывались в неблагополучных семьях. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по здоровьесбережению.  В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение здоровья. Работая с нашими детьми, я должна уделять большое внимание не только здоровому образу жизни воспитанников, но и стремиться дать тепло, заботу и поддержку. Очень важно помочь детям научиться понимать такие понятия как добро, справедливость, зло, ненависть, порядочность, ответственность. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Каждый ребенок за время пребывания в нашем учреждении получает знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Для реализации реабилитационных задач мною разработана программа «Расти Здоровым». Она рассчитана на детей среднего возраста на год.

Цель программы:

  1. Формирование у воспитанников ответственного позитивного  

     отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

  1. Формирование здорового образа жизни детей,     способствующего 

     познавательному и эмоциональному развитию, достижению        

     планируемых результатов.

Задачи программы:

  1. Научить  осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье.
  2. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, витаминах.
  3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
  4. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
  5. Освоение основ культуры здоровья.

Режим проведения занятий 1 раз в неделю.

В программе используются разнообразные игры и упражнения, тематические и интерактивные беседы, конкурсы, соревнования, викторины и презентации. С воспитанниками разыгрываются ситуации, требующие самостоятельного принятия решений, ориентации в сложных жизненных ситуациях.

Методический комплекс: рисунки детей, аудиозапись, раздаточные материалы, бумага, карандаши, фломастеры и пр.

2.Тематическое планирование

№ П/П

Тема

Кол-во

часов

1.

Занятие «Моё здоровье»

1

2.

Занятие « Здоровый образ жизни»

1

3.

Занятие « Путешествие в школу здоровья»

1

4.

Занятие «Если хочешь быть здоров..»

1

5.

Занятие- практикум «Крепкие – крепкие зубы»

1

6.

Занятие « Дорога к доброму здоровью»

1

7.

Занятие - конкурс «Путешествие на поезде «Здоровье»

1

8.

Занятие – конкурс « Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни?»

1

9.  

Занятие « Режим дня – основа здоровья»

1

10.    

Соревнование « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

1

11.    

Спортивная минутка « Кто больше…..»

1

12.  

«Викторина на все 100»

1

13.

Викторина ПДД : «Умники и Умницы»

1

14.

Интерактивная беседа «Курить или жить?»

1

15.

Интерактивная беседа « Основные виды травм, средства помощи при травмах?»

1

16.

Познавательная беседа: « Азбука здоровья»

1

17.

КВН « Вредные привычки»

1

18.

Познавательный час « Глаза, уши, язык, нос – наши умные помощники»

1

19.

Познавательный час « Здоровая пища для всей семьи»

1

20.

Информирование « Соблюдение правильной осанки при сидении, стоянии, ходьбе»

1

21.

Презентация: «Все что бы ты хотел узнать о курении, алкоголе, наркомании»

1

22.

Презентация: «Твое здоровье и личная гигиена»

1

23.

Презентация : «Все о витаминах»

1

Итого 23 занятия

                    3. Календарно-тематическое планирование

Сроки

Тема занятий

Краткое содержание

Используемые методические материалы

Январь

Занятие «Моё здоровье»

 Показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека. С помощью пословиц сформировать понятие Здоровье. Развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.

Карточки. Вопросы кроссворда. Пословицы о здоровье

Презентация: «Все о витаминах»

Ознакомить детей о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

История о витаминах группы А,В,С,D,Е. Картинки по теме, просмотр

Февраль

Занятие: «Здоровый образ жизни»

Ознакомление детей с режимом дня, гигиеной тела,

гигиеной зрения,

правильным питанием,

занятиями физкультурой и спортом.

Карточки с изображением человечков, список продуктов

Познавательный час: «Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники»

Информирование детей о четырех помощниках человека - органах чувств и их функциях.

Загадки, карточки, стихи, памятка.

Март

Занятие: «Путешествие в школу здоровья»

Ознакомление детей с органами человека, полезными витаминами, режимом дня. Советы доктора Айболита Закрепление знаний.

Стихотворение, загадки.

Презентация: «Твое здоровье и личная гигиена»

Углубление знаний о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену- закаливание; гигиена кожи; гигиена зубов и полости рта; гигиена одежды и обуви; подвижный образ жизни.

Фото, правила гигиены, просмотр.

Апрель

Интерактивная беседа: «Курить или жить?».

Воспитание у детей ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного дела к курению. Опыт «Курящая кукла»

Обсуждение, вопросы, опыт.

Комплексное занятие «Путешествие на поезде Здоровье».

Формирование знаний о лекарственных растениях и деревьях, оказание первой помощи, из-за чего возникают болезни, вредные привычки, закаливание

Беседа, приветствие, загадки, аудио сопровождение.

Май

Информирование:

« Соблюдение правильной осанки при сидении, Стоянии, ходьбе» 

Ознакомление с соблюдением правильной осанки дать понять, что осанка вырабатывается в детстве и юности; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Беседа, Правила для поддержания правильной осанки

Соревнование: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

формирование мотивации здорового образа жизни, участие в конкретных востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. 

Плакаты, рисунки, задания эстафеты, загадки. Аудио сопровождение

Июнь

Занятие-конкурс: «Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни?»

Знакомство детей  со знания    по  вопросам  о организме человека, лекарственных растений,.

способствовать  развитию  интереса  к  вопросам здоровья, здорового образа жизни, осознанию  его  серьезности.

Кроссворд, конкурс, беседа составление слов .

Интерактивная беседа: «Основные виды травм, средства помощи при травмах»

Познакомить с понятиями "травма", "специальные и подручные средства" и правилами оказания первой до врачебной помощи.

Загадки, беседа, вопросы.

Июль

Викторина. «Безопасность на все 100».

Пополнение знаний о соблюдении правил пожарной безопасности, и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Вопросы викторины.

Беседа.

Спортивная минутка: «Кто больше..»

Развитие у детей сообразительности, ловкости, быстроты мышления, чувства товарищества, взаимопомощи. Приобщение к двигательной активности.

Приветствие, соревнования, конкурсы, аудио сопровождение.

Август

Занятие – практикум:

«Крепкие-крепкие зубы»

Познакомить детей со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

Учить детей основным правилам ухода за зубами

Рассматривание.

Практическая часть

Рисование. Раскрашивание.

Познавательный час: « Здоровая пища для всей семьи»

Активизация знаний о правильном питании: умеренно и разнообразно.

Задачи: познакомить с продуктами, особенно полезными для здоровья;

воспитывать культуру питания.

Беседа, правила питания, чтение стихов, игра.

Сентябрь

Викторина ПДД: «Умники и умницы»

Развитие интереса к знаниям правил дорожного движения  Повторить и обобщить знания детей о видах транспорта, закрепить названия видов транспорта;

Вопросы викторины. Беседа.

Познавательная беседа: «Азбука здоровья»

Закрепить знания  детей о правилах здорового образа жизни. Сформировать негативное отношение к курению.

Беседа, пословицы, поговорки, вопросы.

Октябрь

Презентация: «Все что ты хотел бы узнать о курении, алкоголе, наркотиках»

Привлечь внимание подростков, к проблеме курения, алкоголизма, наркомании и повысить стремление к психическому  и физическому совершенству. Научить жить без вредных привычек.

Просмотр, беседа, тест.

Занятие: «Дорога к доброму здоровью»

Формирование знаний о том, что такое здоровый образ жизни, обсуждение полезных и неполезных продуктов, влияние алкоголя и курения на организм. Сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред.

Викторина. Конкурс пословиц, правила.

Ноябрь

КВН: «Вредные привычки»

формирование мотивации здорового образа жизни у детей, участие в конкретных, разнообразных видах деятельности. 

Девиз, представление, песни, конкурсы, сценки.

Декабрь

Занятие «Режим дня – основа здоровья».

Развивать бережное отношение к своему здоровью,        воспитание чувства ответственности, умения ценить время и рационально его использовать.

Стихи, загадки, аудио сопровождение, игра«продолжи»

Занятие: « Если хочешь быть здоров..»

Закрепление знаний правил личной гигиены;

развитие общей культуры личности детей, расширение кругозора

Инсценирование героев, стихи, советы, песня.


Формы реализации программы:

- индивидуальные и групповые беседы;

- тестирование, анкетирование;

- проведение дней здоровья, викторины, соревнования;

- мозговой штурм;

- просмотр презентаций.

Диагностика знаний, умений и навыков

Диагностика знаний, умений и навыков проводится 2-3 раза:

При поступлении воспитанника в учреждение проводится начальная диагностика, промежуточная, после срока реабилитации - заключительная. Для диагностирования используются следующие методики:

1. Анкета "Правила личной гигиены"

2. Тест " Твое отношение к курению?"

3. Анкета "ЗОЖИК и твое отношение к нему»

4. Диагностика «Сможешь ли ты устоять?»

Ожидаемые результаты.

  1. Увеличение числа воспитанников, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни.
  2. Получение знаний о правильном и здоровом питании и использование их в повседневной жизни.
  3. Развитие потребности достойного поведения, стремление к достижению жизненного успеха.
  4. Отказ от вредных привычек, их пагубного влияния на здоровье. 
  5. Сознательное отношения к сохранению собственного здоровья. Демонстрация физических достижений воспитанников, активности участия.

                Литература

  1. Арсенина Е.Н.,  Классные часы в школе. Тематические занятия, коллективные творческие дела, развлекательные мероприятия. Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт.2004г
  3. Безруких, М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/  методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.// - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,.
  4. Воронова Е.А. Клуб внеклассных дел. Интеллектуальные вечера и викторины. 2-е издание Ростов-на-Дону  «Феникс» 2006г.
  5. Гальцова Е.А., История Российского государства. Сценарии внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Давыдова А.В. Классные часы. 7 Класс. Москва «Вако» 2008.
  7. Давыдова А.В. Классные часы. 8 Класс. Москва «Вако» 2008.
  8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва. Эксмо, 2005.
  9. Ерёменко Н.И. Классные часы. 7 Класс. Волгоград: ИТД «Корифей» 2007.  
  10.  Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И., Резенова Е.Л.,  Внеклассные мероприятия. Москва «Вако» 2006.
  11.  Загадки от А до Я. Под ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997 г
  12.  Зайцев Г.К., Зайцев А.Г Твое здоровье. Укрепление организма.. – С.-Пб.: 1998
  13. Кугач А.В., Турыгина С.В.. Праздничный марафон.  Игровые и познавательные программы для школьников. Ярославль: Академия развития 2007.
  14.   Кугач А.В., Турыгина С.В., Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль: Академия развития2007.
  15.  Комарова Т.С.,  Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва. Мозаика-Синтез 2005.
  16.  Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. Москва «Вако» 2009.
  17. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е., Уроки мужества. Методы организации, сценарии проведения. 5-11класс. Москва «5 за знания», 2008.
  18. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний 1-4классы» Классному руководителю «5за знания» 2006г
  19. ЛобачеваС.И., Великородная В.А., Фирстова Е.В.. Загородный летний лагерь. 1-11 классы. Москва «Вако» 2006.
  20.  Морозова Л.П., Классные часы. 5 класс. Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.
  21. Мудрость здоровой жизни: Афориз¬мы, пословицы, поговорки о здоро¬вье. — М.: Медицина, 1986
  22.  Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьников велело жить. Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  1.  Савченко Е.В., Жиренко О.Е.. Классные часы. 5-9 класс. Москва «Вако» 2008.
  2.  Савченко  Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И., Гончарова Е.И.. Летний лагерь на базе школы. 1-5 классы. Москва «Вако» 2007.
  3. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  4.  Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В.. Подростки 21 века. Москва «Вако», 2008.
  5.  Худенко,  Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме /           Е. Д. Худенко// метод, пособие / - АРКТИ, 2005.
  6.   Хаткина Н.В., Зовет звонок на праздник. Лучшие сценарии для школьников. Москва. ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.
  7.  Черных О.Г., Дмитриева А.А., Внеклассные мероприятия: 5 класс. Москва «Вако» 2008.
  8.  Чудакова Н.В., Праздники для детей и взрослых. Советы, традиции, этикет, кухня, игры, викторины. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"

Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья

Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...

Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"

Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...