"Семья и школа - это берег и море"
материал на тему

Артамонова Ольга Николаевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie_semya_i_shkola-eto_bereg_i_more.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

"Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

Вот сегодня мы и поговорим с вами о том, как же входит в море знаний ваш ребёнок.

Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … )

Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

С приходом в школу изменяется      вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 30 ученикам даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они  «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.

ХЛОПОК ( эксперимент)

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок.  Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка.  Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни (учитель и родитель). Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но  МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

     Итак, «вступительные» баталии позади. Ваше чадо – уже первоклассник. Вы облегченно вздыхаете. Кроме того, что Ваш ребенок уже стал первоклассником – станете учеником и Вы. Да, да. Ведь Вы тоже должны научиться быть родителями первоклассника, должны научиться не делать ЗА него, не делать С НИМ, а идти рядом и ПОМОГАТЬ специалистам, которым вы доверили своего малыша.

      Значит, спокойно вздохнуть Вам не удастся. Отдых отменяется. не тут то было! Оказывается, все только начинается!

Многие родители утверждают, что те трудности, о которых их предупреждали – родители других детей, учителя, психолог – это вовсе не то, что они ожидали, и вовсе не то, что получилось на самом деле. Очень часто возникает так называемый «конфликт ожиданий».

У Вас чудесный ребенок? Все знает, все умеет. А ЭТА (учительница) вовсе не хвалит его.

Мы в школу пришли учиться, А учат они только «встать–сесть», «направо–налево», ОНА за месяц только первую букву им показала, как писать! Да и вообще, он уже умел писать, все лето прописи мучили, мороженным подкупали. А она красным цветом исправляет, травмирует ребенка. Ужасные дети!  На переменах только его и задевают! А ОНА никак не реагирует. Да, он слишком подвижный, но нельзя же все время делать замечания. Он же переживает!

 Я думаю, такие мысли посещали вас и неоднократно. Но кто же прав? ЭТА учительница или ВЫ? Вот в чём вопрос.

      Давайте поговорим сейчас о правилах и нормах. Подумайте: какие чувства лично у вас вызвали только что сказанные мною слова? (Страх? Огорчение? Раздражение? Непонимание?)

      Заметили? Даже у взрослых людей возникают очень разные чувства только при упоминании о правилах.

      Теперь вспомним о детях. Ваше отношение к правилам во многом определяет, как ребенок относится к ним, и потому – как он станет регулировать свое поведение в классе, насколько тщательно будет выполнять задания, а отсюда – насколько вырастет его авторитет среди одноклассников. Ведь первоклашки (особенно первоклашки, ведь психологически они еще дошкольники!) оценивают друг друга через оценку педагогом того, что он делает.

 Новые нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка – тем более детям тяжело усваивать. К этим нормам нужно адаптироваться.

      А следующий наш вопрос касается игры. Представьте себе, что вы играете с кем-нибудь из друзей. Вы знаете, что достаточно хорошо играете, но вдруг – проигрыш. Как вы себя чувствуете? Разочарование? Злость? Азарт? Уныние и нежелание продолжать?

      Итак, взрослые реагируют тоже по-разному. А одной из особенностей возраста является то, что у него неадекватно завышенная самооценка (Внимание! Заниженная самооценка у ребенка 5–6 лет может говорить о тревожности малыша!) А еще шестилетний первоклассник воспринимает обучение в школе как игру. И вот если у маленького школьника появляются первые трудности – проигрыш – он тоже может реагировать по-разному.

      А теперь хотелось бы все-таки провести параллели между семейным и школьным воспитанием, ведь так получается, что за этот год нам вместе придется делать одну работу – переводить ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. И просто необходимо, чтобы по нашим рельсам-требованиям мог пройти паровозик с ребенком, иначе он «уедет» по одной рельсе – в ущерб другой.

      Как долго ребенок может сосредоточенно работать? (Это говорит о его работоспособности)

      Нужно ли ребенку поощрение, одобрение того, что он делает? (нуждается ли он в контакте со взрослым во время подготовки заданий)

      Что вы можете сказать о темп работы вашего ребенка? Каков ребенок дома? (другими словами – он «шустрик» или «мямлик»).

      Допускаете ли вы, что в школе и дома ваш ребенок может вести себя по-разному?

      Конечно же, вы хорошо знаете своего ребенка, и потому легко ответите на эти вопросы. Но на последний вопрос особенно тяжело отвечать родителям, дети которых не были в детском саду до школы, особенно, если он единственный в семье.

     Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

       Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

         

         Многие родители не понимают, почему дети ничего не рассказывают, что было в школе: «Школа – это не камера хранения детей – почему вы их ничему не учите?!» Но дети не воспринимают игру как обучение чему-то. А ведь обучение шестилеток происходит, особенно на первых порах – именно в игре. Потому, ребенок, увлекаясь и погружаясь в игру, отрабатывает нужные навыки. Работа в коллективе тоже воспринимается как игра – соревнование. Потому при приходе в школу многие дети, которых трудно дома заставить что-то делать, остепеняются и постепенно становятся учениками. При этом наградой в соревновании часто бывает похвала учителя.

      В этом – еще одна опасность для «конфликта ожиданий» – и родительского, и детского. Если они приучили ребенка к «безоговорочным» похвалам, ему будет тяжело. Маленький ученик обижается на учительницу, что она его не вызывает (читайте: не хвалит за ответ. Но ведь у нее тридцать детей! Она должна всех опросить»).

      Он может даже сказать, что его «избили», а Марь Иванна его не пожалела. (На самом деле рядом стоящий ребенок был «мельницей», и задел его). Марь Иванна же наставляла, что нужно играть аккуратней, и уговаривала Ваше чадо, что это была игра, нужно простить – или же совсем не заметила «инцидента»). Детям такого возраста свойственно замечать только то, что связано именно с ними. Потому они, не замечая деталей ситуации, еще не научились их анализировать. И потому еще не умеют предугадывать результаты своих поступков. Каждый детский конфликт – это урок анализа ситуации. «Раскручивая клубок» событий (а ты что сказал? а он что сказал? а ты что сделал?), учительница вовсе не «устраивает разборки».

      Потому не спешите с выводами. Привыкнув к определенным отношениям дома, ребенок не всегда адекватно оценит действия и поведение окружающих. Всегда – со своей стороны – будет искать «субъективной» справедливости. А вы, особенно если вы человек эмоциональный – будете защищать «своего» и его «справедливость».

          СОВЕТ. Поставьте себя на место учителя, возможно, к вам придёт внезапное решение  ваших сомнений и проблем.

        Внимание! Будьте осторожны! Никогда не ругайте учительницу при ребенке! Даже если вы возмущаетесь от всей души – старайтесь не допустить смятения в душу ребенка. Ваша «РАБОТА» – это помочь ребенку безболезненно пережить кризис семи лет. А один из его «отголосков» – это то, что ваше бесценное дитя «поменяет авторитеты». Вы обязательно услышите: «Ничего ты, мама, не понимаешь! Марь Иванна сказала делать именно так!»

         Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

          Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

         

           Позвольте дать вам ещё один совет:  мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

 Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

 Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

 

      Обычно здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

      Будьте внимательны! По наблюдениям психологов, именно дети тревожных родителей наиболее медленно адаптируются к школе! Потому даже если вам хочется возмущаться «немыслимым действиям Марь Иванны – старайтесь держать себя в руках. Даже принимайте успокоительный чаек. Вашему ребенку – вдвойне тяжелей, если вы не выдерживаете нагрузки первым классом!

“Две матери” В.А.Сухомлинский

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или пианистом, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит в космос к далекой звезде ... Вот для чего хочется жить...

А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать.

– Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго – долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где десятилетие назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему – то рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:

Кем же стал твой сын?

Выдающимся музыкантом, - с гордостью Белокосая ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?- И Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно

многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятно было – механизатором, в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает... Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась...

Все – таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго – долго о чем – то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. “Поправляйтесь, мама” - сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы...

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь... Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины засветилось, и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбаясь, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далекого села, привез два больших арбуза, виноград, яблоки... Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на “капитанском мостике” комбайна.

Я тоже буду комбайнером, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его...

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришел.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали ее из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно еще лежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам.

Все в больнице улыбались .

Прощаясь с Белокосой Матерью, Чернокосая сказала:

- Какая ты несчастная...

       Я вам желаю, чтобы каждый из вас был счастлив, чтобы в ваших глазах светилась радость, больше улыбайтесь и не отпускайте своих детей плавать далеко от берега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Контрольные работы по математике 2 класс ККО ("Школа России", М.И. Моро))

Контрольные работы по математике 2 класс ККО ("Школа России", автор учебника М. И. Моро). Дети выполняют работу на листах А4.  Такой вид деятельности позволяет экономить время на уроке, тем самым...

Календарно-тематическое планирование "Школа России" 3 класс. Моро М.И.

Здесь предложенно календарно-тематическое планирование для надомного обучения по "Школе России"(математика Моро М.И)...

Задания по математике для 1 класса. ФГОС. Школа России. М.И.Моро

Данные задания предназначены дополнительного занятия с детьми....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

урок окружающего мира 2 класс Школа России "Берегись автомобиля"

Урок окружающего мира 2 класс Школа России "Берегись автомобиля"...