Огонь - друг или враг?
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса по противопожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_ili_vrag.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56 С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ» Г.САРАТОВА

Методическая разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 4-х классов

        

ОГОНЬ –ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Автор разработки:

учитель начальных классов

 высшей категории

Прыткова Марина Юрьевна

Адрес образовательной организации:

410064 г.Саратов 3-й пр. Строителей, д.3

г.Саратов

2015

Цель занятия: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать жизнелюбивую личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
  • Развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества; воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим и друг к другу, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.

Подготовка.

     До начала занятия детей нужно разделить на две команды. В каждой команде выбираются ученики, которые готовят сообщения по теме «История пожарного дела», учат стихи по теме внеклассного мероприятия. За правильные ответы команда получает жетоны.

Оформление: презентация, выставка литературы по данной теме, рисунки учащихся, пословицы для работы в группах, памятка «Правила поведения при пожаре».

Ход занятия

Учитель. Для того чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам отгадать загадку.

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.   (огонь)

     Тема нашего занятия «Огонь – друг или враг?»

     Ребята, а как вы думаете, почему мы обращаемся к этой теме? (Ответы детей).

     Действительно, без огня человек прожить не может. Но, с другой стороны огонь может быть очень опасен для человека.

Выступление учеников

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами б стали,

 Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

 В «Денди» тоже б не играли.

В общем, плохо было б жить.

     Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

     (Повторить правила противопожарной безопасности, научиться правильно действовать при пожаре, узнать что-то новое.)

I тур. Огонь – наш друг

Учитель. Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня, тщательно берегли огонь, полученный от возгорания при ударе молнии.)

     Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Люди научились добывать и сохранять огонь

В Древней Греции была своя версия того, как огонь попал к людям. Об этом повествует легенда о древнегреческом герое Прометее.

Сообщение ученика.  В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди были слабыми и пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Учитель. Полезные свойства огня люди научились использовать. Давайте вспомним, какие профессии связаны с огнём.

Выступления учащихся

Сталевар

Печь – громада мартен пышет жаром,

Варят сталь для страны сталевары.

Прикрывается рукой он от огненного жара,
И течёт металл рекой по команде сталевара!

Кузнец

В кузнице жара – на дворе холод.

В кузнице кузнецы.

У одного в руках молот,

У другого – щипцы.

Повар

Белый фартук и колпак,
Сам зари румяней.
Догадаться нам пустяк,
Кто тут перед нами.

Целый день он у плиты
И зимой, и летом.
Чтобы сыт был я и ты,
Жарит нам котлеты.

Сварщик

Он в синей спецовке и в синих очках,
Он синюю молнию держит в руках.
Она как живая: подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно бьётся она!
Вот смолкла, затихла, свернулась клубком,
А сварщик коснулся её проводком,
И молния брызнула золотом звёзд,
Как будто жар-птица расправила хвост!

Гончар

Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Теперь горшок пора обжечь, -
И в первый раз идет он в печь.

Задание. Назвать причины возникновения пожаров.

Работа в группах. Ответы команд принимаются по очереди.

Примерные ответы:

  • Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями ( хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Курение в неположенных местах.

II тур. Когда огонь превращается в нашего врага

Учитель. Мы выяснили, что огонь – друг человека. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Ребята, как вы думаете, что такое пожар? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы. Чтобы бороться с огнём,  надо знать его врагов. Проведем опыты, которые помогут ответить на эти вопросы.

Опыт 1

     Самым главным врагом огня является – вода. Зальем огонь в первой тарелке водой. Огонь очень быстро погас. Огонь во второй тарелке засыплем песком или землей из цветочного горшка. Огонь погас. Третью тарелку накроем плотной тканью (сукно, брезент). Огонь погас.

Вывод: сильные возгорания хорошо тушить водой, небольшие возгорания можно потушить песком (землей) или плотной тканью (сукно, брезент).

Опыт 2

     На столе стоят 2 свечи. Зажжем их. Накроем одну свечу банкой. Пламя быстро погасло.

     Оказывается, в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Когда мы накрыли свечу банкой, кислород в ней быстро выгорел и остался углекислый газ – еще один враг огня.

Вывод: значит, для борьбы с огнем можно использовать углекислый газ. При тушении пожаров пожарные используют газовые баллоны, наполненные углекислым газом. Такие баллоны есть и у нас в школе.

Опыт 3

     Зажжём одну свечу.  Я накрываю ее банкой, свеча тухнет, я быстро убираю банку, свеча разгорается вновь с новой силой.

Вывод: при поступлении свежего воздуха огонь начинает гореть с новой большей силой. Вот почему во время учебной эвакуации учитель закрывает окна и дверь – нельзя допустить проникновения свежего воздуха в помещение, где находится очаг возгорания.

     Таким образом, бороться с огнем нам помогают: вода, песок или земля, плотная ткань, углекислый газ, соблюдение правил пожарной безопасности, с которыми нас знакомят на уроках и классных часах в школе.

Задание. Составление памятки.

Работа в группах. Последующее обсуждение действий при пожаре.

Каждая команда получает карточку с заданием: нужно соединить начало фраз с их окончанием, и получить правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

1.Огонь нельзя оставлять

2.Если увидишь пламя –

3.Вызывай пожарных

4.При пожаре защищай

5.Из горящего помещения

6.При пожаре нельзя

А) по телефону 01.
Б) прятаться.
В) без присмотра.
Г) зови на помощь взрослых.
Д) дыхание от дыма.
Е) надо быстро уйти.

Выступление учеников

1.Если уж пожар случился,

Сообщи по 01,

А потом беги скорее

Отключи и газ, и свет,

Чтоб огонь, до них добравшись,

Не наделал страшных бед.

За собою дверь балкона поплотнее притворим

Этим мы огню дорогу по квартире не дадим.

2. Вы в пожарную охрану
Срочно позвоните,
Точный адрес и фамилию
Внятно назовите.

3. Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,

Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".

Взрослым сразу сообщаем о случившейся беде,

Потому что в одиночку можем мы пропасть в огне!

4. Посмотри, быть может, ты

Доберешься до двери,

Где сумеешь выйти сам

И дождаться взрослых там.

5. Если вдруг твой телевизор

Загорелся, так и знай!

Из розетки его сразу отключай!

Накрывай плотнее тканью

И не смей тушить водой!

Или это обернется для тебя бедой.

6. В дымном помещении к выходу спешите.
И себя вы мокрой тканью плотно оберните.

Сквозь нее дышать лишь можно, угара не глотая.

Эти действия в дыму выжить помогают.

7. Осмотрись, куда бежать.

Где горит – опасно!

Туда, где дыма не видать

Иди, всем это ясно.

8. Коль звучит сигнал тревоги -
Покидайте здание,
Лифты не используйте
И не сейте паники.

9. Если выхода наружу не успел ты отыскать,

Набери воды побольше в ванну, таз или ведро.

Обольешь и пол, и двери, да и стены заодно.

10. Доступ воздуха закроем –

И огонь умрёт тот час.

Окна, двери нараспашку -

Лишь огню хороший шанс!

11. Когда беда случиться: пожар произойдёт,

Его тушить помчится боевой расчёт.

Тут техника и средства, чтобы пожар погас,

А ты должен выполнить их любой приказ.

III тур. История пожарного дела

Учитель. Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. А если эта беда случилась, то на помощь к нам придут очень смелые и отважные люди – пожарники. Их работа – каждый день совершать подвиги, рискуя собственной жизнью, спасать жизни других людей.

Выступление учащихся

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль-один».

 На машине ярко-красной
 Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
 Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Сообщение учеников. Краткая история пожарного дела.

  • В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году, сказано , что всех курильщиков нужно казнить. Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему?

(Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди.)

  • С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
  • В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
  • Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
  • 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
  • Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пожарные помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города.
  • Более 2000 пожарных отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнём блокадный Ленинград.
  • 7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись защищать город.
  • При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.
  • В старину пожарных называли огнеборцами. Эти люди всегда придут на помощь, сделают все, от них зависящее, чтобы  погасить огонь.  30 апреля – День работников пожарной охраны.  

Задание.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь,  а также о героях, отличившихся на пожаре, написано много книг. В том числе и детских. Ваше задание: вспомнить, из каких произведений взяты следующие строки. Работа в группах.

  1. Ищут пожарные, ищет милиция,

         Ищут фотографы в нашей столице.

         Ищут давно, но не могут найти

         Парня какого-то лет двадцати.

(С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

     2. Что за дым над головой?

         Что за гром над мостовой?

         Дом пылает за углом.

        Что за мрак стоит кругом?

        Ставит лестницы команда,

        Из огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Стёпа»)

       3. Море пламенем горит,

           Выбежал из моря кит:

           Эй! Пожарные, бегите!

           Помогите! Помогите!»

(К.Чуковский «Путаница»)

        4. И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»
          С треском, щелканьем и громом

           Встал огонь над новым домом.

          Озирается кругом,

           Машет красным рукавом.

(С.Маршак «Кошкин дом»)

IV тур. Огонь – символ

Учитель. Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства.

     Вечный огонь символизирует вечную память о ком-нибудь или о чём-либо. Вечный огонь - постоянно поддерживаемое в специальных горелках пламя у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах, могилах; символ памяти о павших героях, их подвигах, жертвах фашизма и др. Впервые Вечный огонь зажжен в 1920 на могиле Неизвестного солдата в Париже, в СССР — в 1957 в Ленинграде на Марсовом поле. Вечный огонь зажжен на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве (1967), в других населенных пунктах, а также в местах памятных событий. К нему всегда приносят цветы, приходят, чтобы поклониться, постоять и помолчать. Он горит в любую погоду: зимой и летом, в любое время суток: днем и ночью, не давая угаснуть человеческой памяти…

     Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Задание «Пословица недаром молвится».

Составить пословицы из двух частей. Объяснить смысл пословицы. Работа в группах.

 Вода и огонь – хорошие слуги,

большой пожар бывает.

От маленькой искры

без огня.

Не бывает дыма

но страшные господа.

Маленькая спичка

беду отводи до удара.

Искру туши до пожара

сжигает большой лес.

Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Не бывает дыма без огня.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Задание. Кроссворд

Работа в группах

1

В

О

Д

А

2

О

Г

О

Н

Ь

3

С

И

Р

Е

Н

А

4

Л

Е

С

Т

Н

И

Ц

А

5

Т

Е

Л

Е

Ф

О

Н

6

У

Г

А

Р

7

Ш

Л

А

Н

Г

8

И

С

К

Р

А

9

У

Т

Ю

Г

10

П

Е

С

О

К

11

П

Л

А

М

Я

12

Н

Е

Б

Р

Е

Ж

Н

О

С

Т

Ь

1.Основное средство для борьбы с огнём.

2. Шипит и злится,

    Воды боится.

    С языком, а не лает,

    Без зубов, а кусает.

3. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.

4. Приспособление, с помощью которого пожарные могут подняться на верхние этажи многоэтажного дома.

5. В случае пожара пригодится он:

    01 – запомните этот …

6. От чего чаще всего погибают люди при пожаре?

7. Чем пожарные подают воду при пожаре?

8. Самая маленькая частичка огня, от которой может начаться большой пожар

9. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может произойти пожар.

10. Средство тушения огня.

11. Самая распространенная причина ожогов.

12. Какая причина чаще всего приводит к пожару?

Игра «Это я, это я, это я, это все мои друзья!»

  1. Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

           Бережет родную школу от опасного огня?

  1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
  2. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых строительный забор.

  1. Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
  2. Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

  1. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  2. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  3. Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол - еле сам живой ушёл?

  1.  Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  2. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  3. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
  4.  Кто пожарным помогает, правила не нарушает

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Подведение итогов. Награждение победителей

Итог занятия

Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

Рефлексия

Учитель. Ребята, что вам запомнилось?

Давайте вспомним задачи, которые мы поставили перед собой в начале занятия. Выполнены ли эти задачи?

Список литературы

  • Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. – М.: Вентана-Граф, 1998. – 64 с.
  • Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104с.
  • Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143 с.
  • Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с.
  • Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. – М.: Просвещение, 1995. -64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь-друг, огонь-враг!

Конспект урока с примененим игровых технологий...

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Огонь – друг, огонь – враг.

внеклассоное мероприятие для учеников 2-х классов...

КТД "Огонь -друг, огонь - враг человека"

мероприятие для проведения Дня безопасности  в лагере дневного пребывания...

"Огонь - друг, огонь - враг"

Цель данного мероприятия: закрепить знание основ пожарной безопасности....

Сценарий познавательно-игровой программы на противопожарную тематику Тема: «Огонь друг, огонь враг»

Цель: в игровой форме донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности.Обучающие задачи:• продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности;• формировать усвоение школ...