Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во 2-ой половине дня в выпускном 4-ом классе.
материал (4 класс) по теме

В 4-том классе особое значение мы придаем практической деятельности, развитию ручной умелости, умению действовать поэтапно, по плану. Это объясняется тем, что в следующем году дети будут заниматься по профильным видам труда в мастерских.Поэтому мое выступление построено на одном из таких практических занятий. Оно называлось "Изготовление нарядных бус из шерсти".                  Вашему вниманию я представлю исправленный и улучшенный вариант этого занятия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Цели занятия: Обучающая - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины.         Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах  на основе ощущений.                                                                                      Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности.                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tekst.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во 2-ой половине дня в выпускном 4-ом классе.

Вся воспитывающая деятельность у нас в школе выстроена по дням недели. В понедельник мы делаем акцент на спортивных мероприятиях.                    Вторник - у нас день книги и чтения.                                                                            Среда - экскурсионный и банный день.                                                                                                          В четверг проводится клубный час класса.                                                                                      На занятиях мы  используем такие эффективные коррекционные технологии, как:                                                                                                                                                          - информационно-компьюторные                                                                                   - игровые                                                                                                                                                  - проектные (недавно стартовал проект "Сказка - ложь, да в ней намек...")                                                                                                                                                       - арт-терапия, изо-терапия                                                                                                                  - экологические, здоровьесберегающие и др.                                                            

В 4-том классе особое значение мы придаем практической деятельности, развитию ручной умелости, умению действовать поэтапно, по плану. Это объясняется тем, что в следующем году дети будут заниматься по профильным видам труда в мастерских.                                                                      Поэтому мое выступление построено на одном из таких практических занятий. Оно называлось "Изготовление нарядных бус из шерсти".                  Вашему вниманию я представлю исправленный и улучшенный вариант этого занятия.  Итак,                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Цели занятия: Обучающая - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины.         Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах  на основе ощущений.                                                                                      Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности.                                                                                                                            Дети в нашем классе довольно сильные, инструкцию понимают с   1-го раза.  В коррекции ручной моторики, в той или иной степени, нуждается каждый ребенок в классе.                                                                                                                     Подготовительная работа проходила на протяжении 2-х занятий.                              На первом занятии мы сформировали представления о шерстяных изделиях  и  их свойствах. Мы рассматривали шерстяные вещи, щупали, нюхали, определяли их назначение, свойства. Была проведена коррекционная работа  -  дети должны были разложить вещи по группам: одежда; предметы быта; и третья группа -  игрушки, аксессуары, украшения.                                                                                                       На втором подготовительном занятии мы сформировали представление о шерстяном волокне. Поставили вопрос - Из чего же состоят шерстяные изделия? Заметили, что если ближе рассмотреть, подергать немного, то в любой шерстяной вещи видны тонкие волоски ( вот почему одежда немножко колется!). Выделили этот один признак, который присущ любой шерстяной вещи. То есть все шерстяные вещи состоят из тоненьких шерстяных волосков. Здесь было введено понятие - шерстяное волокно.  Откуда оно берется? (фото 1) Вот овец стригут, шерсть моют,  расчесывают, окрашивают.  Дети рассматривали ш. в., трогали, нюхали, расщепляли                (фото 2) :  это ш. в.; оно состоит из тонких волосков; оно мягкое, легкое, воздушное.                                                                                                                                       Т.о., в процессе подготовительной работы у детей на основании зрительных, осязательных, обонятельных ощущений было сформировано представление о новом виде поделочного материала - шерстяном волокне.                                                                                                                                                                                                                    В начале  открытого практического занятия эти знания мы актуализировали. Ребята должны были выбрать среди вещей, лежащих на столе шерстяные, и сказать из какого материала они сделаны. (фото 3 ) Все эти вещи сделаны из ш. в.  А как сделаны?                                                                                                    Говорим, что из ш. в. прядут нитки. Из них делают ткань, а потом шьют платки, пальто. А еще из шерстяных нитей, вяжут варежки, носки.                                                                                                  А как сделаны валенки? (фото 4) Сшили ?- где шов? Связали? - где нить, из которой связали?                                                                                                                                   Говорю - валенки сваляли. Само слово валенки произошло от способа их изготовления - валять. (Вводим словарное слово - валяние.)                                                                                            Потом рассматриваем бусы, стельки. Определяем, что их тоже сваляли из ш. в.   Далее вводим игровой момент - в класс влетает на метле Баба Яга. Она узнала, что у нас в школе проходит проект "Сказка ложь, да в ней намек..."и обращается к нам за помощью: Леший пригласил ее на дискотеку и ей нужно принарядиться.  Берет варежки - "Это можно на дискотеку?"   Дети объясняют: "Это одевают на улицу зимой, чтоб руки не мерзли." Тогда она  хватает валенки.  Дети говорят: "В них будет жарко на дискотеке!"                                  Т.е. здесь происходит коррекция мышления.  Идет соотнесение - какую одежду куда одевать, исходя из ее свойств и назначения.                                        В результате мы решаем свалять бусы и подарить их бабе Яге. Тогда на дискотеке она будет выглядеть нарядно.  Как валять бусы - я показываю сначала на компьютере.  (фото 5).                                                                                                                                                                                                                                                      Потом проводим  анализ образца (фото 6 ). Дети рассматривают, трогают бусы.(Плотные, круглые, одного размера. Нанизаны на ленту. Между ними пластмассовые бусины меньшего размера. Шерстяные бусины мягкие - стучим о стол. Стучим для сравнения твердой пластм. бусиной - разный звук). Т. о. задействованы слуховой, тактильный, зрительный анализаторы.                                                                                                                  Какая форма у бусин? - круглые. Значит какие  движения мы будем делать, когда будем их валять? - дети показывают  и говорят - круговые, как колобок из пластилина делали.                                                                                                                           След. этап - Планирование работы.                                                                                                     Задание: разложить карточки с этапами изготовления бус по порядку        (фото 7). На этом этапе происходит развитие памяти, внимания, логики. (фото 8)- Вот карточки разложили.   На мой вопрос - Успеем ли мы на этом занятии доделать бусы до конца? -Ребята ответили - Нет, бусины должны высохнуть. На это нужно время.      Т. е. у детей сформировалось     представление о продолжительности процесса.                                                                                                                                                                        Перед практической работой повторяем ТБ.   Потом проводим разминку, на которой  происходит подготовка рук к работе и активизация межполушарного взаимодействия.    В начале предлагаю разогреть ручки - трем ладони др. о др. потом ( видео):                                                                                                                                           1,2,3, 4, 5 - пальцы левой  и правой  рук поочередно                                                                               будем бусины валять - руки перекрестно, то правая,  то левая сверху                                   1,2,3,4,5 - опять пальцы                                                                                                                    и по кругу их катать - круговые движения ладонями, как колобка катаем.                                                                                                                                                                                        Практическая работа.                                                                                                                             - Дети отбирают, что нужно для работы. (фото 9 )                                                                                                                                                                                                                                                                Спрашиваю, что является материалом, а что инструментом для работы.                                                                                                                                                   - Далее дети расщепляют волокно (фото 10 ). Вспоминаем  свойства ш. в., ориентируясь на ощущения и восприятия.                                                                Работаем, сверяясь с планом.                                                                                                                   (фото 11)- Здесь видим процесс сравнения. У ребенка формируется представление: большую, воздушную горку волокна можно превратить в маленькую, круглую, плотную бусину.                                                                                                                                     -  (фото 12) Круговыми движениями катаем шарики из сухого волокна.  Наблюдаем как преобразуется исходный материал.  Происходит коррекция мышления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - Когда у всех волокно приобрело круглую форму брызгаем на шарики мыльный раствор  (фото 13 )                                                                                                                                                                                                                                      - продолжаем валять мокрый мыльный шарик (фото 14). Объясняю, что мыльный раствор скрепляет шарик, он уплотняется.  Сравниваем свои шарики с образцом и друг с другом.                                                                                                                                          - Когда у всех бусины становятся одного размера споласкиваем их в тазу с теплой водой (фото 15). Замечаем, что под действием теплой воды и мыла бусины стали еще плотнее и уменьшились в размере. Вводим в словарный запас новое слово - усадка.  Это еще одно свойство ш. в.                                                                                                                    - Потом сушим наши бусины круговыми движениями на полотенце(фото 16), чтобы убрать лишнюю влагу.                                                                                                                     - И последний этап: Готовые бусины  кладем сушить на батарею.                                                                              Итог занятия.   Говорю, что хочу убедиться, как ребята научились работать с шерст. волокном.  Для этого даю несколько заданий.                                                                     1. ( проверяю, научились ли дети отличать ш. в.) Создаем игровую ситуацию.  Дети решили сами сделать бусы. Они приходят в магазин чтобы купить материал для работы (фото 17).  Дети выбирают ш. в.                                                                                                                                                   2. Купили, принесли домой.  Баба Яга напросилась помогать, и когда раскладывала карточки с этапами работы, допустила ошибку. Дети должны найти ее и исправить.                                                                                                                                                                   3. ( Потом - проверка моторной памяти. Запомнили ли дети прием валяния -                  круговые движенияя, когда валяли бусины).  Для этого проводим игру : "Да -Нет": баба Яга показывает неправильные движения ((так валяли, так валяли)). Дети говорят: "Нет, Нет!", а потом показывают как надо валять шарик.  (фото18)                                                                                                                                                     4. (Проверяю,помнят ли дети свойство ш. в. - усадку)                                                                   Спрашиваю: Что в тазике мы делали?                                                                                            Баба Яга: Руки мыли!                                                                                                                     Дети: Нет, полоскали бусины.                                                                                                                - В какой воде?                                                                                                                             Дети: В теплой. Чтобы смыть мыло. А бусины стали плотные и уменьшились в размере.                                                                                                                                             - Как наз.?                                                                                                                                                                    - Усадка.                                                                                                                                                            В конце занятия дети могут поплясать вместе с Бабой Ягой.                                                                                                                                              (фото 19) - Вот бусы, которые мы доделали на следующем занятии.

Т.о.,  главная образовательная цель занятия достигнута,  и дети смогут самостоятельно повторить то, чему их научили на занятии.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Основные направления внеурочной деятельности и её особенности в работе с детьми начальных классов

Яркая презентация. Вначале немного теории, затем я рассказываю как организована внеурочная деятельность в нашей школе. Расписание занятий. Фото детей на  внеурочной деятельности....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий...

основные направления воспитательной деятельности

Основные направления воспитательной деятельности в 4б классе...

Основные направления в деятельности классного руководителя

На протяжении всего периода педагогической деятельности осуществляю классное руководство....