Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во второй половине дня в 3 классе при использовании ИКТ.
материал (3 класс) на тему

Выступление на педсовете. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во второй половине дня

в 3 классе при использовании ИКТ.

(из опыта работы воспитателя ГПД 3 «А» класса Сычёвой О.В.)

Выступление на педсовете 20 марта 2015 года

«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.»

Гельвеций.

(слайд № 3)

Наша система воспитывающей деятельности выстроена по дням недели:

Понедельник –личностное развитие;

                      – основы социализации и общения

Вторник – творческое развитие;

Среда – трудовое развитие;

Четверг – физическое развитие (здоровьесберегающие мероприятия);

В каждом из этих направлений информационные компьютерные технологииявляются эффективными помощникамина занятиях во внеурочной воспитывающей деятельности.

Этот способ позволяет ребенку с интересом не только учиться, но и развивает его интеллектуальную деятельность, повышает самооценку. (слайд № 4) «Я могу сделать это сам – найти в поисковике нужный материал, выбрать нужную мне информацию…».

ИКТ применяется на различных этапах воспитательских занятий и при исполнении режимных моментов со свойственными принципами: (слайд № 5)

1.  принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.  управляемость: в любой момент возможна коррекция воспитателем процесса обучения;

3.  интерактивность и диалоговый характер познавательного процесса;  -ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика ивоспитателя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.  оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у воспитанника состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.  неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Слайд № 6:

Необходимость использования ИКТ на внеурочных занятиях в начальных классах коррекционной школы VIII вида неоспорима, т.к. для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ является помощником в освоении нового, развитии мотивации, одним из способов социализации.

Слайд № 6: Причины необходимости применения компьютера в работе воспитателя:

  • Во-первых, организация процесса воспитания в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей – (самогигиена)участие в общешкольном проекте «Школа Мойдодыра» – мы совместно сделали презентацию «Моем руки правильно», а для этого дети подбирали стихи, и иллюстрации в Яндексе, подбирали картинки для стенгазеты, которые потом срисовывали.
  • Во-вторых, реальная возможность технологизироватьпроцесс индивидуализации и дифференциации внеурочных занятий.
  • В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных

принципов коррекционных мероприятий: от сохранного к нарушенному (есть обучающие сайты, такие как Почемучка, Уроки мудрой Совы, Солнышко, где предлагается множество заданий, например, таких как «сконструируй букву», «раскрась букву»), многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций

  • В-четвёртых, в воспитательном процессе в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ (после посещения столовой во время обеда и последующей беседы со мной, ребенок (Саша К.) предложил сделать презентацию «Правила поведения в столовой» и уже самостоятельно выстроил последовательность действий - сначала нужно сделать фотографии, потом перенести их в компьютер, потом нужно написать правила, как себя вести, и уже потом заниматься самой презентацией на интересующую его тему).

Слайд № 7 Мультимедийные технологии используются на всех этапах внеурочной деятельности воспитателя:

  • Для объявления темы занятия на экране компьютера (заставка с названием темы и красочными иллюстрациями, например в занятии «Почему без воды нам не прожить» в занимательной и простой форме был изложен материал для ребенка и прослушали звуки капающей воды, водопада);
  •  Как сопровождение объяснения воспитателя;
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • При подготовке домашнего задания;
  • Для контроля знаний.
  • Для проведения досуга.
  • После экскурсии (обсуждение) просмотр презентации с обсуждением еще раз увиденного – посещение ЦМ ВОВ.

Мультимедиа способствует:

  • Развитие интересаузнать для себя что-то новое
  • Привлечение внимания
  • Воздействие на эмоции (на режимный момент)
  • Мобилизация и активизация познавательной деятельности
  • Повышение самооценки.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как на самоподготовке, так и во время воспитательного процесса, например,после проведения какого-либо мероприятия. Так после  экскурсии в музей ВОВ, дети сами собирали информацию, делали фотографии на свои мобильные телефоны,при обсуждении увиденного была выполнена презентация; при подготовке занятия на тему Что такое вода?, электронное портфолио (поднятие самооценки) и т.д.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

       источник учебной информации;

       наглядное пособие;

       тренажер;

       средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  •  средство подготовки текстов, их хранение (при подготовке домашнего задания по русскому языку по методике Кукушкиной О.И. «Текстовый редактор MicrosoftWord и развитие письменной речи» - ребенку предлагается выполнить задание в начале на компьютере, при этом у него появляется возможность обнаружить свои ошибки и исправить их;
  •  графический редактор;
  •  вычислительная машина больших возможностей (подготовка домашнего задания по математике).

Слайд № 9:

В дополнение к домашнему заданию я предлагаю детям дополнительные интерактивные  коррекционные упражнения, например: по русскому языку, по математике, развитие речи и т.д. Этим хорошо пользуются М. Эльдар, К. Саша, С. Денис.

Слайд № 10:

Также предлагаются интерактивные задания по русскому языку с заменой букв в словах. Дети способны уже делать это самостоятельно.

Слайд № 11:  задания по составлению слов.

Слайд № 12: математические задания: цвет, форма, размер.

Слайд № 13:

Игровые интерактивные задания на социализацию: вставить нужное слово. Дети моего класса способны самостоятельно выполнять такие задания (М.Эльдар, С.Денис,  И.Алёша, К.Саша, П.Полина). Все эти игровые задания дети выполняют с удовольствием.

При подготовке презентаций к занятиям принимают участие все воспитанники: готовят рисунки, придумывают темы для опытов (вода) и т.д.

Можно сказать также, что  в процессе моей работы (всего 3 четверти) дети научились самостоятельно искать информацию для учебного процесса в интернете, скачивать ее (Соболев Денис, Иванов Алёша), пользоваться корректором (исправлять свои ошибки при наборе в Wordeпри наборе домашнего задания: П. Полина, К. Саша), с интересом участвуют в подготовке презентаций для занятий (С. Денис).Я вижу, как  у детей повысилась мотивация к приготовлению д/з и подготовке внеурочных занятий.

Вывод: Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. (Если бы у нас был класс Информатики, можно было бы не только проводить обучающие занятия с одним педагогом, но предложить детям заниматься дистанционно и преподавателями различных предметов из других школ, что позволит изучить тот или иной предмет и сконцентрировать на нем свое внимание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Основные направления внеурочной деятельности и её особенности в работе с детьми начальных классов

Яркая презентация. Вначале немного теории, затем я рассказываю как организована внеурочная деятельность в нашей школе. Расписание занятий. Фото детей на  внеурочной деятельности....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий...

Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во 2-ой половине дня в выпускном 4-ом классе.

В 4-том классе особое значение мы придаем практической деятельности, развитию ручной умелости, умению действовать поэтапно, по плану. Это объясняется тем, что в следующем году дети будут заниматься по...

основные направления воспитательной деятельности

Основные направления воспитательной деятельности в 4б классе...

Основные направления в деятельности классного руководителя

На протяжении всего периода педагогической деятельности осуществляю классное руководство....