Программа внеурочной деятельности "Думай и размышляй"
рабочая программа (1 класс) на тему

Буторина Олеся Ивановна

Программа разработана для учащихся 1 класса 

Актуальность  программы состоит в том, что она создает условия для успешной  адаптации первоклассников в школе, развитии их творческих и интеллектуальных  способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dum_i_r.docx130.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат №27 основного общего образования»

Рассмотрена                                                                                     Утверждена

на заседании МО                                                             приказом директора №________

Протокол № ____от                                                                   от «_____»____________2014 г.                                                                                                                              

      «_____»____________2014 г.                                                                  ______________Ченцов  Е. Н.

Программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

«Думай и размышляй»

 

                                            1 класс

Программа рассчитана на один год обучения

Автор: Буторина Олеся Ивановна

                (учитель начальных классов)

Каменск – Уральский

1014г.

Пояснительная записка.

   Программа «Думай и размышляй» составлена на основе обобщения опыта работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Актуальность  программы состоит в том, что она создает условия для успешной  адаптации первоклассников в школе, развитии их творческих и интеллектуальных  способностей.

 Учитывая возрастные особенности первоклассников, познавательная деятельность как в урочное, так и во внеурочное время должна тесно переплетаться с игровой деятельностью.

   В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

   Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Комплекс специально разработанных занятий направлен на развитие внимания, всех видов памяти, таких способностей мышления,  как классификация, обобщение, исключение лишнего, установление логических связей, способности к конструированию, а также развитие наблюдательности и воображения.

Цель курса

  • создание оптимальных условий для развития интеллектуальных и творческих       способностей учащихся;

Задачи курса

  1. Формирование у первоклассников умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я - концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие навыков рефлексивных действий.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления.
  6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
  • развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
  • укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • успешная адаптация в новой социальной среде.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • эмпатия,  как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.


3. Учебно-тематический план

№ занятия

Количество часов

Содержание занятия и развиваемые способности

Дата проведения занятия

1

1

Здравствуй, школа! Входная диагностика первоклассников.

сентябрь

2

1

Разноцветное путешествие. Развитие умения распознавать цвета.

3

1

Встреча с радугой. Развитие умения распознавать цвета. Развитие концентрации внимания, мышления.

4

1

Увлекательная неделька.

5

1

Геометрическое ассорти. С. 40

октябрь

6

1

Конструирование.

7

1

Школа домашних животных.

8

1

Времена года.

9

1

Все профессии важны, все профессии нужны.

наябрь

10

1

Творческая работа в технике рваной аппликации.

11

1

Калейдоскоп загадок. С. 92

12

1

Календарь. С110

декабрь

13

1

Конструирование.

14

1

Телеграмма от Знайки.с147

15

1

В магазине ребусов. С152

16

1

В гостях у зимушки – зимы.

январь

17

1

Зимние каникулы.

18

1

По дорогам сказок.

19

1

Конструирование.

февраль

20

1

Транспорт.

21

1

Думай, смекай, отгадывай.

22

1

Ребята, давайте жить дружно!257

23

1

283 В поисках ошибки.

март

24

1

Творческая групповая работа. Изготовление декоративных композиций из бумаги.

25

1

Конструирование.

26

1

Путешествие в космос.

апрель

27

1

Творческая групповая работа. Конструирование  макета из простейших фигур.

28

1

Конструирование.

29

1

В цветочном городе.

30

1

В царстве лекарственных растений. С138

май

31

1

Конструирование.

32

1

Скоро лето!

33

1

Итоговое. Диагностика уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие концентрации внимания. Совершенствование воображения. Совершенствование воображения.

4. Содержание учебной программы

В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные виды заданий:

  • динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
  • познавательно-логические;
  • коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная, интегрированная.

Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

5. Методическое обеспечение

  •  рабочая программа курса;
  • рабочие листы  для ученика.

6. Материально-техническое обеспечение

  • материалы для оформления и детского творчества;
  • наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.

7. Список литературы

  1. Мищенкова Л. В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. – Ростов н/Д:Феникс, 2010.
  2. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс-М.: Издательство «Зкзамен», 2014

      3.  Коннова . Е. Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1 класс.

         Индивидуальная тетрадь школьника. – Ростов н/Д: Легион, 2014

Методические рекомендации к проведению занятий

Занятие 1 Здравствуй, школа!

Задачи: 1. Дать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения;

              2. Провести входную диагностику готовности детей  к обучению в школе.

Оборудование:  ручка, карандаш.

Листы для диагностики.

Ход занятия.

Устная работа

1. Вступительное слово учителя о 1 сентября и школе.

                       Нежарким  солнышком   согреты,

                       Леса   еще  в  листву   одеты.

                       У  малышей  в руках  букеты.

                       День хоть и грустный, но  веселый:

                       Грустишь  ты:

                      - До  свидания,  лето!

                        И  радуешься:

                      - Здравствуй,  школа!

 - Что ждёт вас в школе? (уроки, звонки, перемены, физкультминутки, домашние задания…)

Игра «Что возьмем с собою в школу?» Отвечайте хором «да» или «нет»

Азбуку для чтенья?

Коробку печенья?

Любимую кровать?

Мягкую подушку?

Любимую игрушку?

Карандаш, альбом?

Робота целиком?

Линейку и ручку?

Собачку Жучку?

Пенал, резинку?

Пирожных корзинку?

Пачку пластилина?

Пакетик ванилина?

Бумагу и картон?

Вкусный батон?

Резинку жевательную?

Улыбку обаятельную?

Старанье и терпенье

и хорошее настроение?

2. Доскажи имя литературного героя

Папа…. Карло, Баба…… Яга, Дядя …Фёдор….Степа, Крокодил…Гена, Почтальон…Печкин, Доктор…Айболит, Красная…Шапочка, Винни …Пух,     Муха…Цокотуха.

3.Веселые задачки.

1.Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?

2.Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка!

3.Два кубика у Миши,
Четыре – у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! Занимательные задачи

4.Сколько ушей у трёх мышей? (6)

5.Сколько лап у двух медвежат? (8)

6.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)

4. Загадки 

1.Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель).

2. Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке,

На листках твоей тетрадки! (Ручка).

3. Рисовать умеет наш

Деревянный … (карандаш).

4. Вдруг прямою станет змейка,

Если есть в руках  … (линейка).

5. На ноге стоит одной,

 Крутит-вертит головой,

 Нам показывая страны,

 Реки, горы, океаны. (Глобус).

6. Я-ПРЕДМЕТ ДЛЯ ШКОЛЫ ВАЖНЫЙ!

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ КУБ БУМАЖНЫЙ,

САМОЛЁТ, КАРТОННЫЙ ДОМ,

АППЛИКАЦИЮ В АЛЬБОМ,

ТЫ МЕНЯ НЕ ПОЖАЛЕЙ!

Я-ЛИПУЧИЙ, ВЯЗКИЙ…(клей)

7. ТО Я В КЛЕТКУ,

ТО В ЛИНЕЙКУ.

НАПИСАТЬ ПО НИМ

СУМЕЙ-КА!

МОЖЕШЬ И НАРИСОВАТЬ,

ЧТО ТАКОЕ Я?....(тетрадь)

8.Где заданья пишут на дом

И стоят отметки рядом-

До чего же хороши!

Ну-ка, мама, подпиши!(дневник)

9. ШЁЛ УРОК, А ОН МОЛЧАЛ-

ПЕРЕМЕНУ, ВИДНО, ЖДАЛ.

ТОЛЬКО КОНЧИЛСЯ УРОК,

ГРОМКО ЗАЗВЕНЕЛ….(звонок)     (Звенит звонок)

Письменная работа

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека (Їрасика) обновленный

Возраст: 6 - 7 лет

Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Содержание: тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей:

·        а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

·        б) копирование фразы из письменных букв;

·        в) срисовывание точек;

·        г) опросник. (подробно см. папку тесты 1 класс)

Занятие 2 Разноцветное путешествие 

Задачи:

1. Познакомить детей с цветовой гаммой радуги.

2. Учить различать цветовые оттенки и полутона.

4. Учить различать  предметы по цвету.

5. Развивать речь, мышление, фантазию.

Оборудование: наборы квадратов всех цветов.

Ход занятия.

Устная работа

Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться различать цвета. Проверим, все ли прямоугольники  на месте. Покажите зелёный прямоугольник. Что в природе бывает зеленого цвета? И т. д.

Отгадай загадки:

Я бычок, но не реву,

 Потому, что я влюбленный! — Я люблю щипать траву,

 А любимый цвет -…

 (Зелёный)

 На картине небо ясным

 Нарисуем мы с тобой

 И его закрасим краской

 Как обычно -…

(Голубой)

 Говорила мама Боре:

 — Не пойдем сейчас — опасно!

 Потому, что в светофоре

 Не зеленый свет, а…

(Красный)

 Я бы красить василек

 Даже черным цветом мог!

 Но, не бойтесь, не покрашу!

 Цвет его намного краше!

(Синий)

 Одуванчику привет!

 И привет купальнице!

 Ваш веселый, яркий цвет

 Всем нам очень нравится!

(Жёлтый)

 Апельсинчик трогал Леша,

 Ласково поглаживал:

 — Ты красивый и хороший,

 Круглый и…

(Оранжевый)

 Маме в качестве подарка

 Выбирайте розы вы!

 Цветом красным, но не ярким,

 По простому — …

(Розовый)

 У тетрадного листочка

 И у сахара кусочка,

 И у соли, и у мела

 Цвет какой бывает? -…

 (Белый)

 Он из всех неяркий самый,

 Только веришь или нет — Можно видеть этот цвет

 И с закрытыми глазами!

(Чёрный)

 Волк, ворона, воробьишка,

 Слон и маленькая мышка — Все они зимой и летом

 Одинаковые цветом!

(Серый)

Пальчиковая гимнастика

Изобрази с помощью своих ладошек:

 - как бежит паучок;

 - как летает бабочка;

Письменная работа

1. Рассмотри таблицу. Нарисуй фигуру в свободной клетке так, чтобы все строки и все столбцы были разные. Раскрась ёлочки в зелёный  цвет, а яблоки в красный.

2. Раскрась паучка и бабочку.

3. Зачеркни все кружки красным цветом так, все треугольники закрась черным  цветом, квадрат заштрихуй так

Занятие 3 Встреча с радугой.

Оборудование: цветные карандаши.

● мячик

Ход занятия.

Устная работа

1. Беседа о радуге

● Ребята, кто из вас любит лето? Я тоже люблю это время года с его буйством красок, с яркими цветами и сочной зеленью. Я очень люблю летний луг, летний лес, яркое летнее солнышко.

● А что я люблю ещё, отгадайте из загадки.

Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

● А кто из вас видел летом радугу?

● А кто из вас знает, как образуется радуга? (Солнечные лучи преломляются и отражаются в капельках дождя, в результате чего белый свет разделяется в спектр).

● А можно ли с радугой встретиться зимой?

● Наша встреча с радугой может сегодня произойти, если мы выполним все задания, отгадаем все загадки. Попробуем? Ответьте на вопрос загадки.

После летнего дождика

В синем небе порой

Появляется радуга

Словно мост расписной:

Красный, жёлтый, Зелёный…

Семь прозрачных цветов.

Кто назвать по порядку

Все цвета нам готов?

● Сколько цветов в радуге?

● Назовите все цвета по порядку.

● А какие вы знаете стихотворные фразы, чтобы запомнить порядок расположения цветов в радуге?

(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Как однажды Жак звонарь городской зажег фонарь.)

● А кто из вас знает, почему радугу так называют?

(Слово «радуга» происходит от украинского слова «райдуга, рай и дуга» и переводится, как» «пестрая дуга»).

2. Игра «Назови цвет»

● Учитель показывает предметные картинки, а дети называют цвет изображённого предмета.

3. Игра с мячом, «Какого цвета?»

● Учитель называет предмет, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом, какого цвета названный предмет.

Например: Ёлка (зелёная),  апельсин (оранжевый), снег (белый), лимон ( желтый),  ромашка (белая), асфальт ( серый), кровь ( красная), зебра (черно-белая), незабудки (голубые), российский флаг (бело-сине-красный), радуга (разноцветная).

4. А сейчас разноцветные загадки.

1. Синий мундир,

Желтая подкладка,

А внутри сладко.

(Слива)

2. Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке

Желтые, солёные.

(Огурцы)

3. То рыжая, то серая

А названьем белая.

(Белка)

4.  Я бел, как снег

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам.

(Сахар)

5.  Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

6. Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

7. Зимой – белый,

Летом – серый.

(Заяц)

8. В огороде на дорожке

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи.

(Подсолнух)

9. Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А прическа зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

10. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

11. Желтый одуванчик

По двору идет.

Желтый одуванчик

Зернышки клюет.

(Цыпленок)

12. Белые горошки

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.

(Ландыш)

13. Черен, а не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

(Жук)

5. Физкультминутка «Бывает – не бывает».

( Да -  хлопок в ладоши радостно,

Нет – стоя на месте махать руками).

Белый бант, рыжий кот, зелёный тигр, серая мышь, розовый слон, фиолетовый гвоздь, чёрный сахар, жёлтый одуванчик, синий кит, голубой крокодил, желтый помидор, коричневое солнце, желтые листья, красный заяц, оранжевый грач.

6. Затеи карандаша.

К нам пришел гость. А кто это узнаете из загадки.

 Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ...

(карандаш)

Письменная работа

1. Раскрась радугу.

2. Рассмотри таблицу. Как нужно расположить рисунки в последней строке, чтобы все строки были разными? Нарисуй фигуры в нижней строке. Раскрась все лимоны в жёлтый цвет, сливы в синий, а вишни в красный.

Занятие 4 Увлекательная неделька

Оборудование:

карточки с цифрами от 1 до 7.

Ход занятия.

Устная работа

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.  

                           (Дни недели)  

- О чем говорится в загадке? О днях недели.

– Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? (показываю детям календарь)

– Посмотрите на календарь, по которому можно определить количество дней в неделю

– В одной неделе семь дней (суток) и у каждого дня свое название и свой порядковый номер(дети произносят название дней недели).

– Какие дни недели вы запомнили? (дети называют)

 

Игра «Будь  внимательным»

Вы называете  разные слова, в том числе и  дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Игра «Вопросы-ответы»

Садитесь с  ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете, ребенок  отвечает:

- Сколько дней  в неделе?

- Назови два выходных дня.

- Как называется  второй, четвертый, третий, пятый  день недели?

- Какой день недели первый?

- Какой день недели последний?

- Какой день  недели идет после среды? Перед  вторником?

- Какой день  недели спрятался между средой  и пятницей?

-Сколько в  неделе дней? Сколько выходных? Сколько  будней?

 

Игра «Карточки  с цифрами»

У детей карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете  день недели, ребенок показывает соответствующую  карточку, понедельник – 1, вторник  – 2 и т.д. Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

Физкультминутка

Изображаем  движения, соответствующие  тексту:

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в  воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали,

Плясали,

Дни недели – посчитали».

Письменная работа

1 задание

Пронумеруй дни недели на листочках. Начинай с первого дня недели.

Неделя

 Носорог все дни недели

 Проводил на карусели,

 И смеялся Носорог,

 И сиял от счастья рог.

 Но в последний день недели

 Вдруг сломались карусели,

 Потому что вместе сели

 Крокодил, Жираф, Олень,

 Слон, Слониха и Тюлень... -

 Словом, дюжина зверей

 Да обжора муравей.

2 задание      Соедини числа и дни недели.

3 задание  Отгадай ребус.

4 задание   Дорисуй вагоны, подпиши, раскрась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка "Думай,размышляй"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Думай, размышляй, фантазируй", 1-4 классы

В рабочей программе представлены содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....