Воспитательная программа "В мир русской народной культуры"
методическая разработка по теме

Лазнева Елена Владимировна

Игра-путешествие для учащихся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                                  СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ СОШ №1                             Зам.директора по ВР

__________/Д.С.Соколов/                               ________/О.А.Слиткова

«__»___________2014г.                                   «__»___________2014г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

2014-2018 уч. года

Воспитательная программа

«В мир русской народной культуры»

Игра – путешествие для учащихся 1-4 классов.

Воспитательные цели и задачи:

  • Развитие познавательного , коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка.
  • Воспитание человека, знающего и уважающего историю и традиции своего народа.
  • Сплочение классного коллектива.
  • Использование в работе разнообразных, доступных и интересных детям форм и методов работы.

Цель игры – путешествия:

      Ввести детей в мир русской народной культуры, способствование принятию ими нравственных ценностей русского народа (единства человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

     Задачи игры- путешествия:

  1. Создавать условия для интеллектуального , нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
  2. Развивать любознательность и познавательный интерес учащихся.
  3. Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
  4. Создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нем.

Предмет изучения во время игры- путешествия:

  • народные игры;
  • загадки;
  • песни;
  • сказки;
  • предметы быта;
  • обряды и обычаи;
  • искусство;
  • одежда;
  • народная медицина;
  • кухня.

Организация игры- путешествия:

      Игра- путешествие рассчитана на 4 года.

      Путешествие продолжается в течении всего года.

      Прохождение каждой темы организуется как КТД.

      Отправной точкой служит сбор- старт.

      Даются задания звеньям ( группам).

      Итоги подводятся на ключевом деле.

1год

СЮЖЕТ ГОДА «ЗАЧИН ДЕЛО КРАСИТ»

Путешествие проводится по временам года. В пути ребят ждет встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой , Весной, Летом). Хозяйка вручает путешественникам конверт с заданиями и карту с маршрутом путешествия.

1четверть. В ГОСТЯХ У МАТУШКИ ПРИРОДЫ.

1.Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, рассказ о том, что предстоит сделать. Праздник –сбор «Мы теперь не просто дети , мы теперь ученики».

2.Понятие о народной культуре. Узнаем ,каким наши предки видели мир вокруг себя. Культура поведения в общественных местах.

3.Праздник Осени. Акция «Доброе сердце».

4. Составление народного календаря.

5. Сбор пословиц, поговорок, примет об осени. Конкурс рисунков «Дом ,в котором я живу».

6.Выпуск самодельной книжки.

7.Изготовление поделок из природного материала. Выставка в классе.

8.Русские народные игры( на переменах, на уроках физкультуры, на прогулках, В ГПД)

9.КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «КУЗЬМИНКИ»

2четверть «ЗДОРОВЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ»

1.Нравственные ценности русского народа: трудолюбие ,милосердие, любовь к природе, к родному краю. Помощь близким престарелым людям. День матери «Мамина песенка»(семейный праздник).

2.Понятие о здоровье. Меры закаливания в старину. Утренняя гимнастика, прогулки на воздухе. Личная гигиена.

3.Вредные привычки. Как сними бороться. Болезни века(СПИД, наркомания, курение , алкоголизм). Акция «Мы , против!». Неделя  «За здоровый образ жизни»(игры ,спортивные состязания, прогулки).

4.Труд поможет сохранить здоровье, свое и близких. Акция милосердия «Ритмы сердца».

5.Произведения фольклора, дающие образцы красивой , образной речи. Как в повседневной жизни относятся к русскому языку? Становление речевой культуры детей.

6. Сбор пословиц, поговорок, примет о зиме. Разучивание новогодних песен.

7. Мастерская Деда Мороза. Выпуск самодельной книжки. Новогодняя елка(праздник).

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «В ГОСТЯХ У МОЙДОДЫРА»

3четверть    «ЗИМА ДА МОРОЗ, А МУЖИК ЗА ПРАЗДНИК»

1. «Овсень»( обряд встречи Нового года на Руси). Традиции твоего дома.

2.Рождественские встречи. Учимся быть дружными. Сбор пословиц и поговорок о дружбе Пение песен о дружбе.

3.Готовимся к зимним Святкам(разучивание колядки). Акция «Доброе сердце»(помощь людям).

4.Праздник «Пришла коляда».

5. «раз в крещенский вечерок …» Обряд гадания в старину.

6. Наши роли в жизни: «Мы ученики»; « Мы пешеходы»; «Мы зрители»; «Мы люди»(нравственные нормы и качества, культура поведения).

7. История Отечества. Подготовка к Дню защитника Отечества. Конкурс строя и песни. Уроки Мужества( приглашение ветеранов войны и воинов запаса).

8. Праздник «Мы любим наших мам и бабушек». Изготовление подарков.

9. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ -ВЫБИРАЙ НА ВКУС»

4четверть «ТЕПЛО ДОМАШНЕГО ОЧАГА»

1. «Человек без роду, что дерево без корней»(изучение своей родословной, семейные традиции).

2.Правовые знания. Мир и миролюбие.

3. «Семейный сад» (представляем свое родовое древо).

4. Молодецкие забавы»(игры на свежем воздухе)

5.Сбор пословиц, поговорок, примет о весне. Выпуск самодельной книжки.

6.Уроки Мужества. Вахта памяти(помощь ветеранам войны и труда).Изготовление корзиночки ко Дню памяти павших.

7.Встреча весны(заклички для весны, уроки Великого поста).

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО –СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «МАМА, ПАПА –ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

 

2 год

СЮЖЕТ ГОДА «ВСЛЕД ЗА СОЛНЫШКОМ  ИДЕМ»

Программа этого года знакомит детей с календарно-бытовой культурой, народными промыслами, жанрами русского фольклора, обрядовыми праздниками.

1четверть  «ЧТО ОСЕНЬЮ СОБЕРЕШЬ, С ТЕМ И ЗИМУ ПРОЖИВЕШЬ»

1.Старт игры.

2.Знакомство с календарно-бытовой культурой. Дорожная и противопожарная азбука.

3.Уборка урожая, сбор семян. Конкурс «Осенние букеты».Экскурсии в природу.

4.Поделки из природного материала.

5.Акция «Доброе сердце»( сбор овощей для нуждающихся).

6.Почта поздравлений( День пожилого человека, День Учителя).

7.Праздник  урожая.

8.Нормы поведения «Ежели вы вежливы». День матери.

9.КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «НЕВЕЛИКА ПТИЧКА СИНИЧКА, И ТА СВОЙ ПРАЗДНИК ЗНАЕТ».

2четверть     «ЗИМНИЕ СКАЗКИ БАБУШКИ АГАФЬИ»

1.Викторина по сказкам.

2.Конкурс рисунков по сказкам.

3.Изучение отношения к своему здоровью. «Вредным привычкам нет!».

4.Неделя  «За здоровый образ жизни»( спортивные состязания, игры на воздухе).

5.Воспитание доброты и отзывчивости. Акция «Не опоздай!»( кормушки для птиц).

6.Мастерская Деда Мороза. Готовим маски , элементы новогодних костюмов.

7. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО « НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА».

3четверть    «СОКРОВИЩА БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

1.Знакомство с народными промыслами.

2. Строительство и взятие снежного городка. Зимние забавы.

3.Музейные уроки. История одной вещи.

4.История моего Отечества. Уроки Мужества. Подготовка к смотру строя и песни.

5.»Город мастеров»(учимся рукоделию).

6. «Бабушкины вечерки»( семейные традиции).

7. «Молодецкие игры»(состязания и игры на воздухе).

8.Уроки и обычаи Великого поста. Заветы моей бабушки.

9. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ».

4четверть  «ВСЕ ИГРЫ В ГОСТИ К НАМ»

1.Книжкина неделя «Много интересного в книжках я узнал».Ремонт детских книг.

2.Правовые знания. Гражданин. Права и обязанности учащихся.

3.Работа по благоустройству территории школы. Игры на воздухе.

4.»Стану сильным, смелым , ловким»(спортивные соревнования, посвященные Дню Победы).

5.Уроки Мужества .История моего Отечества( в какие игры дети играли в войну). Участие в Вахте памяти.

6.»Кем быть?»(экскурсия на предприятия. Игра в профессии , по интересам.

7.Играем дома . Рассказы о семейном досуге.

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «ПАПА, МАМА ,Я –СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ».

3год

СЮЖЕТ ГОДА «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО»

В центре внимания возможности каждого ученика.

1четверть «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ – СОЛНЦЕ»

1.Сбор-старт.  «А у нас сегодня в классе –солнце! А у вас какие новости( события , настроение)? Что интересного произошло за каникулы.

2. «Пусть всегда будет солнце». Акция «Доброе сердце»(помощь близким и престарелым жителям, сбор овощей).

3.Интересные люди. Сбор информации. Создание самодельной книжки.

4.Почта поздравлений к Дню Учителя и Дню пожилого человека.

5. конкурс рисунков «В каждом рисунке солнце Игра в картинной галерее( роли: экскурсовод, журналист, гости, критики).

6. Делимся жизненным опытом: «Я умею».

7.День матери «Русские Берегини».

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ, ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ»

2четверть  «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ –ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

1.Утверждение ценности здорового образа жизни. Примеры жизни.

2.Поддержание и стимулирование коллективного поиска способов сохранения и укрепления здоровья. Физическое здоровье- гигиена , спорт, труд.

3. «Нет вредным привычкам!»-акция.

4.Неделя «За здоровый образ жизни»(спортивная жизнь класса: прогулки,игры, состязания, экскурсии в природу).

5.Социальное здоровье. Профилактика социальных болезней(встречи с медицинскими работниками).

6.психологическое здоровье( взаимоотношения друг с другом, создание позитивной атмосферы в классе).

7. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ НАШЕГО НАРОДА».

3четверть  «КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ»

1.Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам. 10 заповедей по Библии.

2.Совет второй. Помните о законе отзеркаливания. Внешность и личная гигиена каждого.

3.Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

4.Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя. История Отечества. Уроки Мужества. Подготовка к конкурсу –смотру строя и песни.

5.Совет пятый. Не обижайтесь.

6. Совет шестой. « И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день».Подготовка к празднику 8 Марта.

7.Игра «А ну-ка , девочки».

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «УВАЖАЙ СЕБЯ И СВОЙ НАРОД».

4четверть        «ДОМ , КОТОРЫЙ ПОСТРОИМ МЫ»

1. «Домострой»- написана книга в 15 веке.

2.Законы « домостроя»: любовь, доброта, понимание, взаимопомощь, терпение, такт, юмор. Правовые знания.

3.Домики для птиц.

4.Праздники нашего дома. День Победы. Вахта Памяти.

5.Школьный дом .Игры и развлечения в классном коллективе.

6. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО « КИРПИЧИКИ НАШЕГО ДОМА».

4 год

СЮЖЕТ ГОДА «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

В центре внимания- жизнь человека в доме и мире, семье и взаимоотношения в ней.

1четверть   ХУДО ТОМУ, У КОГО ПУСТО В ДОМУ»

1.Старт игры.

2.Бытовая, дорожная, противопожарная азбука. Музейный урок «Интерьер и утварь крестьянского дома»( пополнение музейных экспонатов). Полезные экскурсии(Сбор природного материала).

3.История наших улиц. Фольклорная экспедиция по изучению традиций города. Рассказы сторожилов. Встречи с пожилыми людьми. Акция «Доброе сердце»(сбор овощей).

4.Знакомство с обрядами, связанными с домашними духами, в которых верили наши предки.

5.Почта поздравлений к Дню учителя. Конкурс букетов.

6.Трудовой десант(уборка территории школы).НОТ школьника.

7.»Щи да каша –пища наша»(знакомство с крестьянской кухней).

8.Шефская помощь(заложки для 1 класса).

9.КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «ДОМ ВЕСТИ –НЕ БОРОДОЙ ТРЯСТИ».

2четверть       «НОВОЕ –ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ»

1.Минутки воспитания. «О дружбе ,о доброте, об ответственности».

Акция «Не опоздай!»(кормушки для птиц).

2.День матери «О маме ,о семье и о любви». Выставка поддело и рисунков « В подарок маме».

3.Формирование ЗОЖ «Полезное и вредное».Встреча с медицинскими работниками.

Неделя «За здоровый образ жизни»( спорт, игра ,воздух).Плакаты «Нет вредным привычкам!».

4.Мастерская Деда Мороза и народных ремесел.

5.Подготовка к новогоднему празднику. Сценарий ,костюмы, распределение ролей.

6.Отношение к своему Я( анкеты, тесты, наблюдения).

7.Свободное общение. Ориентационная работа «Все работы хороши – выбирай на вкус».

8.Трудовой десант(работа по самообслуживанию, помощь взрослым по подготовке к празднику).

9. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА»

3четверть   «ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ –ТАК И ДУША НА МЕСТЕ»

1.Формирование нравственного долга перед родителями, Создание своей родословной. «Древо жизни»- выставка презентация. Изучение терминов родства. Диспут «О долге»

2. Укрепление здоровья при помощи воздуха , спорта ,труда( зимние забавы, игры ).

3.Музейные уроки. Уроки Мужества. Подготовка  и участие в смотре строя и песни.

Выпуск боевых листков о военных профессиях.

4.Обязанности в моей семье . Мое место в семье.

5.Игры «А ну-ка , мальчики»; «А ну-ка, девочки».

6.Своими руками подарки маме. Праздник в классе.

7.Книжкина неделя. Чтение книг. Ремонт библиотечных книг.

8. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «СЧАСТЬЕ НЕ ПТИЦА-САМО НЕ ПРИЛЕТИТ»

4 четверть    «СЕМЬЯ –ЭТО СЧАСТЬЕ, ЗАБОТА И КРЕПОСТЬ»

1.Познавательная деятельность(чтение книг об отношении к земле ,миру,труду.

2.Трудовой десант( работы по благоустройству территории школы и своих домов.

3.Неделя правовых знаний.

4.Участие в спортивной игре «День защиты детей»,Формирование ЗОЖ «Скорая помощь- это может каждый!».

5.Подготовка к празднованию Дня победы(уроки Мужества, рассказы ветеранов войны и труда, изготовление венка к Дню памяти).

6.Семейный праздник. Игры и развлечения.

7.Личная безопасность в каникулы.

8.Подготовка и проведение праздника  «Прощание с начальной школой».

9. КЛЮЧЕВОЕ ДЕЛО «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ У СЕБЯ ДОМА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.

Статья затрагивает  вопросы воспитания подрастающего поколения,   описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, кажды...

Воспитательная программа "В мире русской народной культуры"

Осознание того. что утрата многих народных традиций привела к разрыву связей поколений, заставило меня искать пути возрождения интереса детей к традициям нашего народа. Была разработана программа восп...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....