Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Истоки русской народной культуры"
рабочая программа (3 класс)
Представлена рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Истоки русской народной культуры".
Скачать:
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Истоки русской народной культуры»
для 3 класса
на 2024-2025 уч. год
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей
с ограниченными возможностями здоровья» протокол № 1
от г.
Принято
на педагогическом совете СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» протокол № 1 от г.
Утверждаю
Директор
СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кондратенко Н. В.
Приказ № 64/01-02 от г.
Разработала учитель начальных классов
Позлевич Л.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Истоки русской народной культуры» предназначена для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", на основе АООП НОО СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ
«Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Программа представляет собой предмет, имеющий целью ввести обучающихся школы в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён, сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры, подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Цели и задачи Цель курса «Истоки русской народной культуры»:
как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле;
заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость;
восстановить самую главную общественную ценность – семью.
Задачи курса:
Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями и мировоззрением человека.
Способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.
Способствовать воспитанию у школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций, знакомство с традиционной системой языка народного искусства во всём его многообразии.
Воспитание патриотических чувств через приобщение к фольклору родного народа, гражданское воспитание подрастающего поколения на примере положительных народных героев.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся (вариант )
В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.
К общим потребностям относятся:
•получение специальной помощи средствами образования;
•психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
•психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
•максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:
•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
•целенаправленное руководство зрительным восприятием;
•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
•упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;
•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
•учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;
•увеличение времени на выполнение практических работ;
- введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;
•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;
•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
•учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)
Ценностные ориентиры содержания курса
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти личностями, сознающими свою принадлежность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, способствует воспитанию высоких нравственных качеств, лежащих в основе народной культуры, учит любить и ценить ум, талант и мудрость народную. В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского, мордовского, татарского, чувашского народов и частично других народов мира в их историческом развитии. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников дети познакомятся со славными страницами истории родного города и страны.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса
Актуальность и новизна программы состоит в том, что построена она с учетом национально-регионального компонента. Это позволяет показать яркую самобытность соседствующих народных культур (русской, мордовской, татарской, чувашской) и их внутреннее сущностное сходство. Ведь оно порождено единством духовной человеческой природы, которая позволяет людям понимать друг друга, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов. Таким образом, основная задача программы – формирование в подрастающем поколении уважения к людям иной культуры, языка, веры.
Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности школьников, их исполнительские качества, артистизм. Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Программа представляет собой интегрированный курс, который позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, экологии, рисованию и др.).
Образовательный процесс строится на принципах:
систематичности художественно-эстетического воспитания в процессе познания и усвоения ребенком народных традиций и русского фольклора;
интеграции видов искусств, видов детской деятельности и задач образовательных областей.
Результаты освоения курса
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позитивная позиция школьника, включающая положительное отношение к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие себя как активного участника образовательной деятельности;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках, в т.ч. с использованием возможностей ВФСК ГТО;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты воспитания
Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива.
Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.
Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.
Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.
Выпускник получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи и согласовывать свои действия с родителями, педагогами, обучающимися.
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность:
формирования представлений об основах народной культуры, ее жанровом многообразии; формирования основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к народной музыке;
формирования устойчивого интереса к народной культуре.
Результатом изучения курса «Истоки русской народной культуры» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению
«специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».
Содержание курса
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство с традициями, обычаями и обрядами народов Смоленщины. Национальный быт и верования славян
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Создание музея народной культуры в школе – важная часть занятий. Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего её, и хозяина, пользовавшегося ею, а значит – отпечатки душ людей, живших до нас. Предки оставили на земле «следы» своей жизни, и если мы эти следы отыщем и сохраним, то будем их достойными наследниками.
Важно, чтобы музей собирался руками детей, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
Дети гордятся тем, что в музее остаются предметы, сделанные их руками на занятиях кружка: крестьянские традиционные куклы, дымковские игрушки, вышивки и многое другое. Так ребята понимают, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы - часть единого древа.
Фольклор
В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты характера народа, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения дают сведения о народной музыкальной речи, умение отгадывать загадки развивает мышление и фантазию.
Народное искусство
Одним из основных компонентов приобщения детей к народной культуре является знакомство с народными ремёслами. Не стоит отбрасывать опыт предков, какие бы выгоды ни сулили современные технологии.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако, в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая, народное искусство как основу национальной культуры, считаю необходимым и очень важным знакомить с ним учащихся.
Большую радость приносят детям народные игрушки. Особый интерес вызывают матрешки. Ребятам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно дети подходят к осмыслению понятия народная игрушка. Учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаю ребятам попробовать самим расписать игрушку, вылепленную из пластилина.
На занятиях проводится лепка дымковских игрушек и их роспись. Ребята с удовольствием осваивают технику дымковской росписи.
Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способом вышивания. На занятиях дети знакомятся с вышивкой «крестиком» и гладью.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. На занятиях дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской, Городецкой, гжельской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок и др.; рассматривают затейливые узоры на них. Пробуют свои силы в росписи. По каждому из перечисленных видов пособия, альбомы.
На занятиях детей обучают таким умениям, как изготовление крестьянской куклы, ручное ткачество, украшение пасхального яйца, изготовление новогодних масок. Знакомлю с
весенней выпечкой «жаворонки, кресты, лесенки». Рождественскими «козулями» (солёное тесто).
Основные задачи данного направления – воспринимать произведения народного прикладного искусства, обучая учащихся технике росписи, орнамента, развивать творческие способности.
Народный календарь
Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. На этом внимание не акцентируется, а рассказываю детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения включаю в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят.
Сообщая детям о некоторых приметных днях, можно проводить слушание народных песен, разучивать хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащая учащихся знаниями о культуре русского народа, его традициях.
Знакомство с народным календарём может проходить и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня в народном календаре. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию.
В соответствии с тематикой календарного дня можно предложить ребятам заняться совместной или самостоятельной деятельностью (составление букетов и гербариев, расчистке от снега дорожек, уборка классной комнаты, утеплении кустарников снегом на участке, определить в какую сторону дует ветер, где и почему больше проталин и т.п.). Это побуждает к поиску оптимальных решений для выполнения работы, а также способствует расширению наглядной основы процесса обучения. Таким образом, закрепляем у детей знания об окружающем природе, знакомим с обычаями нашего народа, воспитываем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Национальный быт и верования славян | 6 |
2 | Фольклор | 8 |
3 | Народное искусство | 9 |
5 | Народный календарь | 10 |
Итого | 33 | |
Место учебного курса в учебном плане
Программа курса в 3 классе рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Учебно-методическое обеспечение
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н., «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб – Детство, 2012 г.
- Доломанова Н.Н., Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки, М. Сфера, 2002 г.
- Князева О. Л, Маханева М.Д, «Приобщение детей школьного возраста к истокам русского народного творчества», СПб – Детство – пресс, 20010 г;
- Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», М. Сфера, 2009 г.
- Панкеев И., Русские народные игры, М. ЭКСМ - пресс, 1998 г.
- Тютюнникова Т.Э.-«Элементарное музицирование», М.1999 г.
- Федоров А.И., Хороводные и игровые песни Сибири, Новосибирск, Наука, 1985 г.
- Федорова Г.П., На золотом крыльце сидели сидели…, СПб., Детство - пресс, 2000 г.
- Чероноскутова С., Про семена – летопроводца, про синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое. Народный календарь и дети, г. Екатеринбург, 1997 г.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Характеристика основной деятельности обучающегося | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Национальный быт и верования славян (4 ч) | |||||
1 | Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. | Начало Древней Руси. Мы – русские. Откуда пошло название нашей родины (Русь). Получить представление о первых людях – славянах, русичах: их облик, сила, мудрость, ловкость, выносливость, взаимная поддержка. Понимать где и как жили славяне. Знать и понимать о жизни на Руси. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д. Уметь составлять рассказы о предметах русского быта. Получить знания о назначении предметов русского быта | 1 | ||
2 | Наши предки-славяне. Термин «язычество», вера в силы природы. Знаки солнца. | 1 | |||
3 | Вера в духов. Древо жизни – символ всего живого. Мысли древних славян о мировом Древе. | 1 | |||
4 | Птица как посредник между двумя мирами: «правь» и «явь». Рождение планеты Земля и зарождение жизни. | 1 | |||
Фольклор (8 ч) | |||||
5 | Народные потешки, песенки, прибаутки. | История происхождения народных инструментов. Знакомство с основными музыкальными инструментами (Шумовые, щипковые, духовые и т.д.) Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.) Беседа о русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.); умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в | 1 | ||
6 | Пословицы и поговорки. Загадки. | 1 | |||
7 | Народные сказки. Докучные сказки, небылицы. | 1 | |||
8 | Знакомство с былинами. Народные герои – гордость страны. | 1 | |||
9 | Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай. Народные музыкальные инструменты. | 1 | |||
10 | Без частушек прожить можно, да чего-то не живут. | предложении Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д. | 1 | ||
11 | Хороводная песня. | 1 | |||
12 | Русский, татарский, чувашский, мордовский фольклор. | 1 | |||
Народное искусство (9 ч) | |||||
13 | Русская Земля – земля мастеров. | Путешествие по народным промыслам. | 1 | ||
14 | Народные умельцы. Волшебная Дымка. | Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. | 1 | ||
15 | Золотая хохлома. | Общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). | 1 | ||
16 | Голубая Гжель. | Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах. | 1 | ||
17 | Городецкие узоры. | Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета. | 1 | ||
18 | Матрёшки. История промысла. | Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки...» Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать | 1 | ||
фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России. | |||||
19 | Народная вышивка. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. | 1 | ||
20 | Одежда наших предков. Народный костюм. Женский костюм от младенчества до старости. | Конструирование + рисование «Барышни-франтихи». Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором | 1 | ||
21 | Народные игрушки. | 1 | |||
Национальный быт (2 ч) | |||||
22 | Жилище наших предков. | Понимать где и как жили славяне. Знать и понимать о жизни на Руси. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д. Уметь составлять рассказы о предметах русского быта. Получить знания о назначении предметов русского быта | 1 | ||
23 | Посещение школьного музея «Русская изба» | 1 | |||
Народный календарь (10 ч) | |||||
24 | Сентябрь – летопроводец. | История времяисчисления Земледельческий календарь. Народные приметы. Знакомство с историей создания календаря, знать, что такое календарь, для чего он нужен. Знать о традициях своего народа, понимать их. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д. | 1 | ||
25 | Праздник «Осенины». | 1 | |||
26 | Октябрь – листопад, грязник. Ноябрь – грудень. «Синичкин день» | 1 | |||
27 | «Зима – не лето, в шубу одета», «Пришёл мороз - дерёт ухо и нос», «Наум- грамотник». | 1 | |||
28 | Рождество. Рождественская ёлка. | 1 | |||
29 | Зимний праздник Святки. | 1 | |||
30 | Масленица. | 1 | |||
31 | Весенние праздники. | 1 | |||
Жаворонки. Ярмарка крашенных глиняных яиц к Пасхе. | |||||
32 | Праздники лета: Троица, Иван Купала, Семик. | 1 | |||
33 | Повторение. Подведение итогов работы за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Народная игрушка"
Межпредметный курс. Во время прохождения курса школьник приобретет знания об истории создания игрушки, научится делать некоторые из видов игрушки....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобр...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции русской народной культуры»
Рабочая программа для учащихся 4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс
В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание курса для 1 класса...
