Классный час «Дети в годы Великой Отечественной войны»
классный час (2 класс) на тему

Макарова Лариса Ивановна

«Ребенок не солдат, не обороняет Родину, хотя вместе с ней и страдает. Слабый, маленький, бедный, зависящий – ему еще только быть гражданином. Он – будущий человек. Дети были, и дети будут, они составляют большой процент человечества. Уважайте чистое, ясное детство! Берегите детей!»

(Я. Корчак)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl._chas.zip2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Дети в годы Великой Отечественной войны»

Эпиграф

«Ребенок не солдат, не обороняет Родину, хотя вместе с ней и страдает. Слабый, маленький, бедный, зависящий – ему еще только быть гражданином. Он – будущий человек. Дети были, и дети будут, они составляют большой процент человечества. Уважайте чистое, ясное детство! Берегите детей!»

(Я. Корчак)

Ход занятия

Учитель. День Победы – это праздник, не похожий на другие, праздник со слезами на глазах, праздник – грустный и веселый. Почему взрослые вспоминают войну? Ведь все тяжелое, плохое, грустное лучше забыть? Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен и не может, даже если бы захотел.

Когда началась Великая Отечественная война?

Дети. 22 июня 1941 года.

Звучит фрагмент «Священная война»

Учитель. Много лет отделяет нас от окончания Второй мировой войны, но из памяти человечества никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Ученик 1.

Вот здесь был лагерь смерти возведен –

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых – мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза прожектор бьет в упор,

И – виселица: «власти» смысл и суть...

...О не забудь позора тех времен!

Учитель. Что же это за фабрики смерти, созданные фашизмом?

В обращении немецко-фашистского командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай...» И они убивали.

На доске – таблички с названиями лагерей смерти, можно рассказ о каждом лагере сопровождать показом слайдов.

Дахау – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в 1933 году. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. В этом лагере проводились преступные «медицинские опыты» над людьми.

Бухенвальд – создан в 1937 году. Много заключенных погибли уже в период строительство лагеря, которое велось без использования механизмов. Заключенных беспощадно эксплуатировали также владельцы крупных промышленных фирм. Всего в этом лагере замучено 56 тысяч заключенных.

Майданек – предместье города Люблин (Польша). Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный дым. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория в Майданеке и «фабрикой смерти» – этот лагерь.

Освенцим (звучит аудиозапись «Реквиема» В. Моцарта) – создан на территории Польши. Это был комбинат уничтожения людей с использованием техники. За годы существования в нем было уничтожено свыше 4 млн человек.

Саласпилс – в Латвии гитлеровцы расстреляли, сожгли и заживо закапали в землю 35 476 детей. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у человека – детей. Бывшая узница этого лагеря рассказывала: «Детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого начиналось воспаление глаз, и через несколько дней глаза вытекали. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. У детей в лагере систематически выкачивали кровь».

Подготовленные ученики рассказывают стихотворение.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

Наивный, чистый и живой:

– Чулочки тоже снять мне, дядя? –

Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

– Чулочки тоже снять мне, дядя?

В смятении на миг эсесовец обмяк,

Рука сама собой с волнением

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим

И кажется, он в землю врос.

– Глаза, как у моей Неминьи, –

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа...

Нет! Ее убить, ее не сможет...

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат! Что, если б дочка

Твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек, не только немец,

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсесовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз,

Впервые, может, эта дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд ее светился,

И всюду чудилось опять

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя, снять?

Ведущий. Отступая, нацисты стремились скрыть следы своих преступлений. Повсеместно они расстреливали, трупы сжигали.

Глумлению фашистов над детством не имело границ. В одном из поселков Краснодарского края гитлеровцы заставили мальчика под дулами автоматов закопать в землю расстрелянных на его глазах мать, отца, 6-летнюю сестренку. После этого расстреляли и самого мальчика.

Ученик 2.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить,

В тот миг влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Ребенок не солдат, не обороняет Родину, хотя вместе с ней и страдает. Слабый, маленький, бедный, зависящий – ему еще только быть гражданином. Он – будущий человек. Дети были, и дети будут, они составляют большой процент человечества. Уважайте чистое, ясное детство! Берегите детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Узловая в годы Великой Отечественной войны"

Презентация посвящена освобождению Узловой от немецко-фашистских захватчиков...

Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...

Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс

Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне -  своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Воронеж в годы Великой Отечественной войны»

Сохранение памяти о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны...

Классный час Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Мы должны помнить маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!...

Классный час "Медсестры в годы Великой отечественной войны". 1 класс.

Методическая разработка классного часа посвященна 75-летию победы в Великой Отечественной войне и направлена на духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Дананя методическая разработк...