Урок письма по теме "Адресат и адресант" во 2 классе
план-конспект урока (2 класс) на тему
Знакомство с эпистолярным жанром во 2 классе на урокаах риторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с эпистолярным жанром на уроках риторики во 2 классе | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма
Класс: 2
Учитель: Корякова Ирина Петровна
Предмет: риторика
Учебник: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина
" Детская риторика в рассказах и рисунках" (часть1 стр.14-17)
Тема урока: "Адресат - адресант"
Цель: знакомство младших школьников с письмом как эпистолярным жанром литературного произведения.
Задачи:
1) познакомить обучающихся с понятиями: эпистолярный жанр, адресат, адресант;
2) формировать навыки написания пригласительных писем; развивать творческие способности обучающихся;
3) развивать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;
4) воспитывать любовь к родному языку, уважение к российским традициям, чувство сопереживания и сочувствия.
ЛичностныеУУД: развитие умения понимать эмоции других людей, умение оценивать жизненные ситуации, умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Метапредметные УУД:
1)регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать тему, цель деятельности на уроке, умение высказывать своё предположение;
2)познавательные УУД: совершенствование умения ориентироваться в учебнике, в толковом словаре, умение делать выводы;
3) коммуникативные УУД: развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и группе.
Методы: системно-деятельностный.
Формы работы: групповые, в паре, фронтальная работа.
Оборудование: аудиозапись ВИА "Песняры "Вологда"(1 куплет)...
презентация к уроку, толковый словарик, карточки с буквами ключевого слова урока, учебник по риторике, карточки с пословицами, почтальон Печкин с письмом, аудиозапись А.Чехов "Ванька"(написание письма дедушке).
Ход урока
I. Организационный момент:
1) Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2) 1-ый слайд: речевая разминка
(чтение стихотворения В.Солоухина)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
-Какие мысли возникли у вас при чтении стихотворения?
-Что автор хотел нам сказать, какой совет он даёт своим читателям? Обменяйтесь мнениями друг с другом в паре.
II. Актуализация знаний
1). Прослушайте куплет из песни, попробуйте назвать ключевые слова урока.
2 слайд (1 куплет песни ВИА "Песняры "Вологда")
Письма, письма лично на почту ношу.
Словно, я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат.
В доме, где резной палисад...
2). Работа в группах: чья группа быстрее соберёт из букв и назовёт ещё одно ключевое слово урока (АДРЕСАНТ).
III. Формирование темы и цели урока.
Кто готов назвать тему нашего урока? Проверьте себя стр. 14 учебника.
Значит, какова цель нашего урока? (Слайд3.Цель урока: узнать, что означают слова адресат и адресант. Будем учиться различать эти понятия)
IV. Открытие новых знаний.
1) Чем похожи и чем отличаются эти слова? Каков смысл слов?(посовещайтесь в группе)
Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю или на страницу 14 учебника.
2) Чтение подготовленным учеником рассказа В Беспалова "Путник"(стр.15 №20).
Кто настоящий адресат путника? Какими ты представляешь себе героев этой истории?
3) Работа с пословицами в группах.
Прочитайте на карточке пословицу. Может ли ваша пословица служить названием для прочитанной истории. Почему? ( Смотреть последнее предложение в рассказе)
V. Физминутка
VI. Первичное закрепление.
1) Вспомним сказку П.П. Ершова "Конёк-Горбунок".Кто главные герои сказки? Чем сказка заканчивается?
2) Работа в учебнике(стр.17 №24)
Представим, что прошло время и Иван решил отпраздновать свой день рождения. Он разослал приглашения. Впишите, кому какое приглашение послал Иван и как подписал каждое из них.
Самостоятельная работа (Стр.17 №25)
Кого ещё мог пригласить Иван на день рождения? Напиши как бы он мог это сделать (не обязательно стихами).
VII. Систематизация знаний.
1) Какую роль вы сейчас выполняли адресата или адресанта? Кто был вашим адресатом?
2)...Стук в дверь... Кто это, ребята? (Почтальон Печкин).
Я принёс письмо от ваших литературных друзей.
Отгадайте от кого оно и кому адресовано:
"Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня всё есть. Есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи. Зато новая растёт чистая шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась. До свидания. Ваш сын. дядя Шарик."
Кто является адресатом, а кто адресант?
3) Ребята, вам приходилось писать письма. Кому? С чего начинали своё письмо? О чём писали? Какими словами закончили?
4) Как вы думаете, письмо можно отнести к жанрам литературных произведений? Почему? ( Также как из литературных произведений, из писем можно узнать о чём то новом, о жизни людей, о прошлом...) Кто знает, как называется этот жанр?
(Слайд 4: эпистолярный жанр - от греч. epistole – письмо, послание – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемыйадресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений)
5) Предлагаю прослушать отрывок из рассказа А.Чехова о том, как герой рассказа Ванька Жуков пишет письмо своему дедушке.
Как вы думаете Ваня Жуков - современный мальчик? Или мальчик из прошлого? Почему? О чём вы подумали, когда слушали высказывания мальчика? Какие эмоции у вас вызывает герой рассказа Ваня Жуков? Как к нему относится автор произведения? Как вы думаете, дойдёт письмо адресату (дедушке)? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Предлагаю вам написать письмо на любую из представленных тем (слайд 5):
"Россия - Родина моя: я другой такой страны не знаю"
" Истории и легенды моей семьи"
"Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше"
Подумайте, кому может быть адресовано письмо на такие темы?
В качестве кого вам предлагаю побывать?(в качестве адресанта)
IХ. Итог урока.
Подведём итог урока (слайд 6). Что нового узнали сегодня? У кого возникло желание написать кому-нибудь письмо? Урок окончен, спасибо всем за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма с ИКТ в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы з"
На данном уроке по системе Л.В.Занкова формируются УУД, ведется пропедевтическая работа над орфограммами, учащиеся учатся работать с информацией....
Урок письма и развития речи 4 класс
Данная разработка содержит конспект урока и презентацию....
Урок письма "Заглавная буква Т" 1 класс УМК "Школа России"
Урок разработан с учетом требований новых ФГОС. К уроку прилагается презентация....
Конспект урока "Письмо строчной буквы э" 1 класс. В.Г.Горецкий УМК «Школа России»
Традиционный урок открытие новых знаний с игровыми элементами....
Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"
Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....
Урок письма и развития речи 1 класс С(К)ОУ VIII вида. Тема: "Письмо строчной и заглавной букв д, Д".
Урок письма и развития речи 1 класса для коррекционных ОУ VIII вида...
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....