Проект по теме: "Мир и лад в семье, если чай на столе"
проект на тему

Ардамакова Светлана Николаевна

Данный проект долгосрочный. В нём принимали участие дети всей параллели третьих классов. 3 «А» класс работал над частью проекта «Виды пряников и их назначение». Для этого посетили хлебопроизводство «Муромский пекарь», узнали историю пряничного дела и учились расписывать пряники. Их отчётом стал журнал «Семейные рецепты пряников» и продукция каждой семьи. 3 «Б» класс работал над темой «Виды чая и чайный этикет». Они создали буклеты по каждому виду чая, совершили экскурсию в чайный салон, познакомили присутствующих с чайным этикетом. Учащиеся 3 «В» класса знакомились с историей возникновения чая и правильным его завариванием. Они показали мастер-класс по завариванию чая. Итоги проекта мы представили на окружном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_i_lad_v_seme_esli_lad_na_stole.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир и лад в семье, если чай на столе.

Цели проектной работы: 

  • ознакомить учащихся с историей возникновения и традициями русского чаепития;
  • создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и русским традициям;
  • определить и усвоить нравственное значение традиций русского народа; приобщить учащихся к художественно-эстетическим ценностям русского чаепития

Задачи:

  • помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
  • показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
  • расширить представление учащихся о разных видах пряников и их назначении;
  • развивать у учащихся интерес к русскому фольклору.

Оборудование: самовары, подставки под пряники, сахарницы, салфетницы, сервизы чайные, папки с работами детей по традициям семейного чаепития и современных семейных пряников, буклеты с рецептами разных видов чая, плакаты с пословицами и поговорками, стихотворение о мятном прянике, полотенца с изображением чайной церемонии.

Ход мероприятия.

  1. Вступление

1 ученик (слайд 1)

Вас приглашали, когда - ни будь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. А вот если вы обратитесь к представителям старшего поколения с вопросом о чае, то вызовите у них улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями. Было бы неправильно говорить о непопулярности чая. У нас "чайная страна", и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с его традициями. Разумеется, чаепитие нельзя понимать как панацею от всех бед, так как это всего лишь одна из тропинок к здоровому образу жизни.

2 ученик (слайд 2)

Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. А традиции были замечательные. Каждая эпоха привносила что - то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом - солью и добрым отношением. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц: "Гостю почет - хозяину честь", "Хоть не богат, а гостям рад", "Гость в дом - радость в дом".

  1. Вступительное слово учителя (слайд 3)

В течение нескольких недель параллель 3-х классов работала над темой «Мир и лад в семье, если чай на столе» по трем направлениям.

Учащиеся 3 «В» класса  знакомились с историей и традициями русского чаепития.

Учащиеся 3 «Б» класса собирали рецепты по приготовлению разных видов чая  и ознакомились с русским чайным этикетом.

Учащиеся 3 «А» класса познакомились с разными видами пряников и их назначением.

  1. Отчеты групп.

1-группа – 3 «В» класс

Ученик. (слайд 4)

На протяжении нескольких недель мы собирали материал об истории возникновения традиций русского чаепития, совершили экскурсию в «чайный магазин», где нам рассказали о разных сортах чая и мы приобрели их для практического занятия, где мы вместе с родителями научились правильно заваривать чай. Итогом нашей работы стали сочинения на тему «Чаепитие в моей семье». Представляем вашему вниманию, то что мы узнали.

Немного истории. Чай. (слайд 4)

Ученик 1.

Родина чая - Китай. Там его стали использовать под названием "ча" около пяти тысяч лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон. Существует предание, когда слуги кипятили воду китайскому императору, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий аромат. Это было первое в мире чаепитие. Чайная церемония - обряд, зародившейся в Китае еще до нашей эры, в настоящее время в чистом виде сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев.

Ученик 2.

Русское чаепитие весьма существенно отличалось от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара, с определенным оформлением стола. Впервые русские люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русский посол Старков привёз из Монгольской орды среди прочих подарков и 200 пачек чая. Хвалили напиток этот как лекарство, способное "освежать и очищать кровь". Ещё замечено было, что он от сна удерживает во время "служб церковных". Сначала чаем пользовались как лекарством, затем он вошел в моду как экзотический напиток.

Ученик 3. (слайд 5)

В Сибири чай в XVIII веке был у сибиряков повседневным напитком. Закупали его крестьяне на ярмарках, сразу на весь год. Вплоть до 1860 г. вся поставка чая в Россию шла через территорию Сибири, поэтому сибиряки ориентировались в сортах чая, они предпочитали покупать дорогой, но качественный чай. Распространено было так называемое "чаерезание", когда с возов грабители срезали цибики с чаем. По легенде, так нажили себе состояние предки сибирского купца Евграфа Кухтерина.

Ученик 4.

Так к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.

Мама: (слайд 6)

А сейчас мы с вами поделимся секретами правильного приготовления чая.

Совет по приготовлению чая (слайды 7,8,9,10,11,12)

Умело приготовленный чай - вкусный и полезный напиток. Чай рекомендуется хранить в сухом месте, в стеклянной банке с плотно закрывающейся крышкой или в специальной чайнице.

При заварке чая надо соблюдать определённые правила. Сполоснуть 2 -3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал тёплым, а затем, засыпав чай (1 чайную ложку на 2 стакана напитка), залить крутым кипятком, сначала на 1/3 объёма чайника. После заварки необходимо подержать чайник накрытым 5- 7 минут, чтобы чай настоялся, потом долить его кипятком.

- Пока чай заваривается, мы хотим поделиться с вами полезными советами

 ( раздаются памятки)

Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно. Не рекомендуется подогревать или кипятить заваренный чай, разбавлять заварку в следующие дни. Если заваривать чай подогретой кипячёной водой, а не свежекипячёной, чай также будет не вкусен.

Заваривать чай следует в фарфоровых или фаянсовых чайниках. Чай заваренный в металлическом чайнике, имеет неприятный специфический запах.

Детские сочинения «Чаепитие в моей семье» (слайд 13)

- На классном часе самым лучшим было выбрано сочинение Губанова Ильи.

Презентация детских сочинений

2 группа – 3 «Б» класс.

Ученик.

В течение двух месяцев мы учащиеся 3 «Б» класса знакомились с особенностями русского чайного этикета, собирали материал о целебных свойствах разных видов чая. Результатом нашей работы явилось создание буклетов с рецептами чая.

 

Ученик 1. (слайд 14)

 Настоящего, огромного и безудержного разнообразия вкусов и ароматов проще всего добиться с помощью добавок в чай. Начиная с банальных - сахара и лимона - и заканчивая удивительными и сезонными, типа свежей земляники или малины (хотя зимой можно воспользоваться замороженными или сушёными ягодами). Собственно с ягод и начнем.

  Свежие ягоды можно добавлять в заварочный чайник при заваривании чая или в чай непосредственно во время чаепития все зависит от "твердости" ягод. Самой лучшей ягодой для добавления прямо в чашку является, конечно, лесная земляника. Несколько ароматных ягод, брошенных в чашку, сохранят вкус чая и добавят к нему не аромат, а настоящее благоухание. И сохранят собственный вкус - их можно будет выловить и съесть. Почти также хороша лесная малина - именно лесная, потому что малина садовая совсем не так ароматна (как, впрочем, и садовая земляника).

  Чернику, черную смородину и ежевику лучше, пожалуй, добавлять в заварник при заваривании. Эти ягоды не так охотно расстаются с ароматом - и им нужно будет дать настояться. Ягоды черной смородины, кстати, можно сочетать с ее же листьями и молодыми побегами - последние, конечно, не особенно вкусны, но удивительно ароматны.

  Кроме того, чай можно банально заедать ягодами - при этом, конечно, ягоды не будут являть собой добавку в чай в строгом смысле - но это не важно, потому что заедать чай ягодами (или запивать ягоды чаем) очень вкусно.

 

Ученик 2. (слайд 15)

 Следующей, не менее очевидной и не менее приятной, добавкой в чай являются травы. О мяте, лимоннике, котовнике и мелиссе и говорит нечего - они стали практически стандартными добавками в чай. Столь же хороши в чае зверобой,  душица и чабрец - как в "сыром", так и в сушеном виде. Травы особенно хороши тем, что помогают придумывать оригинальные чайные сочетания на ходу - в походе, на даче и в прочих полевых условиях. Вышел в лес или на огород, отщипнул пяток травинок, бросил в чайник - и готов новый напиток.

 

Ученик 3. (слайд 16)

Удивительно хороши в чае свежие яблоки - особенно антоновка. Нет ничего ароматнее спелой антоновки - и этот аромат удивительно сочетается с ароматом чая, достаточно добавить в него несколько долек яблока. Антоновку можно есть и вприкуску с чаем - особенно если есть возможность макать каждую дольку яблока в свежий мед... К сожалению, сушеные яблоки в качестве добавки в чай очень сильно проигрывают яблокам свежим. Для того, чтобы аромат сушеных яблок заметно проявился, их необходимо достаточно долго настаивать - чай за это время, скорее всего, остынет. Сушеные яблоки, правда, можно добавлять в чай при заваривании (особенно этот способ хорош в походных условиях, когда чай заваривается в термосе), но полученный напиток будет же мало напоминать чай - хотя, конечно, будет чрезвычайно ароматен.

Ученик 4 (слайд 17)

Как гласят старинные летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот. У москвичей было принято пить чай четыре раза в день, а у псковичей шесть и более, особенно в дни поста. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. В исключительных случаях эта почетная обязанность возлагалась на любимую невестку.

Ученик 5.

...Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, возраста и времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал юным псковитянкам становиться белокожими румяными красавицами. По преданию, «Татьянин чай» из трех видов клевера способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские» чаи часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. Наши предки знали и такие сборы чая, которые отпугивали даже кровожадный болотный

Мама

Немного истории. Русский чайный этикет.

Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет.

Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу. Графины с ромом и коньяком ставят у прибора хозяина. Маленькие тарелочки и составляют прибор каждого.

Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.

Девочка.

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух горницы и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Дети тоже были полноправными участниками чаепития. Слушая «пользительные» беседы, они набирались уму-разуму, учились вести себя за столом: не болтать, не хохотать, уважать старших. Если за столом и возникали разговоры, то только благостные, призванные доставлять радость окружающим.

Мама продолжает.

Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги и пряники.

Презентация буклетов с рецептами чая.

Исполнение песни «Самовар».

3 группа – 3 «А» класс

Ученик (слайд 18)

По русскому обычаю к чаю в старину всегда подавали на стол пряники. Это было единственным лакомством в то время. Поэтому мы учащиеся 3 «А» класса собрали материал о разных видах пряников, узнали об их назначении, совершили экскурсию на предприятие «Муромский пекарь», где каждый из нас побывал в роли дизайнера по украшению пряников глазурью. Итогом нашей работы явился сборник семейных рецептов современных пряников.

История  пряников:

Ученик 1. (слайд 19)

История пряников уходит в глубь веков. Первые пряники на Руси назывались “медовым хлебом” и появились еще в 9 веке, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в  12 - 13 веках пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину “сухими духами”, среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.

 Назначение пряников.

Ученик 2.      

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Так как игрушек для детей бедные люди не могли купить, то матери пекли прянички,  которыми ребята играли.     Преподносили пряники родным и возлюбленным со словами «Кого люблю, тому дарю», пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. В конце праздника хозяйка раздавала гостям прянички, которые назывались «разгоня», тогда гости понимали, что пора и честь знать, то есть уходить. Пряникам  даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.

 

Виды пряников

Ученик 3. (слайд 20)

Силуэтные пряники  появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века, благодаря своим декоративным качествам они стали наиболее массовыми и популярными. Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества, это ёлочки, домики, месяц, матрёшки, Рождественская звёзда, Снегурочка, Дед Мороз. В святочные недели такие пряники выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме.  

Ученик 4 (слайд 21)

Печатный пряник изготавливался с помощью пряничной доски “пряницы”, сделанной из дерева твердой породы, как рельефный оттиск на тесте. Красота и качество данного пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками”. Существовало два типа пряничных досок — “штучные”, позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и “наборные”, когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более “шашек” с одним или разными сюжетами.

 Ученик 5. (слайд 22)

 Лепные - сегодня лепные пряники — это большая редкость, сохранившаяся на территории русского Севера под названием “козули”. Их традиционные персонажи — конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами — уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Технология их изготовления своеобразна: испеченные изделия несколько раз опускаются в кипяток, отчего “козуля” становится более гладкой, светлой и крепкой, а исходный материал - грубая ржаная мука, соль и вода — все это отличительные признаки лепных пряников.

 Ученик 6. (слайд 23)

А вот такие пряники имели особое название “тетеры”, или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезене и в Каргополе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры.

Игра со зрителями «Собери пазлы – узнай вид пряника»

(проводит мама)  (слайд 24)

Реклама семейных современных пряников  (8 видов) и сборник рецептов семейных пряников (слайд 25, 26)

Завершение мероприятия

(мамы подают гостям пряники, разливают чай) (слайд 27)

Гости дорогие, пожалуйста, (слайд 28)

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

Дети поют частушки.

На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

 Подавай мне чашку чая,

 Ведь люблю я русский чай.

 В чае я души не чаю

 Наливай горячий чай.

 Самовар поёт, гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар.

 Самовар блестит, кипя,

 Чай в нём так и пенится!

 Погляди-ка на себя-

 Ну и отраженьице!

 В пляске не жалей ботинки!

 Предлагай-ка чай друзьям

 Если в чае есть чаинки,

 Значит письма пишут вам!

 Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку!

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

На Руси - один зарок,

 Кроме всякой пищи:

 Утром - чай, в обед - чаек,

 Вечером - чаище."

 Пряники печатные,

 До того приятные.

 Мы не сразу их съедим,

 А сначала поглядим!

Пряники-пряники!

 Что за чудо - пряники!

 И с начинкой, и простые,

 Облитые, расписные.

Чтение стихотворения «МЯТНЫЙ ПРЯНИК»

В чашке теплится вкусный напиток,-

 С земляничным листом свежий чай,

 Как рисунок со старых открыток,

 Он разгонит тоску и печаль.

А на блюдце с каймой голубою

 Пряник мятный вальяжно лежит,

 Но своей он не сломлен судьбою

 И от страха совсем не дрожит.

 Я беру его ласково в руки,

 Им любуюсь и запах вдыхаю...

Обречённо мой пряник вздыхает,

 На губах зачарованно тает

 Под душевные, чайные муки...

Приглашение гостей к праздничному столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Если мёд на столе - будешь жить до ста лет!"

Цели:  Сформировать знания детей о традиционной народной медицине, связанной с использованием меда, и его полезными свойствами.Дать представление о многообразии видов меда.Закре...

Исследовательский проект на тему: "Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой..."

Исследовательский проект в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию.Цель проекта: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи, проа...

Социально-значимый проект на тему: "Здоровый ребёнок в здоровой семье"

Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и родителей нашей школы.Цель:1.  Пропаганда  здорового  образа  жизни.2.  Развитие  потребности  ребенка...

Паспорт проекта по теме "Если хочешь быть здоровым" 2 класс.

В паспорте представлены этапы реализации пректа, матрица проекта, критерии оценки проекта....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Проект на тему "Война в судьбе моей семьи"

Прошло достаточно много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, родились и выросли несколько поколений россиян.Учащиеся школы и их молодые родители мало знают об этой войне,...

Проект по теме «Молодёжный фестиваль «Вместе дружная семья»

Участие в конкурсе на грант губернатора Алтайского края  социально значимых проектов в сфере молодёжной политики. Проект по теме «Молодёжный фестиваль «Вместе дружная семья»...