Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности
статья на тему

Саменкова Ольга Валерьяновна

В этой статье стараюсь доказать, что   главным источником  формирования духовности  является Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество учителя , детей, родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhov-nravstv_vospin_vo_vneur_deyateln_2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

 «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса

Саменкова Ольга Валерьяновна

Квалификационная категория – высшая

Стаж работы учителем начальных классов –37лет

Арзамас

2012 год

Задача современного образования – создание условий для расширения сознания ребенка, для формирования различных его видов, среди которых духовно – нравственное, занимает одно из приоритетных мест.

Под нравственно активной личностью подразумевается «человек», способный: во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоционально - нравственном настрое, о его сострадательности, добросердечии в отношении к окружающим людям (и к окружающему миру в целом);

     во-вторых  способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и практическому поведенческому следованию требованием долга.

В основе духовно-нравственной жизни на Руси было, прежде всего,  воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей на основе традиционных духовных ценностей. Нравственным воспитанием занимались государство, церковь, семья.

В последние годы наша школа делала упор на накопление знаний и развитие ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье учеников. Глубокая российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети стали обездоленными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

Очень хорошо, что сегодня решается данная проблема путем объединения усилий не только педагогов,   родителей, но и административных структур.

Попытаюсь представить свой опыт по формированию духовно- нравственных ценностей в моем классе.

Прежде  всего хочу сказать, что духовные ценности приоритетное направление в работе с детьми младшего школьного возраста. Почему?  Я, считаю, что дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с Гарри Потером.  Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.

Для меня важно, чтобы дети выросли:

- настоящими гражданами:  любили  свою страну, истории, обычаи, язык, желали стать на ее защиту, если это потребуется.

- трудолюбивыми – испытывали потребность в созидательной трудовой деятельности, понимали пользу труда для себя и общества.

– умели согласовывать свои желания с желаниями других, умели координировать свои усилия с усилиями других, умели подчиняться и умели руководить.

– уважали себя при уважении других, выросли честными и правдивыми, нравственно чистыми, скромными.

Важно, чтобы у детей сформировалась:

- устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения,

- культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.

- способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль.

 Это должно проявляться в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Конечно же, решающее влияние на нравственный облик ребенка оказывают здоровая атмосфера в семье, правильно организованная жизнь школы, нравственный облик окружающих людей. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу загладятся. Считаю своим долгом, как учитель, быть носителем нравственности, так как учитель также  как и  родители является примером для подражания детей, в котором сочетаются: знания традиций своего народа, глубокое понимание общечеловеческих ценностей, внутренняя и внешняя культура.

Таким образом,  главными источником формирования духовности,   является Доброта, Истина и Красота, а основной принцип и метод ее реализации – сотворчество учителя , детей, родителей.

Цель моей работы: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка, способствующих   становлению  личности.

Задачи:

  •  ознакомить с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре;
  • формировать представления о здоровом образе жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
  • обогатить эмоциональный мир детей;
  •  развивать интересы к народному творчеству и его традициям.

Формы реализации деятельности:

праздники

акции

конкурсы рисунков, стихов, сочинений

экскурсии

игры - путешествия

презентации

театрализованное представление

исследовательская работа

семейные викторины

Методы реализации:

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (участие в праздниках, экскурсиях, исследовательские работы)

- методы стимулирования (соревнование, поощрение).

Этапы :

-начальный (1кл-2кл)

-промежуточный(3кл)

-итоговый(4кл)

Прогнозируемый результат:

-начального этапа

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

            -промежуточного

.1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

 -итогового

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств. 

Результат: Становление духовно - нравственной личности, способной  реализоваться в социуме.

 Удивительно, насколько родители легко вовлекаются в общие дела класса! Понимание родителей, что ребенку будет комфортнее в классе, где его понимают и воспринимают – помогло выбрать основную форму работы в становлении детского коллектива и духовно-нравственного развития детей, а так же «воспитания» родителей. Это: союз детей, родителей, учителя. Сотворчество взрослых и детей помогает прислушиваться к мнению других, понимать и чувствовать  настроение друг друга, вырабатывает умение терпимо относиться к  ошибкам товарищей.

Первыми нашими совместными шагами в  реализации данной работы были следующие:

- родительское собрание по теме «Роль семьи, родителей в духовно- нравственном воспитании ребенка»;

- знакомство родителей с концепцией воспитательной системы класса

- определили  совместные с родителями направления работы по духовно- нравственному воспитанию, а именно:

-Воспитание Гражданина:

1) люби и знай свой край.

2)школа – это маленькая страна

3)крепка семья – крепка держава

Какая же работа проводилась на начальном этапе(1-2класс) по указанным направлениям:

1) люби и знай свой край.

Наш город славится своими православными традициями, народными промыслами. имеет уникальную архитектуру, знаменит своими церквями и храмами, гордость Арзамаса его люди, поэтому мы,   должны изучить историю своего города, его достопримечательности., жизнь людей. С этой целью были определены экскурсии: в музей А.П.Гайдара,  пешеходную экскурсию по улицам города, Храмам и церквам.

 В каникулярное время посещали музеи Арзамасского района и Нижнего Новгорода.

2)школа – это маленькая страна, поэтому необходимо знать традиции, законы школа и  приумножать ее достоинства.

Стараемся участвовать во всех школьных мероприятиях, но в то же время поддерживая школьные традиции, создаем и свои. Результатом этой  работы  является: проведение с родителями праздников: «Рождение классного коллектива»  , «Святое слово - мама»  , «Рождество», «Мы - сыны Отечества»  , «Пасха красная». Причем, к каждому велась кропотливая работа и подготовка. Вначале на заседании родительского комитета обсуждался план проведения праздника, рассматривались несколько вариантов организации мероприятия, потом выбирался  самый оптимальный вариант проведения, проводилось распределение ответственных в подготовке к празднику. В ходе работы выявлялись многие грани таланта родителей: мама  Парамонова Вани была ведущей на всех праздниках, кроме того она сочиняла стихи про детей. Мама Василисы Приходько помогала организовывать праздники. С участием   мамы Кондрашина Никиты подбирали сценарии ко всем праздникам. В оформлении мероприятий помогала председатель родительского комитета Буланова  С. В..  На последнем празднике в мае месяце в первом классе все дети были участниками отчетного концерта, причем  они (дети) же и вели концерт!!! Как видим, здесь были задействованы все грани таланта ребенка. Это ли не результат совместной работы!  

3)крепка семья – крепка держава

  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому мы   проводим  ежегодные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.

Праздник «Святое слово - мама». Понимание того, что мама - самый близкий и родной человек, впитывается с «молоком матери». Ко дню мам дети приготовили мини-сочинения, трогательные слова о мамочках. Был сделан фильм: подарок  мамам 2 «А», где можно было прочитать трогательные слова о маме, а дальше – познакомиться с ней по фотографии. Трогательно до слез!!! Про бабушек тоже не забыли.    

Конкурс «Моя родословная»

Отнеслись серьезно к этой работе и родители. Ведь от кого ребенок может узнать о своих корнях? Конечно, кропотливая работа по сбору материала о близких и родных, фотографии, оформление – все это помогли сделать родители. И здесь они проявили незаурядные способности: кто оформил работу в виде реферата, кто в виде презентации, кто - создал фильм! Эти работы - первый шаг в осознании важности в жизни человека нравственных качеств, как, любовь, чуткость, сердечность.

 Дети сумели донести до слушателя уважение и привязанность к старшему поколению, знание истоков своего «я». В классе заслушали 11 работ, на школьную конференцию было представлено 4 работы.

   Постановка спектакля.

 Во втором классе с родителями решили организовать Рождественский праздник силами самих учащихся. Был продуман план проведения ( в октябре месяце), подобран сценарий рождественского спектакля.

 Работа закипела!  Приходько Э. Н. (режиссёр спектакля), перечитав сценарий, подключила к участию Селиванова А. В. (музыкальное оформление ), Киселёву Н. А.(художник по костюмам), Ефимову Э. Х.(постановщик танцев), Буланову С. В., Кладову Е. А., Комиссарову Т. Н., всех родителей, участвующих в  подготовке костюмов к спектаклю. Практически почти каждодневно проходили репетиции,  учились говорению, учились пониманию своего места в спектакле, учились чувствовать и понимать друг друга.   И вот результат кропотливой работы  родителей, детей: спектакль был показан детям начальной школы и детям д/с №18 и №46. Ребята принимали участие в городском смотре-конкурсе театра малых форм и стали дипломантами.

Анкета, проведенная  в конце каждого учебного года, показала, что было  интересно ребятам. Первый вопрос анкеты: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились дружить, понимать друг друга, помогать друг другу  и не оставлять товарища в беде, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились любить Родину, свой город, научились охранять природу. Весь этот год мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту.

          В родителях я нашла единомышленников, которые также стремятся к тому, чтобы дети выросли порядочными, ответственными, умеющими дружить, умеющими сопереживать, сотрудничать, настоящими патриотами  Родины.

Здорово, что мы, взрослые, нашли гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью,  и искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей теперь не угаснут!!!

Гимном нашего класса стали слова, которые написала родительница Т.Н.Комиссарова:

          Повезло тебе родиться              

В нашем городе большом,

Да еще в районе этом

Помещается твой дом,

И родители решили

В эту школу заглянуть,

В 1 «А» тебя отдали

И сказали: «В добрый путь!»

Мы друг другу помогаем,

Песни звонкие поем,

Мы читаем, мы играем –

В общем, весело живем!

Если любишь ты учиться,

Если дружбу здесь узнал

И с друзьями веселишься –

Значит, ты  в семью попал!

2. Ты попал в семью большую

Замечательных людей.

Здесь учиться интересней,

Здесь трудиться веселей.

Здесь в спектаклях ты играешь

Для больших  и для ребят

Делать много успеваешь,

Все «спасибо» говорят!

Мы друг другу помогаем,

Песни звонкие поем,

Мы читаем, мы играем –

В общем, весело живем!

Если любишь ты учиться,

Если дружбу здесь узнал

И с друзьями веселишься –

Значит, ты в семью попал!

Можно сказать, что на начальном этапе формирования духовно – нравственных качеств детей произошло становление их самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. А  нам  взрослым предстоит и дальше так взаимодействовать, чтобы наши дети могли совершенствовать духовно-нравственные идеалы.

                                                     Литература:

  1. Н. Ф. Дик «Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах» Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.
  2. Н. И. Дереклева «Азбука классного руководителя» Москва 2008 г.
  3. Н. И Дереклева «Новые родительские собрания 1-4» Москва  «Вако» 2006 г.
  4. С. Гин «Мир человека» Издательство «Вита» Москва 2003 г.
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г
  6. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г
  7. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания.       // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.
  8. .Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
  9. .Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
  10. .Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
  11. .Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  12. .Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
  13. .Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.
  14. .Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
  15. .Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...