Классный час "Моя семья"
методическая разработка на тему

Сизова Екатерина Сергеевна

Классный час "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_moya_semya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Моя семья».

Цель: Формировать убеждения о важности семьи в жизни человека; укрепить привязанность к членам семьи; научить гордиться их достижениями, быть терпимыми  к их недостаткам; сформировать их представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни  человека; привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей , оказывать  помощь старшим,  заботиться о младших, воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, учить добросовестно относиться к домашнему труду, развивать устную речь, память, творческие способности.

Оформление:

  1. Выставка Детских рисунков «Моя семья».
  2. Три плаката с правилами дружной семьи: «Уважай и люби старших»,
                                                                            «Позаботься о младших»,
                                                                             «Помни! Ты в семье помощник».
  3. Детские ладошки.
  4. Пословицы:   Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ход классного часа:

Учитель читает сказку о первой семье.

Учитель: Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

  • Куда ты идёшь? - спросил старик.
  • Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
  • Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной, - предложил старик.

Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки..

- Посмотри! — сказал старик. — Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

У каждого из вас, ребята, есть люди, самые близкие и любимые вами. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?

  •  Мама, папа...
  •  Назовите их одним словом.
  •  Семья.

— Сегодня мы отмечаем день семьи, а значит, и говорить мы будем только о ней. Но вы сегодня - не просто зрители. Все вы - мои помощники.

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья» - это семеро таких же, как и я». И правда - в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но не это важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток! Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога – венчание.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки - сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.

Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помни мудрую заповедь:

- Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

- А что значит почитать родителей? (высказывания детей)

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться.

Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За что, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.   (В. Берестов)

- Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?  Расскажите о своей семье. (выступления 3-4 детей).

- Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос – «Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?»

Наша мама, как весна,

То как солнце засмеётся,

То как лёгкий ветерок

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала.

То, как радуга, она,

Поглядишь - и засияла.

Как заботница - весна,

Не присядет, не устанет.  

Вот придёт она домой,

 И тотчас светлее станет.

Люблю свой дом, свою речушку,

Люблю в ней каждую ракушку

И каждый камешек на дне,

И мостик радугой над ней.

Люблю я лес в зелёной майке,

Ромашки на лесной лужайке.

Люблю я солнце, добрый ветер,

А маму - больше всех на свете.

Мой папа - красивый и сильный такой,

Мой папочка – самый - пресамый,

Он шляпу всегда приподнимет рукой,

Встречаясь на улице с дамой.

- Ваши родители всегда будут любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают некоторые ребята со своими родителями.

Ребята показывают сценку.

Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.

Мама. Света! Положи вещи на место!

Света. Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама. Ты когда вернёшься?

Света. А что?

Мама. Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света. Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно, некогда мне!

Мама. До свидания, дочка...

После просмотра сценки учитель обсуждает с учениками поведение дочки Светы:

  • Понравилась ли вам Света? Почему?
  • Как надо относиться к родителям?
  • Но ведь иногда мама и папа так не вовремя просят убрать игрушки или садиться делать уроки. Какие слова можно использовать, чтобы не обидеть родителей и выполнить их просьбу может быть чуть позже? (высказывания детей)
  • Можно обобщить ваши мысли и вывести два правила дружной семьи:

                                Помни! Ты в семье – помощник.

  • Кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькими, как вы? (высказывания детей)

Дети читают стихотворения:

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке,

Рассказывали бабушки:

«У нас одни пятёрки».

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки.

Ходит в школу на собрания,

Варит бабушка бульон.

Ей за это каждый месяц

Носит деньги почтальон.

Если бабушка сказала:

«То - не трогай, то - не смей!»,

Надо слушать, потому что

Дом наш держится на ней.

Наш дедушка не любит тени,

Он любит солнышка тепло.

Дрожат у старого колени,

Ходить бедняге тяжело.

Но без него мы жить не можем,

Он не чужой, он наш — родной,

Он выйдет, мы ему поможем,

Поставим стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,

Укроем ноги, а потом

Седую бороду разгладим

Или косички заплетём.

       

- Посмотрите сценку о бабушке и внуке - отрывок из рассказа Осеевой «Бабка».

Входят Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька. Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка (одёрнув кофту и поправив платок, тихо). Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать...

Уходит.

Товарищ. Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька. Как это - главная?

Товарищ. Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька. Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ (покачав головой). Странно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо стало, так теперь они ему платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев). Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей.

Борька. Бабка, иди сюда!

Бабка. Иду-иду!

Борька (товарищу). Вот, попрощайся с моей бабушкой.

- Что взволновало вас при просмотре этой сценки?

- Чем огорчает поведение Борьки?

- Как вы думаете, изменится ли поведение Борьки?

- Расскажите о своих бабушках и дедушках. (выступление 3-4 детей).

- Давайте сформулируем правило доброго отношения к бабушкам и дедушкам.

                                    Уважай и люби старших.

Физкультминутка: Звучит музыка «Каждый маленький ребенок…»

- Вы догадались, о ком пойдет речь дальше? (высказывания детей).

Папа ушёл на работу,

Мама продукты ушла покупать,

И у меня есть забота -

Младшего брата качать.

И так я ему, и эдак:

- Не плачь, мой дружок, не реви!

А он и слышать не хочет:

-Ви, ви, ви!

С улицы Петька и Колька

С друзьями зовут погулять,

Но дело есть поважнее -

Младшего брата качать.

- Давайте посмотрим еще одну сценку.

- Два брата дома одни, рисуют.

Старший. Дай-ка сюда красный карандаш!

Младший. Отдай, я же им рисую!

Старший. Тебе всё равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший. Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

Старший. Отстань, мелюзга, не мешай!

- Какие мысли у вас возникают после просмотра этой сценки (высказывания детей).

- Расскажите о своих младших братишках и сестренках (выступлении 3-4 детей).

- Давайте выведем еще одно правило:

                                    Позаботься о младших.

- Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что никто из вас не окажется на их месте. Мы вывели с вами три правила дружной семьи. А можно ли наш класс назвать семьей? Докажите. (высказывание детей)

- А можно ли эти правила применить к нашему классу? (высказывание детей)

- Я приготовила вам сегодня пословицы о семье. Как вы их понимаете? (высказывание детей)

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Давайте закончим наш сегодняшний разговор. У вас на партах есть ладошки. Напишите, пожалуйста, на них самое главное слово, которое нужно в доброй и крепкой семье. (дети пишут на ладошках слова и вывешивают их на доску).

- Вот теперь ваши ладошки символизируют добрую и крепкую семью и согревают ее своим теплом.

Сегодня в это день семьи,

Вас дружно поздравляю!

С союзом крепким и в любви

Жить долго пожелаю.

Пусть дети старших никогда

Не в чем не огорчают!

А папа с мамой малышей

Заботой окружают.

Для сердца – праздника, тепла

И радости в общении.

Желаю с близкими всегда

Быть в лучших отношениях!


Семья сильна,
когда над ней
крыша одна.

Не нужен клад,
коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа
на месте.

«Уважай и люби старших»

 
«Позаботься о младших»


«Помни!

Ты в семье -
помощник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Классный час "Семь -Я"

Классный час проводился в 3 классе в форме игры "Строительство дома"...

Классный час "Семья -это семь я"

классный час "Семья - это семь я"...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...