Взаимодействие семьи и школы ( доклад)
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зайчикова Анна Сергеевна

Комментарии к презентации о взаимодействии семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_doklad.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы. (слайд 1)

(слайд 2)    Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

(слайд 3) Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

      (слайд 4)   Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

   (слайд 5-6)   Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

(слайд 7)    В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи.

(слайд 8)  Алгоритм изучения семьи.

Важно изучить:

1.    Состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком,

многодетная, разведены и т.д.);

2. Жилищно-бытовые условия;

3. Материальную обеспеченность;

4. Воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

5. Характер взаимоотношений в семье:

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в) позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);

г) отношение ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению

к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим, и люблю вас тоже»;

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю

приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.

Можно выделить

следующие типы отношений ребенка к родителям:

- дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится безразлично;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает семейную драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т.д.).

Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.

  Общие критерии неблагополучия семьи: 

1.      Асоциальное поведение

2.      Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3.      Насилие в семье.

         Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. 

         Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

         Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

         Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

         Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления  социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом, ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

         В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

—    диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;                                                                                                                                                          — отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы. 

(слайд 9-11)  Воспитание нравственности, духовности и эстетики – это главное средство преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, семьёй и школой.  

(слайд 12-13)  Цели и задачи.

( слайд 14-15)   В решении этих задач и  достижении целей родители могут и должны принимать активное участие.

(слайд 16-17-18)   Семья – это сложная социальная система…

(слайд 19)    Диагностический этап: I стадия.

Поиск  контактов.

Цель: накопление  согласий  с  родителями,  преодоление  барьеров  снятие  напряжения  в  общении.

Предполагаемый  результат: добиться  внутреннего  согласия  родителей.

Первая  встреча  учителя  с  родителями:  они  испытывают  интерес  друг  к  другу и одновременно  волнение,  чувство  тревоги,  настороженности,  сомнение  в  том,  будет  ли  достигнуто  взаимопонимание,  не  пропадет  ли  желание  общаться  в  будущем.

На  этой стадии  учителю  необходимо  проявлять  глубокий  интерес,   педагогический  такт,   искреннее  уважение   к  родителям,  деликатность,  сдержанность,  не  оттолкнуть  их  непродуманными  вопросами.   В  доброжелательном  тоне  участники  беседы  обмениваются  мнениями  по  поводу  каких – либо  черт  характера,  особенностей   поведения  ребёнка.   При  этом  учитель  заостряет  внимание  на  положительных  началах  в  личности  школьника.

В  процессе  первого  общения,   если  оно  состоится  на  основе  обоюдного  уважения,  желания  достигнуть  взаимопонимания  в  отношении  учителя  и  родителей,  снимается  напряженность  в отношениях  учителя  и  родителей,  преодолевается  недоверие  друг   к  другу.

Поиск  общей  темы  для  разговора.

Цель: поиск  совпадающих  интересов,  построение  первичной  общности  (приближение  к   «мы»).

Предполагаемый  результат: вызвать  заинтересованность  друг  к  другу,  снять  недоверие,  вступить  в  контакт.

На  второй  стадии  воспитатель  более  активно  проявляет  интерес  к  учащемуся,   к  условиям  семейного  воспитания,  выявляет  как  проявляется  забота  о   ребёнке,  чувствуют  ли  родители  ответственность  за  его  воспитание  и  судьбу.   Учитель   расспрашивает  родителей,  на  какие  положительные  качества  он  может  опираться  в процессе  воспитания  и  перевоспитания.  Родители делятся  наблюдениями,    высказывают  сомнения  о  некоторых  непонятных  поступках,  особенностях  личности  ребенка.

Учитель  вместе  с  родителями  размышляют.  что  необходимо  развить  в  ребенке,  подчеркивают  его  неповторимость,  индивидуальность,  с  которой  непременно  надо  считаться  в  процессе  воспитания.  Вместе  с  тем  учитель  осторожно  может  заговорить  о  нежелательных   проявлениях   и   поведении  ребенка,   о  явных  отклонениях  от   нормы.

Таким образом, учитель готовит почву для взаимного понимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту – ребенку. На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.

Организационный этап:

Установление общих   требований   в  воспитании  ребенка.

Цель: совместный   поиск   с  родителями   положительных   опор в     качествах  личности   ребенка.

Предполагаемый результат: Ощущение   взаимопонимания.

Учитель   ведет разговор  с   родителями  о  педагогических   условиях   и   возможностях   плодотворного   сотрудничества,      подчеркивает,      каким  должно   быть   отношение     к  ребенку   (вера     в     его    физические  и   умственные   возможности,     доверие   и уважение   к  нему).      Ребёнку   предлагается   конкретная   помощь»   в   учёбе     ставятся   преграды  для   развития   отрицательного  опыта   поведения

Учитель побуждает родителей высказывать взгляды на воспитание,  выявляет методы, используемые им, способы воздействия на  отрицательные  поступки  ребенка. Мнения родителей, даже если  они  не  верные, учитель  выслушивает  внимательно, не  опровергая уверенность  в  том, что  они  могут  правильно  воспитывать  ребенка. Вместе  с  тем  он  предлагает им  свои  педагогические обоснования способов воздействия, призывает объединить, усилия, предъявлять ребенку единые педагогические требования

На данной стадии контакта родителей и учителя крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребенку, на согласование воспитательных усилий и влияний.

Воспитательный этап:

Упрочение  сотрудничества  в достижении  общей  цели.

Цель: выяснение  качеств,      «опасных»,      нежелательных  для    общения,

начало дискуссии,   изучение личности   через  снижение  контроля.

Предполагаемый  результат: упрочение   сотрудничества.

Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребенка.

В этот период педагог должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, не согласия по тому или иному вопросу. Возможны критические  замечания родителей по поводу предложений учителя. Но именно в таких открытых спорах учитель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности.

Это стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения сюит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным’ Но это не мешает упрочению сотрудничества на пути к достижению общей цели.

Реализация индивидуального подхода к воспитаннику.

Цель: побуждение стремления родителей к дальнейшему сотрудничеству.

Предполагаемый результат: формирование у родителей воспитанника и педагога чувства «мы»

Учитель,  акцентируя  внимание  на  положительных  моментах  в  воспитании  ребёнка,  сообщает  родителям  о  замеченных  им  изъянах  семейного  воспитания.  Откровенность  учителя  должна  расположить  к  нему   родителей,  заставить  их  прислушаться  к  его  советам.  Он  предлагает  конкретные  меры  педагогического  воздействия  со  стороны  родителей.

С  целью  упрочнения  контактов  учитель  не  должен  демонстрировать  родителям  свою  всесильность  и  непогрешимость,  напротив,  он  может  доверительно  сообщить  им  о  некоторых  сомнениях,  затруднениях  в  воспитании   ребенка,   прислушаться  к  предложениям  родителей,  попросить  у  них  совета.

На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка

Оценочно-коррекционный этап:

Совершенствование педагогического сотрудничества.

Цель: обеспечение контакта.

Предполагаемый результат: состояние защищенности, согласование действий намерений

Обсуждается конкретный план целенаправленных воздействий на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализация единых педагогических воздействий на школьника.

Как и  на предыдущих стадиях,  на последней целесообразно предлагать

готовые решения, оказывать прямое влияние на родителей, необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Учитель, анализируя действие родителей, одобряет порой  незначительные  успехи  в  воспитании.

На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности учителя и родителей, направленной на коррекцию поведения школьника

Итак, в   процессе  контактного  взаимодействия   учителя     с     родителями необходимо  шесть   стадий,   последовательно    сменяющих  друг  друга.    Скачкообразное  их   прохождение,      а   также   ускорение   их  формирования   может -    повлечь     за   собой   разрыв   отношений.        Вместе   с   тем,      длительное  пребывание учителя   и   родителей   в   той  или   иной   стадии   также   не  желательно,  т.к.  замораживается  установление  желательных  контактов.  Переход  к  каждой  последующей  стадии  возможен  лишь  тогда,  когда  достаточно  прочно  закреплен  признак  предыдущей  стадии.  В  тоже  время  признак  отдельных  состояний,  специфичных  для  каждой  стадии  являются  не  только  сигналами  её  наступления,  но  и  сигналами  для  перехода  на  другую  стадию.

Педагогически  целесообразное  поведение  инициатора  контакта  (учителя)  обеспечивает  эффективное  продвижение  по  ступеням  отдельных  этапов,  благодаря  чему  создается  взаимопонимание,   взаимовыручка,  взаимоуважение.

(слайд 20-21)  Потенциальные возможности интеграции.

(слайд 22)    Основные направление работы школы и семьи.

(слайд 23)  Организация работы педагога с семьёй.

(слайд 24)   Критерии эффективности взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

  • Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей
  • Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций
  • Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу
  • Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека
  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах
  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства
  • Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь .

(слайд 25 – 26)  Для реализации этих составляющих существуют разнообразные формы работы с родителями…

· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

 · Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

· Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка.

· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.

· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

    И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

(слайд 27)    Взаимопонимание и сотрудничество приносит хороший результат.

(слайд 28)   слова Сухомлинского.

(слайд 29)   Поэтому обучение родителей проходит по трём направлениям…

(слайд 30)   Консультирование родителей…

(слайд 31)  v Педагогам и родителям на заметку

    Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

(слайд 32)  только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Доклад на педсовете "Взаимодействие семьи и школы"

Выступление на педсовете по проблеме взаимодействия семьи и школы....

Доклад на тему "Взаимодействие семьи и школы"

Материал статьи  позволит обратить внимание на взаимодействие семьи и школы, осознание родителями роли и значения семейного воспитания, нацеливание родителей на плодотворное  педагогическое ...

Доклад "Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы"

Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы. Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непрехо...

Доклад на тему: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности...

Доклад "Формирование эстетической компетенции учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы"

Цель: формировать творчески активную личность, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту...