Главные вкладки

    Материал (2 класс) на тему:
    отчет по самообразованию по теме "Работа над словарными словами"

    отчет по самообразованию по теме " Работа над словарными словами"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.7 КБ

    Предварительный просмотр:

            Отчет по самообразованию . Тема « Работа над словарными словами»

    Учитель начальных классов Филонина Светлана Алексеевна.

     Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.  В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

    Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.(Из опыта работы, приложение)

    1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

    Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

    КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.

    2.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.

    Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

    5.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.

    Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

    6.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

    Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

    7.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

    На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.

    ___О___О___  (воробей, молоко..)

    _______СС__   ( касса, масса…)

    8.КОПИЛКА - МИНУТКА.

    На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.

    Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

    9.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».    

    Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.

    Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

    СОРОКА

    ВОРОНА

    ПЕТУХ

    КОРОВА

    ДОРОГА

    Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

    1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

    2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

    3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .

    4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

    Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!

    10.БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

    Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

    11.«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

    Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.

    Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

    Например:

    УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

    МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

    ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа.

    12«ШИФРОВКИ».

    Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.

    Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                        

    Раздели данные слова на слоги.

    Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

    Поставь ударение, выдели орфограмму.  

    ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД

    ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН

    ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН

    Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.

    Шифровка – алфавит.

    Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

    а б в г д е ё ж з…

    В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

    1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

    Шифровка «Убери лишнее».

    Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:

    К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

    Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

    Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).

    Шифровка «Части слова».

    Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

    Например:

    Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.

    Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.

    Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.

    Окончание – как у слова КОНЬКИ.

    В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .    

    Шифровка «Добавь гласные».

    (Или  «Испорченная печатная машинка»).

    Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

    Например: КПСТ (КАПУСТА).

    Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:

    Живые существа:

    КРВ      (КОРОВА)

    ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)

    СБК      (СОБАКА)

    ВРН      (ВОРОНА)

    13.КРОССВОРДЫ.

    Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.

    14.«НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»

    По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

    16.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…

    ЗАДАНИЯ:

    1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

    2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).

    3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».

    4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).

    5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.

    Например:

    М_ШИНА – МАШИНИСТ

    6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:

    К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.

    7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:

    Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

    17.«ГОЛОВОЛОМКИ»

    Составление и разгадывание ребусов.

    18.ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).

    1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).

    2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)

    3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…). Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

    - научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

    Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

    Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

    работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

    Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

    Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

    Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

    Отчет по теме самообразования «Работа над беглым, сознательным, правильным чтением».

    Полезные рекомендации и упражнения для повышения уровня чтения обучающихся....

    Отчет по самообразованию по теме: "Патриотическое воспитание школьников" 2016-2020 года.

    Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...

    отчет по самообразованию по теме "Развитие учащихся в процессе формирования УУД"

    в статье описаны мероприятия, способствующие развитию УУД младших шклдьников, а также рассказывается об основных формах организации учебного пространства, способствующих формированию УУД....