Отчет по самообразованию
материал по русскому языку на тему

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования «Развитие творческого потенциала  как способ положительной мотивации учения»

 

      Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем школы. Как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

    Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

    Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения через развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста.

    Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика

    Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

   Актуальность темы определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

     Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

     Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.

   Условия возникновения опыта. 

     Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.

     А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями к новому качеству образования ученика, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения.

    Как же организовать процесс обучения, чтобы он вел развитие за собой?

    Нужно отойти  от классических форм преподавания и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы.

  Ведущая педагогическая идея: использование творческого метода способствует положительной мотивации учащихся, их личностному развитию.

   Работа над темой  начата в 2010 году. Срок реализации -  4 года. Цель ее -  повысить интерес к учению, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

     Задачи самообразования по теме:

  • обучать нормам литературного языка;
  • работать над обогащением словаря и грамматическим строем речи;
  • предоставить детям возможность самовыражения;
  • стимулировать способности ребенка к созданию новых образов, сюжетов;
  • повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.

В ходе самообразования изучался опыт работы учителей начальных классов Мулярчик Н.Н., Заевой Л.А., Халтуриной Г.П., работавших по аналогичной теме и имеющих собственные статьи, размещенные в журнале «Начальная школа», сети Интернет.

Систематизация материала по теме самообразования.

Этапы

  Результаты работы

2010-2011 уч. год

 1.Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране.  

2. Сбор библиографии по теме; постановка целей и задач

1.  Утверждение плана работы.

2. Подписка на методическую литературу:

журнал «Начальная школа», газета «Первое сентября. Начальная школа»

3. Выступление с сообщением на МО учителей начальных классов

2011-2012 уч. год

Выбор теоретического материала, практических методов;

формирование научной основы будущей работы

  Применение элементов образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности (использовать критерии эффективности применения технологий, мониторинги)

2012-2013 уч. год

1. Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету).  

 2. Апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование

 1. Обобщение опыта работы на муниципальном уровне ( мастер-класс «Методы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»)

2. Конкурсы профессионального мастерства)

2013-2014 уч. год

1. Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации

 1. Открытые уроки (муниципальный уровень).

2. Творческий отчет.

3. Публикация в СМИ

Обобщение  собственного  педагогического

опыта  по теме самообразования

        

Тема

Место

Сроки

Доклад «Творчество как способ положительной мотивации учения» ( на примере творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе)

МО учителей начальных классов

ноябрь 2010 г.

Урок «Путешествие на остров Грамматики»

Джогинская СОШ

декабрь 2011 г.

Мастер-класс «Приемы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»

МО учителей начальных классов

октябрь 2012г.

Родительское собрание «Повышение мотивации к обучению в начальной школе»

Джогинская СОШ

апрель 2012г.

Творческий отчет «Развитие творческого потенциала младших школьников»

МО учителей начальных классов

май 2014г

Составление методических рекомендаций «Развитие творческого потенциала как способ положительной мотивации учения младших школьников»

2014 г.

Открытый урок по окружающему миру «Лес – природное сообщество»

Джогинская СОШ

Декабрь 2014 г.

Размещение опыта работы на сайте

http://nsportal.ru/pligovko-galina-nikolaevna

2014 г.

       Образовательные технологии и методы обучения,

            применяемые по теме самообразования

      На уроках и во внеурочной деятельности создаю творческую атмосферу путём:

- актуализации изучаемого материала, его направленности на цели, осознаваемые учеником как полезные для него лично;

- введения системы индивидуальной работы учащихся, кружковой работы;

- работы с детьми высокого уровня развития;

- компьютеризации обучения.

     Считаю, что существует необходимость усиленной целенаправленной работы по развитию творческого потенциала у детей.

     Определяю следующие виды стимуляционного развития:

- соблюдение принципа «права на ошибку» (переход к учёту динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлым того же ученика, а не сравнение друг с другом);

- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.

    Целей самообразования достигаю за счёт внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения (ИКТ, проектная технология, создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения система индивидуальной работы учащихся, участие в научно-исследовательской работе каждого ребёнка в рамках факультативных занятий «Детская риторика», «Экология для младших школьников».

    Применяю в своей работе активные формы проведения урока. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей  развития учащихся относятся ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме, уроки-спектакли, а так же уроки-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-смотр знаний и другие.

     Большое внимание в своей работе уделяю детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с такими детьми начинаю с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 1 классе). Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.

    На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать  своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жёсткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

     Нравится ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Всё же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся класса ведёт читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения.     С 3 класса в дневнике сделали новую запись «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку, сочинить сказку по началу, сочинить продолжение к сказке, к небылице со знакомыми сказочными героями. Многие ученики любят сочинять стихи по опорным словам. Ребята неоднократно печатали свои стихи в классной газете, выпускали со своими сказками и стихотворениями на классных часах, на конкурсах творчества, оформили книжечки со своими творческими работами. Ребята из класса приняли участие во Всероссийском эколого-литературном конкурсе  «Природа родного края 2012-2013» (Васильев Никита и Коновалов Савелий отправили сказки собственного сочинения на конкурс), во Всероссийской олимпиаде по литературному чтению (Сорокина  Анжелика, Макарова Настя, Гаева Алина, Ладик  Софья, Михайлова Лада), во Всероссийском конкурсе-проекте «Ребус» (Васильев Никита, Вахрамеев Вадим). За участие в различных конкурсах ребята получили сертификаты.

     Ребята делятся со мною впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме, помогаю выбрать хорошую литературу. Таким образом осуществляется дифференциация обучения.

    На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дифференцированные  задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой, темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная  деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности учащихся.

    На уроках окружающего мира ученики наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться со своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников  (из энциклопедии, сети Интернета). По результатам собственных  наблюдений и с помощью   дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки,  Стараюсь подтолкнуть учащихся к  творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

     Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлечённо работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справляться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникается уважением к культурным традициям и людям - носителям этих традиций.

     Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто затрудняются сочинять сказку, предлагаю составить загадку, викторину. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, интересно, увлекательно.

     Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, при его проведении ориентируюсь на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя».

     Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.Принцип «принятия другого».

    Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со слова, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик-учитель уже не может строиться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3.Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4.Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5.Принцип «сотрудничества»

    В своей работе придерживаюсь условий проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся:

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературные форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2. Обеспечиваю независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное  продвижение.

3. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребёнка.

5. Во время урока (занятия) исключаю всякую критику личности и деятельности детей.

6. Стараюсь использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

    Для развития творческих способностей учащихся использую следующие технологии:

  • информационно-коммуникативную;
  • проектную;
  • технологию активного обучения;
  •  личностно-ориентированную.

       методы и приёмы:

  • эвристический;
  • проблемный;
  • модельный;
  • генерация идей: учащимся предлагается подумать и записать всё, что они знают или думают  по данной теме (5 мин.);
  • мозговая атака: учащиеся, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • ключевые термины: учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску;
  • перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности);
  • механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать): в каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию;
  • метод контрольных вопросов (МКВ) – один из методов психологической активации творческого процесса. Цель метода – с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи.

     Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

     Виды заданий творческого характера:

1. Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета:

газета – верблюд

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюда?

- почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? и др.

Банка – река

утюг – трамвай

Огонь – раковина

Линейка – книга

2. Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными между собой событиями. Объясни, как всё происходило.

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

Самосвал с грузом не пришёл в пункт назначения вовремя.

(Белка, сидя на дереве, упустила шишку, шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом, заяц выскочил на дорогу, шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним в лес. Заяц скрылся, а шофёр в лесу заблудился, и груз не пришёл вовремя по назначению).

3. Найди причину событий (Почему это произошло?)

Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.

Речка вышла из берегов и затопила все окрестные дома.

 4. Представь последствия событий.

Охотник выстрелил в воздух.

Из окна выбросили кусок булки.

5. Представь, что ты можешь уменьшатся до размеров муравья. придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

- Какое бы у тебя было любимое занятие?

- Чего бы ты опасался?

- Через какое время ты снова захотел бы стать большим? Почему?

6. Сочини небольшой рассказ на тему «Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:

     - из крана на кухне полился апельсиновый сок;

     - люди придумали таблетки от сна».

7. Объясни, почему это происходит.

Почему масло тает на раскалённой сковороде?

Почему из тучи идёт дождь, а из облака нет?

8. Объясни, что это значит:

Мальчик как медведь;

Учитель как грозовая туча;

Золотая середина;

Белая ворона.

9. Образуй как можно больше слов из слова школьник, самолёт и т. д.

  10. Упражнения в подборе синонимов, антонимов.

  11. Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

  Собака, найти, в, двор, сахарная, косточка.

12. Решение логических задач.

13. Придумывание продолжения истории по началу (сочинение).

14. Оценка событий с разных сторон.

      Драка (хорошо – плохо)

Сумел постоять за себя;

Порвал одежду;

Сумел защитить слабого;

Будут ругать родители;

Показал, кто здесь главный и т.д.

Поссорился с другом и т.д.

15. Дописывание стихотворений.

      Вдоль реки бежал Аким,

      Был Аким совсем сухим.

16. Составление и заполнение кроссвордов, решение ребусов.

17. Иллюстрирование художественных произведений.

    Результатом применения данных технологий и методов стало:

  • повышение мотивации учения;
  • повышение техники чтения;
  • ответственное и творческое отношение к учёбе;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • создание в классе атмосферы партнёрства;
  • развитие у учащихся самостоятельности, умения мыслить критически;
  • реализация детско-взрослых проектов «Мир добрых волшебников» «Типография «Родничок», «Волшебный дневник успехов семьи», «Волшебная грамота «Я - сам!», «Чудеса из лукошка» и т.д.;
  • участие во Всероссийском эколого-литературном конкурсе «Природа родного края 2013»

 

Использованная литература:

  • Абдрахманова А.С., Изакова А.Т. Проблема эффективности и результативности процесса обучения и их диагностика // Вестник НАПК, 2005, №2
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - С. 67.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. -/Издатечьство "Питер", 2000.
  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.  Словарь по педагогике.- М.- Ростов-на-Дону: МАРТ, 2005.
  • Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. - М.; Просвещение, 1990.
  • Маркова А.К. Проблема формирования мотивации. - М., 2002 - С. 63-71.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - С. 11.
  • Якиманская И.С. Личностно - ориентированно обучение в современной школе.- М., 1996.
  • Бочкарёва Ю. В.  Творчество как способ положительной мотивации учения (на примере творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе)   -   http://area7.ru/metodic-material.php?3412
  • Гладких М. Д.  Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения - http://www.pandia.ru/text/78/357/166.php

  • Вострикова М. О.  Формирование положительной мотивации учения младших школьников -  http://sclsadovoe.org.ru/2013/04

  • Формирование положительной мотивации к учению младшего школьника

          http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00129839_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна и пригодилась в работе с детьми...