Программа воспитания
рабочая программа на тему

Половинко Александра Васильевна

Программа духовно-нравственного воспитания и развития школьников разработана на основе Закона "Об образовании", ФГОС, "Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников". Цели и задачи программы достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, направлены на формирование у ребенка нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способность различать добро и зло), нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, послушания, доброй воли).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._fgos._polovinko_a.v.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Половинко А.В.

Программа воспитания и развития младших школьников

«Мир, в котором я живу»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся     «Мир, в котором я живу» разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программы воспитания и социализации обучающихся.

Данная программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

При разработке программы учитывались возможности школы, психологическая готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит пять разделов.

Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития младших школьников.

Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов» содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.

В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности.

В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего рода и общества;

способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Духовно-нравственное воспитание - это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

        - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,апатриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель:

Воспитание, развитие и становление личности младшего школьника на основе  нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему  миру, к людям, себе.

Задачи:

 Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.

 Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

 Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.

 Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

 Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В условиях современной начальной школы процесс духовно – нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

- формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;

- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;

           На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы определены традиционные источники нравственности:

 патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение  Отечеству, сохранение традиций своего народа);

 гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед  Отечеством, закон и правопорядок);

 социальная солидарность (свобода личная и национальная;

доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

 семья (любовь к близким, почитание родителей, забота )

 традиционные российские религии и традиции народной культуры

  искусство и литература (гармония, духовный мир человека, нравственный выбор).

          Программа предусматривает методы и приемы:

  • беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
  • наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
  • практические (изготовление, лепка);
  • игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  • тренинг – приемы;
  • наблюдение за деятельностью детей;
  • проективные методы (тематический рисунок, поощрение)

          Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:

  • методическая литература;
  • аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера);
  • компьютер, ксерокс, фотоаппарат
  • игровой материал (игрушки: мягкие, технические)

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по программе  «Мир, в котором я живу»  определяется следующими  направлениями воспитательной работы:

1. Мое Отечество.

2. Мир человеческих отношений.

3. Мир культурного наследия.

4. Мир твоей души.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Системно-деятельностный подход.

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев – определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.  Системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

Развивающий подход.

Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы. Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

- система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

- многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности.

- содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру

Направление работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся 1-4 классов

  1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и

обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

 Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.

 Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.

 Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации –Флаг, Герб, Гимн.

 Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.

 Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Содержание деятельности

Класс

Уровень

Содержание деятельности

1 класс

1

Беседы: 

Познакомьтесь со мной: мой дом, мои родители, мои близкие.

Моя Родина - Россия. Государственный флаг, герб, гимн.

Президент Российской Федерации. Конституция – основной закон

государства. Права ребёнка в России.

День Защитника Отечества. День Победы

2

Праздник «День народного единства»

Выставка рисунков «Моя семья»

Праздник День Победы

Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

3

Акция «Подарок воину»

Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

2 класс

1

Беседы:

Город Батайск в Российском государстве. Администрация

города. Глава города. Права гражданина. Обязанности

горожанина.  Батайск – защитник Отечества.

2

Праздник «День народного единства»

Выставка рисунков «Мой любимый край»

Экскурсия по городу Батайску

Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

Праздник День Победы

3

Акция «Подарок воину»

Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

3 класс

1

Беседы:

Административное деление нашего государства. Регион. Область.

Областной центр. Ростовская область.

Каким должен быть Защитник Отечества?

2

Праздник «День народного единства»

Праздник «Курсы молодого бойца»

Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества

Праздник День Победы

3

Акция «Подарок воину»

Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

Участие в концерте для ветеранов

4 класс

1

Беседы:

Я - гражданин Российской Федерации. Нация и национальность.

Национальные традиции и дружба между народами. Конституция

Российской Федерации.

2

Праздник «День народного единства»

Праздник «Курсы молодого бойца»

Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества

Праздник День Победы

3

Акция «Подарок воину»

Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

Участие в концерте для ветеранов

2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;

Задачи:

 Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.

 Учить взаимоотношениям в коллективе.

 Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

 Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Содержание деятельности

Класс

Уровень

Содержание деятельности

1 класс

1

 Беседы:

Азбука этикета: я – ученик, это значит...

Вежливые слова. Правила поведения в общественных местах

2

 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

3

 Посвящение в первоклассники

Концерт для мам

Праздник для пап

2 класс

1

 Беседы:

Азбука этикета: как нужно ходить друг к другу в гости.

Что такое дружба? Лучший друг. Правила дружбы.

2

 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

3

 Концерт для мам

Праздник для пап

3 класс

1

 Беседы:

Правила работы в группе. Как относиться к младшим? Как

относиться к старшим? Что такое внимание и забота.

2

 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

3

 Концерт для мам

Праздник для пап

Организация игр в своём классе на переменах

4 класс

1

 Беседы:

Азбука этикета: основы делового общения. Как говорить по

телефону. Переписка личная и деловая.

Что значит быть лидером? Как подобрать команду?

2

 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

Прощание с начальной школой.

3

 Концерт для мам

Праздник для пап

Организация игр на переменах для первоклассников

3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях

народной педагогики.

Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история города, области, края,

национальные герои и важнейшие события истории страны;

Задачи:

 Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.

 Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения  православных культурных традиций.

 Воспитывать чувство национальной гордости.

Содержание деятельности

Класс

Уровень

Содержание деятельности

1 класс

1

 Беседы:

Народные праздники – культурное наследие каждого народа.

Праздник урожая. Рождество. Народные сказки.

Что такое храм?

2

 Выставка рисунков «Весёлое Рождество»

Экскурсия к храму.

3

 «Покровская ярмарка»

2 класс

1

 Беседы:

Народные игры. Народные песни.

Масленица.

Святые на Руси

2

 Праздник День матери

Разучивание народных подвижных игр на перемене.

3

 «Покровская ярмарка»

«Масленица»

3 класс

1

 Беседы:

Народные традиции. Народные обряды.

Уважение к народным традициям людей других национальностей.

2

 Праздник «День народного единства»

Праздник День матери

3

 «Покровская ярмарка»

«Масленица»

4 класс

1

Беседы:

Народные промыслы. Традиционные искусства.

Народные традиции в современном мире. 

2

 Праздник День матери

3

 «Покровская ярмарка»

«Масленица»

  1. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание.

Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.

Задачи:

 Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».

 Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.

 Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

 Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и самоуважения.

Содержание деятельности

Класс

Уровень

Содержание деятельности

1 класс

1

Беседы:

Поступки хорошие и плохие. Может ли человек быть хорошим или

плохим? Что такое человеческое достоинство. Как уважать своё и

чужое достоинство.

2

Игра-практикум «Как попросить прощения?»

Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о дружбе,

взаимопомощи.

3

Участие в социальных акциях.

2 класс

1

Беседы:

Что такое характер? Черты характера. Можно ли изменить

характер.

Что такое совесть. Что значит «поступать по совести».

2

Игра-практикум «Подари другому радость».

Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о справедливости, о

людях с сильным характером.

3

Участие в социальных акциях.

3 класс

1

Беседы:

Научись управлять собой. Что значит самоуважение.

Мужество и смелость.

2

Игра-практикум «Конфликт».

Просмотр кинофильмов героического содержания.

3

Участие в социальных акциях.

4 класс

1

Беседы:

Как составить о себе приятное впечатление. Как отстоять свою

точку зрения. Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина,

Земля.

2

Игра-практикум «Я считаю…»

Просмотр кинофильмов и спектаклей нравственного содержания.

3

Участие в социальных акциях

 

Календарно-тематическое планирование организации духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 4 «а»  класса

по программе «Мир, в котором я живу».

Направления

                            Содержание деятельности

Сроки

Ответст.

                                                                           Сентябрь

Мое Отечество

Классный час: Я – гражданин Российской Федерации.

Учитель

Мир человеческих отношений

Чтение рассказов из «Азбуки нравственного воспитания» с последующим обсуждением.

Учитель

Мир культурного наследия

Информационный час: Народные  праздники – культурное наследие каждого народа.

Актив класса

Мир твоей души

Беседа: Как составить о себе приятное впечатление.

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

Изучение правил поведения в школе. Безопасный путь в школу.

Актив класса

                                                                         Октябрь

Мое  Отечество

Классный час: Нация и национальность.

Учитель

Мир человеческих отношений

Азбука этикета. Основы делового общения.

Актив класса

Мир культурного наследия

Покровская ярмарка. Праздник Осенины.

Актив класса,

родители

Мир твоей души

Час доверительного разговора: Как отстоять свою точку зрения.

Учитель, психолог

Профилактика психического и физического здоровья

Культура здорового образа жизни.

Режим дня – основа жизни человека.

Учитель

                                                                         Ноябрь

Мое Отечество

Праздник: День народного единства.

Учитель

Мир человеческих отношений

Классный час:  Как говорить по телефону.

Актив класса

Мир культурного наследия

 Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина, Земля.

Актив класса

Мир твоей души

Игра – практикум.  Конфликт.

Учитель, психолог

Профилактика психического и физического здоровья

Чистота – залог здоровья.

Беседы по ППБ.

Учитель, медсестра

                                                                       Декабрь

Мое Отечество

Беседа: Государственный флаг, герб, гимн.

Учитель

Мир человеческих отношений

Классный час: Что значит быть лидером? Как подобрать команду?

Учитель

Мир культурного наследия

Народный календарь. Зимние посиделки.

Актив класса

Мир твоей души

Мужество и смелость. Просмотр и обсуждение фильмов.

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

Растем здоровыми ( профилактика инфекционных заболеваний )

Медработник

                                                                        Январь

Мое Отечество

Классный час: Конституция Российской Федерации.

Учитель

Мир человеческих отношений

Час доверительного разговора: Мое хочу и мое надо.

Учитель, психолог

Мир культурного наследия

Светлый праздник Рождества.

Актив класса,

родители

Мир твоей души

Участие в социальных акциях.

Актив класса

Профилактика психического и физического здоровья

Гигиена и ее значение.

Беседы по ПДД, ППБ.

Учитель

                                                                           Февраль

Мое Отечество

Праздник: Курсы молодого бойца.

Актив класса,

родители

Мир человеческих отношений

Час доверительной беседы: Каким должен быть защитник Отечества?

Учитель

Мир культурного наследия

Праздник Масленицы.

Актив класса

Мир твоей души

Классный час: Как уважать свое и чужое достоинство.

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

Интересные факты: Здоровое питание.

Викторина по ПДД.

Учитель, медсестра

                                                                          Март

Мое Отечество

Классный час: Женщина – мать. Значение женщины на Земле. Женский образ в искусстве.

Учитель,           актив класса

Мир человеческих отношений

Концерт для мам.

Учитель

Мир культурного наследия

Информационный час:. Народные герои – гордость страны. Знакомство с былинами.

Учитель

Мир твоей души

Игра – практикум: Встречают по одежке, провожают по уму.

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

В приемной у доктора Айболита.

Беседы по ОЖЗ.

Учитель, медсестра

                                                                      Апрель

Мое Отечество

Выставка рисунков: Моя семья.

Учитель

Мир человеческих отношений

Правила поведения в общественных местах.

Учитель,           актив класса

Мир культурного наследия

Праздник: Нам поет Пасхальный звон песнь о жизни вечной.

Актив класса,

родители

Мир твоей души

Игра – практикум:  «Я считаю ….»

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

Спорт в моей семье.

Обзор иллюстраций  по ПДД.

Учитель

                                                                         Май

Мое Отечество

Праздник: Этот День Победы!

Актив класса,

родители

Мир человеческих отношений

Просмотр кинофильмов и спектаклей нравственного содержания.

Учитель

Мир культурного наследия

Классный час: Уважение к культурным традициям разных национальностей.

Учитель

Мир твоей души

Психологический классный час: Тренировка памяти.

Учитель

Профилактика психического и физического здоровья

Доверительная беседа: Я здоровье берегу.

Викторина по ПДД, ППБ.

Учитель

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:

-  развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;

- усиление взаимного интереса и принятия;

- развитие конструктивных способов взаимодействия;

-  поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

   -  увеличение взаимной открытости;

-  улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. 

Работа с родителями

  • Изучение воспитательного потенциала семьи
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • Индивидуальная работа с родителями

Основные формы работы с родителями

Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.

Тематика родительских собраний для первого класса.

  1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
  2. Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
  3. Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
  4. Эмоции положительные и отрицательные.

Тематика родительских собраний для второго класса.

  1. Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
  2. Формирование духовности у учащихся через чтение.
  3. Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
  4. Как по-настоящему любить детей.

      Тематика родительских собраний для третьего класса

  1. Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка.
  2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
  3. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
  4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.  

Тематика родительских собраний для четвертого класса.

  1. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
  2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.
  3. Здоровый образ жизни школьников.
  4. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”

В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, работники правоохранительных органов, представители общественности.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых

формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

К ожидаемым результатам относятся:

  1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

 элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;

 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 уважительное отношение к традиционным российским религиям;

 первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей;

3. МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.

 ценностное отношение к народной культуре;

 элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним;

 первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций и фольклора русского народа;

  1. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание

 понимание ценности человеческой жизни;

 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

Программа воспитания и развития "Строим страну Дружляндию"

Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,...

Программа воспитания школьников "Семь Я"

Данная программа предполагает участие всех школьников с 1-го по 11-й классы, педагогов, классных руководителей, родителей и расчитана на 5 лет.  Программа принята на педагогическом совете МОУ «ПР...

Доклад на тему:"Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ."

Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: "Шахматы"и тд....Пояснительна...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...