Доклад
методическая разработка на тему

Наумова Елена Лазаревна

Общие правила организации групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей».

М.Горький

Весь процесс обучения в системе РО выстраивается через совместную коллективную деятельность учителя и учащегося. Но коллективная деятельность не означает только фронтальные формы работы. Прежде всего, совместная деятельность связана со взаимоотношениями в малых группах.  Групповая, парная работа и межгрупповое общение, дают учащемуся возможность ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы деятельности. Работать в малой группе ребенку более комфортно. Учащийся младших классов пока еще не может выступать публично и высказывать свои мысли перед всем классом и учителем, но зато в группе (4 – 5 человек) может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ребенок в такой ситуации чувствует себя уверенно и в любую минуту может попросить помощь у группы.

         Но при организации учебного сотрудничества детей необходимо учесть, что у них ещё нет опыта такой формы общения. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя «мелочей», не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего – как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на одноклассника, как соглашаться, а как просить о помощи. Без проработки до автоматизма этих «ритуалов» взаимодействия невозможно организовать более сложные (свободные и творческие) формы совместной работы учащихся.

     Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать её образец. Учитель вместе с 1 – 2 детьми показывает на примере весь ход работы у доски, акцентируя форму взаимодействия, используя, например, такие речевые клише, как: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?» и др. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. По-настоящему, образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2 – 3 ошибок.

Главный принцип такой совместной работы – разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия!

      Соединять детей в группы надо с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому «слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу же полезно померяться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. Для срабатывания групп нужны минимум 3 – 5 занятий. Поэтому часто пересаживать или закреплять единый состав групп, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен строго индивидуальный подход. Скажем, двух таких девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения).

       При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давая детям, работавшим вместе, разных оценок!       

      При формировании групп необходимо учитывать основные правила:

  • недопустима пара из двух слабоуспевающих учеников!
  • детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе, а завтра стоит им предложить вновь вместе выполнить задание;
  • если ребёнок пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему это, не позволяя ни малейших проявлений неудовольствия, но старается понять мотивы ребёнка и поощрить всякое побуждение «индивидуалиста» кому-то помочь или получить чью-то помощь;
  • нельзя заниматься совместной работой детей более 10 – 15 минут урока (по крайней мере, в первом классе): это может привести к повышению утомляемости;
  • нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, но при возбуждённых выкриках и разговорах в полный голос следует использовать «шумомер» (звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера работать с ним сегодня. Обидчик сам должен найти себе товарища для работы на уроке (договориться на перемене и сообщить учителю).

Основой организации групповой работы является распределение между участниками группы (с помощью учителя или самостоятельно) структурных элементов выполняемой деятельности. Возможны следующие ролевые функции членов группы:

      а) «планировщик» - исследует условия задачи и планирует формы и методы ее решения;

      б) «исполнитель» - осуществляет решение задачи;

      в) «критик - контролёр» - проверяет соответствие исполнения замыслу, подвергает сомнению решение, принимаемое группой, аргументирует основания своей оценки;

      г) «лидер» («ведущий», «координатор») -  распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы и их исполнение, а также устанавливает время. Он находится как бы в  стороне для того, чтобы удерживать рамки обсуждения вопроса. Изредка задает группе вопросы типа: «Что мы делаем?», «Почему не получается правильный результат?», «В чем заключаются ошибки в нашем продвижении?». Наблюдатель - координатор вызывает рефлексивную активность участников группы.

      Однако нужно отметить, что в ходе решения задачи роли могут плавно переходить от одного ученика к другому. Недостаточная же согласованность действий «сильных» учащихся, претендующих на лидерство, ведет к доминированию их своеобразной борьбы, и совместная деятельность приобретает конкурентный характер. Поэтому педагогам нужно вовремя улавливать и гасить возможные конфликтные ситуации.

      Групповая работа – это прежде всего игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет – тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми. Как и в любой группе, здесь есть свои правила. Кто думает, что групповая работа на учебном занятии – всего лишь особая форма развлечения, не требующая соблюдения правил, проигрывает. Любое высказанное предложение, не будучи принятым группой, не расценивается как провал или проявление невежества, это просто не очень удачный игровой ход. Отрефлексировав его, можно сделать другой, более удачный. Здесь идет состязание с самим собой, где учащийся должен обрести способность рефлексировать и делать новые и новые попытки, выработать способность быть организованным и подчиняться групповой организации, понимать других и  защищать свою точку зрения, быть критичным и организовать работу других.

      Цели групповой работы должны быть открыто объявлены преподавателем и объяснены самым тщательным образом. От  этого зависит самоопределение учащихся, и в первую очередь, серьезность их намерения «играть» в групповую работу. Решение проблемных ситуаций, проектирование различных мероприятий, решение неординарных задач – эти и другие  подобные цели, где актуальность групповой формы работы создается актуальностью ожидаемого результата, обычно не требует специальных усилий для организации групп. Однако, когда перед группой стоят чисто учебные цели, например, освоить способ коллективного взаимодействия, то необходимо подробно разъяснить, где и для чего эти способы используются, т.е. создать учебную мотивацию. Без этих действий группа может пассивно относиться к поставленным задачам.

      При организации групповой работы необходимо выбирать такие формы сотрудничества, которые влияют на индивидуальное развитие участников совместной деятельности, а также повышают эффективность данной работы и интерес к процессу обучения не только обучаемых, но и преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....