Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России".
классный час (4 класс) на тему

Андямова Любовь Владимировна

Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России", подготовлен к семинару в рамках ресурсного центра. Дети читали стихи, ставили сценки, пели песни о берёзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bereza1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Березка-символ России»

Подготовила : воспитатель ГПД  МОУ СОШ с.Даниловка  Андямова Л.В.

Цели :

-Воспитание гражданско – патриоческих чувств;

- любовь к большой Родине и малой родине.

Предварительная подготовка:

-собрать материал о берёзе;

-узнать, как используют её в промышленности, в быту, в медицине;

-сделать подборку стихов, песен, пословиц;

- изготовить  поделки;

-оформить  выставку рисунков.

Учитель - Березку милую, родную  издавна считают  символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

 

 О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа .

 Звучит  аудиозапись песни «С чего начинается Родина».

                 Дети читают стихи о берёзе.

1.Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез!

2. Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

3.Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

4.Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

Выходит Березка. (Девочка в русском народном костюме украшенном ветками берёзы)

 Берёзка. – Здравствуйте дорогие гости и дети!  Как я рада

     Быть с вами в этот день  рядом!

     Спасибо, что березку не забыли, 

     Ей этот светлый праздник посвятили

.  Дети встречают  «Берёзку» и читают стихи.

1.   Березке русский праздник посвящаем,

О ней теперь мы очень много знаем

И знанием  готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало потрудиться.

2.   Мы много книг перечитали

И материалы отбирали,

Мы рисовали, сочиняли,

Стихи березке посвящали.

Писали мы ученые конспекты,

И вот пред вами все наши проекты!

             1. Проект «Рисуем Русскую берёзку»

Учитель

- Для защиты проекта «Рисуем русскую берёзку» ребята приготовили свои рисунки .

Художник (Мальчик в берете  и красками в руке)

Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Весь класс проект готовил:

Одни писали реферат, 

Трудились много дней подряд,

Другие рисовали лес,

В нем мир березовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

Помочь друг другу были рады.

 ( Ребята представляют свои работы) …

1. Берёза по-своему красива в любое время года. Она - самое  нежное и нарядное  дерево на свете. Берёза моё самое любимое  дерево.

2.А я когда рисовала  берёзу, то представляла как я сижу под берёзой и пью березовый сок.

3.А для меня берёза -это моя Родина, мой дом и моя семья.

4.Берёза- это символ нашей России. И горда, что живу в этой стране.

  2. Проект «Березка в творчестве русских поэтов и писателей».

Учитель

- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве,  как только что выпавший снег.

1 ученик. – А я, когда произношу слова «русская берёзка», мысленно взором вижу, как склоняется над чистым листом бумаги поэт и певец моей России – Сергей Есенин.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан

И её золотистые косы

И холщёвый её сарафан.

2 ученик.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

3 ученик.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

4 ученик.

- А другой поэт скажет о моей берёзке:

Белолицая, белоствольная,

Как невеста горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

5 ученик.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

6 ученик.

-А третий поэт произнесёт клятву:

И, вставая грозной силой,

Помнили друзья,

Что берёзку, как Россию,

Отдавать нельзя.

 (Выходит девочка – берёзовая веточка)

Веточка. – Здравствуйте, люди добрые! Я  берёзовая веточка, дочка русской берёзы и пришла к вам хоровод водить.

Девочка из хоровода.

Берёзонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг

Войди зарёю ясною

С косою зеленовласою

Здесь каждый тебе друг. 

 (Берёт «Берёзовую веточку и ведёт в хоровод)

Хоровод «Во поле берёза стояла».

Учитель.

- В истории нашей Родины немало трагических страниц. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

(Под военную песню «Хотят ли русские войны» выходят дети, одетые в военную одежду)

 1  ученик. 

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студёный сок бежал, как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

  1. ученик.

  За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

3  ученик. 

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

- Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

               4 ученик. 

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Все: «Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

5 ученик.

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя,

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Учитель:

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.

- Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Здесь насмерть стояли солдаты и победили.

- В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ.  .

6 ученик. 

 В Трептов – парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы, а не росы

На могилы братские солдат.

Березы! Вы печаль России…

Вдовья неизбывная тоска.

              Учитель.

- Где бы ни росла русская  березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И посадить березку и сохранить ее. У нас в селе стоит памятник  тем , кто погиб на войне защищая нас с вами. Ребята нарисовал план озеленения  памятника. Весной мы с ребятами посадим берёзки.

   3.Проект «Березовое царство – хорошее лекарство».

Учитель.  

- А почему говорят, что берёзы плачут?

Ответы детей.

 (Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»).

Учитель.

- Берёзовый сок придаёт силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах берёзового сока.

 (Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает.)

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство «Сок березы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

               (Больная пьет… Выпрямляется.)

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

(Убегает, забыв про костыли.)

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел! 

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает).

Врач:

У кого удушье, астма,

В горле боль или отек,

Пейте чудное лекарство –

Из березы русской сок!

Сценка («Дед, баба и русская баня»)

Дед:

Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой, 

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха: (с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват!

(показывает на веник.)

(старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Ведущий:

Покупайте веники!

Дед:

Вы не пожалеете!

Хором дед и баба:

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!

Дед: А теперь послушайте бесплатные советы по искусству изготовления веников:

Баба: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Дед: Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы

Баба: Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Дед: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые – по руке

Баба: А хранить в прохладном месте.

4. Экологический проект «Вечно жить берёзовым рощам».

Учитель.

Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.

- Ребята серьёзно изучали виды берёз, думали как сохранить русскую красавицу и сейчас представляют экологический проект «Мы посадим берёзы кругом».

1ученик.

Берёзке русской

 Реферат  свой посвящаю

 О ней теперь я очень много знаю

Хоть мне пришлось немало потрудиться

 Знаниями готова поделиться

2 ученик

Проект не прост. Все мы вначале

В библиотеках материал искали.

Смотрели в словари, энциклопедии читали,

Собрав необходимый материал,

Отбор его мы провели старательно.

Затем о том, что каждый разузнал,

Энциклопедию  писали обстоятельно.

                  3 ученик

- Кто из нас не любит березовый сок? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков. . Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое

дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.  

        4 ученик   - Всего насчитывается более 140 видов берез.

- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на  Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

- 5 ученик

- Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах.

- И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты– народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.

 (Песня «Отчего так в России берёзы шумят?»)

Учитель

- Веками складывался образ жизни русского народа. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскует о Родине. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

                          Ученик.

 Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,

«Россия» - шепчут мне березы,

 «Россия» - шепчут камыши, 

«Россия» - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: «Русь».

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

 Песню «Для меня Россия…» исполняют все дети.

На этом наше мероприятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить всех  ребят,  кто готовил этот праздник. Всем большое спасибо.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Символы России"

Родина - одно изсамых важных понятий для человека. Чувство любви к Родине, стремление ее защищать нужно прививать с самого детства. Внеклассное занятие" Символы России" знакомит с гербом, гимном, флаг...

Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России

Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Внеклассное мероприятие Тема «Государственные символы России и Татарстана»

Внеклассное мероприятиеТема «Государственные символы России и Татарстана»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)

АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...

Внеклассное занятие "Символы России"

Материал занятия может быть использован во внеклассной работе,  на уроках предмета  "Окружающий социальный мир"  по теме "государственная символика" в начальной и ср...