Литературно-музыкальная композиция "Цветы и порох"
классный час (4 класс) по теме

Шмырина Фаина Васильевна

Изучать историю своей страны, своего народа; формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны; показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание патриотческих чувств36.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цветы и порох

(литературно-музыкальная композиция для учащихся  4класса)

к 70-летию Великой победы

 Разработала классный руководитель 4 а класса Шмырина Ф. В.

 Цели: изучать историю своей страны, своего народа; формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны; показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел;

Развитие коммуникативных УУД в совместной подготовке и исполнении данного мероприятия.

 Развитие личностных УУД через выразительное чтение стихотворений, сопереживание, разучивание и исполнение патриотических песен о Великой Отечественной войне.

Оборудование: запись военных мелодий и песен; сценический реквизит для театрализованных инсценировок, компьютер, проектор, презентация.

(Слайд)

Ведущий. Цветы и порох. Трудно представить себе что-либо более противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость (слайд), доброту (слайд) и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесенных ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но, отмечая День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу людей, нельзя не вспомнить о цветах России. После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине, ненависть к врагу. Букетик цветов, поставленный заботливой рукой медсестры у изголовья раненого, возвращал его к жизни. Цветами (слайд) встречали наших воинов жители освобожденных городов. Цветы в знак глубокой скорби и благодарности возлагали на могилы павших героев. И не случайно в стихотворениях и песнях, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертный бой вся страна.

( слайд)

Под звуки метронома на экране появляются кадры фильма – проецируется лист календаря «Воскресенье, 22 июня 1941 г.».

Ученик.         Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

(слайд)

В скверах ее  сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова...

(слайд)

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Н. Сидоренко

(слайд) Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова) .(3 слайда)

Ученики.

(слайд)

1. Зловещим заревом объятый, 

        Грохочет длинный небосвод,

        Мои товарищи-солдаты

        Идут вперед за взводом взвод.

 (слайд)

2. И от ромашек-тонконожек 

        Мы оторвать не в силах глаз.

        Для нас,

        Для нас они, быть может,

        Цветут сейчас в последний раз.

Н. Старшинов

3. Слепящий дым и пыль густая,

        И зной, нависший тяжело,

        Над нами плыли, нарастая,

        Бойцам измученным назло!

(слайд)

4. Горело все – цветы и клены,

        Былинки не было живой.

        Вокруг кустарник запыленный

        Шуршал обугленной листвой.

5. Направо глянешь – дорогая

        Пшеница гибнет на корню.

        Налево – нет конца и края

        Просторам, отданным огню.

6. Земля, казалось, до предела

        Была в огне накалена.

        И вся, иссохшая, гудела:

        «Да будет проклята война!»

        В. Земной

Песня «Эх, дороги…» (Л. Ошанин – А. Новиков)(1 куплет)

Ведущий. Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

(слайд)

Ученик.        Не отдадим полей бескрайных, синих,

        Где побеждали мы и победим.

        Не отдадим прекрасную Россию,

        Не отдадим!

        А. Прокофьев

Ведущий. Насмерть стояли защитники Отечества, защищая каждую пядь земли. В битвах с захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.

(слайд)

Ученик.        Под огнем, на берегу реки,

        Залегли усталые стрелки.

        Золотая рожь сверкала рядом,

        А во ржи синели васильки.

        И бойцы, уже не слыша гула

        И не ощущая духоты,

        Словно на невиданное чудо,

        Радостно смотрели на цветы.

        Синевой небесной, нестерпимой,

        Полыхая, словно огоньки,

        Как глаза детей, глаза любимых,

        На бойцов глядели васильки.

        Через миг усталость пересилив,

        Вновь пошла в атаку цепь стрелков,

        Им казалось, что глядит Россия

        Синими глазами васильков.

        Б. Кежун

Песня «Хотят ли русские войны?» (Е. Евтушенко – Э. Колмановский ),

1 куплет

Ведущий. Поля России в годы войны. Здесь каждая былинка, каждый уцелевший колосок напоминали бойцам о мирной жизни, нарушенной войной, о том, что вернуться к мирному труду на полях предстояло только через победу.

(слайд)

Ученик.        Я всю весну провел в одном окопе,

        И мне теперь подробно был знаком

        Рельеф полей, лежащих в перископе, –

        С воронками и редким сосняком.

        Земля была мертва: но за канавой,

        Обозначавшей наши рубежи,

        Среди обрывков проволоки ржавой.

(слайд)

        Качался стебелек цветущей ржи.

        Еще вчера какой поток металла

        Обрушился на этот край земли,

        Какие укрепленья разметало,

        Какие здесь ребята полегли!

        А вот, возьми, былинка уцелела.

Г. Пагирев

Ведущий. Великая Отечественная... В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы, и, быть может, силы им придавало то, что...

(слайд)

Ученик.        …Через кровь и через грязь

        Простой цветок земной

        Невыносимою для глаз

        Сиял голубизной.

        И, словно вызов и укор,

        Он цвел и смерти вперекор,

        И вперекор войне.

        С. Наровчатов

Ученик. На нелегких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на местах сожженных врагом деревень и городов, не раз видели наши солдаты цветущие наперекор смерти сады, посаженные когда-то мирными людьми в расчете на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и ненависть к врагу.

Ученик.        У пыльной военной дороги

        Мы сделали краткий привал.

        Горели усталые ноги,

        В лощине ручей ворковал.

(слайд)

        Шмели перед нами сновали,

        Сердито гудя на лету.

        И я увидал на привале

(слайд)

        Шиповник. В пыли и цвету.

        Он был от корней до макушки

        Изранен, как воин в бою.

        Видать, проходившие пушки

        Замяли его в колею.

        Но, словно назло этой силе,

        Шиповник поднялся с земли,

        Зацвел, отряхаясь от пыли,

        Чтоб мы его видеть могли.

        Когда было больно и тяжко

        В недоброй чужой стороне,        

        Когда прилипала рубашка

        К усталым плечам и спине, –

        За дымом,

        За смертью летучей,

        За далью во всю широту

        Я видел

        Упрямый,

        Колючий

        Шиповник

        В пыли и цвету!

        С. Смирнов

Ведущий. Казалось бы, какая сила исходит от цветущей ветки, полевого или лесного цветка, мельком замеченного солдатом, среди дыма и пороха сражений?

Ученик.        Но вот послушайте:

        Я помню, ухали снаряды,

        Ревели в роще тягачи...

        И вдруг – отбой,

        И где-то рядом

        Цыгарки вспыхнули в ночи.

        В холодном небе звезды стыли,

        Заря зажглась, и ветер стих.

(слайд)

        И мы в молчаньи хоронили

        Друзей-товарищей своих.

        Потом свалились на валежник.

        Струилась влага у виска...

        И вдруг увидел я

(слайд)

        Подснежник

        У расщепленного пенька.

        Светил он искоркой манящей

        И вдаль светлеющую влек, –

        Каким-то чудом устоявший

        В огне весенний стебелек.

        Он цвел.

        И с изморозью спорил,

        Напоминая мне о том,

        Что есть не только боль и горе

        На нашем поприще крутом.

        Теперь,        

        Когда бывает туго,

        Когда тоска сбивает с ног,

        Я все ищу, ищу, как друга,

        Ищу целебный стебелек.

        М. Горбунов

Звучит песня «На безымянной высоте» (М. Матусовский – В. Баснер)

Ведущий. Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы на брустверах окопов – немые свидетели беспредельного мужества и героизма наших бойцов – в часы отдыха были для солдат отрадой. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов.

Ученик.        Товарищи скинули каски,

        Увидев, как нежно светла

(слайд)

        Фиалка – анютины глазки –

        На гребне окопа взошла.

        И, как по команде, качнулись,

        И каждый увидел свое.

        И сразу сердцами коснулись

        Великого света ее.

        Да что мы – в лесу или в поле?

        Да нет же, в окопе как раз!

        Анютины глазки, до боли...

        Давно мы не видели вас.

        Вот так на окопе когда-то

        Анютины глазки цвели,

        И не было краше солдатам

        Клочка этой бурой земли.        

        А. Прокофьев

Звучит песня «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Ведущий. Победа! Мирная жизнь. Встреча с родными, любимой. Как мечтали об этом бойцы в редкие часы затишья на фронте!

Ученик.        Центральный фронт, июньский день,

        Умытых листьев шорох,

        И пахнет юная сирень

        Сильней, чем старый порох.

        Ты далеко, тебя здесь нет,

        Но для тебя я снова

(слайд)

        Собрал трепещущий букет,

        Прохладный и лиловый.

        В снарядной гильзе он стоит

        В землянке батальонной,

        Холодным пламенем горит,

        Как будто спирт зажженный.

        Придут усталые друзья,

        Им тут светлее станет,

        Любовь моя, сирень твоя

        Сияет и не вянет.

        Е. Долматовский

Песня «Последний бой» (муз. и слова М. Ножкина) 1 куплет

(слайд)

Ведущий. Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув возраста 18 лет, уходили девушки на фронт. Там, где каждый день мог принести смерть, приходила к ним первая любовь. А любовь и цветы – понятия неотделимые.

Ученик.        Ты помнишь тот букет?..

        С дороги завернул я перед зорькой

        В твою землянку около дворца.

        И сон твой в полутьме за переборкой

        Спугнуть боялся,

        Бились в лад сердца...

        К дыханью не приблизился,

        Лишь только

        Шинель поправил на тебе в ночи

        И первые ромашки возле койки

        Поставил в стоптанные кирзачи.

        Не разбудил,

        Берег я сон твой чуткий.

        В землянке затемненной тишина,

        Блестела сетка койки

        Что кольчуга,

        Ромашками войны освещена.

Е. Долматовский

        Песня «Махнем не глядя» (Стихи М. Матусовского, муз. В. Баснера)

1 куплет        

Ведущий. Не зачерствели души наших солдат в пороховом дыму сражений. Подчас, рискуя жизнью, спасали воины от гибели цветущую земную красу.

Ученик.        Катился пушек грохот дикий,

        И возле дач,

        за поворотом,

(слайд)

        Алели пламенем гвоздики

        Перед фашистским черным дзотом.

        Тяжелый танк неудержимо

        Летел на дзот под вражьи крики...

        И вдруг танкист в наплывах дыма

        Увидел красные гвоздики.

        Они в тревоге и в печали

        На мир глядели,

        И казалось,

        Гвоздики кровью истекали.

        И у танкиста сердце сжалось

        И, возбужденный, к старой даче,

        Рискуя жизнью,

        в громе эха,

        Он повернул свой танк горячий

        И, как детей, цветы объехал...

В. Степанов

(5 слайдов)

На экране – фотографии или кинокадры блокадного Ленинграда.

Ведущий. В самые трагические дни войны русский человек оставался человеком с большой буквы. Тяжелые испытания выпали в грозовые годы на долю ленинградцев. 900 дней гитлеровцы держали город на Неве в блокадном кольце. Но Ленинград жил и боролся. Голод и холод не сломили дух ленинградцев. Несмотря на лишения блокадного времени, они сумели сохранить веру в победу, любовь к жизни, любовь к прекрасному.

Ученик.        Мы красоту в войну не предавали,

        И не был человек духовно слеп.        

        Цветы! Цветы! Их тут не продавали,

        А попросту меняли их на хлеб.

        Ты шла с цветами

        Первыми твоими,

        С улыбкой окунала в них лицо,

        И обручало нас с тобой незримо

        Железное блокадное кольцо.        

        Л. Хаустов

Ведущий. Цветы России... Они были и «своеобразными участниками» боев. Во время прорыва ленинградской блокады многие военные объекты, огневые точки имели кодовые названия цветов.

Ученик.        

        Погасив огнем две вражьи точки,

        Старшина мне крикнул: – Погоди!

        Эти «маки», «ландыши» – цветочки,

        Ягодки – они, брат, впереди...

        Лес стальных стволов щетинит пики:

        Пушки бьют из рощи «Василек»,

        Лают пулеметы из «Гвоздики» –

        До победы путь еще далек.

        Долог путь к покою, к милым, к миру,

        Я не знаю, доведется ль мне

        Возвратиться к дорогим могилам

        И увидеть розы на броне.

        И стоять, как нынче, в чистом поле,

        Онемев от дивной красоты,

        Снова вспоминая поневоле

        Разные – ох, разные! – цветы.

        И шагать по жизни без угрозы,

        Что когда-то, где-то, кто-нибудь

        Скажет, что одни лишь только розы

        Устилали наш победный путь!

        Б. Некрасов

Ведущий. Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.

Ученик.        Я видел не раз

        в железных боях,

        Как в жаркой

        шальной круговерти,

(слайд)

        Цветы на широких

        минных полях

        Дрожали в предчувствии смерти.

        Я видел не раз

        в родной стороне,

        Как воины, словно из стали,

        Свой край защищая

        в ярком огне,

        Земную красу защищали.

        Дороги военные были круты,

        И там, где земля не родная,

        Падали наши бойцы на цветы,

        Собою цветы прикрывая.

        В. Степанов

Ведущий. Цветами встречали воинов-победителей, цветами венчали могилы тех, кто не дожил до Победы.

Ученик.        Луга

        В густом великолепии.

        И вдруг,

        Как кровное родство,

        Не на Кубани –

        В дальней Сербии

(слайд)

        Ромашки детства моего.

        Мне серб сказал,

        Что в годы тяжкие,

        Для дружбы

        Братских наших стран

        Простой народ

        Венчал ромашками

        Могилы русских партизан.

        И правда

        Тех букетов дарственных,

        Положенных на мрамор плит,

        Была превыше

        Государственных

                        конфликтов,        

                                споров

                                        и обид.

        Н. Доризо

Песня «Бери шинель …»(Б. Окуджава – В. Левашов), 1 куплет

(слайд)

Ведущий. Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны,  приближая  победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.

Ученик.        Где трава от росы и от крови сырая,

        Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

        В полный рост над окопом переднего края

        Поднялся победитель-солдат.

        Сердце билось о ребра прерывисто, часто,

        Тишина... Тишина... Не во сне – наяву.

        И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» –

(слайд)

        И приметил подснежник во рву.

        И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

        Ожил радости прежний певучий поток.

        И нагнулся солдат, и к простреленной каске

        Осторожно приладил цветок.

        Снова ожили в памяти были живые –

        Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

        За четыре немыслимых года впервые,

        Как ребенок, заплакал солдат.

        Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

        Сапогом попирая колючий плетень.

        За плечами пылала заря молодая,

        Предвещая солнечный день.

        А. Сурков

Звучит песня «День Победы» 1 куплет (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

На экране – кадры (4слайда) празднования Дня Победы, праздничный салют.

Ведущий. Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

(2 слайда) Ветеранов мы чествуем сегодня цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы.

( слайд)

Ученик.        День памяти – Победы

                                Праздник.

        Несут венков живую вязь,

        Тепло букетов красок разных,

        Чтоб не терялась с прошлым связь.

        И плиты скорбные согреты

        Цветов дыханьем полевым.

        Прими, боец,

        Как дар, все это,

        Ведь это нужно

                                нам,

                                        живым!

        В. Скородумов

Ведущий. Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!

Ученик.        Спустился на степь предвечерний покой,

        Багряное солнце за тучами меркнет.

        Растет на кургане за Доном-рекой

(слайд)

        Суровый цветок – бессмертник.

        Как будто из меди его лепестки,

        И стебель свинцового цвета...

        Стоит на кургане у самой реки

        Цветок, не сгибаемый ветром.

        С ним рядом на гребне кургана лежит

        Казак молодой белозубый,

        И кровь его темною струйкой бежит

        Со лба на холодные губы.

        Хотел ухватиться за сизый ковыль

        Казак перед самою смертью.

        Да все было смято, развеяно в пыль,

        Один лишь остался бессмертник.

        С ним рядом казак на полоске земли

        С разбитым лежит пулеметом,

        И он не ушел, и они не ушли –

        Полроты фашистской пехоты.

        Чтоб смерть мог казак молодой пережить

        И в памяти вечной был светел,

        Остался бессмертник его сторожить –

        Суровой победы свидетель.

        Как будто из меди его лепестки,

        И стебель свинцового цвета...

        Стоит на кургане у самой реки

        Цветок, не сгибаемый ветром.

        А. Софронов

(слайд)

Ученик.        Как продолжение жизни солдат,

        Под звездами мирной державы

        Цветы на ратных могилах горят

        Венками немеркнущей славы.

(слайд)

Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "День победы порохом пропах.."

Внекласное мероприятие направлено на ознакомление на конкретных примерах с событиями Великой Отечественной войны и  героизмом советского народа, на воспитание чувства гордости за национальные поб...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....