Эстетическое и творческое воспитание и развитие младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Веснина Наталья Алексеевна

Главное назначение начальной школы обозначено в стандартах второго поколения – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эстетическое и творческое воспитание и развитие младших школьников»

Главное назначение начальной школы обозначено в стандартах второго поколения – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

В целях последовательного формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития образовательным учреждением самостоятельно разрабатывается и реализуется основная образовательная программа по ступеням обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), в том числе  программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся образовательных учреждений. «2»

В УМК А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся» заложено обеспечение учителей и администрации школы методологическим инструментарием, позволяющим воспитывать и оценивать результаты воспитательной деятельности, как ученика, так и класса в целом.  Исследование результатов  воспитательной деятельности в классе проводится по основным направлениям:

1. Нравственное развитие и воспитание учащихся

2. Образовательная среда ОО

3. Взаимодействие ОО с семьей

По результатам исследования на начало учебного года во 2 классе были обозначены проблемы:

  1. Эстетическое восприятие учащимися;
  2. Самовыражение учащихся через отношение к прекрасному;
  3. Коммуникативные умения (целенаправленное общение) во внеучебное время.

В связи с выявленными проблемами мною поставлены задачи в воспитательном плане:

  1. Развивать эстетическое восприятие учащихся через участие в творческих конкурсах, внутриклассных, школьных, внешкольных мероприятиях;
  2. Учить самовыражению учащихся через отношение к прекрасному, через личное участие в творческих конкурсах и мероприятиях;
  3. Формировать целенаправленное общение посредством включения учащихся в активную деятельность во внеучебное время.

   Во 2 классе обучается 6 человек: 3 мальчика, 3 девочки. Уровень эстетического восприятия у детей разный: 1 девочка – повышенный уровень, 3 учащихся – базового уровня, 2 учащихся – низкий уровень. Стремление к самовыражению, желание проявить свои личные способности демонстрирует один ребенок. Дети во внеучебное время практически не общаются дуг с другом.

      Исходя из характеристики класса, планирую воспитательную работу. Под моим руководством дети принимают участие в  конкурсах рисунков, фотографий, музыкальных конкурсах и мероприятиях школьного, на уровне поселения, муниципального, регионального уровней. Все учащиеся принимают участие в подготовке и проведении общеклассных и общешкольных мероприятий. Учащиеся, проявившие прогресс при подготовке к конкурсу, принимают в нем участие, то есть к конкурсу начинают готовиться все. Дети заранее знакомятся с требованиями к участию в конкурсе. Для всех детей требования едины (регулярное посещение репетиций, отработка умения дома, включение в процесс).

      В течение 4 лет результатом моей работы являются  участие школьников, не только моего класса:

Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год

Веснина Анастасия номинация «Компьютерная графика»

4 класс

«Календарь - правила дорожного движения»

2 место - краевое

Веснина Анастасия Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год номинация «Компьютерная графика»

4 класс

«Календарь - правила дорожного движения»

2 место - муниципальное

Веснина Анна номинация Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год «Компьютерная графика»

7 класс

«Календарь – памятные дата ГИБДД»

1 место - муниципальное

Всероссийский конкурс юных фотолюбителей «Юность России»

Веснина Анна  –

7 класс

номинация «Пейзаж»

Номинация «Эксперимент» Номинация Портрет

Участие

Конкурс «Мой любимый учитель»

Сапожникова Дарья Номинация - ФОТО

9 класс

«Мой любимый учитель»

3 место

Веснина Анастасия

Номинация - ФОТО

5 класс

«Мой любимый учитель»

2 место

Дрекунова Анна, Шестопалова Анжела, Шестопалова Ксения

Номинация - ФОТО

2 класс

Фотоколлаж «Мой любимый учитель»

1 место

Муратова Людмила

Номинация - ФОТО

5 класс

«Мой любимый учитель – классный руководитель»

3 место

Конкурс «Сердце матери»

Дрекунова Анна

1 класс

«Цветы в подарок»

Конкурс «Моя школа самая, самая»

Веснина Анна

8 класс

«Развитие школы в годы моей учебы»

Конкурс «Песня – спутница солдата»

Юкечева Алена, Веснина Анастасия –

2 класс

номинация «Вокал - дуэт» -

3 место – 2012 г

Учащиеся 4 класса –

номинация «Плакат»

2 место –  2013 г.

Заочный  конкурс презентаций, видеороликов и фото «Мое Забайкалье»

Шестопалова Анжела

1 класс

«Смена поколений»

III место

Совместно с учащимися были подготовлены статьи в газету «Вперед» - к юбилею школы – 2014 год, Веснина Анастасия – «Моя мама - учитель» - 2014 год

На уровне поселения - учащиеся принимали участие в проведении: 9 мая – празднование Великой победы, 1 июня – День защиты детей, «День здоровья»

В ОО учащиеся принимают  участие во всех мероприятиях. В течение 2 – х лет в школе проводятся тематические эвристические погружения, в которых   учащиеся совместно с родителями готовят костюмы, самостоятельно готовят художественные личные номера, и под руководством учителя – групповые. Стоит отметить, что руководителем группы может быть любой учитель, не классный руководитель. Ребенку приходится выстраивать свое общение со сверстниками и взрослыми, учится точно формулировать свою речь, чтобы донести нужное.

Для формирования целенаправленного общения и включения учащихся в активную деятельность во внеучебное время мною были организованы репетиции современных танцев совместно с учащимися 1,3,4 классов:

Танец «Будет круто»- совместная деятельность 1 и 2 классов. Для данного танца мною были сшиты костюмы.

«РЭП» - совместно 1,2,3,4 классы, где сами учащиеся совместно с родителями подбирали себе сценический образ.

Для подготовки к новогоднему погружению в изготовление костюмов были привлечены родители. Совместно с учениками, мной и родителями были подобраны выкройки костюмов, а родители их изготовили.

Таким образом, в связи с выявленными проблемами я организовала участие в творческих конкурсах, внутриклассных, школьных, внешкольных мероприятиях для повышения уровня эстетического восприятия учащихся. Через личное участие в творческих конкурсах и мероприятиях дети учатся самовыражению. Организовав разновозрастное общение в группах дети повышают свой уровень речевого общения.

Литература

         1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения Методические рекомендации. Часть 3. –Белгород: Изд-во ОГАОУ ДПО БелИРО. – 2013. – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.

« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!» К. Д. Ушинский...

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода

В  этой работе  рассматриваются  подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников

В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Проектная деятельность как ресурс творческого и ителлектуального развития младших школьников

В статье описан игровой массовый проект познавательной направленности  "Познавательные олимпийские игры", предложены сценарии Открытия и Закрытия Познавательных игр и примеры заданий ра...