Материал устного журнала «Хлеб всему голова»
классный час (4 класс) на тему

Стукалова Лариса Васильевна

Материал устного журнала «Хлеб всему голова» можно использовать на классных часах на темы: «Бережное отношение к хлебу», «Ко Дню Победы», «Цена хлеба в годы войны». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вольгинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий устного журнала

«Хлеб всему голова»

Учитель МБОУ Вольгинская СОШ

Стукалова Лариса Васильевна


1 Ведущий.

У народа есть слова:

- Хлеб всей жизни голова.

- Славится он первым на земле.

- Славится он первым на столе.

2 Ведущий.

Высокий русский каравай

Знак почести при встречах.

Он скажет больше, чем слова

Красивой громкой речи.

1 Ведущий.

Хлеб − один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

«Земля − матушка, а хлеб - батюшка».

«Хлеб − это жизнь».

«Хлеб − кормилец».

«Без золота проживешь, а без хлеба – нет.

Испокон веков хлебом-солью на Руси встречают самых почетных гостей. В народе сложились пословицы о хлебе и соли:

«Хлеб-соль дружбу водит, а сору выводит».

«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».

2 Ведущий.

Ребята, а приходила ли вам мысль, что ломоть хлеба, хорошо испеченного пшеничного хлеба, составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. Производство хлеба создавалось веками, оно потребовало от человека много выдумки, знаний, труда и настойчивости. Человек приравнивался к капризным «материалам», которые, то портились, то скисали, то высыхали.

Хлеб выпекали с незапамятных времен. Хотя долгое время пекари и понятия не имели о том, что происходило в тесте, пока оно не превратится в хлеб и почти все делали наугад, на основе одного лишь опыта.

1 Ведущий.

Изучая историю хлеба, ученые пришли к любопытным открытиям. Они установили, что и первобытный человек ел хлеб. Камень с одной стороны, камень с другой стороны и третий камень, уложенный на них сверху − вот и вся печь первобытного человека. И не только печь. Верхний камень, плоский и длинный служил к тому же и жаровней. На него клали лепешку, а под ним разводили огонь.

2 Ведущий.

Интересно, что люди, изготовлявшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями. В Древней Греции булочник мог занять очень высокий пост. Там же существовали специальные школы для пекарей.

1 Ведущий.

Хлеб был судьбою молодой Советской Республики в первые годы ее существования. В борьбе за хлеб, так же как и за свободу, рабочий класс расплачивался кровью. У поэта Николая Пальшика в его «Поэме о хлебе» есть строки отражающие, эту самоотверженную борьбу за хлеб.

Ученик.

Ехал он дальней дорогой,

Хлеб голодающим вез.

А сам ни крошки не трогал,

Хотя голодал и мерз.

Он о себе не думал,

Он − о других привык.

Вот так от голода умер.

На хлебных мешках большевик.

2 Ученик.

Мир народам, хлеб голодным.

Бегут через годы слова по полотнам

За мир! Чтоб не только на нашей земле!

За хлеб! Чтоб не только на нашем столе.

3 Ученик.

Хлеб России, хлеб Отчизны

Дюжий, богатырский, как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда

Песня о России.

2 Ведущий.

Изобилие хлеба − заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученица.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

1 Ведущий.

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целинников были свои песни. (Звучит куплет из песни «Едут новоселы»).

Ученик.

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок.

Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода.

Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

2 Ведущий.

День и ночь − и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван − и в союзе, и в противоборстве с природой.

Хлеборобы

Георгий Ладонщиков

Вчера немного дождь покапал,
Сегодня ясно и тепло.

Я на комбайне вместе с папой
Впервые еду за село.

И даже в этот день погожий
Комбайн идет слегка дрожа.

И он волнуется, похоже

Как мы за новый урожай.
Колосьев солнечное море
Стряхнуло бусинки росы.
Привет тебе, родное поле,

Нечерноземной полосы!

Под корень стебли подрезая,
Начальный делаем заход

И зерен струйка золотая
Сверкая к бункеру течет

Мы, хлеборобы, понимаем
И понимаем это в час любой.

Земля ответит урожаем
Лишь за заботу и любовь.

Песня о хлебе

Ведущий.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле - вду-
майтесь! Словом «Хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно,
муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1 чтец: Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели

Мы говорим «Хлеб»

2 чтец: Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны

Мы говорим «Хлеб»

3 чтец: Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим «Хлеб»

4 чтец: Тесто кружится в квашне

Запекается в огне
Мы говорим «Хлеб»

5 чтец: Ешь его, расти и помни
В мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

Ученик:

Вот такое коротенькое, но емкое слово «Хлеб».

6 чтец: Вот он − хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.

Вот он − теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.

В нем здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки
Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вместе: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава, слава!

Ведущий:

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы: почему хлеб называют
чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик:

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно 500г. хлеба, а при тяжелой работе - 800г. В хлебе от 4,2 % до 7 % белка, 40-45 % углеводов, ежедневно обеспечивающих человека
1000-1600 калориями энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб ... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда.

Учитель:

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.

Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

«Хлеб 41 года»

Ему сказали:

- Поле подожги.

-я не смогу

Ему сказали - Жги!

В душе и в горле горечи комок

Растеряно стоял он среди поля,

В руке сжимая спичек коробок
До хруста, до беспамятства, до боли.

Он это поле по весне пахал.

Знал все на нем увалы и пригорки
Под той ветлою в полдень отдыхал.

И даже сон приснился про уборку.

И вымахала, чуть ли не до плеч,
Давно такая не была, пшеница.

Шептали губы: «Жечь!»
Ну как такую: «Жечь!»

И не желало сердце подчиняться.

Который день уже вёдра.

В самый раз

Сейчас пройти косилкой по делянке.

Рыча, пуская ядовитый газ,
Из-за кургана выползла? и танки.
Мерцала тускло пыльная броня

И пушки вдаль глядели удивленно
Навстречу им катился вал огня
Горело поле горько, исступленно
Уже от дыма свет дневной померк,
Ослепли даже стекла дальномеров
Вдруг из огня почти весь обгорелый,

Шагнул навстречу танку человек.

Мотор заглох как будто онемел,

А человек, с лица срывая пламя,
Мелькнул в прыжке, как поднятое знамя,
И факелом остался на броне

И если хлеб мы ненароком где-то

Обидим вдруг, в чем и себя корю,
Пусть мне и вам

Запахнет горько хлебом
Сгоревшим в сорок первом на корню.

Ученик:

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?

Спроси

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ведущий:

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г. хлеба, а жители города 125 г.

(Под звучание музыки ученик проносит через весь зал на подносе 125 г. черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей-сада N25
г. Отрадное Ленинградской области в.и. Богдановой.)

Учитель.

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек!

На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики ... помню, как я на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню" маму, больную обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

В ленинградском музее хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра. 1941 г. Бабушка умерла
25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Савичивы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли
в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. (звучит «Реквием» В.А. Моцарта).

2 Ведущий.

Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умерли.

А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного
карельского поселка провели подсчет, если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 г хлеба
(показывает кусочек хлеба 50 г) это составит
200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными. «Хлеб − драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.

«При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходится от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу - главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями даются булки и пряники.
Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

1 Ведущий.

А вот, что пишет агроном, заведующая отделом семеноводства Архангельской сельскохозяйственной опытной станции Патонина.

«Детство мое прошло на севере. Шла война. И мы такие маленькие, уже

знали, что такое хлеб. После уроков в начальной школе деревни Горна Холмогорского района Архангельской области мы с учительницей Вязниковой Людмилой Ивановной брали корзины и шли на поле собирать упавшие колоски ржи. На трудодень давали тогда всего 200 г зерна, так что добавок наш был очень даже для дома заметный. Сушили зерно на русской печке, вечерами мололи на самодельных жерновах и пекли хлеб. Темный на половину с картошкой - какой же он был вкусный!

2 Ведущий.

А вот, что пишет офицер в отставке из Славянска Донецкой области:
«Русские люди испокон века знали цену хлебу, знали каким трудом достигается
он, и берегли как зеницу ока. Не давали упасть крошке со стола, сметали в ладонь. А если уронят нечаянно кусок, поднимут и поцелуют, прощения попросят.

В 1942 году наш воинский эшелон шел на Сталинград. Остановились на станции Валуйки, недалеко от Воронежа. Высыпали из вагонов и бегом к магазину, просим продать нам хоть немного хлеба. Продавщица в слезы: «Не могу, родненькие, без карточек, под суд попаду. И тут женщины из очереди стали совать нам свои пайки, прямо без денег. Никогда не забуду, как ели мы в вагоне этот хлеб молча, сурово даже как присягу принимали.

Да, мера человечности нередко проявляется в отношении к хлебу.
Ведь поделиться хлебом порой значило поделиться жизнью.

Вдовьи и сиротские краюхи, горькие с огнем и кровью пополам блокадные граммы - не забудешь вас, не перешагнешь через то, что было!

Ученик.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде
К нам с полей живая речь
Берегите хлеб, вы - люди
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните,
что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите
хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.

Сейчас многие люди живут хорошо, копейки не считают. Другое время, другие заботы. И надо ли говорить из-за недоеденного куска, угодившего в мусорное ведро или валявшийся на улице?

Надо! Очень даже надо! Не потому только, что куски эти, сложившись один к одному, превращаются в тонны, тысячи тонн погибшего хлеба, за которыми бесполезно растраченный человеческий труд. Но и потому, что отношение к хлебу во многом определяет нравственную высоту человека.

1 Ученик.

Хлеб под столом!
Хлеб под столом!

Брошенный прямо в пыль!

Кто же это совесть свою на слом

Выбросил, как утиль.

Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он,

Сколько труда вложено в эти куски.

2 Ученик.

Три паренька по переулку
Играя, будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку

И забивали гол.

Шел мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул
И на ребят, почти не глядя
К той булке руку протянул.

«Ты кто такой?» - спросили дети
Забыв на время про футбол

Я пекарь - человек ответил

И с булкой медленно ушел.

Даже не верится нам с тобою

Что кто-то сорит этим чудом земли
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,
Когда грозной войны
Гремело небо.

Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.

Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство
Я знаю: детство без игры нелепо
Но не смогу простить
Лишь одного -

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Учитель:

Ребята, наше детское объединение носит название «Колосок». Даже это название обязывает нас бережному отношению к хлебу. Осенью многие из вас
работали на зернотоке. О вашей работе хочет рассказать Зинаида Петровна.
(Выступление работницы совхоза).

Учитель.

Из муки можно приготовить множество хлебных изделий. Я вам предлагаю книгу с рецептами «Чудеса из теста». Но вы и сами вместе с вашими мамами удивительные пекари. А результат здесь на столе. (Учитель обращает внимание на выпечку, говорит, что сейчас все будем пить чай).

Ведущий.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают
муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай.

За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем. Звучит песня «Я иду по полю».

- Я иду по полю. Колоски шумят. И друзьям, говорят:

- Солнце светит яркое нам всем с утра. Хлеб всему голова.

Инсценирование украинской сказки «Колосок».

Праздник заканчивается чаепитием. На столе испеченные родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Устный журнал "Хлеб всему голова"

Внеклассное мероприятие  Устный журнал "Хлеб всему голова"...