Главные вкладки

    Устный журнал "Хлеб всему голова"
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Тимошенко Анна Александровна

    Внеклассное мероприятие  Устный журнал "Хлеб всему голова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Внеклассное мероприятие29.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

    Цель : Закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека.  Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.

    Задачи:

    1. Закрепить и  расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий, хлебе и народных традициях.
    2. Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.
    3.  Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
    4. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
    5. Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,  использовании объяснительной речи. Способствовать развитию эмоциональной речи.
    6. Способствовать развитию артистических способностей.
    7. Повысить интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, стремление к сотрудничеству.
    8. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми.

    Оформление: выставка хлебобулочных изделий; книжки-малышки детей с пословицами, поговорками о хлебе; выставка детских рисунков; презентация по сценарию, музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа: заучивание стихов, песен, игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях.

    лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, беседы по теме: «Хлеб», разъяснение пословиц и поговорок по данной теме. Дома с родителями поиск информации про хлеб, про сельскохозяйственную технику, про труд пахарей, мельников, пекарей.

                                                           

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    Ведущий: В литературе хлеб сравнивают с золотом. Но большинство людей обходятся без золота, а вот без хлеба не может существовать ни один человек. Сегодня мы предлагаем вам полистать журнал, который посвящён теме: «ХЛЕБ».

    1 страница «Историческая»

    Хлеб появился на земле 15 тысяч лет назад. Первый хлеб был в виде жидкой каши. Археологи точно установили, что прабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.

     Прошло ещё несколько тысячелетий, и люди научились готовить хлеб из дрожжевого теста. «Такой хлеб – одно из величайших изобретений человеческого ума» (учёный К.А. Тимирязев)

       Искусство выпекать разрыхлённый  хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. Гомер сравнивал пшеницу с мозгом человека, имея в виду значение в жизни людей. Эллины были твёрдо убеждены, что если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет наказан богами.

     В индии преступников наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определённое время.

    Хлебопёкам Древней Греции мы обязаны, как считают многие учёные,  происхождением самого слова «хлеб». Греческие мастера применяли для приготовления этого продукта горшки специальной формы, называемые «хлайфе», которое похоже на наш  «хлеб».

    2 страница «Хлеб: его цена и ценность».

    Был хлеб всегда в почёте на Руси -
    Её просторов главное богатство,
    Его ты хочешь цену знать?
    Спроси.
    Тебе ответить могут ленинградцы.

    С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.

                   В дыму ленинградское небо.

                   Но горше смертельных ран

                   Тяжёлого хлеба,

                   Блокадного хлеба 125 грамм.

    (показывает кусочек хлеба в 125г и передает другому)


    Хлеб – драгоценность! Им не сори!

    Хлеба к обеду в меру бери!

    (передает хлеб следующему ученику)

    Зерна наших дней светитесь

    Позолотою резной.

    Говорим мы: берегите,

    Берегите хлеб родной!

    (передает хлеб другому ученику)

         «Не мечтаем мы о чуде, -

          К нам полей живая речь, -

         Берегите хлеб, вы – люди,

         Научитесь хлеб беречь!»
     

    3 страница нашего журнала «Народная»

    Мальчик: 

    Слава миру на земле!

    Слава хлебу на столе!

    Если мы хотим кого-то

    Встретить с честью и с почётом,

    Встретить щедро, от души,

    С уважением большим,

    То гостей таких встречаем

    Круглым пышным караваем.


    Девочка:

    Он на блюдце расписном,

    С белоснежным рушником.

    С караваем соль подносим,

    Поклонясь, отведать просим:

    Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб-соль из рук!

    У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения, пословицы, поговорки. Давайте их вспомним.

    1.- У кого хлебушко – того и счастье.

    2.- С хлебом и сила приходит.

    3.- Хлеб – всему голова.

    4.- Без хлеба нет обеда.

    5.- Хлеба ни куска – так и в тереме тоска.


    6.- Много снега – много хлеба.


    7.- С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.


    8.- Худ обед, когда хлеба нет.


    9.- Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.

    10.- Горька работа, да сладок хлеб.

    11.- Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.

    12.- Хлеб в закромах – счастье в домах.

    13.- Хлеб плачет, когда его даром едят.

    14.- Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

    Народ придумал не только пословицы, но и загадки про хлеб. Я предлагаю вам их разгадать.

    Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
    (Хлеб)

    Корабль-великан не по морю плывет.
    Корабль-великан по земле идет.
    Поле пройдет - урожай соберет.
    (Комбайн)

    Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
    (Плуг)

    Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном на столбе золотом

    (Колос)

    Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
    В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
    (Зерно)

    Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
    (Ветряная мельница)

    Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
    (Трактор)

    Кольцо не простое,

    Кольцо золотое,

    Блестящее, хрустящее,

    Всем на загляденье…

    Ну и объеденье!

    (баранки и бублики)

    В печь его сперва сажают,

    А как выйдет он оттуда,

    То кладут его на блюдо.

    Ну, теперь зови ребят!

    По кусочку все съедят.

    (пирог)

    – Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Вот и нашу с вами родину-матушку Россию издавна называют житницей. Недаром в народной пословице говорится: “У кого хлеб родится, то веселится”. Народ сложил немало частушек о хлебе.

     

    “Хлебные” частушки!

    1

    На столе у нас пирог,
    Пышки и
    ватрушки,
    Так споём же под чаёк
    Хлебные частушки.

    2

    Хлебом-солью
    Всех встречаем
    Самовар на стол несём
    Мы за чаем не скучаем,
    Говорим о том, о сём.

    3

    Я сидела на печи,
    Сторожила калачи.
    А за печкой мышки
    Сторожили пышки.

    4

    Хороши к обеду плюшки,
    Хлеб, батоны и ватрушки.
    Всех накормит вкусный хлеб,
    Лучше хлеба в
    мире нет.

    5

    Прянички печатные,
    До чего нарядные!
    Мы не сразу их съедим,
    А сначала поглядим.

        6
       
    Хлеб я ем с утра до ночи
       Булки с ночи до утра
       Очень весело проходят
       У нас с мамой вечера.

    Наша четвёртая страница «Как хлеб приходит на стол?»

    Сценка

    Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

    Волк видит крестьянина, который ест хлеб. Он с удивлением рассматривает кусок хлеба и спрашивает:

    Что ты ешь?

    Крестьянин: Хлеб.

    Волк: вкусно?

    Крестьянин: ещё бы, конечно!

    Волк: дай попробовать!

    Крестьянин (отламывает кусочек и протягивает волку): на  попробуй.

    Волк (ест, зажмурив глаза от удовольствия): я хотел бы каждый день есть хлеб. Скажи, как его получить?

    Крестьянин: Сначала нужно вспахать землю.

    Волк: Хлеб там?

    Крестьянин: нет, нет, мой дорогой, подожди! Потом надо посеять зерно.

    Волк: и потом можно есть хлеб?

    Крестьянин: Да нет же. Потом нужно ждать. Зерно вырастет, зацветёт, и покажутся колоски. Потом они созреют.

    Волк: Ах, как долго. Хорошо, я подожду. Но потом то у меня будет много хлеба?

    Крестьянин: ни сразу. Колосья нужно будет срезать, просушить.

    Волк: Ну, а потом, можно есть хлеб?

    Крестьянин: Терпение! Зерно ты должен смолотить, отвезти на мельницу и там размолоть.

    Волк: Ну, тогда хлеб готов?

    Крестьянин: Нет, ещё нет. Из муки сделаешь тесто, испечёшь хлеб в горячей печи.

    Волк: И потом я могу его есть?

    Крестьянин: А потом, ты можешь его есть столько, сколько хочешь.

    Волк: Ну, нет! Я хочу есть лёгкий хлеб. (уходит)

    Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб. 

     Стихи. (рассказывают дети)

    1. Убран хлеб. И тише стало.

    Жарко дышат закрома.

    Поле спит. Оно устало.

    Приближается зима.


    2. Но не сразу зёрна стали

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле!


    3.
    Вот он, хлебушко душистый,

    С хрусткой корочкой витой.

    Вот он тёплый, золотистый,

    Словно солнцем налитой!

    4.

    Над селом дымки плывут.

    Пироги в домах пекут.

    Заходите, не стесняйтесь,

    Добрым хлебом угощайтесь!

    Хором: Слава миру на земле!

    Слава хлебу на столе!

    Наша следующая страница «Научитесь хлеб беречь!»

    Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

    Памятка:
    1. Береги хлеб, он дорого достается.

    2. Хлеба к обеду в меру бери.

    3. Не оставляй недоеденных кусков.
    4. Никогда не бросай хлеб.
    5. Продли жизнь хлебу.
    6. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

    Итак, что же такое хлеб?  (Хлеб- это жизнь! Хлеб- это богатство!)  

    Ты запомни, золотые слова: «Хлеб – всему голова! Хлеб – всему голова!»

    Последняя страница нашего журнала «Знатоки»

    – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним, о чем говорили.

    1. Чтобы испечь пирог, что для этого нужно? (соль, молоко, масло, сахар, дрожжи, яйца)

    2. Назовите хлебобулочные изделия и виды хлеба?  (чёрный, белый, смешанный, кекс, печенье, пряники, крендели, булочки, пирожные, бублики, крекеры, пироги, пирожки, сушки, рогалики, батоны, сайки, плюшки, ватрушки, хлебец, сухари, бутерброд и т.д.)

    3. Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

    4. Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

    5. Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

    6. Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

    7. Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

    8. Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

    9. Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
    10.  А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день?

    11. Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, суфле, размягчить, сбрызнув водой и подогрев.)


    - Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи.

    Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Хлеб всему голова

    Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

    Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

    Тема: Хлеб - всему голова....

    Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

    Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

    Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

    Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

    Классный час Хлеб-всему голова

    Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

    Материал устного журнала «Хлеб всему голова»

    Материал устного журнала «Хлеб всему голова» можно использовать на классных часах на темы: «Бережное отношение к хлебу», «Ко Дню Победы», «Цена хлеба в годы войны»....