Артпедагогика особое направление в работе.
материал по теме

Статья расскрывает применение артпедагогика в практике работы учителя VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artpedagogika-_2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 Арт-педагогика        - особое направление в педагогике.

1. Сущность арт-педагогики.

        Человечество  не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать. В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель арт-педагогики – художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства, где искусство лишь средство для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.

Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется отечественными авторами крайне разнообразно. В наиболее общем виде она понимается авторами первого по данной тематике учебника (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская). Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Основными задачами арт-педагогики являются:  

  • формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
  • осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
  • творческая самореализация личности.

В ходе занятий с применением арт – педагогических  технологий удовлетворяется актуальная потребность учащегося  в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Школьник начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Специальные образовательные технологии в арт-педагогике - направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

2. Арт-педагогические технологии, применяемые в коррекционной педагогике.

Какие же виды деятельности, используемые в арт-педагогике  наиболее эффективны в коррекционной работе? ( Таблица)

1. Изо деятельность:  1). Лепка.

Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых – глина пластична и податлива, что очень важно при работе с учащимися. В-третьих – возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после высыхания.)

Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также фактор “известности” данного материала . К отрицательным свойствам относят: “искусственность” материала, его пачкающие свойства (менее сильные чем у глины), способность к разрыву (недостаточная пластичность по сравнению с глиной).

Предлагаемые виды работы с пластилином:

 – создание форм и объектов, иллюстрации к сказкам

 – создание объектов с использованием подручного или природного материала,

 – рисование пластилином.

Тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом. Это весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность, мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить пищевые красители или покрасить тесто после запекания.)

Предлагаемые виды работы с тестом:

 – манипулирование с тестом,

 – создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),

 – создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т.д., создание композиции),

 – раскрашивание запеченного теста,

 – создание картин из теста.

Воск. Для художественного воска характерна: пластичность, чистота в использовании (не маркость), приятность в использовании (не сушит руки), разнообразие цветов. К недостаткам можно отнести: необходимость небольшого предварительного разогрева (руками) и достаточно высокая стоимость.                                                                           Предлагаемые виды работы с воском:                                                                                                         – создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек),                                               – создание объектов с использованием подручного или природного материала (изготовление и украшение свечей).                                                                                                        Воск гораздо экологичнее пластилина и обладает еще одним несомненным достоинством – возможностью изготовить социально-значимую вещь – свечу.

2) Рисование.  Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Ф.Ленц сказал: «Рисунок, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему”. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В арт-педагогике мы пытаемся соединить радость от процесса рисования и полученного результата.

Техники рисования в арт-педагогике:

Рисование на мокрой бумаге. Дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.

Рисование на стекле. Для этой технологии предпочтительнее гуашевые краски. Эта техника использовалась для коррекции тревожности, неуверенности в себе, социальных страхов. Позволяет активизировать детей, снять социальные зажимы.

Рисование пальцами. 

Рисование природными материалами. Работы, выполненные в данной технике отличаются эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку.

Рисование предметами окружающими пространство. Арт-терапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные предметы для создания изображений.

Техника монотипии –“Излечивает гнев и заполняет время” О.А. Никологорской, Л.И.Маркус . Техника медитативного рисунка – мандала (магический круг) целиком относится к арт-терапии. Но я использую ее на первом и последнем коррекционном занятии, в качестве диагностического материала. Сравнение работ, сделанных в начале и в конце периода обучения, позволяет сделать выводы о том, насколько успешна была проведена работа (эмоциональное состояние ребенка, навыки рисования, умение отразить настроение художественными способами и умение выразить это вербально).

Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками,можно использовать уголь. Штриховка поможет активизировать ребенка, снять напряжение.

Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

2. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал). Данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Превратить обычное занятие в арт - педагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс. Я использую этот вид деятельности для участия учащихся в различных конкурсах и выставках.

Виды ручного художественного труда:

1). Создание поделок – доступный и эстетичный вид детского творчества.

2). Создание картин – наиболее характерен для детей старшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.

Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина.

Ведущая роль в создании объемных моделей принадлежит педагогу.

3).  Аппликация.

Виды работы с бумагой: Манипулирование с бумагой. Педагог лишь знакомит учащихся со свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.

Создание плоскостных картин. Традиционная форма работы с аппликацией.

Создание объемных картин – под руководством и с помощь педагога.

Оригами – японское искусство складывания бумаги.

3. Музыкальная деятельность. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Виды музыкальной деятельности.

1). Восприятие (слушание) музыки. Можно включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

2). Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.

4. Танцевально-двигательная деятельность. Движения под музыку.  Чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

5. Художественно-речевая и театрализованная деятельность.

1). Логоритмика.  Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания школьников средствами движения, музыки и слова. Хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.

2). Придумывание, дописывание, переписывание сказок. Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе в начальных классах. Я использую во внеурочной деятельности  на кружке развития речи.

3).Инсценировка и драматизация.

6. Игровая деятельность.  Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Л.С. Выготский говорил: «Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”.

1). Игры с песком.

2).  Игры с водой.

Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.

Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.

3).  Игры на предметной основе:

– Дидактические игры.

 – Сюжетно-ролевые игры.

3. Заключение

Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы арт-педагогики.

Арт-педагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога.  Применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционо-творческая работа с “обычными” школьниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.

 Виды деятельности  арт-педагогики,  наиболее эффективные в коррекционной работе.

Вид деятельности

Виды работы

1. Изо деятельность

Лепка (глина, пластилин, тесто. воск)

Рисование: (рисование на мокрой бумаге, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование природными материалами рисование предметами, окружающими пространство, техника монотипии, техника медитативного рисунка – мандала, штриховка, каракули, марание)

2.Ручной художественный труд

Создание поделок, создание картин.

Аппликация (создание плоскостных картин, создание объемных картин, оригами).

3.Музыкальная деятельность

Восприятие(слушание).                                                                                                                     Пение.

4. Танцевально –двигательная деятельность.

Движения под музыку

5. Художественно – речевая и театрализованная деятельность

Логопедическая ритмика. Пальчиковая гимнастика.

Придумывание, дописывание, переписывание сказок (сказкотерапия). Инсценировка и драматизация

6.Игровая деятельность

Песко-терапия, водо- терапия,

 дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.

 Список используемой литературы

1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003

4. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986

5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.

7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

8 .Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

9. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

10. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

11. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

12. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

13. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

14. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

15. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

16. Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

17. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.

Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.

Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений....

Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...

Особый ребенок: методы работы психолога.

Рассматриваются пути и методы работы с детьми с РДА, с синдромом Дауна, имеющие диагноз умственная отсталость и обучающиеся в одной группе....

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....