"Решаем проблемы вместе!"
материал по теме

Покатаева Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Как перестать кричать на ребенка

Иногда даже самые любящие родители срываются. Многие мамы и папы повышают голос, потому что "запрограммированы" кричать - так поступали и их родители. Некоторые позволяют себе прикрикнуть на ребенка только в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны. Подумайте о том, что крик больно ранит самоуважение и чувство собственного достоинства ребенка, а также мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между вами.

Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически либо эмоционально уйти подальше от крика.

Дети учатся коммуникации, имитируя нашу манеру общения. Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать требуемое. Если взрослые кричат на ребенка ненамеренно, значит, они потеряли контроль над собой. И малыш понимает, что кричать на других - это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.

Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред.

Новые навыки

Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прерывать вас, когда вы начинаете кричать. Предложите своего рода пантомиму - зажимать ладонями уши. Кроме того, крик можно прервать словами: "Ты кричишь на меня, а это мне неприятно" или "Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня". Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к "перемотке, наладке и повторному запуску".

Советы для родителей:

1. "По возможности уделять себе хотя бы час в день: побаловаться в это время масочкой для лица, чтением, любимым хобби. В общем, уделить внимание себе - любимой, это успокаивает и возвращает радость."

2. "Один мой знакомый вместо того, чтобы кричать или ругаться говорит нараспев: "Ну что-о это такое?" Без всякого повышения голоса. И выговаривается, и не шумит"

3. "Если вы не можете сдержаться, чтобы не обозвать ребенка, то хотя бы оставьте при себе всякие “дурак” и “бестолочь”. Придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ух ты, барабулька конопулька!”. Еще можно, вместо того чтобы повышать голос на ребенка, скорчить рожицу или розыграть пантомиму. Можно, разозлившись, зарычать или захрюкать...Вообще, лучшее средство от гнева - юмор!"

4. "Все дело в мамином самочувствии. Счастливая мама - хорошая мама. Иногда и надо строгим голосом говорить. Но главное чтобы ребенок знал, что мама его любит. Каждый вечер перед сном говорить ему это, гладить, обнимать, целовать. Тогда и строгие ситуации, когда например крутит ручки конфорок на печке или что-то подобное, воспринимаются только как отдельные ситуации когда мама строгая, а не тенденция поведения. Это у меня так."

5. "Я сама подглядела у другой мамы, как она, разозлившись на нашалившую дочку, вместо того, чтобы накричать на нее, с преувеличенно свирепым видом погналась за ней со словами “Вот догоню тебя!” Дочка побежала, мама за ней, и сложная ситуация как-то незаметно превратилась в игру."



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как помогать ребенку в подготовке домашних заданий»

1. На первых порах посидите со своим ребенком при выполнении им домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.

2. У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Развивайте у него эту привычку спокойно, превратите начало выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

3. Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихии пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

4. Учите ребенка выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

5. Объясните ребенку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

6. Постоянно требуйте от ребенка, чтобы он приводил в порядок рабочее место после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени – и он будет сам убирать свое рабочее место.

7. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен делать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они не так поняли задание, и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

8. Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

9. Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если он отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнении уроков.

10.Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

11.Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

12.Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

13.Научите его выполнять любое дело, в т.ч. и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

14.В конце концов радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как развивать читательский интерес  у детей»

1. Прививайте ребенку интерес к чтению с самого раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребенку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами семьи.

5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.

8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его мнения.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

КАК РАСПОЗНАТЬ ТАЛАНТ

Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее.

Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые. Можно ли на самом деле «зарыть» или «разбудить» талант?

Тест на матрешках.

«Вундеркиндами нередко считают так называемых «вербалистов». Вербализм - это отклонение в развитии, когда ребенок много и бойко говорит, но не умеет, что называется «работать руками», не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрешку. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого невозможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом - игра. По-взрослому сложная речь ребенка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии.

Дрессированные дети.

Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций» - маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно. Первый - эрудит, обладает знаниями и навыками, второй - умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачкой, первый, скорее всего, растеряется, второй - с азартом бросится искать решение. «Оптический обман», который мешает различать мнимый и настоящий талант, - не единственная ловушка, с которой сталкиваются исследователи одаренности. Почему исчезает то, что всеми принималось за божий дар?»

Интеллектуальные акселераты.

Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов . Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные способности. В своем умственном развитии любой ребенок проходит ряд периодов. Это отрезки времени, когда он особо предрасположен к освоению определенного навыка. В полтора года малыш учится ходить, в два - говорить, в пять начинает понимать смысл прочитанных слов. И если в этот период ребенок не может двигаться или слышать человеческую речь, - потери невосполнимы. Так легко научиться этому ему больше не будет дано никогда. Способности детей, которых считают одаренными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта, считают психологи. А что происходит потом? Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии его ровесники.

Спящие звезды.

Наконец, ученые бьются еще над одной загадкой, - как не просмотреть дремлющий талант. Ведь истории известен не один случай, когда из неприметного школьника вырастает блестящий ученый или всемирно известный писатель. На свете куда больше одаренных детей, чем думают взрослые. Но достоинства интеллекта многих так и остаются неузнанными. Бездарность почти всегда - неудача воспитания. Каждый ребенок рождается со своими способностями, которые можно развить выше среднего. Как же помочь развиться природному дару? Ученые называют несколько условий.

Питательная Среда.

Один из способов - создать благоприятную среду. В нервной системе маленьких детей есть особое вещество, так называемый фактор роста нервных тканей. Он определяет, сколько новых нервных клеток появится в организме, как они будут развиваться. Это вещество обеспечивает пластичность центральной нервной системы - то есть ее способность изменять свои характеристики под влиянием среды. Сделав эту среду более сложной или, напротив, предельно ее упростив, можно заметно изменить и строение центральной нервной системы. Обедненная среда не только лишает ребенка пищи для исследований. В крайних случаях она приводит к необратимым последствиям. Если бы человек рос в полной темноте и тишине, в пустой и тесной комнате, то изменилось бы само строение его мозга, утверждают ученые. Постепенно разрушаются зрительные и слуховые центры, становятся более простыми клетки мозга. В богатой и разнообразной среде растут настоящие исследователи - активные, настойчивые, любопытные. В этом случае даже кора головного мозга становится толще, а ее клетки - крупнее. Но развитие одаренности не скрывало бы для ученых столько тайн, если бы на вопрос «Как не закопать талант?» можно было ответить: «Создайте ему условия». Увы, это не так...

Вкусные мысли.

Познавательные способности можно и нужно развивать. Поэтому малышу необходимо каждый раз давать чуть более сложную задачу. Чтобы не было слишком тяжело, но и - не скучно.. Одаренным детям нравится «напрягать мозги». Они придумывают себе задачки там, где другим все кажется ясным. Если они задают вопрос, то не для того, чтобы получить от кого-то готовый ответ, а чтобы разобраться самому. При этом им важно не только узнавать, но и действовать, создавать. Страсть к познанию - главная потребность одаренного ребенка независимо от возраста, темперамента, характера, интересов. Научить ребенка читать в два с половиной года можно- получать удовольствие от интересной книги куда сложнее. Для этого нужно иметь развитый «вкус к познанию». Но, как и речь, любовь к книге - сама по себе еще не показатель особых умственных способностей. Чтение ведь может быть лишь коллекционированием чужих мыслей. А одаренным важно придумывать самим».

Принцип пряника.

   Интеллектуально одаренный ребенок - это перпетуум мобиле. Он всюду проникает, все трогает, постоянно задает непраздные вопросы. У одаренных другая активность. Они переполнены своим открытием мира. Способности развиваются из задатков при одном обязательном условии- ребенку должно нравиться то, что он делает. Есть эта радость от решения сложных задачек - задатки развиваются, нет - умирают. Это не значит, что перед таким ребенком не будут возникать трудности,  но ему должно нравиться их решать. Как же помочь ребенку почувствовать «вкус к мысли»? А он уже заложен природой, говорят психологи. Любой здоровый ребенок рождается с огромным интересом к миру, где каждый шаг становится открытием. Главное - не отбить у него жажду исследований.

Быть сильным.

Авторитарные родители навязывают ребенку раз и навсегда заданный образ действия. Такая среда убивает талант. Чтобы состояться вопреки ней, требуется сильный характер. Впрочем, как подчеркивают психологи, он очень необходим всем одаренным... Вы даже не представляете, лишь потому, что людям не хватило сил пробиться и заявить о себе одаренность может не проявиться. Но никуда она не исчезает. Талант, способность быстро и хорошо думать остается. Одаренным детям в детстве все слишком легко давалось. Многие из них не приучены к напряженному труду. У них нет желания предъявить свой талант миру. Умение воплотить идею в жизнь зависит от мотивации, а она выше у обычных детей. Это социальный интеллект, честолюбие, жажда власти, что угодно, только не интеллектуальная одаренность. В человеческом сообществе ,примерно ,15% одаренных. А тех, кто способен принимать решение и брать на себя ответственность - всего 2-3%. Когда сила характера совпадает с интеллектуальным даром, появляются люди, изменяющие лицо мира...

Точка зрения.

«Одаренный» - получивший дар. Мы все получили дары от рождения - способности воспринимать, чувствовать, созидать и т.п. Вопрос в том, насколько этими дарами в полной мере мы пользуемся.

Амбиции родителей и ожидание одаренности

Родители ищут и жаждут одаренности своих детей, частенько потому, что им кажется - если их малыш одарен - значит, они состоялись как родители. В таких случаях требования одаренности, замаскированные под «желание порадовать родителей», перестают быть в радость и становятся обязанностями. Единожды покоренная вершина - и ребенок обязан быть на заданной высоте. Отсюда и страх неудачи, и отказ что-либо делать.

Проверяем на одаренность

Тесты, внешние оценки, идеи все довести до «логического» завершения - это слишком большая приверженность результатам, которая опасна тем, что у ребенка нет права на ошибку, иначе под сомнением окажется одаренность.

Кто распознает таланты

Легко заметить академические таланты - математические, лингвистические и т.п., а способности, например, к общению, скорее, будут мешать привычному ходу вещей, и «гаситься» под разными предлогами. А ведь и в шаржах на учителей может скрываться талант...

Комфорт для взрослых

Одаренность - это нестандартность, творчество, яркость, свободомыслие, любопытство, бунтарство. Все ли это удобно для родителей, воспитателей, педагогов? Или комфортнее с послушными? Представьте себе школьный класс, в котором каждый ребенок - одаренный с общепризнанной точки зрения! Есть ли сегодня такие педагоги, которые способны были бы развивать далее в этих детях гениальные способности, учитывая таланты каждого?

Почем сегодня одаренность?

Во взрослом состоянии люди часто не могут найти адекватное применение своим талантам в обществе. А есть способности, которые пока не востребованы вообще, применения которым еще не придумали.

Пора перестать искать одаренность, поскольку это своего рода оценка и сравнение с кем-то, а идеи подтверждения одаренности опасны. Давайте признаем, что в нас все уже есть, расслабимся и будем, наконец, радоваться и получать удовольствие от процессов. Талант всегда себя проявит, надо только разрешить ребенку (и себе) идти своим путем

 

 



Предварительный просмотр:

Как сделать, чтобы ребенок слушал с первого раза

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для многих родителей. Я предлагаю вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям.

1. Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.

2. Говорите с ребёнком уважительно. Дети почти всегда «отключают» своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.

3. Если ребёнок не реагирует, понизьте голос. Ни в коем случае не кричите – начните говорить более спокойно. Дети очень чутко реагируют на смену тона голоса и начинают слушать.

4. Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите. Можно сказать: «Пожалуйста, посмотри на меня и послушай, что я скажу».

5. Заранее предупредите о каком-либо разговоре. Скажите ребёнку: «Минут через 10 я поговорю с тобой по вопросу…. Будь готов».

6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо «немедленно садись делать уроки» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, сделай уроки до того, как пойдешь в гости». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.

7. Почаще беседуйте с ребёнком «по душам». Пусть он расскажет вам, как у него прошёл сегодняшний день, что его обрадовало, что огорчило. Расскажите о своих чувствах.



Предварительный просмотр:

Принципы позитивного воспитания


Итак, существует пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал. Вот эти принципы:

1. Отличаться от других - нормально. 2. Совершать ошибки - нормально. 3. Проявлять негативные эмоции - нормально 4. Хотеть большего - нормально. 5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

1.
Отличаться от других - нормально.

Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей - распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами.

Дети также различаются в том, как они обучаются, и родителям важно осознавать эти различия, чтобы не расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими. По типу усвоения знаний дети делятся на три категории: бегуны, ходоки и прыгуны.

Бегуны обучаются очень быстро. Ходоки обучаются ровно, их успехи несложно заметить со стороны. И, наконец, существуют прыгуны. Прыгунов воспитывать труднее всего. Создается впечатление, будто эти дети вообще не учатся и не добиваются никаких успехов, но затем в один прекрасный день они совершают скачок и обретают знания и навыки разом. Они - как поздние цветы. Обучение занимает у них больше времени.

Родителям нужно научиться по-разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся.

Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры.

2.
Совершать ошибки - нормально.

Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что-то недопустимое.

Ошибки - естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом.

Если дети видят, что родители всегда извиняются за допущенный промах, то они и сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки. Вместо того чтобы заставлять детей просить прощения, родители должны сами служить им примером. Дети учатся на ролевых моделях, а не из лекций. При этом дети учатся не только ответственности; регулярно прощая родителям их ошибки, ребенок постигает важнейшее искусство прощения.

Дети приходят в этот мир с врожденной склонностью любить своих родителей, однако они не умеют любить и прощать себя. Любовь к себе развивается на основании отношения родителей и их реакции на ошибки ребенка. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать собственное несовершенство.

Это искусство постигается, когда ребенок снова и снова видит, что его родители совершают ошибки и все же остаются достойными любви. Если старшие стыдят и наказывают ребенка, ему сложно развить любовь к себе и умение прощать собственные ошибки. Что нужно делать, чтобы не бить, не стыдить и не наказывать ребенка? Действенные альтернативы этим методам таковы: просьбы вместо приказов, поощрение вместо наказания, тайм-ауты вместо шлепков и тумаков. Если правильно и последовательно использовать тайм-аут, он служит не менее действенным сдерживающим средством, чем оплеухи и наказания.

3.
Проявлять негативные эмоции - нормально.

Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Негативные эмоции нормальны, и о них необходимо беседовать.

Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. С другой стороны, не нужно задабривать ребенка, чтобы он не давал воли гневу, иначе он станет устраивать скандалы именно в те моменты, когда у вас нет возможности предложить ему тайм-аут и эффективно разобраться с текущей проблемой.

Вам необходимо освоить новые методы общения, направленные на то, чтобы научить детей более ясно осознавать свои эмоции, - иначе ребенок будет выходить из-под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства. Все, что подавляют в себе родители, в конце концов проявляют дети - вместе с собственными эмоциями. Это объясняет, почему дети теряют контроль над собой в самые неподходящие моменты, в частности в стрессовых ситуациях, когда мы сами с трудом сдерживаем переполняющие нас негативные чувства.

Позитивное воспитание не допускает, чтобы дети чувствовали себя ответственными за настроение родителей. Если ребенку дают понять, что его эмоции и потребность в понимании, а также связанные с этими эмоциями переживания доставляют неудобство старшим, он начинает подавлять свои чувства и теряет связь со своим истинным "я" и с талантами, которые пробуждаются, когда человек искренен.

"Прогрессивные" родители, осознающие, насколько важно проявлять свои чувства, нередко совершают другую ошибку: стремясь научить ребенка чувствовать, собственным примером учат его проявляться слишком бурно.

Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства - сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Для того же, чтобы поделиться собственными негативными чувствами, родителям следует рассказывать истории из собственного прошлого, когда, реагируя на те или иные жизненные трудности, они ощущали, что стали старше.

Если вы говорите: "Когда ты взбираешься на это дерево, мне становится страшно, что ты упадешь", - ребенок со временем начинает догадываться, что вы пытаетесь манипулировать им при помощи негативных чувств. Лучше, если взрослый говорит так: "Взбираться на это дерево небезопасно. Я хотел бы, чтобы ты лазил на него только тогда, когда я рядом". Это более действенно, и, кроме того, таким образом вы не приучаете ребенка принимать решения исходя из негативных чувств. Ребенок идет на сотрудничество с вами не из желания оградить вас от неприятного чувства страха, но просто потому, что мама или папа попросили его поступать определенным образом.

Чтобы помочь ребенку отчетливее осознавать свои эмоции, родителям следует сочувственно выслушивать его, а не делиться своими чувствами. Иногда вы даете ребенку слишком много власти уже просто тем, что прямо спрашиваете о его чувствах и желаниях.

Новое искусство слушать направлено на то, чтобы, ненавязчиво вызвав ребенка на откровенность, понять его желания и потребности. "Уступчивые" родители научатся уходить из-под власти желаний и потребностей ребенка. "Строгие" родители увидят, как они, сами того не замечая, стыдят детей за то, что те проявляют негативные чувства.

После того как ребенок научится осознавать и выражать негативные эмоции, ему намного проще отделить себя от родителей, развить сильное самосознание и постепенно открыть свою внутреннюю сокровищницу творческих способностей, интуиции, любви, уверенности, радости, сострадания, совести и способности исправлять свои ошибки. Все эти замечательные качества, которые помогают человеку сиять в полную силу и добиваться успеха и самореализации, развиваются тогда, когда он осознает свои чувства и умеет отпускать негативные эмоции.

Успешные люди осознают свои потери, но скоро наверстывают утраченное, поскольку умеют отпускать негативные эмоции. Большинство людей, которым не удается реализовать себя, либо глухи к своим чувствам и принимают решения, основываясь на негативных эмоциях, либо просто завязли в негативных эмоциях и отношениях. В любом случае их что-то удерживает от воплощения своих мечтаний.

4.
Хотеть большего - нормально.

Детям очень часто вбивают в голову, будто только нехороший, эгоистичный, испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получая желаемого. Родители изо всех сил стараются приучить детей к добродетелям благодарности, вместо того чтобы позволить им желать большего. "Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть", - стандартный ответ на желание ребенка получить больше.

Дети не знают, сколько им позволено просить, да им и неоткуда это знать. Даже взрослым бывает трудно определить, как много мы можем попросить, чтобы не обидеть человека и не показаться слишком требовательными и неблагодарными. Если даже у взрослых возникают сложности, как они могут не возникать у детей?

Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого.

Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что - нет. Кроме того, когда дети просят, они быстро развивают умение вести переговоры. Большинство взрослых - никудышные дипломаты. Они ни о чем не просят, если не ожидают положительного ответа. Когда же ответ отрицательный, они обычно молча принимают его и уходят - либо затаив обиду за маской смирения, либо с откровенным раздражением.

Дайте ребенку свободу просить о том, чего он хочет, - и его врожденная способность добиваться желаемого расцветет в полную силу. Став взрослым, он не будет считать отрицательный ответ окончательным. Он с детства привыкнет вести переговоры, и нередко ему будет удаваться убедить вас дать то, о чем он просит. Позволить блестящему дипломату убедить себя - это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у капризного ребенка.

Родители, практикующие позитивное воспитание, уверенно контролируют ход таких переговоров и жестко устанавливают их рамки.

Позволив ребенку просить большего, вы тем самым даете ему возможность ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни. Многие женщины ощущают себя бессильными именно потому, что в свое время им не позволяли просить большего. Их учили заботиться о потребностях других людей и стыдиться своего огорчения по поводу того, что они не получают то, что хотят или в чем нуждаются.

Умение просить большего - один из важнейших навыков, которые могут привить дочери отец и мать. Большинство женщин не научились этому в детстве. Вместо того чтобы просить о большем прямо, они просят косвенно, давая больше окружающим в надежде, что кто-то должным образом отплатит им за старания и просить не придется. Из-за неумения просить прямо они не получают того, что хотели бы от жизни и от взаимоотношений.

Если девочкам нужно дозволение хотеть больше, то мальчикам - особая поддержка, когда они не получают большего. Довольно часто мальчишка ставит перед собой труднодостижимые цели, и, стараясь уберечь сына от разочарований, родители пытаются убедить его быть реалистичнее. Мама с папой не понимают, что для парня важно не столько достичь цели, сколько научиться справляться с разочарованием, - вставать и снова идти к своей цели.

Девочек нужно поощрять к тому, чтобы они просили о том, чего хотят, а мальчикам нужно помогать идентифицировать свои чувства и переживать их. Для этого лучше всего расспросить у мальчика в подробностях, что произошло, будучи при этом исключительно осторожным, чтобы не предложить какой-нибудь совет или "помощь". Даже слишком много сочувствия может оттолкнуть его от дальнейшего разговора о случившемся.

Ошибка матери нередко заключается в том, что она задает слишком много вопросов. Многие мальчики замолкают, как только чувствуют, что их навязчиво подталкивают к разговору. Особенно они замыкаются в себе, когда им дают советы, как справиться с проблемой. В тот момент, когда мальчишка чувствует, что потерпел поражение, советы по поводу того, как можно было решить проблему и обсуждение методов, при помощи которых пытался решить ее он, только усугубляют его расстройство.

Например, мальчик огорчен тем, что плохо сдал экзамен, а мама заботливо говорит ему: "Думаю, если бы ты меньше смотрел телевизор и больше времени уделял занятиям, то сдал бы лучше. Ты ведь умный парень, просто занимаешься недостаточно". Очевидно, она полагает, что проявляет любовь, но в этом контексте совершенно понятно, почему в следующий раз сын предпочтет не делиться с ней своими тревогами. Она дала непрошеный совет, и мальчику кажется, будто его критикуют и не верят в его способность самостоятельно решать свои проблемы.

5.
Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Нужно позволять детям говорить "нет", но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Наряду с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить "нет" дает им немало прав. Большинство родителей боятся дать детям слишком много прав, чтобы не разбаловать их. Одна из крупнейших проблем с современными детьми состоит в том, что им дают слишком много свободы.

Родители почувствовали, что дети заслуживают того, чтобы иметь больше прав, но не научились при этом оставаться хозяевами положения. Если они при этом не используют такие техники позитивного воспитания, как тайм-ауты, дети становятся слишком требовательными, эгоистичными и раздражительными. Давая детям свободу, нужно следить за тем, чтобы все-таки уверенно держать ситуацию под контролем.

Позволяя детям говорить "нет", вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать "нет", вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо.

Корректировать свои желания - это отнюдь не то же самое, что отступаться от них. Откорректировать свои желания - значит привести их в согласие с желаниями старших. Отступаться - значит подавлять свои желания и чувства, подчиняясь воле родителей. Подчиняя ребенка, вы ломаете его волю.

Умение корректировать свою волю и желания называется сотрудничеством, подчинение своей воли и желаний называется покорностью. Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность к сотрудничеству, а не к покорности. Бездумно следовать за родителями - нездоровая тенденция. Признавая за детьми право чувствовать и высказывать свое несогласие с нами, мы способствуем развитию не только самосознания, но и духа сотрудничества. Покорные дети просто выполняют распоряжения; они не думают, не чувствуют, не участвуют в процессе активно. Дети, склонные к сотрудничеству, участвуют в любом взаимодействии всем своим существом, и это очень способствует их развитию.

Итак,

Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.



Предварительный просмотр:

Сто слов, которые следует употреблять в общении    с детьми:

*прекрасно*молодец*умница*горжусь тобой*ты хорошо постарался*великолепно*умно*великое открытие*огромный успех*я восхищаюсь тобой*ты хороший друг*выдающаяся работа*ты делаешь хорошие успехи*ты быстро продвигаешься вперед*я уважаю тебя*ты очень ответственный человек**ты уникален*я верю в тебя*ты сделал меня счастливой*отлично*феноменально*огромное достижение*сенсационно*ты-победитель*мы на верном пути*изумительно*поразительно*я знала, что ты можешь это сделать*я люблю тебя*ты добился большого успеха*как хорошо*ты - само совершенство*какой ты внимательный*твоя аккуратность фантастична*ты - победитель*ты моя радость*я счастлива*я не видела ничего подобного*



Предварительный просмотр:

УЧИМ ДЕТЕЙ ДЕЛАТЬ УРОКИ

Ребенок плохо запоминает, не успевает, делает все медленно? Чему и как следует научить школьника, чтобы уроки и домашнее задание делались легко и быстро

3 правила:

  1. Не откладывайте уроки на последний день.
  2. Не начинать делать уроки с заучивания (стихов, текстов, дат...).
  3. Учить надо так, как собираешься отвечать (интонация, темп, осмысление, произношение).

Как легче запоминать слова, даты и тексты: «Приемчики в учебе»

Некоторые родители жалуются, что ребенок очень медленно учит и запоминает, может до глубокой ночи просидеть, а некоторые хвалят, что их чадо все схватывает на лету. И в первом случае, и во втором все нормально. Но и тем, и другим родителям нужно учить детей тайм-менеджменту – правильно распоряжаться своим временем.

Если ребенок засиживается за домашним заданием, то нужно ограничивать время на выполнение. Все равно через час у ученика уже голова не соображает и ему необходимо движение, чтобы избежать сколиоза, падения зрения и прочих последствий долгого сидения за уроками.

Придется разбить выполнение домашнего задания на несколько частей, и между ними делать обязательные перерывы, переключаясь в течении их на другую деятельность.

 Простые приемы

 Традиции и ритуалы

  Их любят и ценят все люди. Так пусть домашнее задание станет ритуалом.

Родителям нужно:

  • сначала навести порядок на рабочем столе,
  • положить на стол все, что нужно для выполнения уроков, проверить, удобно ли лежат все необходимые предметы,
  • создать правильное освещение стола.

Ритуал начинается с дневника. Открываем и делим задания на:

  • любимые и нелюбимые,
  • простые и сложные,
  • письменные и устные.

И начинаем, конечно же, с самого любимого предмета, потом переключаемся на простые, а затем делаем те, которые занимают больше всего времени и даются с трудом.

Основные препятствия и трудности:

  • Нарушение принципа постепенности, тогда у ученика не получается цельной картины изучаемого предмета или темы. Ведь когда упускаешь что-то одно, потом непонятно и все другое, следующее за ним. Поэтому задания нужно выполнять поэтапно.
  • Непонятные слова или символы в тексте. Если темп выполнения задания замедлился, то скорее всего школьнику встретились непонятные слова, значения и так далее. Поэтому лучше держать поблизости словарь, чтобы выяснить непонятные значения. Выявить слово можно так: если ребенок не может передать его своими словами – значит, слова он не понимает.
  • отсутствие представления о предмете изучения в принципе. Об этом можно говорить, когда узнав значение слова из словаря, оно все равно осталось для ученика непонятным. Для этого уже понадобятся наглядные пособия.

Если надо выучить что-то дословно

Чтобы запомнить, сначала ребенку нужно пересказать его своими словами, осмыслить, а затем можно заучивать наизусть:

  • читаем несколько раз вслух,
  • пытаемся повторить со шпаргалкой,
  • пытаемся повторить без шпаргалки,
  • пишем правило, формулу, не подглядывая,
  • проверяем,
  • если есть ошибки – исправляем,
  • и опять пишем до тех пор, пока ошибок не будет,
  • повторяем через часа два снова.

Решение задач

Математика и физика вызывает у многих затруднения. Сначала нужно выяснить, какое правило и формулы «отрабатывает» задача. Выясняем, что нам дано в условии, а что еще предстоит узнать.

Если надо – делаем чертеж или рисунок по условию задачи и краткую записать условия и выясняем, что нужно узнать в конце и как – промежуточные решения.

Делаем проверку.

Пересказ

Текст сначала нужно внимательно прочитать, лучше вслух, уловить смысл. Затем надо приготовить план рассказа, для этого выписываем ключевые слова или рисуем схематические картинки. И теперь нужно восстановить рассказ по плану.

Устный ответ

У примеру, по истории или географии. Дома нужно обязательно прочитать параграф, выучить определения, даты и основные моменты. Затем пересказываем текст и отвечаем на вопросы под параграфом.

Стихотворение

А как нужно учить иностранные слова читайте в статье «Несколько способов учить слова»

Главное поймать ритм.

Если этого сделать не удается, то нужно прочитать стихотворение вслух или про себя, представляя себе в картинках смысл. Так несколько раз. Затем рассказываем, подглядывая, а потом уже читаем стихотворение без книги. Через часа два, как и правило, нужно стихотворение повторить.

Сначала вам придется учить ребенка учиться, контролировать. Но когда ученик уже научится распоряжаться временем, самоконтролю, последовательности и этим простым приемам - он вполне будет справляться самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок дерется.

Родители часто обращаются за консультацией по поводу того, что их дети дерутся. Несмотря на то, что многие родители до сих пор считают, что драки детей в семье – это естественное явление, и что все дети дерутся, и со временем это пройдет само собой, многие родители жалуются на  то, что они устали от детских драк, постоянных воплей, тумаков и жалоб детей друг на друга.

Давайте рассмотрим причины детских драк и что делать родителям, если ребенок дерется.

Дети дерутся для того, чтобы привлечь внимание родителей. Особенно часто драка используется для привлечения внимания, если ребенок в  семье получает слишком мало позитивного внимания.

Некоторые дети дерутся, чтобы продемонстрировать свою власть и  над теми, с кем дерутся, и над родителями, особенно когда родители постоянно останавливают детские драки.

Если дети имеют целью своего поведения месть, то они могут использовать драку как способ сделать родителям больно, то есть отомстить.

Дети, которые демонстрируют притворную беспомощность, никогда не  дерутся, а жалуются, что бьют их.

Часто родители защищают одного из детей, обычно самого слабого или младшего и просят детей делать, как он хочет. У старших это вызывает обиду и желание отомстить младшему. Они могут делать это незаметно для взрослых. Если родители защищают младшего, он чувствует себя победителем, а сам продолжает допекать своего брата или сестру. Родители не понимают, что такими действиями они только подпитывают соперничество между детьми.

Родители часто не замечают провокаций «хорошего» ребенка, который провоцирует своего брата или сестру, когда пинает его под столом или нашептывает оскорбительные  слова.

Поэтому родители должны проявлять большую осторожность в оценках, тщательно анализировать ситуацию и по возможности избегать вмешательства в  детскую драку.

При этом родители должны отбирать у детей любые предметы, которые могут быть использованы в драке.

Родителям бывает трудно удержаться от того, чтобы не прекратить драку или защитить одного из детей. И задача консультанта помочь родителям понять цели драк детейи убедиться, что родительское вмешательство только подкрепляет представление ребенка о том, как привлечь внимание родителя.

Иногда родители считают, что все мальчики по природе драчуны, и  снисходительно относятся к тому, что мальчики дерутся, хотя предпочли бы, чтобы драк вообще не было. Они категорически не одобряют, когда мальчики бьют девочек. В семьях, где есть мальчики и девочки, это задает двойной стандарт. В таких семьях девочки получают привилегированное положение, они провоцируют братьев и часто дерутся с мальчиками в школе и во дворе. Такие девочки постоянно жалуются взрослым, что мальчики бьют их и требуют для мальчиков наказаний, хотя сами провоцируют их самым изощренным образом. Консультант должен помочь родителям понять, что двойной стандарт в отношении драк позволяет дочери считать, что она вправе провоцировать мальчиков.

Есть дети, которые дерутся просто потому, что им скучно. Это случается, когда детям не привит интерес к различным видам деятельности, и они не умеют себя развлечь, поэтому такая драка является привлечением внимания родителей.

Для родителей будет оптимальной позиция отстранения от драк, с  запретом использовать во время драки любые предметы, с помощью которых дети могут поранить друг друга.

Тем не менее, детские драки не должны лишать родителей права на  спокойствие.

Поэтому родители, желающие прекратить детские драки в принципе, должны придерживаться трех принципов: сохранять спокойствие, молчать и не вмешиваться в драку; не становиться зрителем и слушателем, сразу уходя в другую комнату;  выгонять дерущихся из комнаты, сказав, что если дети собираются драться, они должны уйти из комнаты и вернуться, когда драка закончится.

Самое главное для родителей дерущихся детей: удержаться от вмешательства. Когда родители не вмешиваются и устраняются, драки становятся все реже и слабее и обычно прекращаются. Таким образом родители дают детям возможность самим решать свои проблемы и научиться взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения решать проблемы

Психологические игры и упражнения на развитие умения решать проблемы у младших школьников...

"Решаем проблемы вместе!"

Представленные материалы помогают решать проблемы с которыми сталкиваются родители младших школьников. Данные проблемы выявлены по результатам тестирования, в ходе коллективных обсуждений и индивидуал...

Причины неуспеваемости школьника.Решаем проблему вместе.

Беседа с родителями начальных классов о том, как помочь неуспевающему ребёнку....

1 класс.Математика.Решаем примеры вместе.

Данная презентация мотивирует детей на изучение математики....

Буклет "Как письмо на спине решает проблемы"

Буклет "Как письмо на спине решает проблемы"...