Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кострюкова Ольга Васильевна

Рабочая пргграмма содержит пояснительную записку, соответчтвующую требованиям ФГОС, календарно-тематическое планирование на 66 ч (2 раза в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokru_nas_1_klass.docx48.08 КБ
Файл mir_vokru_nas_1_klass.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 30» городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена на

заседании  МО

Руководитель МО

____________/ Н.А Булычева./ «___»_____________г.

Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения

__________/В. Б. Жаров/

«___»____________г.

Внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

для учащихся 1 класса

на 2015 -  2016 учебный год

        

Количество часов – 66

Срок реализации программы - 1 учебный год

Составитель: учитель начальных классов О. В. Кострюкова

Пояснительная записка.

            Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

            Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения.  Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

        Особое место в программе занимает формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

          Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром.

Направленность образовательной программы:

  • создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
  • освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель данного курса воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
  • поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
  • создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
  • обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.

          Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей,     используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный эффект курса.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 66 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-го класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут.

Ожидаемые результаты.

Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и  усвоению графических навыков.

Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять  поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.

Предполагаемые формы занятий:

беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.

Содержание программы.

Тематическое рисование. 20 часов.

Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.

Тема 1: «Какого цвета осень».

Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге, зарисовкам с прошлого занятия.

Тем 2: «Птичьи хлопоты»

Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.

Тема 3: «На что похоже?»

Работа в технике монотипии.

Тема 4: «Что творится на реке?»

Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.

Тема 5: Впечатления осени.

Общее панно с индивидуальными работами.

Тема 6: Первый снег.

Аппликация из ваты по предварительному рисунку.

Тема 7: Пернатые соседи.

Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.

Тема 8: Какого цвета снег?

Оттенки белого. Заливки акварелью, размывы.

Тема 9: Зимние забавы.

Рисунок гуашью по работе прошлого урока.

Тема 10: Что за праздник, Новый год!

Рисунок по представлению.

Тема 11: Цирк.

Рисование по памяти или по представлению гуашью.

Тема 12: Кем мы будем?

Создание коллективного панно из работ учеников.

Тема 13: В каком доме ты живёшь?

Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее окрашенной бумаге.

Тема 14: Я рисую друга (подругу).

Портрет акварелью.

Тема 15: Мы с другом любим поиграть…

Рисунок по представлению или по памяти с применением акварели и гуаши.

Тема 16: Подарок мужчинам к празднику.

Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.

Тема 17: Ждём весну - какая она?

Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному картону с последующей дорисовкой крон деревьев коричневой гуашью.

Тема 18: Верба.

Рисунок по цветному картону гуашью.

Тема 19: Мои лесные друзья.

Рисунок по представлению акварелью.

Тема 20:  Весенние картинки с речки.

Пейзаж акварелью по представлению.

Декоративное рисование. 10 часов

На этих занятиях дети овладевают азами художественно-образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета.

Тема 1: Узоры на стекле.

Рисунок по цветному картону жёсткой кистью белилами.

Тема 2: Белые пушинки - хрупкие снежинки!

    Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.

Тема 3: Сказочные птицы.

     Мозаика из цветной бумаги.

Тема 4: Роспись филимоновской игрушки.

      Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной технике филимоновской игрушки.

 Тема 5 - 6: Открытка для мамы.

Выполнение открытки в технике граттажа.

Тема 7: « Писанки».

     Роспись пасхального яйца гуашью в традиционной народной технике.

Тема 8 – 10: «Торцовка из цветной бумаги»

Выполнение коллективной открытки в технике торцовки (рисунок на выбор)

Рисование с натуры. 10 часов

 Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

Тема 1 « В гостях у осени»

Быстрые зарисовки на пленере простым карандашом.        

Тема 2:«Что творится на реке?»

Работа на пленере цветными мелками.

Тема 3:«Как живут деревья?»

    Работа на пленере, изображение голых веток по светлому картону восковыми мелками.

Тема 4: В ожидании зимы.

      Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике быстрых зарисовок.

Тема 5: Какие бывают снежинки.

      Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге  простым карандашом.

Тема 6 -7: Наши мечты о лете.

     Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.

Тема 8: «В мягких муравках у нас…»

    Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми мелками.

Тема9: Апрель с водой, май с травой!

Наблюдения за весенней рекой, зарисовки простым карандашом.

Тема 10: Скоро птицы прилетят!

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.

 

Художественный труд.  (Работа с природным материалом. Лепка) 9 часов.

 Эти занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствуют координацию движений, развивают воображение, творческую фантазию.

 Тема 1: Зимний хоровод.

  Изготовление сувенира из шишек и бересты.

 Тема 2: Пушистый друг.

     Аппликация из пуха рогоза.

 Тема 3: Птичьи домишки

    Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек и пластилина.

Тема 4: Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.  

 Лепка из белого пластилина или оконной замазки.

Тема 5: «День святого Валентина»

Аппликация из цветной бумаги

Тема 6:  Герою-воину.

Лепка из пластилина эскиза для памятника.

Тема 7: «Подарок маме»

Аппликация из ватных дисков и цветной бумаги

Тема 8: «Весенний букет»

Цветы из природного материала

Тема 9: «В мягких муравках у нас…»

     Аппликация из пластилина по цветному фону имитирующему траву.

Экскурсии. 14 часов

 Прогулки и экскурсии расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять целостность восприятия. Общение с природой вырабатывает необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Тема 1: «Птичьи хлопоты»

 Экскурсия, наблюдения за жизнью птиц.

Тема 2:«На что похоже?»

Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.

Тема3: В мастерской художницы зимы.

Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.

Тема 4: Птицы зимой.

     Наблюдения за жизнью птиц на улицах, кормление.

Тема 5. «Снежная кутерьма»

Игры на свежем воздухе.

Тема 6: Как наш народ ждёт Новый год?

     Экскурсия по зимним улицам посёлка.

Тема 7: Человек и его профессия.

Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там работающих.

 Тема 8: Какие бывают дома?

Прогулка по окрестностям.

Тема9: Кому мы можем помочь?

 Прогулка с целью кормления птиц.

Тема10: Кто он - воин?

Экскурсия к памятнику, беседа о подвигах во время ВОВ.

Тема11: Предчувствие весны.

 Прогулка по окрестностям школы.

Тема12: Как просыпается природа?

Прогулка с целью наблюдения.

Тема 13: Пасха.

 Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.

Тема 14: Птичьи хлопоты.

Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Оборудование

Вид деятельности

Дата

План

факт

Вокруг нас осень

«В гостях у осени»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

«Какого цвета осень»

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной  не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Рисунок по представлению

Осенние листья

1

Тематическое рисование

Акварель, альбом, кисти, диски

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования

«Птичьи хлопоты»

1

Экскурсия

Пакет с кормом для птиц.

наблюдения за жизнью птиц осенью.

«Птичьи хлопоты»

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной  не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Рисунок по представлению

«На что похоже?»

1

Экскурсия

Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.

«На что похоже?»

1

Тематическое рисование

гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Монотипия

«Что творится на реке?»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

«Что творится на реке?»

1

Тематическое рисование

работа с прошлого занятия, основные цвета, акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги.

Рисунок по работе с прошлого занятия

Осенние дожди

1

Тематическое рисование

Акварель, альбом, кисти, соль

Рисование солью

«Как живут деревья?»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

изображение голых веток

Впечатления осени

1

Тематическое рисование

Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти

Общее панно с индивидуальными работами

Вокруг нас красота зимы.

В ожидании зимы

1

Рисование с натуры на пленере

простой карандаш, картон

Изображение голых деревьев

Первый снег

1

Тематическое рисование

Вата, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА

Аппликация из ваты по предварительному рисунку

Птицы зимой

1

экскурсия

корм для птиц.

Наблюдения за жизнью птиц на улицах

Пернатые соседи

1

Тематическое рисование

бумага плотная, или картон, восковые мелки

Рисунок по памяти

«Снежная кутерьма»

1

прогулка

Лопатки, санки-ледянки.

Наблюдение на пленере, зимние игры.

Какого цвета снег?

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, баночка с водой, бумага.

Оттенки белого, заливка цветом

Зимние забавы.

1

Тематическое рисование

Гуашь, работа прошлого урока, кисть, баночка с водой.

Рисунок по работе прошлого урока

В мастерской художницы-зимы

1

экскурсия

Лопатки, санки-ледянки.

Наблюдения на пленере

Узоры на стекле.

1

Декоративное рисование

серая бумага, 2-3 цвета гуаши, жёсткая кисть.

Рисунок по представлению или по памяти

Какие бывают снежинки

1

Рисование с натуры

бумага, простой карандаш

Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки.

Белые пушинки - хрупкие снежинки!

1

Декоративное рисование

ножницы, бумага белая, цветной картон, клей.

Вырезание из бумаги.

Зимний хоровод

1

Работа с природным материалом

Заготовки из бересты, шишки, пластилин, краски

Изготовление сувенира из шишек и бересты.

Как наш народ ждёт Новый год?

1

Экскурсия

Прогулка по зимним улицам посёлка.

Что за праздник, Новый год!

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, баночка с водой, бумага.

Рисунок по представлению

Мы и люди вокруг.

Цирк

1

Тематическое рисование

бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти.

Рисование по памяти

Человек и его профессия.

1

Экскурсия

Прогулка у близлежащих учреждений и беседа о профессиях

Кем мы будем?

1

Тематическое рисование

бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно.

Создание коллективного панно.

Какие бывают дома?

1

Экскурсия

Прогулка по окрестностям, наблюдения

В каком доме ты живёшь?

1

Тематическое рисование

бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти.

Рисунок по памяти.

Пушистый друг

1

Работа с природным материалом

клей ПВА, цветной картон, шаблон фигурки котенка, щенка.

Аппликация из рогоза

Кому мы можем помочь?

1

экскурсия

Корм для птиц.

Прогулка с целью кормления птиц.

Сказочные птицы.

1

Декоративное рисование

клей, цветная бумага, цветной картон для основы, черный фломастер, шаблон.

Мозаика из цветной бумаги

Я рисую друга (подругу)

1

Тематическое рисование

бумага, гуашь, кисти, баночка с водой.

Портрет

Мы с другом любим поиграть…

1

Тематическое рисование

бумага, акварель, кисти, баночка с водой.

Рисунок по представлению или по памяти.

День Святого Валентина

1

Художественный труд

Цветная бумага, клей, кисточки, украшения

Аппликация из цветной бумаги

Кто он - воин?

1

Экскурсия

Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа.

Подарок мужчинам к празднику.

1

Тематическое рисование

цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой

Изображаем воинов любых эпох.

Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.

1

Лепка

белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка

Лепка

Роспись филимоновской игрушки

1

Декоративное рисование

фигурки с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой.

Роспись

Весенний букет

1

Художественный труд

Клей ПВА, цветная бумага, цветной картон

Аппликация из бумаги

Открытка для мамы

1

Декоративное рисование

открытка, восковая свеча, чёрная тушь, гуашь, клей, светлая бумага по величине открытки, кисть.

Подготовка основы для открытки в технике  граттаж.

Открытка для мамы

1

Декоративное рисование

подготовленная основа, шаблон, стек или тонкая палочка.

завершение работы в технике граттаж.

Подарок для мамы

1

Художественный труд

Цветная бумага

Оригами

Предчувствие весны

1

экскурсия

Прогулка по окрестностям школы, наблюдения

Ждём весну - какая она?

1

Тематическое рисование

белила, цветной картон, коричневая гуашь.

Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой

Скоро птицы прилетят!

Рисование с натуры

белая бумага, основа под лист, восковые мелки.

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.

Какого цвета весна и лето

Знакомство с техникой торцовки

1

декоративное рисование

Ватман, клей ПВА, карандаш, Цветная бумага

Пейзаж, коллективная работа

Коллективное панно в технике торцовки

1

Коллективное панно в технике торцовки (завершение работы)

1

Как просыпается природа?

1

экскурсия

Прогулка с целью наблюдения.

Верба.

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной картон, баночка с водой.

Рисунок по цветному картону

Пасха

1

экскурсия

Косынки девочкам и деньги на свечку.

Беседа и прогулка к церкви.

Писанки.

1

Декоративное рисование

яйцо, гуашь, кисти, баночка с водой.

Роспись яйца

Мои лесные друзья

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой.

Рисунок по представлению.

Апрель с водой, май с травой!

1

Рисование с натуры

бумага, карандаш, твёрдая основа для листа.

Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.

Весенние картинки с речки.

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой

Пейзаж

Птичьи хлопоты.

1

Экскурсия

Пакет.

Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.

Птичьи домишки.

1

Работа с природным материалом

шишки, травинки, веточки, пластилин, картон.

Поделки из природного материала.

Герою-воину

1

Лепка

пластилин, стек, кусок картона, клеёнка.

Лепка

Наши мечты о лете.

1

Рисование с натуры

восковые мелки, бумага, твёрдая основа.

Работа на пленере.

Наши мечты о лете.

1

Рисование с натуры

восковые мелки, бумага, твёрдая основа.

Работа на пленере.

Вот моя деревня…

1

Тематическое рисование

Гуашь, альбом, кисти, клей ПВА, спички (для домиков)

Работа по представлению

В мягких муравках у нас…

1

Рисование с натуры

бумага, твёрдая основа, восковые мелки.

Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки.

В мягких муравках у нас…

1

Лепка

пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.

Лепка

Итого

66


Методические рекомендации.

           Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать  для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.

Тематическое рисование.

            Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом, логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему . На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе: подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д. Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:

«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить ребенка на нужную волну, погрузить в себя.

Рисование с натуры.

             Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.

    Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

Декоративное рисование.

           На этих занятиях третьеклассники овладевают азами образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета. Педагог должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи народной музыки и т.д.  На каждом занятие дети знакомятся с новым видом декоративного творчества.

Работа с природным материалом, лепка.

Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на прогулках.  Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.

Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно использовать  поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка. Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию могут сделать сами дети или педагог до занятия.

Экскурсии и прогулки.

         Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в лесопарковой зоне, у воды.


Необходимые материалы и оборудование:

Для ученика.

 

  1. Акварель
  2. кисти колонок №2, №4-5,
  3. жёсткая кисть из щетины№4-5,
  4. гуашь 6 цветов.
  5. цветной картон не глянцевый и цветная бумага
  6. восковые мелки
  7. палитра
  8. клей ПВА
  9. пластилин
  10. альбом для рисования
  11. Ластик
  12. Простой карандаш
  13. Ножницы
  14. Ватные диски
  15. Ватные палочки
  16. Природный материал
  17. Баночка под воду

Для учителя:

  1. набор цветных таблиц «Декоративно прикладное творчество» готовый, либо самостоятельно изготовленный.
  2. магнитная доска
  3. Диски с записью инструментальных композиций для прослушивания.

Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
  2. «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 30» городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена на

заседании  МО

Руководитель МО

____________/ Н.А Булычева./ «___»_____________г.

Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения

__________/В. Б. Жаров/

«___»____________г.

Внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

для учащихся 1 класса

на 2015 -  2016 учебный год

        

Количество часов – 66

Срок реализации программы - 1 учебный год

Составитель: учитель начальных классов О. В. Кострюкова

Пояснительная записка.

            Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

            Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения.  Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

        Особое место в программе занимает формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

          Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром.

Направленность образовательной программы:

  • создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
  • освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель данного курса воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
  • поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
  • создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
  • обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.

          Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей,     используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный эффект курса.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 66 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-го класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут.

Ожидаемые результаты.

Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и  усвоению графических навыков.

Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять  поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.

Предполагаемые формы занятий:

беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.

Содержание программы.

Тематическое рисование. 20 часов.

Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.

Тема 1: «Какого цвета осень».

Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге, зарисовкам с прошлого занятия.

Тем 2: «Птичьи хлопоты»

Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.

Тема 3: «На что похоже?»

Работа в технике монотипии.

Тема 4: «Что творится на реке?»

Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.

Тема 5: Впечатления осени.

Общее панно с индивидуальными работами.

Тема 6: Первый снег.

Аппликация из ваты по предварительному рисунку.

Тема 7: Пернатые соседи.

Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.

Тема 8: Какого цвета снег?

Оттенки белого. Заливки акварелью, размывы.

Тема 9: Зимние забавы.

Рисунок гуашью по работе прошлого урока.

Тема 10: Что за праздник, Новый год!

Рисунок по представлению.

Тема 11: Цирк.

Рисование по памяти или по представлению гуашью.

Тема 12: Кем мы будем?

Создание коллективного панно из работ учеников.

Тема 13: В каком доме ты живёшь?

Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее окрашенной бумаге.

Тема 14: Я рисую друга (подругу).

Портрет акварелью.

Тема 15: Мы с другом любим поиграть…

Рисунок по представлению или по памяти с применением акварели и гуаши.

Тема 16: Подарок мужчинам к празднику.

Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.

Тема 17: Ждём весну - какая она?

Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному картону с последующей дорисовкой крон деревьев коричневой гуашью.

Тема 18: Верба.

Рисунок по цветному картону гуашью.

Тема 19: Мои лесные друзья.

Рисунок по представлению акварелью.

Тема 20:  Весенние картинки с речки.

Пейзаж акварелью по представлению.

Декоративное рисование. 10 часов

На этих занятиях дети овладевают азами художественно-образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета.

Тема 1: Узоры на стекле.

Рисунок по цветному картону жёсткой кистью белилами.

Тема 2: Белые пушинки - хрупкие снежинки!

    Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.

Тема 3: Сказочные птицы.

     Мозаика из цветной бумаги.

Тема 4: Роспись филимоновской игрушки.

      Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной технике филимоновской игрушки.

 Тема 5 - 6: Открытка для мамы.

Выполнение открытки в технике граттажа.

Тема 7: « Писанки».

     Роспись пасхального яйца гуашью в традиционной народной технике.

Тема 8 – 10: «Торцовка из цветной бумаги»

Выполнение коллективной открытки в технике торцовки (рисунок на выбор)

Рисование с натуры. 10 часов

 Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

Тема 1 « В гостях у осени»

Быстрые зарисовки на пленере простым карандашом.        

Тема 2:«Что творится на реке?»

Работа на пленере цветными мелками.

Тема 3:«Как живут деревья?»

    Работа на пленере, изображение голых веток по светлому картону восковыми мелками.

Тема 4: В ожидании зимы.

      Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике быстрых зарисовок.

Тема 5: Какие бывают снежинки.

      Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге  простым карандашом.

Тема 6 -7: Наши мечты о лете.

     Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.

Тема 8: «В мягких муравках у нас…»

    Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми мелками.

Тема9: Апрель с водой, май с травой!

Наблюдения за весенней рекой, зарисовки простым карандашом.

Тема 10: Скоро птицы прилетят!

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.

 

Художественный труд.  (Работа с природным материалом. Лепка) 9 часов.

 Эти занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствуют координацию движений, развивают воображение, творческую фантазию.

 Тема 1: Зимний хоровод.

  Изготовление сувенира из шишек и бересты.

 Тема 2: Пушистый друг.

     Аппликация из пуха рогоза.

 Тема 3: Птичьи домишки

    Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек и пластилина.

Тема 4: Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.  

 Лепка из белого пластилина или оконной замазки.

Тема 5: «День святого Валентина»

Аппликация из цветной бумаги

Тема 6:  Герою-воину.

Лепка из пластилина эскиза для памятника.

Тема 7: «Подарок маме»

Аппликация из ватных дисков и цветной бумаги

Тема 8: «Весенний букет»

Цветы из природного материала

Тема 9: «В мягких муравках у нас…»

     Аппликация из пластилина по цветному фону имитирующему траву.

Экскурсии. 14 часов

 Прогулки и экскурсии расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять целостность восприятия. Общение с природой вырабатывает необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Тема 1: «Птичьи хлопоты»

 Экскурсия, наблюдения за жизнью птиц.

Тема 2:«На что похоже?»

Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.

Тема3: В мастерской художницы зимы.

Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.

Тема 4: Птицы зимой.

     Наблюдения за жизнью птиц на улицах, кормление.

Тема 5. «Снежная кутерьма»

Игры на свежем воздухе.

Тема 6: Как наш народ ждёт Новый год?

     Экскурсия по зимним улицам посёлка.

Тема 7: Человек и его профессия.

Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там работающих.

 Тема 8: Какие бывают дома?

Прогулка по окрестностям.

Тема9: Кому мы можем помочь?

 Прогулка с целью кормления птиц.

Тема10: Кто он - воин?

Экскурсия к памятнику, беседа о подвигах во время ВОВ.

Тема11: Предчувствие весны.

 Прогулка по окрестностям школы.

Тема12: Как просыпается природа?

Прогулка с целью наблюдения.

Тема 13: Пасха.

 Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.

Тема 14: Птичьи хлопоты.

Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Оборудование

Вид деятельности

Дата

План

факт

Вокруг нас осень

«В гостях у осени»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

«Какого цвета осень»

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной  не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Рисунок по представлению

Осенние листья

1

Тематическое рисование

Акварель, альбом, кисти, диски

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования

«Птичьи хлопоты»

1

Экскурсия

Пакет с кормом для птиц.

наблюдения за жизнью птиц осенью.

«Птичьи хлопоты»

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной  не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Рисунок по представлению

«На что похоже?»

1

Экскурсия

Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.

«На что похоже?»

1

Тематическое рисование

гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с  водой.

Монотипия

«Что творится на реке?»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

зарисовки

«Что творится на реке?»

1

Тематическое рисование

работа с прошлого занятия, основные цвета, акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги.

Рисунок по работе с прошлого занятия

Осенние дожди

1

Тематическое рисование

Акварель, альбом, кисти, соль

Рисование солью

«Как живут деревья?»

1

Рисование с натуры на пленере

светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа.

изображение голых веток

Впечатления осени

1

Тематическое рисование

Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти

Общее панно с индивидуальными работами

Вокруг нас красота зимы.

В ожидании зимы

1

Рисование с натуры на пленере

простой карандаш, картон

Изображение голых деревьев

Первый снег

1

Тематическое рисование

Вата, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА

Аппликация из ваты по предварительному рисунку

Птицы зимой

1

экскурсия

корм для птиц.

Наблюдения за жизнью птиц на улицах

Пернатые соседи

1

Тематическое рисование

бумага плотная, или картон, восковые мелки

Рисунок по памяти

«Снежная кутерьма»

1

прогулка

Лопатки, санки-ледянки.

Наблюдение на пленере, зимние игры.

Какого цвета снег?

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, баночка с водой, бумага.

Оттенки белого, заливка цветом

Зимние забавы.

1

Тематическое рисование

Гуашь, работа прошлого урока, кисть, баночка с водой.

Рисунок по работе прошлого урока

В мастерской художницы-зимы

1

экскурсия

Лопатки, санки-ледянки.

Наблюдения на пленере

Узоры на стекле.

1

Декоративное рисование

серая бумага, 2-3 цвета гуаши, жёсткая кисть.

Рисунок по представлению или по памяти

Какие бывают снежинки

1

Рисование с натуры

бумага, простой карандаш

Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки.

Белые пушинки - хрупкие снежинки!

1

Декоративное рисование

ножницы, бумага белая, цветной картон, клей.

Вырезание из бумаги.

Зимний хоровод

1

Работа с природным материалом

Заготовки из бересты, шишки, пластилин, краски

Изготовление сувенира из шишек и бересты.

Как наш народ ждёт Новый год?

1

Экскурсия

Прогулка по зимним улицам посёлка.

Что за праздник, Новый год!

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, баночка с водой, бумага.

Рисунок по представлению

Мы и люди вокруг.

Цирк

1

Тематическое рисование

бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти.

Рисование по памяти

Человек и его профессия.

1

Экскурсия

Прогулка у близлежащих учреждений и беседа о профессиях

Кем мы будем?

1

Тематическое рисование

бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно.

Создание коллективного панно.

Какие бывают дома?

1

Экскурсия

Прогулка по окрестностям, наблюдения

В каком доме ты живёшь?

1

Тематическое рисование

бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти.

Рисунок по памяти.

Пушистый друг

1

Работа с природным материалом

клей ПВА, цветной картон, шаблон фигурки котенка, щенка.

Аппликация из рогоза

Кому мы можем помочь?

1

экскурсия

Корм для птиц.

Прогулка с целью кормления птиц.

Сказочные птицы.

1

Декоративное рисование

клей, цветная бумага, цветной картон для основы, черный фломастер, шаблон.

Мозаика из цветной бумаги

Я рисую друга (подругу)

1

Тематическое рисование

бумага, гуашь, кисти, баночка с водой.

Портрет

Мы с другом любим поиграть…

1

Тематическое рисование

бумага, акварель, кисти, баночка с водой.

Рисунок по представлению или по памяти.

День Святого Валентина

1

Художественный труд

Цветная бумага, клей, кисточки, украшения

Аппликация из цветной бумаги

Кто он - воин?

1

Экскурсия

Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа.

Подарок мужчинам к празднику.

1

Тематическое рисование

цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой

Изображаем воинов любых эпох.

Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.

1

Лепка

белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка

Лепка

Роспись филимоновской игрушки

1

Декоративное рисование

фигурки с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой.

Роспись

Весенний букет

1

Художественный труд

Клей ПВА, цветная бумага, цветной картон

Аппликация из бумаги

Открытка для мамы

1

Декоративное рисование

открытка, восковая свеча, чёрная тушь, гуашь, клей, светлая бумага по величине открытки, кисть.

Подготовка основы для открытки в технике  граттаж.

Открытка для мамы

1

Декоративное рисование

подготовленная основа, шаблон, стек или тонкая палочка.

завершение работы в технике граттаж.

Подарок для мамы

1

Художественный труд

Цветная бумага

Оригами

Предчувствие весны

1

экскурсия

Прогулка по окрестностям школы, наблюдения

Ждём весну - какая она?

1

Тематическое рисование

белила, цветной картон, коричневая гуашь.

Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой

Скоро птицы прилетят!

Рисование с натуры

белая бумага, основа под лист, восковые мелки.

Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.

Какого цвета весна и лето

Знакомство с техникой торцовки

1

декоративное рисование

Ватман, клей ПВА, карандаш, Цветная бумага

Пейзаж, коллективная работа

Коллективное панно в технике торцовки

1

Коллективное панно в технике торцовки (завершение работы)

1

Как просыпается природа?

1

экскурсия

Прогулка с целью наблюдения.

Верба.

1

Тематическое рисование

гуашь, цветной картон, баночка с водой.

Рисунок по цветному картону

Пасха

1

экскурсия

Косынки девочкам и деньги на свечку.

Беседа и прогулка к церкви.

Писанки.

1

Декоративное рисование

яйцо, гуашь, кисти, баночка с водой.

Роспись яйца

Мои лесные друзья

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой.

Рисунок по представлению.

Апрель с водой, май с травой!

1

Рисование с натуры

бумага, карандаш, твёрдая основа для листа.

Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.

Весенние картинки с речки.

1

Тематическое рисование

акварель, кисти, бумага, баночка с водой

Пейзаж

Птичьи хлопоты.

1

Экскурсия

Пакет.

Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.

Птичьи домишки.

1

Работа с природным материалом

шишки, травинки, веточки, пластилин, картон.

Поделки из природного материала.

Герою-воину

1

Лепка

пластилин, стек, кусок картона, клеёнка.

Лепка

Наши мечты о лете.

1

Рисование с натуры

восковые мелки, бумага, твёрдая основа.

Работа на пленере.

Наши мечты о лете.

1

Рисование с натуры

восковые мелки, бумага, твёрдая основа.

Работа на пленере.

Вот моя деревня…

1

Тематическое рисование

Гуашь, альбом, кисти, клей ПВА, спички (для домиков)

Работа по представлению

В мягких муравках у нас…

1

Рисование с натуры

бумага, твёрдая основа, восковые мелки.

Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки.

В мягких муравках у нас…

1

Лепка

пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.

Лепка

Итого

66


Методические рекомендации.

           Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать  для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.

Тематическое рисование.

            Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом, логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему . На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе: подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д. Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:

«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить ребенка на нужную волну, погрузить в себя.

Рисование с натуры.

             Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.

    Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).

Декоративное рисование.

           На этих занятиях третьеклассники овладевают азами образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета. Педагог должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи народной музыки и т.д.  На каждом занятие дети знакомятся с новым видом декоративного творчества.

Работа с природным материалом, лепка.

Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на прогулках.  Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.

Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно использовать  поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка. Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию могут сделать сами дети или педагог до занятия.

Экскурсии и прогулки.

         Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в лесопарковой зоне, у воды.


Необходимые материалы и оборудование:

Для ученика.

 

  1. Акварель
  2. кисти колонок №2, №4-5,
  3. жёсткая кисть из щетины№4-5,
  4. гуашь 6 цветов.
  5. цветной картон не глянцевый и цветная бумага
  6. восковые мелки
  7. палитра
  8. клей ПВА
  9. пластилин
  10. альбом для рисования
  11. Ластик
  12. Простой карандаш
  13. Ножницы
  14. Ватные диски
  15. Ватные палочки
  16. Природный материал
  17. Баночка под воду

Для учителя:

  1. набор цветных таблиц «Декоративно прикладное творчество» готовый, либо самостоятельно изготовленный.
  2. магнитная доска
  3. Диски с записью инструментальных композиций для прослушивания.

Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
  2. «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»

   Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг нас"

        Рабочая программа кружка «Я и мир вокруг нас» составлена на 2016 – 2017 учебный год.Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответ...