конструктивное общение
рабочая программа на тему

Орешкина Татьяна Сергеевна

программа расчитана для детей младшего и среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_konstruktivnogo_obshcheniya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Научись общаться – и все получится!»

Развитие навыков конструктивного общения

Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Мы учимся любить, созидать, принимать решения в общении с воспитателем, братьями и сестрами, родственниками, учителями, друзьями, и т.д. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья. 
Как показывает  педагогический опыт  - у детей, живущих в детских домах, формируется искаженное представление о мире и о себе; складывается неправильное отношение к жизни, людям, не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах детского дома и за его пределами.

В результате поиска наиболее эффективных форм и средств воспитания и коррекции общения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникла идея создание программы по развитию конструктивного общения  «Научись общаться – и все получится!»  

Ведь именно процесс общения – основа нашего взаимодействия с окружающим миром. И от того, насколько конструктивно мы умеем общаться с людьми, зависят не только наше эмоциональное состояние, наше здоровье, но и успехи  во всех жизненных планах.

Целью программы  является: развитие коммуникативных способностей и навыков конструктивного общения через взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Программа разделена на две возрастные ступени: младшая и старшая, что позволяет более эффективно решать задачу социальной адаптации воспитанников детского дома и состоит из  3 блоков:    

1 блок – теоретический

2 блок – эмоциональный

3 блок -  практический                                                                  

1 блок – теоретический: (Формы организации занятий  - дискуссия, ролевые и деловые игры, тренинги, семинары, открытая трибуна.)

2 блок – эмоциональный (при работе с эмоциональным блоком используется элементы сказко-, драма терапии. Для данного блока был подобран и разработан  цикл занятий на тему «Писатели – детям». Дети учатся общаться  c  помощью речи, жестов, мимики, пантомимы; тональности и интонации голоса, громкость и быстрота речи, паузы; идет выработка тактики и стратегии взаимодействия между людьми, организация различных видов совместной деятельности.)

Были проведены недели «Писатели детям», посвященные творчеству следующих писателей: А. Барто, Пришвину. Проведен цикл занятий на тему «Зима  в творчестве разных писателей», «Народные традиции». «Страницы истории», «По страницам детских журналов», «Планета – наш дом».  На протяжении двух лет проводится ежегодная неделя толерантности, неделя детской книги. На занятиях можно взглянуть на мир глазами человека, почувствовать, как он, попробовать так же, как он, ответить на запрос жизненной ситуации. А затем  активно применять данные умения в жизни.

 С детьми среднего и старшего школьного возраста были разработаны занятия по программе начального курса “Эстетика”. Проводились формы взаимодействия как тренинги, дискуссии, часы общения.  

3 блок – практический  (основной метод:  метод творческого самовыражения. Значительное место на занятии рекомендуется отводить заданиям творческого характера: придумать совместное короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку и т.п. На занятиях дети работают только в парах или в микрогруппах.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на вовлечение каждого в процесс общения, говорения, слушания, формирование умений анализировать и оценивать общение.

На занятиях педагог опирается на следующие методы:

- общие методы воспитания: рассказ, этическая беседа;

-методы организации деятельности и формирования опыта поведения,

коллективную творческую деятельность, поручение;

- методы стимулирования: одобрение, поощрение.

В ходе выполнения данной программы воспитанники учатся корректному речевому поведению, уместному использованию, словесных и  несловесных средств общения, учатся ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его.

Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, конкурсов, спортивных мероприятий, семейных праздников, инсценировок сказок.

Свои личностные качества дети проявляют в различных воспитательных, культурно-массовых мероприятиях, фестивалях.

Занятия по общению способствуют организации воспитательного процесса на основе диалога, который обеспечивает развитие демократического стиля общения детей и взрослых, вырабатывает практические умения: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог; умение находить и отбирать соответствующие выражения собственных мыслей. Дети знакомятся с правилами ведения диалога.

Занятия обогащаются благодаря использованию специальных развивающих игр по общению. Это лото «Зоопарк настроений».

Народная мудрость,  фантазия сказочников,  авторы мультфильмов знакомят детей с жизнью и всеми ее проявлениями: с настроением, т.е.  устойчивым  переживанием  эмоций (грусть,  веселье, вина), с  характером, т.е. проявлением отношения к себе и окружающим (гордость,  робость,  злость). Эти знания являются основой общения с окружающими. Игра способствует  развитию внимания, мышления, речи.

Игра «Пойми меня» предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей. Дети познакомятся не только с названиями эмоций, но и научатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения, которые они испытывают, произвольно направляя свое внимание на эти эмоции и чувства (радостно, удивленно, страшно). Дети узнают выразительные движения, сопровождающие любые эмоциональные проявления (поднятые руки, наклон головы и т.д.).

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический  материал. Для учебных занятий (теоретических) воспитанникам требуется тетрадь для записей, а для практических занятий – альбом, цветная бумага, цветные карандаши, пластилин.

В практической работе с группой возможно использование разнообразного диагностического материала (тестов). Это бывает необходимо для разных целей: для определения уровня развития интеллектуальной сферы, индивидуальных и типологических особенностей личности, уровня социально-психологического развития группы, для отслеживания результатов работы.

Предварительная диагностика выявляет воспитанников, объективно нуждающихся в комплексной коррекции, а также позволяет учесть их особенности при организации и проведении коллективных занятий.

Измерения проводятся с каждым ребенком, как в начале, так  и в конце учебного года. По полученным данным составлялась характеристика, произошедших в ходе работы, изменений.  

Программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность  развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для  расцвета  природных дарований.

 Итоги реализации данной программы подводятся в виде:

- выставок поделок,

- оформление альбомов с рисунками и фотографиями детей;

- в подготовке дидактического материала в виде памяток для  воспитанников, раздаточного материала;

- выставок специальных детских игр и книг по общению;

- проведения соревнований, праздников;

- инсценировка сказок разных писателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Мастер-класс "Учитель и родитель - конструктивный диалог"

Мастер-класс был проведен на Форуме молодых специалистов. В данном материале рассказывается о том, как можно организовать первое родительское собрание в 1 классе, какие приемы знакомства с родителями ...

Конструктивные действия младших школьников в ситуации неуспеха.

Конструктивные действия младших школьников в ситуации неуспеха...

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».

В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

Семинар-практикум для педагогов «Учимся конструктивному общению»

Цель: формировать навыки конструктивного общения с родителями Задачи: 1. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений. 2. Способствовать повышению у педагогов ур...