классный час "Праздник чая"
классный час (4 класс) на тему

Благова Ольга Юрьевна

Рассказала о традициях чаепития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_prazdnik_chaya.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Праздник чая»

Цель:

- знакомство с культурой чаепития, особенностями чайной церемонии в России;

- совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений на основе взаимопонимания;

- воспитание культуры времяпровождения.

Оснащение и оформление:

Презентация «Традиции русского чаепития», атрибуты для чаепития: самовар, чайник, чайные сервизы, несколько сортов чая для заварки, конфеты, баранки, варенье, памятки «Как правильно заваривать чай», рисунки заварочных чайников.

                                                      Ход занятия

Музыка. Конфетки – Бараночки.

  1. Организационный момент.

Звучит фрагмент песни «Конфетки - Бараночки »

Не толпитесь у дверей –

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем ребятишки,

И баранки и коврижки.

К нам, смотри не опоздай,

А не то остынет чай.

Учитель: Добрый день друзья! Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались для общения, а какое общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепития имеют давние корни.

Давайте и мы пригласим друг друга на чай.

Тренинг с чашкой чая. Дети передают друг другу по кругу чайную чашку и      говорят по одному предложению – приглашение на чай.

              Выходят гости из Китая

Учитель Кнам прибыли гости из Китая . Они расскажут нам о чае.

Китайский «Чайный домик»

1.  С плантаций чайных древнего Китая.

     Пришел к нам чай через века.

2.  Похож он на напиток Рая.

     И привезли его мы вам издалека!

3.  Чай называем по-разному мы.

     Это зависит от части страны:

     Где-то он «цха».

    4.  А в другом месте «тья».

    Чаще всего называем мы «ча».

5.  А перевод тут на русский простой

    «Чай - означает листок молодой».

На фоне китайской музыки идет рассказ о чае.

1.  Китай - это родина чая. Так как это наш любимый напиток, мы даем ему самые красивые названия «Черный дракон», «Серебряные иголки», «Реснички красавицы». В зависимости от обработки чая, он становится – красным, желтым, зеленым или черным.

2.  С чайного куста собирают только молодые зеленые побеги.

3.  Наши чашки, из которых мы пьем, называются «чайвани». Что бы чай сохранил прекрасный аромат и свои целебные свойства, заваривают чай в фарфоровом чайнике, только родниковой водой, не доводя до кипения.

4.  Называется такая вода – «Белый ключ». Чай это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость. Поднимает настроение.

Вместе: Приятного вам чаепития! ( уходят)

Учитель: За последние два с половиной столетия чай так обрусел, что, пожалуй,     сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи,  приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы,  зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

Учитель: А какова же история появления  чая в России?

Слайд. Чайный путь.

Долгий путь преодолел чай прежде, чем стал любимым и традиционным напитком.

                В России с чаем впервые познакомились в Сибири. В середине XVII в.    путешественник  Василий Старков сообщил, что пил чай у монголов. Постепенно чай добрался до Москвы, именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития.

Учитель: По какому же пути чай прибыл к нам в Россию? (Ответы детей) (Китай – Монголия – Сибирь - Москва)

Учитель: Когда к нам чай попал, в Россию, случались всякие курьезы. Вот послушайте.

Сценка « Барыня »

( На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает одобрительно.)

Барыня:   Из заморских стран далеких

                   Мне прислали сундучок.

                  А в посылке написали,

                  Что заварка-то - чаек.

                 Эй, Федька, подь сюда,

(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)

                    Ну-ка, чаю завари!

(барыня уходит, Федька чешет затылок)

Федька:   Вот дала ларец мне чаю,

                  И велит его сварить,

                  А я отроду не знаю,

                  Как проклятый чай варить.

                 Вот возьму, налью водички,

                 Всыплю чай я весь в горшок,

                 И приправлю перцу, луку,

                Да петрушки корешок.

(наливает в чашку чаю, входит барыня)

Барыня:   Ну, что, Федор, чай готов?

                  Дай отведать тех листов.

(пробует из чашки и сразу выплевывает)

                 Тьфу, что за гадость не пойму.

                 Ты решил меня сгубить.

                 Чашкой чая отравить.

                 Ах ты, глупый дуралей.

                 Получи скорей плетей.

(барыня бьет Федьку и убегают со сцены)

Федька выходит на сцену с горшком и чешет затылок.

Федька:  Долго думал, удивлялся,

                 Чем же мог не угодить?

                 А потом я догадался,

                 Что забыл я посолить!

                 Пойду барыню еще раз чаем угощу!

Учитель:  Да, вот это курьезы.

Учитель:    Прошло немало лет, и чай стал   любимым напитком россиян. Узнали вкус чая россияне тогда, когда в каждой деревне открылись чайные и трактиры. Для постоянных клиентов был открыт счет до получки, так как любители чая готовы были пропить свою единственную лошадь.

                     В чайных люди не только пили чай, но и пели песни, танцевали, играли на гармошке. Чаепитие в России – это всегда хорошее настроение. А что хочется человеку в хорошем расположении духа? Петь!

Учитель:   Эй, девчоночки подружки,

                    Веселушки – хохотушки,

                    Спойте чайные частушки.

ЧАСТУШКИ

(Дети исполняют частушки собственного сочинения)

1.На столе у нас пирог

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

2.Утром рано, перед школой

Много чая выпил я.

И теперь прошу я часто.

Чтоб с урока выйти мне.

3.На чаёк крутой я Дашу

Пригласил к себе домой,

Может мне она поможет

Прорешать пример крутой.

4.Заставляют изучать

Чайные традиции.

Дайте мне перекусить

После репетиции.

5.От души вас поздравляем

С праздничным весенним днем.

Русским чаем угощаем

Всем привет передаем.

Учитель: В России существует многовековая традиция – традиция чаепития.

Учитель: Русское чаепитие – это не только традиция, но и возможность   перекусить (не зря же гостям принято предлагать чаю), способ согреться в мороз и расслабиться после трудового дня. Да и беседовать гораздо приятнее за чашкой чая, нежели всухомятку. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьёзный вопрос.

Учитель: А теперь я предлагаю нам всем отдохнуть!

Физминутка.

                 Звучит песня «У самовара», дети выходят в круг и повторяют движения.

Учитель: Молодцы, ребята, как  хорошо мы с вами отдохнули.

Учитель: Так полюбили россияне этот ароматный напиток, что изобрели «Чудо самовар», который сначала называли « Чайная машина ». Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что    родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Учитель: Какой город считается родиной самовара?  (Ответы детей)

Учитель: Чаевничали все – от аристократов и дворян до простых людей.                      

                 

Учитель: Ну что же, пора накрывать стол. К чаю подавали обилие  выпечки, разные блюда, угощения, сладости. Вот как готовила выпечку Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка»: взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила его разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу –звери рыскучие.»

Учитель: А что ещё можно подать к чаю?

Тренинг. Дети передают друг другу тарелку и называют сорт выпечки и сладость к чаю.

 

Слайд  Как подают чай. Учитель демонстрирует сервировку стола.

Учитель:  Стол накрывается цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладётся подходящая цветная салфетка. У каждого приглашённого чашка с блюдцем, чайная ложечка, пирожковая тарелочка, розетка для варенья, вилочка для фруктов. Самовар является символом всего банкета и создаёт определённый уют. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или близкая подруга.

Учитель: Как накрывали стол? Велась ли беседа за столом?

Игра на внимание «Найди ошибку»

Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.

Гость: Чай да сахар!

Гостья: Хлеб да соль!

Хозяйка: Милости просим к чаю! (Садятся все трое)

Хозяин: О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума!

(Гостья заваривает сразу чай)

Разливай, кум!

(Гость разливает: женщинам – в стаканы, мужчинам – в чашки)

Хозяйка: Вам с вареньем или со сливками?

Гостья: Со сливками, пожалуйста.

( На стульях висят полотенца. К ним никто не притрагивается.  Все пьют чай без блюдец).

Учитель: Были ли допущены ошибки в данной ситуации?

Ошибки следующие:

- Чай строго разливал хозяин.

- Подавали чайное полотенце, им пользовались.

- Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.

- Чай пили из блюдец.

- И стаканов пили мужчины…

Учитель:  А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая.

Определите на вкус, что добавлено в чай.

(Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с лесными ягодами и т.д.)

Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня?

  (Ответы детей)

Где зародился чай?

Как попал чай в Россию?

Из чего пили чай раньше?

Где делают самовары? И т.д.

 Совет напоследок.

 Ну а напоследок я полезный дать хочу совет:

Если,  хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться
Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,
И в морозы  согревает,

И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!

Учитель: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь   и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот и мы хотим , чтобы наша встреча связала нас дружбой и предлагаю вам  всем вместе выпить чашку чая, поддерживая русские традиции.

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...