Озеро и его обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Дмитриева Ирина Витальевна

 

Автор приглашает на свой открытый урок.. Здесь представлен сценарий открытого урока «Озеро и его обитатели» для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Аксубаевский район

МБОУ «Саврушская НОШ»

Учитель начальных классов

Дмитриева  Ирина Витальевна

Класс – 3

     Автор – учительница начальных классов с 22 – летним стажем И.В. Дмитриева – приглашает на свой открытый урок. Здесь представлен сценарий открытого урока «Озеро и его обитатели» для 3 класса.

     Данный урок поможет способствовать установлению детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе.

     Задачи помогут детям приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, умения разрешать найденные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов.

Урок окружающего мира, 3 класс.

Учебник А. А. Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли»

Тема урока: « Озеро и его обитатели»

Цели: 1. Знакомство учащихся с животными и растениями озер, их

              «профессиями» в экосистеме.

      2. Обучение способам самостоятельного приобретения и                                                                   применения полученных знаний.

      3. Развитие интереса к изучению озера и его обитателей.

      4. Воспитание экологической культуры младших школьников.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: устно – словесный, наглядный, беседа, объяснение.

Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, таблица «Озеро», гербарии растений озера, слайды с программными материалами.

Ход урока

                                1.   Организационный момент.

 -Что изображено на этих картинах?

-Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (Озеро)(слайд №1)

- Так о чем же мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего урока?

                                  2.   Актуализация знаний, постановки цели.

-А в нашей местности есть озера? (Да)

 -Что мы знаем об озерах?

 - Как озера показывают на картах?

 -Чем отличаются, на ваш взгляд, река, озеро, пруд, лужа?

 -Откуда вода может попасть в озера?

 Путешествуя на уроке по озерам, мы должны будем ответить на вопросы:

 -Чем отличается озеро от моря? (Выясним особенности озер)

 -Как сохранить озеро чистым?

 Будем учиться находить озеро на карте и показывать его.

  1. Объяснение учителя. (слайд №2)

     Озера – это природные водоемы со стоячей водой. У озер есть берега, но нет левого и правого берега. В озера впадают реки. Земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро, называется бассейном. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным.

Задания предъявляются с помощью мультимедийного проектора на экране.

    Далее учащимся предлагается выполнить задания (слайд №3), связанные с изменениями в природе.

     Задание 1.Подумайте и дайте ответ на вопрос:

 Почему летом по берегам водоемов, во влажных местах много жаб, лягушек?

     1) питаются насекомыми              3) любят тепло

     2) любят воду                                 4) приносят пользу

     Возможно взаимное дополнение ответов друг друга.

Проверка выполнения задания осуществляется разными способами:

    1)учитель собирает карточки и сразу же после этого устно проводит анализ выполнения данного задания с использованием сигнальных блокнотов, а затем демонстрирует на экране правильные варианты ответов, используя слайд №4. Такой вариант проверки позволяет детям сразу же получить оценку своих результатов и восполнить пробелы в знаниях;

    2)организуется взаимопроверка работ самими учащимися. В этом случае дети обмениваются карточки и, ориентируясь на слайд с правильными ответами, исправляют ошибки друг у друга. В конце работы указывают количество правильных ответов и ошибок и сдают карточки учителю.

     Новые задания (слайд №5) направлены на установление важнейших отношений в природном сообществе – пищевых.

    Задание 2. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания. Запишите правильный вариант ответа на карточках.

 

Сова, змея, подорожник, слизень.

    После заполнения карточки учащиеся обмениваются работами и осуществляют  взаимопроверку, ориентируясь на  правильные (слайд №6).

  Ответы:

  Подорожник, слизень, змея, сова.

    После выполнения заданий учитель отмечает активную работу детей, особо выделив тех, кто, как правило, не проявляет заметной инициативы и имеет проблемы в учебе.

    Создание поисковой  ситуации :

-Вспомните, чем озера отличаются от других водоемов?

- Кого из обитателей озера ты знаешь?

- Какие  «профессии» живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме?

3.Совместное открытие знаний.

- Посмотрите на задание 1 и объясните, что изображено на рисунке? ( круговорот в озере, цепи питания).

- Что обозначают стрелки? (круговорот веществ в озере. Зеленые – органические вещества, пищевые цепи; коричневые – минеральные вещества).

- Какие из живых организмов мы можем встретить в озере?

- Ребята, обратите внимание на черную стрелку, что она обозначает? (она обозначает, что круговорот в озере не замкнут)

- Любой не замкнутый круговорот рано или поздно подготавливает почву для смены экосистем на более устойчивые с замкнутым круговоротом.

4.Беседа об обитателях озер.

        

- Что вы должны были дома подготовить? (сообщения об обитателях озер)

     Дети зачитывают свои сообщения (чтение и коллективное обсуждение сообщений)

5.Физкультминутка.

Мы работали серьёзно,

Надо нам и отдохнуть,

А для этого привстанем,

К солнышку потянемся,

 От землицы силу примем,

 А от ветра свежести.

6.Рассказ учителя ( слайды №7,8,9).

- Молодцы, ребята, все постарались, приготовили сообщения. Слушая, ваши сообщения, мы познакомились с обитателями озёр. Я тоже хочу познакомить вас с некоторыми обитателями озёр. В наших водоёмах, озёрах и реках много также различных полезных и ценных животных, птиц, рыб. Там живут норка, выдра, выхухоль. Различные рыбы: судак, окунь, щука, сом, сазан, лещ, красноперка, язь, стерлядь, речной рак.

  Из птиц обитают дикие утки, гуси, чайки. Около воды живет норка, которая питается раками, рыбами, лягушками. У норки очень хороший мех. Выдра питается рыбой. Мех выдры очень красив. В настоящее время выдра охраняется, и ловля её запрещена.

   Ондатра впервые завезена в Татарию в 1944 году в Актанышский и Мензелинский районы. Излюбленное место её там, где много водных и прибрежных растений. Питается водными растениями. Мех ондатры тоже очень ценится.

Водоплавающие дикие птицы прилетают к нам весной. Эти птицы устраивают себе гнезда на глухих озерах и болотах. В озерах растут: стрелолист, элодея, рогоз, кувшинка.

7.Сообщение учителя об охране водоема (слайд №10).

- Как охраняются растения и животные водоемов?

Задача: На водоем попал бензин и распространился по всей поверхности.

   

     1) Окажет ли он какое-либо влияние на жизнь водоема?

     2) Какие последствия могут быть на этом водоеме?

     3) Что можно предпринять в этом случае?

8. Первичное закрепление.

  1. Откройте учебники на странице 38, найдите задание №2. Прочитайте и подпишите на схеме всех обитателей экосистемы озера.
  2. Чтение правила.
  3. Задание №3. Зачем рыбаки сверлят зимой лунки во льду озёр? (рыбам не хватает воздуха под водой, поэтому они собираются у лунок).
  4. Задача (слайд №11): В озеро слили 500литров химических отходов, в результате чего погибло 4 тонны рыбы.

                 

  1. Сколько нужно лет для полного восстановления рыбы, если за один год может вырасти до 800 кг?
  2. Можно ли сбрасывать в воду отходы? Какие?
  3. Какое влияние окажет изменение состава воды на растительный мир озера?

9. Итог урока.

     В озере мы обнаруживаем все элементы экосистемы и живых обитателей всех «профессий», благодаря которым поддерживается круговорот веществ.

    -Круговорот веществ в озере – что вы можете об этом сказать? (Ответы детей: «Круговорот веществ в озере не полностью замкнут, поэтому озеро со временем превращается в болото»).

10. Домашнее задание учитель проецирует на экран (слайд № 12)

- Прочитать текст на с.37-39. Правило выучить наизусть.

             - Составить рассказ об озере по плану:

  • Название.
  • Откуда берет начало.
  • Каков характер течения: быстрый, медленный.
  • Замерзает или нет; на сколько месяцев.
  • Как используется человеком.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

озера

Слайд 2

Озера - это природные водоемы со стоячей водой. У озер есть берега, но нет левого и правого берега. В озера впадают реки. Земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро, называется бассейном. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным Самое большое озеро – Каспийское море. Самое глубокое озеро – Байкал.

Слайд 3

Почему летом по берегам водоёмов, во влажных местах много жаб, лягушек? питаются насекомыми 2) Любят воду 3)любят тепло 4)приносят пользу

Слайд 4

Почему летом по берегам водоёмов, во влажных местах много жаб, лягушек? 1)питаются насекомыми 3)любят тепло 2)любят воду 4)приносят тепло

Слайд 5

Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания. Запишите правильный вариант ответа на карточках. Сова, змея, подорожник, слизень.

Слайд 6

Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания. Запишите правильный вариант ответа на карточках. Подорожник, слизень, змея, сова.

Слайд 7

В наших водоемах, озерах и реках много также различных полезных и ценных животных, птиц, рыб. Там живут норка, выдра, выхухоль. Различные рыбы: судак, окунь, щука, сом, сазан, лещ, красноперка, язь, стерлядь, речной рак.

Слайд 8

Около воды живет норка, которая питается раками, рыбами, лягушками. У норки очень хороший мех. Выдра питается рыбой. Мех выдры очень красив. В настоящее время выдра охраняется, и ловля её запрещена. Ондатра впервые завезена в Татарию в 1944 году в Актанышский и Мензелинский районы. Излюбленное место её там, где много водных и прибрежных растений. Питается водными растениями. Мех ондатры тоже очень ценится.

Слайд 9

Водоплавающие дикие птицы прилетают к нам весной. Эти птицы устаивают себе гнезда на глухих озерах и болотах. В озерах растут: стрелолист, элодея, рогоз, кувшинка . Из птиц обитают дикие утки, гуси, чайки.

Слайд 10

-Как охраняются растения и животные водоемов? Задача: На водоем попал бензин и распространился по всей поверхности. 1) Окажет ли он какое-либо влияние на жизнь водоема? 2) Какие последствия могут быть на этом водоеме? 3) Что можно предпринять в этом случае?

Слайд 11

Задача: В озеро слили 500 литров химических отходов, в результате чего погибло 4 тонны рыбы. 1) Сколько нужно лет для полного восстановления рыбы, если за один год может вырасти до 800 кг? 2) Можно ли сбрасывать в воду отходы? Какие? 3) Какое влияние окажет изменение состава воды на растительный мир озера?

Слайд 12

-Прочитать текст на с.37-39. Правило выучить наизусть. -Составить рассказ об озере по плану: * Название. * Откуда берет начало. * Каков характер течения: быстрый, медленный. * Замерзает или нет; на сколько месяцев. * Как используется человеком.



Предварительный просмотр:

                           

Из опыта работы

учителя начальных классов

Дмитриевой Ирины Витальевны

Цели мероприятия:

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников.

Оформление зала: «Кто мы? Откуда мы?» - родословная семей учащихся.

Фотовыставка «Загляни в семейный альбом».

Фонограмма «родительский дом»

Родословные «Древо жизни»

Эпиграф:

Благослови, Господь семью – творения венец

На головеночках детей покоится земля

Святая Троица Земли

Ребенок. Мать. Отец.

И человечество само

Ни что-нибудь – семья. (Евгений Евтушенко)

Ход мероприятия.

1 вед.    Здравствуйте, уважаемые родители, дети и все присутствующие. Мы рады приветствовать Вас на нашем телемарафоне. У Вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за дверями этого зала и вместе с детьми давайте постараемся отдохнуть.

2 вед. Наш сегодняшний мир – не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с трудностями и проблемами. Люди чувствуют большую отчужденность друг от друга. У нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, любят, понимают. Именно семья, наши родные и близкие помогают справляться с трудностями и проблемами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

1 вед. ООН 15 мая провозгласил «Международный день семьи». Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 2008 год провозгласил годом семьи. Значит, правительство тоже беспокоится о наших семьях. Стремится, чтобы корни семейные были крепкими. Ведь разваливаются семьи, разваливается и общество. А семья – ячейка общества.

Дети – это чудо света,

Я увидела сама.

Причисляю чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть.

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

2 вед. Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама, папа, дедушка, бабушка и др. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семейства «как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что–то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово «понимание».

1 вед. Значит семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.

Когда появилось слово «семья»!

Когда - то о нем не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам»-

-Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

-Кто, моя царица, воспитает их?

И Ева покорно ответила: «Я»

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

-Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот так на земле появилась семья.

2 вед. Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьёй. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, это группа живущих вместе родственников. Сколько же их этих родственников? Давайте считать.

1 вед. В большой семье больше забот, но и счастья, радости больше. Хорошо, когда в семье есть и братья, и сестры, помощники родителей. Наш сегодняшний телемарафон «Я горжусь своей семьёй» пройдёт по трем рубрикам:

1. «Многодетная семья»

2. «Династия»

3. Родословные «Древо жизни»

2 вед. Сегодня у нас в гостях многодетные мамы. Это: Тимкина Нина Сергеевна, Удирякова Полина Ивановна, Водышева Надежда Михайловна, Ишметова Анфиса Савестьяновна.

Предоставляем им слово

 Расскажите, пожалуйста, вкратце о своей семье.

-Назовите возраст существования семьи.

-Сколько человек в вашей семье?

-А сколько человек было в семье ваших родителей?

-Чем занимаетесь? Какое положение в обществе занимаете?

-Кто помогает вам в воспитании детей?

-Слушаются ли вас ваши дети?

-Обижают ли старшие дети младших?

-Есть ли у ваших детей друзья?

-Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько они захотят, или же есть ограничения?

-Во сколько укладываете детей спать?

-Помогают ли вам ваши дети в домашних делах, в воспитании младших детей?

-Какие трудности есть в вашей семье?

-Расскажите про свои интересы, увлечения, хобби семьи.

Мы благодарим наших участников, просим занять места в зале.

1 вед. Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение:

     а) узнать о своих предках (составление родословной);

     б) в старину традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности (это рождение династий)

2 вед. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Мы сегодня пригласили поделиться своими мыслями о семье, о своих семейных традициях, о том, как они передаются из поколения в поколение родителей.

1 вед. Семейные традиции бывают не только у знаменитых людей. Сегодня мы с вами услышим несколько примеров, достойных подражания.

Предоставляем им слово.

-Чем славится ваша династия?

- Каков общий стаж вашей династии?

- Как вы думаете, будут ли в роду  продолжатели вашей династии?

- Личный вопрос: «Если возникнет такая ситуация выбрать профессию, какую бы вы выбрали?

Мы благодарим наших участников, просим занять места в зале.

2 вед. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня и вчера,  позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.

Фотографии – как метки, по ним легче пробираться в минувшие года. До сих пор  в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Давайте заглянем в семейный альбом.

1 вед. Память есть у растений, камня. Человек обладает генеалогической памятью. Память-то, что связывает нас со своими корнями. Память противостоит уничтожающей силе времени.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род-ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок- это древний предшественник по роду. В середине века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, и должен был показать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

2 вед. Ребята, ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы - часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного дерева. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

Каждому человеку нужно знать и чтить предков. Это дань благодарности, дань памяти.

Вы видите в этом зале прекрасные родословные. Каждый смог бы защитить свою родословную. Но мы попросили сделать это тех, у кого самое «глубокое» и содержательное генеалогическое дерево.

Выступления детей.

1 вед. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом- это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом»

2 вед. Вот и подведен итог нашей сегодняшней встречи. Как бы не было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.

1 вед. Семья- это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждет.

На крутом изломе поддержите,

Знайте беды их наперечет

Сохраняйте письма. Ждите в гости.

Иногда дарите им цветы

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черед,

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжет

Вы еще успеете, Спешите.

Окружить их множеством забот.

Будьте снисходительны к ошибкам

И прощать умейте в свой черед.

2 вед. Заканчивая сегодняшний телемарафон, хотим поблагодарить всех родителей и детей, и выразить надежду, что наш телемарафон помог нам ближе узнать друг друга, объединиться. Пусть долгие годы сохраняется тепло Вашего семейного очага. Спасибо за внимание и участие в сегодняшнем телемарафоне.

 1 вед. Спасибо, дорогие гости, что вы откликнулись на наше приглашение. Мы желаем вам понимать поступки детей. Не только на словах, попытаться стать мудрей.

Мы желаем смеха вам,

И веселья вашим сердцам,

Пусть светлым и долгим

Будет ваш семейный путь.

 



Предварительный просмотр:

Беседа на родительском собрании "Можно или нельзя"

Дмитриева Ирина Витальевна, учитель начальных классов

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придает влиянию той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят, что он из хорошей семьи, это значит, что этот человек трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

В.А. Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, который приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений…» Между тем в практике семейного воспитания часто встречаются моменты, когда родителям хочется, чтобы младший повиновался во всем, причем тот час же, с радостной готовностью. « А ну-ка, сейчас же!» - и бросай игру в самом разгаре, отходи от телевизора за десять минут до окончания захватывающей дух истории, иди не к товарищу, как условились, а куда пошлют. Даже брось уроки и сделай, что прикажут. Нам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы. Наша бесцеремонность, наша беспардонность в отношении детей поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед младшим за вынужденную ломку его планов? «Еще чего! Я еще буду извиняться…»

Вот и накапливается у многих детей готовность к мятежу или пока бессильный гнев, но с большим потенциалом разрушительного действия. Ведь и для малыша бывает слишком очевиден наш произвол, отсутствие объективной необходимости именно вот сейчас - сию минуту! – бросить интересное или нужное дело, пусть детское, но его дело. Еще очевидней бывает нелепость требований: «Сначала ешь гарнир, а потом котлету!», «Держи молоток в правой, а не в левой руке!», «Дружи не с К., а с М.!» Нагромождение ненужных, необязательных, нелепых распоряжений и требований, их противоречивость и произвол обеспечивают хронически негативное к ним отношение, привычный протест и инерцию повиновения. Так избыточностью и неправильностью наших требований и запретов нарушается формирование исполнительности – очень ценного делового качества. Мы часто подменяем исполнительность, как готовность к незамедлительному выполнению объективно необходимого дела, беспрекословным повиновением нашей воле, душевную откликаемость и чуткость – абсолютным послушанием. Ах, как мы любим послушных детей! С ними так легко и удобно! Но с ними так же легко и насильнику. А безропотным некритичним послушанием вчерашнего младшего школьника питается всяческий произвол как общественное явление. Кого же мы растим? Личность, действительно способную к реальной ответственности, или заурядного нарушителя при видимом соблюдении законности?

Свободного человека или подхалима, приспособленца? Обретут ли наши дети мужество неповиновения произволу, деспотии, беззаконию? Или станут воплощением покорности? Мы очень часто обрастаем проблемами именно потому, что слепо живем «как все». Не утруждаем себя мыслью, активной и критичной, не хотим пересматривать своих привычек, пристрастий, предпочтений. Вот и растет снежный ком проблем родителей и детей. Сколько матерей встречают своих детей, пришедших с улицы, не только ворчанием, но и криком: «Ты посмотри, на кого ты похож! Я тебе разрешала в лужи лазить? Разрешала?! Ах, ты…» И часто скандал обретает осязаемость… А потому дети не спешат идти со двора домой не только из-за игр, но еще из-за ворчания и шума. Сколько скандалов разыгрывается вокруг мокрых штанов, вокруг дырок – следов от сучков деревьев и заборов. Что толку скандалить, создавая напряженность отношений и возделывая почву для вынужденного непослушания: ведь ребенок не может не побаловаться в снегу, не может не лезть в лужу. И разве может вырасти человек, ни разу не взобравшись ни на один забор, на дерево, на крышу сарая? Немыслимо! Родители, понявшие это давно, уже нашли хороший выход: если у ребенка есть парадная одежда, должна быть и рабочая. Если человека выпускают на улицу, чтобы он вкусил радость свободного движения и освоения мира, пусть надевают на него спецодежду. Она должна быть удобной, чтобы не стеснять движений, прочной, доступной стирке. По возвращении с улицы человека учат – весело и серьезно: сложной процедуре вытирания ног и приведения одежды и обуви в порядок. Это входит в привычку, но ее постоянно нужно подкреплять – долгие годы! И не окриком, не только словесным напоминанием, а еще и совместным действием.

Ребенка нужно заражать собственной радостью, собственным удовольствием. До сих пор бытует наивное представление, будто «в норме», «по идее» запрет должен вызывать только полный отказ от желаемого. Ничего подобного! Любой немотивированный, необъясненный, необоснованный запрет вызывает этакий зуд – сделать вопреки ему! И этот зуд выражен почти у всех, только в разной степени и по-разному. Отсроченное нарушение запретов не опровергает общей закономерности. Вспомним Насреддина: «Не смей думать об обезьяне!..» - и неотвязность образа обезьяны обеспечена! Люди знающие используют эту закономерность для того, чтобы побудить таким образом к желаемому действию. В одной газете был напечатан фельетон на эту тему. Пешеходы долго игнорировали первый подземный переход в городе и привычно перебегали широкую дорогу, рискуя жизнью. Нашелся умный человек, и под спуском под землю появилась табличка: «Вход воспрещен! Табличка раздражала и… В общем, когда она исчезла – никто не заметил. Но с той поры людской поток преспокойно стекает с тротуара по ступеням перехода – вниз! А мы хотим, чтобы на ребенка запрет действовал иначе! Иногда родители выражают протест: « Это что же, все разрешать, что ли? Тогда к чему придем?» И здесь опять тот же плен привычной одномерности: запрещать-разрешать. Жизнь человека – не вагончик, который чьей-то волей толкают по рельсам от пункта «можно» к пункту «нельзя». Нам просто пора начать думать. А для начала пересмотреть – что и как мы запрещаем? И заменить голый категорический запрет чем-то другим, что более соответствует познавательной активности вступающего в жизнь человека.

Полезно предложить родителям деловую игру, цель которой:

а) формировать навыки сотрудничества;
б) выявлять общий уровень психолого-педагогической подготовки родителей и понимания ими проблем семейного воспитания.

Алгоритм проведения игры

Этап I. Индивидуальная работа с тестом на тему «Какой вы родитель»
Этап II. Составление заповедей семейного общения.
Этап III. Защита заповедей.
Этап IV. Подведение итогов.

Тест «Какой вы родитель»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

-

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

-

14. Какой ты у меня сообразительный!

-

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского

  • Не унижай.
  • Не угрожай.
  • Не вымогай обещания.
  • Не морализируй.
  • Не лишай ребенка возможности быть самим собой.
  • Не навреди.
  • Не бойся признать свою ошибку.
  • Начинай воспитание с себя.
  • Верь в своего ребенка.
  • Помоги ребенку поверить в себя.

Советы Д. Карнеги

Девять правил, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  2. 2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
  4. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
  5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
  6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах.
  7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Итогом работы является краткое описание конкретной, наиболее распространенной конфликтной ситуации. После краткого описания родителям задается вопрос: «Как вы решаете такую задачу?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"

Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Из жизни морских обитателей

Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....

озеро Байкал наскальная живопись

Презентация составлена совместно с детьми. Очень красивые надписи на скалах....

озеро и его обитатели

"Профессии" озера...