диагностические методики
учебно-методическое пособие на тему

Шумения Ирина Аркадьевна

диагностические методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metodiki.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

 Модифицированная методика 1.

«Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме»

Е.В. Коротаевой

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.

Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности тех или иных характеристик. При этом поясняется, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай пары характеристик и отметь на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.  

Характеристики готовности к групповому взаимодействию

Оценочная шкала

Характеристики готовности к групповому взаимодействию

Легко принимаю ситуацию групповой работы

1

2

3

4

5

Избегаю совместной деятельности

В групповой работе ощущаю свободу, раскованность

1

2

3

4

5

В групповой работе ощущаю напряженность, скованность

Готов согласиться с доводами окружающих

1

2

3

4

5

Не меняю собственной точки зрения

Свободно высказываю мнения, предположения

1

2

3

4

5

В открытом обмене мнениями предпочитаю больше слушать, чем говорить

Делюсь информацией

1

2

3

4

5

Предпочитаю владеть информацией

С благодарностью откликаюсь на предложения взаимопомощи и сотрудничество

1

2

3

4

5

Избегаю ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения

Владею умениями и навыками работы в группе

1

2

3

4

5

Испытываю трудности, находя свое место в общей деятельности

Нацелен на решение групповых задач и оказание поддержки во время деятельности

1

2

3

4

5

Групповые цели и действия не являются приоритетными, предпочитаю реализовывать свои цели

Спокойно реагирую на смену ролей во время деятельности

1

2

3

4

5

Стараюсь выбирать одну и ту же роль в процессе совместной работы

Настроен на получение разнообразной информации во время подведения итогов

1

2

3

4

5

Негативно отношусь к этапу подведения итогов, опасаюсь критики

Покидаю группу в ожидании новой встречи

1

2

3

4

5

Часто преобладает настроение обманутых ожиданий

Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащихся к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.


Сводный оценочный лист методики «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой 

обучающихся ____ «А» класса на конец _________________ учебного года

ФИО учащегося

Сумма баллов

Уровень

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

        Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке

Сумма баллов

Высокий уровень

От 11 до 15

Нормальный (средний) уровень

От 16 до32

Сниженный уровень

От 33 до 42

Низкий уровень

От 43 до 55

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:

  • количество учащихся с высоким уровнем готовности к групповому взаимодействию, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

                При желании классный руководитель может определить количество учащихся с другими, более низкими, уровнями, воспользовавшись методикой.

Методика 2.

«Готовность работать с информацией и информационными источниками»

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.

Ход проведения. Учителю предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности у ученика тех или иных характеристик. При этом важно учесть, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».

Инструкция для преподавателя.

Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценочной шкале  уровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.

Характеристики готовности ученика к  работе с информацией и информационными источниками

Оценочная шкала

Характеристики затруднений ученика в  работе  с информацией и информационными источниками

Легко концентрирует свое внимание на информационном объекте

5

4

3

2

1

С трудом концентрирует свое внимание на информационном объекте

Умеет сформулировать информационный запрос

5

4

3

2

1

Затрудняется в формулировании информационного запроса

Умеет оценить адекватность источника информации запросу

5

4

3

2

1

Затрудняется в оценке адекватности источника информации запросу

Умеет инициировать и эффективно вести беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника

5

4

3

2

1

Негативно относится к ситуациям, требующим поддержать беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника

Умеет получать недостающую информацию с помощью вопросов

5

4

3

2

1

Избегает ситуаций, требующих обращения к учителю или товарищам  для получения недостающей информации

Имеет хорошую технику чтения и письма

5

4

3

2

1

Слабая техника чтения и письма

Осознанно читает текст (выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)

5

4

3

2

1

У ученика в основном превалирует механическое чтение (с трудом выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.)

Эффективно умеет пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации

5

4

3

2

1

Испытывает затруднения, когда пользуется домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации

Умеет определять тему, сюжет, ключевые слова информационного источника

5

4

3

2

1

Затрудняется в определении темы, сюжета, ключевых слов информационного источника

Легко включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации

5

4

3

2

1

С трудом включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации

Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.

Сводный оценочный лист методики

«Готовность работать с информацией и информационными источниками»

обучающихся ____ «А» класса на конец _________________ учебного года

ФИО учащегося

Сумма баллов

Уровень

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке

Сумма баллов

Высокий уровень

От 39 до 50

Нормальный (средний) уровень

От 28 до38

Сниженный уровень

От 20 до 27

Низкий уровень

От 10 до 19

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:

  • количество учащихся с высоким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

При желании классный руководитель может определить количество учащихся с другими, более низкими, уровнями, воспользовавшись методикой.

Методика 3.

«Изучение  мотивации обучения у младших школьников»

М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Анкета Ф.И.______________________________________

Дата________________ Класс___________

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку;

б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)    меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и)     меня не наказывали;

к)     я больше знал и умел.

2.        Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал;

з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

3.        Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь;

ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал;

б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)    мне не купят красивую вещь.

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица обработки результатов

Варианты

ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

Уровни мотивации

Сумма баллов

I очень высокий уровень мотивации учения;

41—49

II высокий уровень мотивации учения;

33-40

III нормальный (средний) уровень мотивации учения;

25—32

IV сниженный уровень мотивации учения;

15—24

V низкий уровень мотивации учения.

5—14

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Данные двух последних показателей на региональный уровень не представляются, они используются образовательным учреждением и классным руководителем.

        

Методика 4.

 «Социализированность личности учащегося»

М.И. Рожкова

Цель: выявить уровень социализированности учащегося.

Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое суждение и оцени степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 

3 — почти всегда; 

2 — иногда; 

1 — очень редко; 

0 — никогда.

Вопрос - утверждение

Ответ

Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

Я умею прощать людей.

Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

Мне хочется быть впереди других в любом деле.

Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

Мне нравится помогать другим.

Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

Переживаю неприятности других, как свои.

Стремлюсь не ссориться с товарищами.

Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка данных. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

         Среднюю оценку социализированности учащегося получают при сложении всех оценок и делении этой суммы на 20 (количество утверждений). Если получаемая средняя оценка больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же она больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени социализированности ребенка. Если средняя оценка окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социализированности. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше).

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким уровнем социализированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:

  • количество учащихся со средним уровнем социальной адаптированности,  выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем социальной адаптированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Методика 5.

«Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении»

Е.В. Коротаевой

Цель: выявить позицию учащегося в общении в педагогическом процессе.

Ход проведения. Педагогу предлагается прочитать следующие суждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по шкале баллов.

Инструкция для педагога.

Оцените степень готовности к общению в педагогическом процессе ваших учащихся по предложенной матрице.

Сторона общения

Позиционные варианты

Баллы

1. Информационно-событийная

Не воспринимает информацию, не реагирует на события

1

Воспринимает и усваивает событийную информацию на уровне пассивного включения.

2

Принимает, усваивает информацию.

Действует сообразно с событиями

3

Усваивает и перерабатывает информацию; ищет новые каналы получения и обработки информации, прогнозирует развитие событий

4

2. Организационно-деятельностная

Не включается в общую деятельность

1

Принимает участие в общей работе под давлением внешних обстоятельств.

2

Активно сотрудничает с другими, исходя из внутренней мотивации к совместной работе

3

Принимает активное участие в сотрудничестве; организует ситуации совместной деятельности других людей

4

3. Эмоционально-эмпатийная

Игнорирует позиции окружающих

1

Учитывает позиции других, но не меняет стиля своего поведения

2

Корректирует свою позицию, учитывая поведения окружающих

3

Создает условия для гармонизации своей позиции с позициями окружающих

4

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитывается общая сумма:

  • 3 балла – закрытая позиция, отчуждение;
  • 4 – 6 баллов – позиция пассивного участия (вступает в контакт под давлением обстоятельств, из боязни наказания, дисциплинарных санкций);
  • 7 – 9 баллов – позиция активного участия (вступает в контакт, поскольку происходящее вызывает интерес);
  • 10 – 12 баллов – позиция, инициирующая позитивное общение с окружающими.

Таким образом, с помощью данной матрицы можно оценить позицию всего коллектива класса и сделать вывод о перспективах учебного сотрудничества. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше). Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с позицией, инициирующей позитивное общение с окружающими, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:

  • количество учащихся с позицией активного участия,  выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с позицией пассивного участия, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Методика 6.

«Удовлетворенность учащихся и родителей образованием»

Цель: выявить отношение учащихся и их родителей к образовательному процессу.

Ход проведения. Учащемуся  и его родителю предлагается прочитать вопросы и отметить в графе ответов свое мнение.

 ЧАСТЬ «А»

Удовлетворенность родителей образованием

Ф.И. ___________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Прошу вас принять участие в проведении анализа образовательного и воспитательного процесса в этом учебном году

Целью исследования является выяснение удовлетворенности участников образовательного процесса образованием. Прошу Вас ответить на вопросы в связи с тем, что Ваше мнение важно для регулирования дальнейшей деятельности образовательного процесса в классе. Внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению.

Утверждения        

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Мне нравится школа, в которой обучается мой ребенок.

2

В школу мой ребенок ходит с удовольствием.

3

Учителя поощряют успехи моего ребенка.

4

Мой ребенок всегда питается в школьной столовой.

5

Занятия в школе помогают моему ребенку вести здоровый образ жизни.

6

После уроков ребенок не испытывает чувства усталости.

7

Если бы мы переехали в другой город, то отправили бы ребенка в такую же школу, в какой он учится сейчас.

8

Я часто посещаю родительские собрания.

9

Мне интересно участвовать вместе с ребенком в школьных делах.

10

Моему ребенку интересно учиться.

11

У ребенка  остается время на отдых после уроков.

12

Я прислушиваюсь к мнению учителя по поводу моего ребенка.

13

Я благодарна (ен) учителям за отношение к моему ребенку.

14

В школе мой ребенок чувствует себя безопасно.

15

Мой ребенок с удовольствием занимается на уроках физической культуры.

16

Школа для ребенка - место общения с друзьями.

17

Моему ребенку  хватает времени на выполнение домашнего задания.

18

К концу недели ребенок обычно не устает.

19

В школе для моего ребенка есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов.

20

Школа, где учится мой ребенок, очень уютная.

Индивидуальные результаты нигде не будут представлены, только общая сводная диаграмма по классу. Персонифицированные данные необходимы классному руководителю для планирования и корректирования дальнейшей работы с учеником и классом в целом. Спасибо за сотрудничество и понимание!!!

На обратной стороне вы можете написать свои высказывания, пожелания, предложения на будущее или вопросы, которые вас интересуют. Обязательно приму к сведению, отвечу на вопросы.                                  

ЧАСТЬ «Б»

Удовлетворенность детей образованием

Уважаемые ребята!

Прошу вас принять участие в проведении анализа образовательного и воспитательного процесса в этом учебном году.

Прошу Вас честно ответить на вопросы в связи с тем, что Ваше мнение важно для улучшения работы школы. Внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению.

Утверждения

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Мне нравится школа, в которой я обучаюсь.

2

В школу я хожу с удовольствием.

3

Учителя вместе со мной радуются моим успехам.

4

Мне нравится питаться в школьной столовой.

5

Занятия в школе помогают мне вести здоровый образ жизни.

6

Я не испытываю чувства усталости на уроках.

7

Если бы я переехал(а) в другой город, то поступил(а) бы в такую же школу, в какой учусь сейчас.

8

Я очень люблю узнавать что-то новое в школе.

9

Мне интересно участвовать в школьных делах.

10

На уроках я чувствую себя комфортно.

11

У меня остается время на отдых после уроков.

12

Мне важно вырасти культурным и образованным человеком.

13

Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя.

14

Обычно в школе я чувствую себя безопасно.

15

Я с удовольствием занимаюсь на уроках физической культуры.

16

Школа для меня - место общения с друзьями.

17

Мне  хватает времени на выполнение домашнего задания.

18

К концу недели я обычно не устаю.

19

У меня есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов.

20

Моя школа очень уютная.

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитывается количество ответов в графе «ДА» и определяется -

  • низкий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 7-9 ответов «ДА»;
  • средний уровень удовлетворенности образовательным процессом – 9-11 ответов «ДА»;
  • высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 12 и выше ответов «ДА».

Результаты, полученные по всей группе обследованных родителей и детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше). Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:

  • количество учащихся и родителей с высоким уровнем удовлетворенности образовательным процессом.

Методика 7.

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Н.П. Капустин

Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее.

Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.

Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность         

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

1 шкала. Любознательность 

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие 

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе

5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение к учебе

Отношение к школе

Красивое в жизни школы

Отношение к себе

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                           4.4-4 – хороший уровень 

                           3.9-2.9 – средний уровень

                           2.8-2 – низкий уровень

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников).

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

ФИО

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности                        

 

Классный  руководитель: ___________________________________

Методика 8.

«Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

(автор  Л.В. Байбародова)

Цель: выявление мотивов учащихся в различной деятельности.

Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4. Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка результатов.

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

- коллективистические мотивы (п.3, 4, 8, 10)

-личностные мотивы (п.1, 2, 5, 6, 12)

-престижные мотивы (п.7, 9, 11)

Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов. Данные вносятся в сводную таблицу №6 по каждому классу.

Методика 9.

«Наши отношения»

(автор Фридман Л.М. и др.)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с  двумя группами утверждений. В каждой группе нужно отметить  номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Для изучения взаимоприемлемости друг друга и конфликтности предлагается 1 группа утверждений:

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2 группа утверждений:

  1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
  2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
  3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
  4. В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель.
  5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В сводной таблице №11 в ячейку, соответствующую суждению, выбранному большинством учащихся класса, ставится цифра 1, в остальные – цифра 0 (по каждой группе суждений).

Методика 10.

Определения уровня самоуправления в ученическом коллективе

(автор М.И. Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Для ответа на предлагаемые учащимся суждения используется следующая шкала:

4 – Да;

3 – Скорее да, чем нет;

2 – Трудно сказать;

1 – Скорее нет, чем да;

0 – Нет.

Суждения:

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
  5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
  6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
  9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
  10.  Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
  11.  Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
  12. . Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка результатов. При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы (блока). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4)
  2. организованность классного коллектива (5—8);
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса (для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся). Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения среднего коэффициента трех блоков. Если средний арифметический показатель трех коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; от 0,5 до 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Диагностические методики

ДИАГНОСТИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ...

диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе

В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....