формы работы с родителями и детьми
учебно-методическое пособие по теме

Шумения Ирина Аркадьевна

Современные технологии работы с родителями и детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma_raboty_s_roditelyami_i_detmi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например: «Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым»,  «Роль традиций в семейном воспитании» и другие.  

Родительская конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Например, «Трудовое воспитание младших школьников в семье», «Семья как воспитательный коллектив», « Половое воспитание ребенка». Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.      

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. («Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка», «Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье», «Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств»).

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.).  Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).  Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает  родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы;  предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера;  мотивации учения;  моральные ценности семьи).

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Гостиная (поэтическая, музыкальная, литературная…) – форма занятий, способствующая объединению школьников для свободного общения по интересам.

Сбор гостей проходит под тихую, мелодичную музыку. Стулья ставятся так, чтобы все могли видеть друг друга. Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом мероприятия.

Первый момент – представление гостей. Тематика гостиной определяет тематику высказываний, воспоминаний. В гостиных нередко звучат забавные истории, истории литературные, стихи, песни, презентации, связанные с тематикой. По ходу обсуждаются возникающие проблемы. Непринужденная дружеская обстановка способствует оживленному взаимодействию участников, давая каждому из них новый импульс для творческого самовыражения.

Заочное путешествие – проводится с целью более глубокого ознакомления с экономикой, культурой, наукой, историей и т. п. Как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»:

  • расширение кругозора воспитанников;
  • пополнение их багажа знаний;
  • стимулирование познавательной активности.

Для организации заочного путешествия создается штаб, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения. Определяет задание творческим группам и отдельным учащимся. Маршрут может проходить по разным городам своей страны, других стран, по объектам того или иного города, района. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с литературой, периодической печатью, встречаются с различными людьми, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал. Формы проведения: устный журнал, беседа за «круглым столом», пресс-конференция, тематический вечер и т. п.

Конференция – одна из сложных форм воспитательной работы. Она требует тщательной организационно-методической подготовки. Только в этом случае она дает возможность учащимся всесторонне рассмотреть ту или иную проблему, сделать необходимые для себя выводы. Главное требование к организации конференции – это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов:

1. Определение темы конференции.

2. Составление программы конференции и определение тематики докладов.

3. Написание рефератов учащимися и выставление их на конкурс. Выбор докладчиков среди авторов лучших рефератов.

4. Заслушивание  3-4 докладов.

5.Обсуждение докладов, подведение итогов.

Мастерская творческая – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Особой формой занятий в этих мастерских является демарш (от фр. demarche -  действие, поступок, вызов). Это практические действия, связанные с определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенные для творческого самостоятельного выполнения участниками.

Театр-экспромт - форма воспитательной работы, используемая как самостоятельно, так и в качестве элемента праздника, вечера. На глазах  у  зрителей разыгрывается спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из учащихся до самого представления  не знает, кто какую роль будет исполнять, об этом узнают на самом вечере. Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и изготавливает карточки с обозначением всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки распределяются по жребию. Актеры, получившие роли, приглашаются за кулисы. Составленный заранее текст произносится ведущими «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют свои роли. Сюжет, предложенный для театрального экспромта. Должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей.  Могут разыгрываться сказки, легенды, детективные истории, фантастические истории, веселые бытовые анекдоты.

Турнир – форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются» – задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре.  Турниры бывают однопрофильные (турнир знатоков родного края, знатоков медицины и.п.) и комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров равно количеству команд-участниц, так как каждая команда по очереди является организатором одного из туров, выступая в других турах рядовым участником. После турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.

Фестиваль искусств – своеобразный смотр талантов учащихся: поэтов, певцов, танцоров, музыкантов, чтецов. Он проводится между классами один раз в год и требует длительной подготовки. Фестиваль может включать викторины по литературе, живописи, музыке, экскурсии по литературным метам города, вечера прослушивания звукозаписей, художественные выставки. Лишь после тщательного отбора номеров можно назначить день проведения фестиваля. В оценках, которые будет давать жюри, прежде всего, учитывается качество исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"

Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....

Формы работы с педагогически запущенными детьми

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных проблем развития детей, связанных с особенностями социальной ситуации их развития....

Формы и методы работы с родителями и детьми с ОВЗ.

Материал представляет собой презентацию, в которой рассказывается об основных формах и методах работы с детьми с ОВЗ, а также их родителями....

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...