Патриотическое воспитание детей
статья на тему

Бондаренко Полина

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему месту, где родился и живёшь...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества

(из опыта работы, первый год обучения в школе)

                                                                                                  Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

 Отчий дом родимый...

                                                                                                  Видя это чудо,

                                                                                                             Сердце жарко бьётся,

                                                                                                            В жизни это чудо —

                                                                                        Родиной

                                                                                         Зовётся!..

                                                                                        (Вадим Семернин)

Почему-то последнее время в СМИ, в общении взрослых и детей не слышим уважения к своей Родине, России, своей малой родине… Невольно думаешь, а что можно сделать учителю, как вселить в детские умы мысли о том, что надо ценить и любить свою Родину? А цитаты из низкопробных фильмов «За что мне её любить эту….»! Просто возмутительно! Где, как не в школе родители и их дети слышат что-то уважительное о стране, крае, в котором ты живёшь! И для меня, воспитанной в духе уважения к своей Стране, это не просто слова!  Ведь это наш дом! Почему о своей квартире, жилище мы говорим с теплом, а о Большом доме, о Родине как-то люди скупятся на хорошие слова! Планируя свою работу в классе по воспитанию, во главу угла ставлю эту проблему на первом родительском собрании в первом классе. Эта работа должна соответствовать требованиям ФГОС начального общего образования.

Ведь уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Какие цели ставлю я, как учитель для полноценной работы по этому направлению, по воспитанию гражданина-патриота?

  1. Вселить в души малышей мысль о том, что наша страна ничуть не хуже других прогрессивных стран.
  2. Если, по мнению многих это так, то что надо сделать, чтобы в нашем Доме было лучше, чище, теплее, уютнее, чтобы не было ссор и конфликтов. А если это произошло, как их разрешать?
  3. Как себя вести, как жить и как сделать так, чтобы наши Соседи нас тоже уважали?

(Не зря я написала с большой буквы слово «Дом» и «Соседи». Детям понятнее на таких примерах понять, о чём идёт речь!)

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,
  • массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.
  • деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  2. Формирование ведущих интегративных качеств личности;
  3. Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
  5. В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Работа по патриотическому воспитанию строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Вашему вниманию предлагается фрагмент воспитательной системы (планов воспитательной работы) в классе по патриотическому воспитанию.

План воспитательных мероприятий на первое полугодие (1 класс)

Направления деятельности школы

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

I «Ученик – патриот и гражданин»

Линейки, посвящённые Дню знаний

Старт проекта «Тетрадка Дружбы»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Сохраним наш лес»

Фотоконкурс «Лови момент»

Парламентский урок «Моя гражданская инициатива»

Акция «Сохраним наш лес»

Проект «Весело-весело встретим Новый год»

День героя (встречи с ветеранами)

Акция «Поздравь ветерана»

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Улица, на которой я живу (улица моего Детства)

● «Тетрадка Дружбы» - наш российский проект

● Знакомство с подшефным ветераном педагогического труда Поповой А.А.Поздравление с Днём Знаний

● Мой город Пермь, презентации

● Правила участия в фотоконкурсе «лови момент» (фото памятников-достопримечательностей родного города Перми)

● Празднование Нового года в России

● Встречи с представителями Совета ветеранов Свердловского района (беседы о военном детстве)

● Великая битва под Москвой (презентация)

II «Ученик: его здоровье и безопасность»

Месячник безопасности

Проект «Безопасный интернет для детей»

Экскурсия «Посвящение в пешеходы»

Праздник «Посвящение в пешеходы»

Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах»

Участие в проекте «Дети в интернете», организованном студентами ПГПНИУ

«Зимние старты»

Экскурсия по городу Перми. Достопримечательности.

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Быть здоровым – не только для себя, а для всего общества. Почему?

● Экскурсия по городу Перми. Исторические ценности. Итоги.

III «Ученик и нравственность»

Классный час «Семейные ценности»

Классный час «Я – ученик»

Экскурсия на страусиную ферму «Красавинский мост»

Цикл классных часов по теме «Уроки воспитания»

Участие в краевом конкурсе «Рысёнок»-

Постоянно действующий лекторий в библиотеке №5 «Литературные герои» («Что такое хорошо и что такое плохо»)

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Занятие в библиотеке. Беседа о городе Перми, важных объектов –достопримечательностей

● Правила участия в краевой олимпиаде «Рысёнок»

● Растительный и животный мир Прикамья. Памятники природы

IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности»

Проведение тестирования в классе на выявление уровня интеллектуального развития.

Проведение мероприятия в библиотеке №5 – ознакомительное занятие

Мини-проект «Учителями славится Россия»

Праздник «В гостях у Царицы Осени»

Участие в краевых конкурсах «Глагол» - к 125-летию С.М. Маршака, «Рысёнок» - природа Пермского края. Итоги

Письмо Деду Морозу

Символ Нового года.

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Символ Нового года в Пермском крае

● В гостях у царицы Осени. Дары Пермского края.

● Презентации детей «Мои родные и близкие» - участники Великой отечественной войны

V «Ученик и его семья»

Правила расположения учебных вещей дома

Консультация для родителей детей, имеющих высокую учебную мотивацию (Игнатьев Григорий, Батуев Александр)

Участие в проекте «День Матери»

Родительское собрание «Итоги учебно-воспитательной деятельности 1 полугодия

Новогодний огонёк «Серпантин»

Благотворительная акция для детей-сирот, организованная коллективом родителей и класса

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Подготовка к конкурсу исследовательских работ. Презентация  Кошкина Евгения «Мой прадед» - участник Великой Отечественной войны

● Беседа в библиотеке М. Лермонтов «Бородино»

● Беседа «Моя мама». Участие детей в конкурсе сочинений.

● Встреча с пермским писателем А. Зелениным. «Мои сказки и загадки»

План воспитательных мероприятий на второе полугодие (1 класс)

Направления деятельности школы

 Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I «Ученик – патриот и гражданин»

Беседа «Городу Перми 290 лет»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Сохраним наш лес»

Фотоконкурс «Лови момент»

Парламентский урок «Моя гражданская инициатива»

Акция «Сохраним наш лес»

Акция «Поздравь ветерана»

Участие в презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина

Участие в сетевом районном проекте «290 лет Перми»

Акция «Сохраним наш лес»

Участие в школьном конкурсе чтецов «Цена Победы»

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Что такое «толерантность». Вовлечение детей в проект «Добровольчество»

● Что такое сетевой проект. Подготовка к участию в сетевом проекте, организованном городской проблемной группой «290 лет Перми»

● Подготовка к конкурсу чтецов «Цена Победы»

● Проведение парламентского урока «Моя гражданская инициатива»

● Для чего нужна акция «Сохраним наш лес»? (сбор макулатуры)

II «Ученик: его здоровье и безопасность»

Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах»

Беседы старшеклассников «Безопасность в Ваших руках»

Апрель – месяц активизации велосипедистов

Правила безопасности в летние каникулы.

III «Ученик и нравственность»

Классный час «Семейные ценности»

Классный час «Я – ученик»

Участие в российских конкурсах «Ёж», «Совёнок» и др.

Итоги интеллектуальных конкурсов. Награждение

Занятие в библиотеке №5 «Пермские писатели»

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Итоги участия в  презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина. Чтение книги. Отзывы.

● Реализация программы по внеурочной деятельности  «Маленький пермяк»

IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности»

Консультация для родителей и детей, участвующих в школьной конференции исследовательских работ

Участие детей в школьной конференции исследовательских работ (Гутов Степан, Сырвачев Егор)

Участие в Международном конкурсе-игре по русскому языку «Ёж»

Участие детей в районной конференции исследовательских работ

Участие в Международной эвристической олимпиаде «Совёнок-2013»

Классные часы по патриотическому воспитанию

● Реализация программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах

● Итоги работы во Всероссийском проекте «Тетрадка Дружбы» - рисунки и отзывы о прочитанных книгах пермских писателей.

● Занятие в библиотеке №5 «Аркадий Гайдар в Перми»

V «Ученик и его семья»

Родительское собрание «Организация учебно-воспитательной работы во 2 полугодии»

Совместное посещение семьи и класса спектакля в ТЮЗе «Морозко». Обсуждение на классном часе.

Участие в школьном фотоконкурсе «Лови момент»

Проект «Поздравляем мам и бабушек»

Итоги школьного фотоконкурса «Лови момент»

● Реализация программы по внеурочной деятельности  «Маленький пермяк»

●Итоги фотоконкурса «Лови момент», посвящённому празднованию Великой Победы в пермском крае

● Итоги работы программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах

● Заключительное занятие в библиотеке №5 «Лидер чтения» по произведениям пермских писателей.

По итогам работы каждого учебного периода проводится диагностика, направленная на выявление уровней познания своей родины, края, местности, в которой ты живёшь. Также проводится анкетирование. Некоторые вопросы анкетирования по изучению Пермского края привожу здесь:

  1. Какие реки Пермского края ты знаешь?
  2. Как связано имя А. Гайдара с нашим городом?
  3. Назови, каких писателей пермского края ты знаешь?
  4. С какими писателями ты встретился в учебном году?
  5. Какая речка протекает на твоей даче?
  6. Какие заповедники Пермского края ты знаешь?
  7. Какие достопримечательности города Перми ты знаешь?
  8. Назови несколько растений и животных Пермского края, занесённых в Красную книгу»
  9. Твой лучший просмотренный спектакль. Чем он тронул твою душу?
  10. Кто из твоих родственников и как проявил себя в годы Великой Отечественной войны?

Руководствуясь принципами основной образовательной программы начального общего образования  в начальной школе подпрограммы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального  общего образования» в ходе выполнения воспитательной системы и обучения на выходе  обучающиеся должны соответствовать требованиям выпускника:

Портрет выпускника МАОУ «СОШ№10» (начальная школа, выдержки из ООП НОО)

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника - портфолио.

Выпускник начальной школы:

- умеет уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;

- имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- уважительно относиться к традиционным религиям, взглядам и религиям народов других стран;

- умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительно относиться к родителям, к старшим, заботливо относиться к младшим;

- знает традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним;

- бережно относиться к труду взрослых;

- доброжелательный, обладает основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Работа по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы как приоритетной. Хочется надеяться, что работа по патриотическому воспитанию, заложенная  на начальном этапе школьного обучения и продолженная в том же ключе на следующих этапах, принесёт определённые плоды. Кто знает, может быть, то, что вкладываем мы, учителя, в детские души, отзовётся добрым отношением с своему Дому, своей Семье, своей Родине!

Литературные источники:

  1. Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №10»
  2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
  4. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
  6. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания

Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...

Программа по патриотическому воспитанию детей

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  в...