План воспитательной работы 3 Б класса на 2015-2016 уч.год
статья на тему

Мордакина Галина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Балаково Саратовской области

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________     /Н.В. Цапаева/

«04»сентября  2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАОУ СОШ № 28

 ___________  /К.Б.Кузнецов/

 «04»сентября  2015 г.

ПЛАН

воспитательной работы

на 2015-2016 учебный год

с обучающимися 3 «Б» класса

Классный руководитедь

Мордакина Галина Анатольевна

2015-2016 уч. г.

Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год

Работа с коллективом  класса планировалась и осуществлялась по 7 направлениям:

  • Естественнонаучное
  • Гражданско-патриотическое 
  • Художественно-эстетическое
  • Спортивно-оздоровительное
  • Социальная и проектная деятельность 
  • Работа с обучающимися 
  • Работа с родителями

Главным системообразующим фактором служила коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носила личностно-ориентированный и творческий характер. Основу ее составлял годовой круг традиционных дел: прогулки и экскурсии, праздники: Осени, День матери, Новогодний праздник, Масленица, Богатырские потехи, Дни именинников, 8 марта, «Прощание со 2 классом» и др.

Воспитательная работа во 2 классе была направлена на формирование основ культуры общения и построение межличностных отношений, на развитие познавательной активности обучающихся творческой индивидуальности каждого ребенка.

С целью воспитания у обучающихся желания общаться, дружить друг с другом и  устраивать праздники для близких людей в течение года проводились «Дни именинников», тренинг «Умение владеть собой», классное собрание «Кто обзывается – тот сам так называется», классный час  «Помоги другу ласковым словом».

С целью формирования осознанного подхода к дисциплине и  правилам поведения в школе для обучающихся в течение года проводились беседы о правилах поведения в школе и на уроках, в столовой и во время экскурсий. Большое внимание уделялось профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводились игры, викторины, классные часы, беседы по ПДД.

В классе проводилась работа по формированию здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий. С этой целью были проведены подвижные игры на воздухе, тренинг «Чтобы зубы не болели», беседа о правильном питании. Ребята узнали об опасности немытых рук. Итогом этой работы стал выпуск стенгазеты «Вредные привычки и как от них избавиться».

Благодаря классным часам по этикету, ребята научились, как вести себя за столом, как правильно встречать гостей, как вести в общественных местах.

Деятельность по программе «Нравственность» включала работу по воспитанию нравственных качеств личности, формированию нравственных отношений. Классные часы «Без друзей меня чуть-чуть…», «Твори добро», анализ педагогических ситуаций в классе, стиль общения и отношений, создаваемых в классе, способствовали решению поставленных задач.

 Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся сыграла работа творческих мастерских с участием  детей и родителей. Так обучающиеся принимали активное участие в различных конкурсах рисунков, в конкурсе творческих работ, а также в конкурсе стихов.

На протяжении всего учебного года учителем велась индивидуальная работа с родителями и их детьми. За год было проведено 5 родительских собраний. Все родители активно посещали родительские собрания. В ходе бесед делились своим опытом в воспитании детей по различным темам. Были проведены праздники с родителями.

        Большую помощь в работе с детьми по сплочению коллектива и в организации внеклассных мероприятий оказали члены родительского комитета.
В течение года родители поддерживали тесный контакт с учителем:  интересовались жизнью класса, успеваемостью и поведением своих детей, оказывали помощь учителю в организации образовательной деятельности.

Развитию субъективности личности младшего школьника способствовало формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществлялось через деятельность, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений.

Организованные воспитательные дела, установленные контакты со всеми участниками и субъектами воспитательного процесса, использованные индивидуальные формы и способы педагогического взаимодействия обеспечили достижение главной целевой установки – создание атмосферы комфортности, защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности.  Об этом свидетельствуют 100% занятость обучающихся в кружках, секциях, клубах   дополнительного образования и 100% их  включенность в воспитывающие ситуации. 

     Но, несмотря на проведенную работу, в классе есть отклоняемые  дети, и хотя уровень воспитанности повысился по сравнению с прошлым годом, и степень любознательности детей повысилась, но недостаточно. В связи с этим необходимо вести работу по развитию любознательности, сплочению детского коллектива по развитию  интереса к русскому языку. В предстоящем учебном году следует уделять большое внимание  индивидуальной работе с отклоняемыми  обучающимися и их родителями, принимая во внимание результаты диагностик.

Психолого-педагогическая характеристика класса

На 1 сентября 2015/2016 учебного года в классе обучается  27 человека: 15 девочек и 12 мальчиков. 26 человек с 2006 г. р. и 1 человек – с 2007 г.

В полных семьях воспитываются 25 учащихся, 2 ребёнка  (Ткаченко М. и Пугаёва В.) из неполных семей, но это не отражается на их учебе. 5 детей (Беляева Ю., Гадиров А., Нестеренко М., Пугачёва В., Угрюмов Н.) из многодетных семей. 4 ребёнка (Алексеев П., Анохина А., Бойко А., Клименко В., Вилкова М., Денисенко А., Усинов Р., Филинова В.) проживают с мамами, родители в разводе, но у Алексеева П., Анохиной А., Бойко А., Клименко В. отцы принимает участие в воспитании детей.

        Социально неблагополучных семей нет.

        Большинство семей имеют хорошее благоустроенное жилье.  В отдельных квартирах проживают 27 семей.  Всем детям созданы хорошие условия для успешного воспитания, учебного труда и отдыха.  

Важное значение для организации учебно-воспитательной работы и жизнедеятельности класса имеет состояние здоровья учащихся. К сожалению,4 ребёнка страдают простудными заболеваниями, 9 человек имеют ослабленное зрение. К часто болеющим детям можно отнести Новак Ксению, Гусева Алексея, Гадирова Азера, Усинова Руслана, Хонякину Анастасию. Все родители проявляют пристальное внимание к здоровью своих детей и понимают его важность.

Все обучающиеся класса активно участвуют в учебной деятельности. У большинства обучающихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках. Они с желанием учатся, хотят учиться лучше, получать хорошие отметки, стремятся выполнить все задания учителя и с радостью откликаются на его просьбы. Успеваемость в классе – 100%, качество знаний – 60– 70%. В 2014- 2015 учебном году на конец года была 2 отличника (Звонкова Дарья, и Штефко Юлия). 20 хорошистов (Алексеев П., Анохина А., Белов А., Беляева Ю., Ваганян Р., Вилкова М., Гадиров А., Гостюхина О., Гусев А., Денисенко А., Зинкова В., Клименко В., Миткин И., Мосина В., Нестеренко М., Новак К., Павкин Р., Усинов Р., Филинова В., Хонякина А.).

Но есть дети, которым нелегко даётся учёба в силу психологических, физиологических особенностей личности (Бойко А, Капранов Я., Пугачёва В., Угрюмов Н.).

 Родители Бойко А. недостаточно уделяют внимание учебе своего ребёнка-школьника. В связи с этим успеваемость  у него низкая. Большинство же родителей  заботятся о детях, волнуются за их учебу, интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. У Капранова Я.  наблюдается неустойчивость внимания, не достаточно сформированы умения и навыки самостоятельной организации своих действий, но родители всячески стараются помогать ему, прислушиваются к советам и рекомендациям педагога. Учитель стремится  вовлечь во внеурочные мероприятия детей, имеющих низкий уровень познавательных способностей и испытывающих трудности в учебе. С ними проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия.

Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью  отличаются Алексеев П., Анохина А., Ваганян Р., Вилкова М., Звонкова Д., Нестеренко М., Новак К., Штефко Ю. Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить остальные обучающиеся класса.

Ежегодно учащиеся занимают призовые места в школьных олимпиадах и в дистанционных Всероссийских конкурсах. Преобладающий учебный интерес обучающихся к таким предметам как физкультура,  изо, математика, чтение. Снижен интерес к русскому языку.

Поведение, в целом, в классе хорошее, проводится систематическая работа по формированию сознательной дисциплины. Общий эмоциональный фон класса – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Самокритика развита недостаточно. Обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Все  дети класса занимаются в кружках, секциях, клубах  дополнительного образования.  

Ребята нашего класса принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Обучающиеся с удовольствием готовят литературные инсценировки, соревнуются, ходят на экскурсии и походы.

Каждый ученик имеет индивидуальное поручение и старается  ответственно его выполнять. Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

При проведении последнего социометрических исследований получены следующие результаты: 4 чел. являются лидерами, предпочитаемыми – 13 чел., принятыми – 10 чел..  Результаты диагностики выявили, что в классе нет ярко выраженных группировок, многие дети с удовольствием помогают друг другу, поздравляют друг друга с днем рождения. Необходимо продолжать работу по развитию воспитанности у детей. Ведущую роль в организации жизнедеятельности класса на данном этапе играет учитель, а дети и их родители являются активными и надежными помощниками. Родители оказывают помощь в организации внеклассных мероприятий.

Исходя из вышеизложенного, в предстоящем  году учителю необходимо работать над развитием, сплочением детского коллектива, вести работу со слабоуспевающими детьми, а также повышением интереса к русскому языку.

Цель: Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества.

Задачи:  

1.Формировать в классе духовную, нравственную и эмоционально- благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации  каждого ученика;

2. Воспитывать ребёнка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

3. Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;

4. Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств необходимых для самореализации;

Социальный паспорт 3Б класса МБОУ СОШ № 28

в 2015-2016 учебном году

1.

Всего учащихся.  

27

Из них:  девочек

15

мальчиков

12

опекаемых

-

                  из них сирот

-

инвалиды

-

                   из них на домашнем обучении

-

2.

Общее число  семей

27

Из них полных

26

неполных

1

многодетных

5

                            Из них неполных

3.

Состав семей:

 с одним ребенком

8

с 2-мя детьми

14

с 3- мя детьми

4

более 3х детей

1

4.

Общее количество родителей

53

из них неработающих

5

5.

Возраст родителей

от 20-30 лет

5

от 30-40 лет

46

от 40-50 лет

2

более 50-ти лет

-

6.

Образование родителей:

неполное среднее

среднее

среднее профессиональное

20

высшее профессиональное

33

7.

Социальный состав:

рабочие

10

служащие

26

интеллигенция

10

военные

2

пенсионеры

-

8.

Место жительства

собственный дом

-

благоустроенная квартира

27

коммунальная квартира

общежитие

не имеют жилплощади (снимают жилье, живут у родственников и т.д.)

-

9.

Дополнительные сведения о семьях:

имеют статус беженцев (переселенцев)

-

не имеют Российского гражданства

-

родители – инвалиды

-

родители, принимали участие в военных действиях

1

погибшие в горячих точках

-

ПЛАН-СЕТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2015-2016 уч.год

3-Б класса МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

Направления

деятельности

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

 Моя малая Родина -Балаково

Кл.час

«Смейся на здоровье»

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Вредные привычки» 

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

День Знаний

- торжественная линейка

- урок знаний. Памяти детей погибших в Беслане

Единый информационный час «Будь внимателен на дороге»

Художественно-эстетическое

- конкурс рисунков «Дорога глазами детей»

Оформление классного уголка

Поздравительные открытки ко дню пожилого человека

Социальная и проектная деятельность

- Неделя добра (оказание помощи пожилым людям)

Кл.час

«Наш путь в школу и новые маршруты»

Общешкольная акция «Помоги ближнему» ко Дню пожилого человека

Профориентационное

Выбор актива класса, распределение поручений    

 

Правовое

Оформление документов на питание

Кл.час «Основные правила поведения учащихся в школе»

Семейное (работа с родителями)

Беседа с семьями (многодетными,малообеспеч.)

Родител. соб. «Организация учебно-воспитательного процесса»

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Направления деятельности

Октябрь

Естественнонаучное

Сбережем родной край (сбор макулатуры)

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Кл. час «Вред курения»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Кл.час «Путешествие в страну здоровячков.

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Единый классный час «Доброта спасет мир»

Кл.час «О хороших привычках»  

Художественно-эстетическое

Выставка поздравительных газет

- Конкурс декоративных букетов, цветов, композиций ко Дню Учителя

Конкурс «Алло, мы ищем таланты.»

Социальная и проектная деятельность

Общешкольный  поздравительный проект «Учитель, перед именем твоим…»:

Профориентационное

Рейд «Содержи в порядке книжки и тетрадки..»

Беседа «Внешний вид –твоя визитная карточка»

Беседы и занятия с отстающими детьми

Инструктаж по ТБ на каникулы Беседа «Детский дорожно-транспортный травматизм»

Правовое

Кл.час «Правила светофора»

Кл.часы

«Что такое справедливость и сочувствие»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Индивидуальные  беседы с родителями

Родительское собрание

Дата, время,  название мероприятия на каникулах

Экскурсия  в город. библиотеку (9 м-он)

05.11.2015

Направления деятельности

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Кл.час «История моей школы»

Муниципальная акция «Сдай батарейку - спаси мир»

Спортивно-оздоровительное

Спортив. сорев. «Здоровым будешь-всё добудешь»

Кл.ч. «За здоровый образ жизни!»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Беседа«Компьютер и здоровье».

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Единый классный час «Толерантность - путь к миру»

Единый классный час «Тепло родного очага»

День Мам-«Ты одна такая-любимая и родная «

Художественно-эстетическое

- выставка газет, фотоколлажей  «Я и мамочка моя» конкурс творчества «Я и мамочка моя»

- Декада, посвященная Дню матери

-классные часы, огоньки «Главное слово в любом языке»

- спортивные соревнования  «Я и мамочка моя»

-выставка поделок  «У мамы руки золотые»

- конкурс творчества «Я и мамочка моя»

Социальная и проектная деятельность

Неделя добра в рамках программы «Милосердие»

Кл.ч. «Законы жизни школьного коллектива»

Профориентационное

Беседа «Законы жизни школьного коллектива»

Рейд «Живи, книга!»

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Правовое

Кл.ч. «Школа дорожного движения»

Единый классный час по профилактике детского травматизма, мерах безопасности на водоемах в период ледостава и противопожарной безопасности

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Направления деятельности

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Кл.час «Как встречают новый год люди всех земных широт»

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

- уроки мужества «Они защищали Родину»

Художественно-эстетическое

Выставка «Новогодних поздравительных телеграмм, газет»

- конкурс новогодней песни

Конкурс рисунков «Зимняя сказка»

Социальная и проектная деятельность

КТД «На радость людям»

Общешкольный проект «Новогодье»

Профориентационное

Рейд «Школьный дневник»

Беседа «Посеешь привычку- пожнешь характер»

Беседы и занятия с отстающими детьми

Кл.ч. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»

Правовое

Кл.ч. «Мойдодыр»

Кл.ч. «Школа дорожных наук»

«Слабое звено»

Инструктаж по ТБ на каникулы «Использование пиротехники»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета обеспечении подарками детей на Новый год

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Дата, время,  название мероприятия на каникулах

05 .01.2015,( Зимние забавы)

Направления деятельности

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Экскурсия в школьный музей «История русского быта

Спортивно-оздоровительное

Кл.час «Что такое здоровье и как его укреплять»  

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Беседа «Что такое личность?»

Единый классный час «Жизнь как высочайшая ценность»

Художественно-эстетическое

Социальная и проектная деятельность

Общешкольный проект «Памяти связующая нить»

Акция «Дети солдатам России»

Профориентационное

Рейд «Чистота книжек и тетрадок».

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседа «Правила перехода улиц и дорог»

Беседы и занятия с отстающими детьми

Правовое

Кл.ч. «Маленький пешеход»

Кл.ч. «Мой выбор»

Кл. ч. «Правила поведения»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Направления деятельности

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

 «Птицам – нашу заботу!»

Кл.ч. «Хорошие и плохие вещества»

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Экскурсия в школьный музей               «Экспозиция боевой техники»

Единый классный час «Есть такая профессия – Родину защищать»

Художественно-эстетическое

Выпуск праздничной газеты к 23 февраля

Социальная и проектная деятельность

Акция «Диалог поколений»

- встречи с ветера-

нами ВО войны, тружениками тыла, военнослужащими

Акция «Дети солдатам России»

Профориентационное

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Правовое

Кл.ч. «Ты и твое здоровье»

Кл.ч. «Ребенок и дорога»

Кл.ч. «Законы жизни школьного коллектива»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Направления деятельности

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Проект  «История возник

новения праздника 8 Марта»  

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Единый классный час «Красота и здоровье»

Посещение спорт.секций,

бассейна «Дельфин»

Кл.ч.«Загадки Доктора Айболита»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Художественно-эстетическое

Общешкольная акция «Красота спасет мир

- галерея поздравлений

галерея поздравлений к 8 марта

Праздник «Букет для мам и бабушек»    

Социальная и проектная деятельность

Общешкольная акция «Красота спасет мир

- праздничный общешкольный

Кл.час «День Земли»

Профориентационное

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседа «Весенний лёд – опасный лёд!»

Единый классный час по профилактике детского травматизма,  противопожарной безопасности, мерах безопасности на водоемах в период ледостава  

Правовое

Кл.ч. «Мы за здоровый образ жизни»

Кл.ч. «Велосипедист на дороге»

Кл.ч. «Что такое порядочность»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Родительское собрание.

Индивидуальные  беседы с родителями

Дата, время,  название мероприятия на каникулах

Экскурсия   в краеведческий  музей города,25.15-2016

Направления деятельности

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Игровая программа «Неизведанная планета»

Единый классный час «День космонавтики»

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,бассейна

Кл.ч. «Дельфин»

Посещение спорт.секций,

бассейна «Дельфин»

Кл.ч.«Детский травматизм и меры его предупреждения»

Посещение спорт.секций,

бассейна «Дельфин»

Кл.ч. «Мое здоровье»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Гражданско-патриотическое

Единый классный час «Страна, открывшая путь в космос»

Кл.час «Береги планету»

Художественно-эстетическое

Неделя, посвященная Дню космонавтики

- конкурс космических кораблей

Социальная и проектная деятельность

Экологическая акция «Чистый школьный двор»

Профориентационное

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседа

«Режим дня»

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

Правовое

«В здоровом теле - здоровый дух»

Кл.ч. «Я – гражданин России»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Направления деятельности

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Естественнонаучное

Спортивно-оздоровительное

Посещение спорт.секций,

бассейна «Дельфин»

Кл.ч.«Мы со спортом дружим!»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Посещение спорт.секций,бассейна «Дельфин»

Беседа «Мы со спортом дружим!»

Спортивный праздник «Папа, мама, я -  спортивная семья»

Гражданско-патриотическое

Единый классный час «Победный май»

Кл .час «Маленькие герои большой войны» »(посвящен детям военного времени)

Кл. час «Мой дом – моя семья!»

Единый классный час «Давайте родную природу беречь»

Художественно-эстетическое

Поздравительная акция на подъезды к 1 и 9 мая

- фотовыставка «Семь Я»

- выставка газет

Конкурс рисунков «Моё счастливое детство»  

Социальная и проектная деятельность

Дни экологических десантов в    микрорайоне в рамках экологической акции «Защитим планету от мусора»

Профориентационное

Беседы и занятия с отстающими детьми

Беседы и занятия с отстающими детьми

- Спортивный праздник «Папа, мама, я»

Инструктаж по ТБ на каникулы «Поведение на воде»

Правовое

Кл.ч.«Дорожная азбука»

Кл.ч.«Твой образ жизни»

Семейное (работа с родителями)

Индивидуальные  беседы с родителями

Индивидуальные  беседы с родителями

Заседание родит.комитета

Кл.ч.«Я и моя семья» Родительское собрание

«Перелистывая страницы учебного года…



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом.

Технология продуктивного чтения.

Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

        Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

        Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно»,

« эффективно», продуктивно – важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

        Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется, а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др

I. Работа с текстом до чтения.

        Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

        Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется.         

        Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

        Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

        Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

        Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

        Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

        Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставить вопрос нужно к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

        Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

        Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

        Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

        Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

        Данная технология направлена на формирование

  • коммуникативных универсальных учебных действий,
  • умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
  • адекватно понимать собеседника (автора),
  • умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
  • познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

        Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

        Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

        При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

        Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения).

        Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) 

Примеры из практики Рассказ Л.Н.Толстой. Лев и собачка.

Виды УУД

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока № 1.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) 

Старый, новых, лучше , друг, двух

Туго, в друга, жизни, без

Дружбы, заповедь, верность

Группы составляют пословицы:

1) Старый друг лучше новых двух.

2) Без друга в жизни туго.

3) Верность — заповедь дружбы.

 

- Чему учат эти слова?

- Какова тема занятия? (верность, дружба)

- Отгадайте, о ком будем читать?

а) С царственной гривой, с гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать на пути,

С царской особой ты не шути. (Лев)

б) Лежит - молчит,

Подойдешь - заворчит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака)

- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти?

- Какая тема будет главной? (Дружба, верность)
Проверим наши прогнозы

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
  • Выразительно читать и пересказывать текст;

Познавательные УУД

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2 этап. Работа с текстом во время чтения. 

Фрагмент урока №2

- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Как начинается рассказ? (В Лондоне ...)

 - Почему автор так начинает рассказ? - Что он хотел нам показать? (люди безжалостны - вместо того чтобы        брать просто деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу)

- Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было, он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые)

- Как лев встретил собачку. (Посмотрел с любопытством, интересом, удивлением.)

- Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку? Что его удивило? (Покорила умом собачка льва)

2ч. - Какими словами автор пишет о собачке? (Собачка, собачонка, лапки, хвостик)

- Какова же собачка? (Добрая, этим понравилась льву)

- Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, он подружился с ней, полюбил её)

- Что связывало потом двух животных? (Дружба)

-В чём выражалась эта дружба? Прочитайте (Лев не трогал, делился, играл)

3ч.-  Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку владельцу? (Ощетинился, зарычал.)

4ч.- Сколько прожили герои вместе? (1 год)

- Что произошло с собачкой? (Умерла)

5ч.-  Как лев воспринял смерть друга? (Тосковал)

- Как смерть друга повлияла на льва? (Умер)

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Подробно пересказывать небольшие тексты.

Регулятивные УУД 

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Личностные УУД                                                                                                                   

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения?

- Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (рассказ, т. к. небольшой объём, одно событие, небольшое количество действующих лиц, ограниченное пространство.)

Определите главную мысль рассказа. (Этот рассказ не только вызывает сочувствие к брошенным или потерявшимся животным, но и заставляет задуматься о преданности, верности  и ответственности за тех, кого мы приручили) 

- Что узнали, прочитав текст? (Автор на примере дружбы двух животных открыл перед нами такие общечеловеческие ценности, как ум, преданность, доброта, терпимость, любовь, жалость.)
- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев рассказа.

Работа в группах.

1 группа – Собачка. Какая она?
2 группа – Лев. Какой он? Проверим ваши работы

- Собачка маленькая, добрая, умная, этим понравилась льву.

-Лев большой, ласковый, дружелюбный, верный, преданный
- А мне, кажется, что это рассказ не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Автор произведения на примере истории про льва и собачки хотел показать людям, какими преданными могут быть животные, и нам, людям, стоит у них поучиться.)

2) Что же такое преданность?

Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое преданность?
2 группа – нарисовать. Что для вас преданнось?

Из наших ответов выросло Дерево преданности.
- Посмотрим значение слова Преданность в Толковом словаре.

Преданность - любовь и верность по отношению к кому-либо или чему-либо,  верностьприверженностьпривязанностьлояльность

Личностные УУД                                                                                                                   

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

4. Рефлексия. Работа с коллегами

- Подведём итог нашей работы.
- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
- До чтения текста?
 

- Во время чтения текста?

- После чтения текста? Проверим ваши ответы.

Заключение.

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».



Предварительный просмотр:

Знания и специальные практические умения, необходимые в будущем первокласснику.

Общая эрудиция  

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.  

Математические знания  

Ребенок должен знать:

  • Цифры, знаки «+», « - »;
  • Смежные числа в пределах 10;
  • Количественный состав чисел в пределах 10;
  • Простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

  • Читать числа до 20;
  • Считать до 20 (прямой и обратный счет)
  • Решать арифметические задачи в одно действие;
  • Ориентироваться на странице тетради;
  • Решать примеры в пределах 10;
  • Пользоваться часами без секундной стрелки

     Уровень устной грамотности
    Ребенок должен знать:

  • Алфавит;
  • Средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
  • Ряд стихов, потешек, загадок, считалок. Ребенок должен уметь:
  • Проводить звуковой анализ простейших слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
  • Различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
  • Выделять ударение в словах;
  • Устно пересказать то, что прочитал или прослушал;
  • Обводить и списывать печатные буквы и слова.

Речь – как показатель готовности к школьному обучению:

  • Ясное произношение всех звуков русского языка;
  • Умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;
  • Использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
  • Уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не перерывать без извинения двух говорящих людей;
  • Умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  • Умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Уровень графических навыков

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
  • Умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

Уровень мышления и воображения

  • Умение выполнять действие классификации;
  • Умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
  • Умение строить простейшие умозаключения.

Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

  • Умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
  • Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
  • Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
  1. Основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
  2. Умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать;
  • Умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
  • Каков уровень организованности и самостоятельности;
  • Каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила поведения в школе Prezentacii.com

Слайд 2

Окажем школе уваженье своим примерным поведеньем!

Слайд 3

Правило поведения №1

Слайд 4

Правило поведения №2

Слайд 5

Правило поведения №3

Слайд 6

Правило поведения №4

Слайд 7

Правило поведения №5

Слайд 8

Правило поведения №6

Слайд 9

Правило поведения №7

Слайд 10

Правило поведения №8

Слайд 11

Правило поведния № 9

Слайд 12

Правило поведения №10

Слайд 13

На урок не опаздывают Учителя нужно приветствовать стоя Если хочешь ответить –подними руку На уроках не следует разговаривать, смеяться, баловаться и мешать другим. На уроках не заниматься посторонними делами На уроках нельзя есть и жевать жевательную резинку На переменах не бегают и не кричат Нельзя обижать младших В столовой нужно вести себя культурно Prezentacii.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

План воспитательной работы классного руководителя на 2015-2016 учебный год

План воспитательной работы поможет классному руководителю спланировать свою деятельность. Содержит темы бесед для уроков бдительности, перечень мероприятий по профилактике правонарушений, темы родител...

план воспитательной работы 1 класс 2015-2016 г

план воспительной работы 1 класс...

Отчёт воспитательной работы за 1 четверть 2015-2016 учебный год

Анализ проведённых мероприятий в 1 четверти этого учебного года с фотографиями...

План воспитательной работы 4 класс 2015-2016 учебный год

План воспитательной работы в 4 классе на 2015-2016 учебный год по направлениям....

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...