"Вежливые ребята" (курс внеурочной деятельности) - 12.10.2015 г.
рабочая программа (2 класс) на тему

Бардина Анна Михайловна

Программа  по  курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivye_rebyata-2_b_kl.-poyasn.z._ktp.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина А. М.        2 класс        МОУ «Лицей №7» г. о. Саранск

Пояснительная записка

    Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

    Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Краткая характеристика программы

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во  2 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

         Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Место курса во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности  МОУ «Лицей №7» отводит 34 часа  на изучение курса «Вежливые ребята», из расчёта 1 час в неделю.

Возраст детей, участвующих в реализации этой программы — ученики 2 классов.

Срок реализации программы: 1 год.

Личностные результаты:

- обогащение личного опыта общения детей;

- определение  под руководством педагога общих этических норм;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
-  высказывать свое предположение;
-  работать по предложенному педагогом плану;
-  отличать верно, выполненное задание от неверного;
-  совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-  находить ответы  на вопросы,  используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УУД:
-  выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
-  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты 

- формирование понятий:  этика; этикет; этикет застолья; речевой этикет, дискуссия,  коллектив; гигиена;
-приветствовать знакомого человека;  прощаться со знакомым; вести разговор по телефону;  

- вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине,  культурных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

- строить общение,  учитывая нормы  поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком; дарить и принимать подарки;
-  различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной;

-  воспитание  аккуратности, собранности, сдержанности в одежде; оценка собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Содержание курса

1раздел (1ч)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота   по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах,  в столовой, за столом,  в гостях, по телефону, в транспорте,  в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

                                              Учебно-тематический план

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

6

3

3

3.

 Речевой этикет

6

2

4

4.

 Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

 Заключительное занятие

3

-

3

Итого:

34

12

22

Тематическое планирование курса

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра - тест «Какой я?»

1

07.09-11.09

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

14.09-18.09

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

21.09-25.09

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

28.09-02.10

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

05.10-09.10

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

12.10-16.10

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

19.10-23.10

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

26.10-30.10

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

26.10-30.10

10

Правила знакомства, представления и обращения.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

09.11-13.11

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

16.11-20.11

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

23.11-27.11

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

30.11-04.12

Культура поведе-ния

(12 ч)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

07.12-11.12

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

14.12-18.12

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к  маленьким.

1

21.12-25.12

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

11.01-16.01

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

18.01-22.01

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

25.01-29.01

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

01.02-05.02

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

08.02-12.02

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра  в автобусе».

1

15.02-19.02

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

22.02-27.02

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

29.02-04.03

25

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

07.03-11.03

В мире сказок

(6 ч)

26

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

14.03-18.03

27

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

04.04-08.04

28

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

11.04-15.04

29

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

18.04-22.04

30

Сказка – ложь, да в ней намек.

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

25.04-29.04

31

Сказка – ложь, да в ней намек.

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

02.05-07.05

Итоговые занятия

(3 ч)

32

Что мы узнали и чему научились.

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

1

10.05-13.05

33

Что мы узнали и чему научились.

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

1

16.05-20.05

34

Что мы узнали и чему научились.

Праздник вежливых ребят.

1

23.05-27.05

Материально - техническое обеспечение курса «Вежливые ребята»

Компьютер. Проектор.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования от 06.10.2009 года № 373

2.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» примерных программ внеурочной деятельности. Начальное основное образование под редакцией В.А. Горского.  

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение.

5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение.

6.Васильева - Гангнус Л. «Азбука вежливости». - М.:НИГМА

7.Камычек Я. «Вежливость на каждый день». - М.: Знание.

8.Смолка К. «Правила хорошего тона». – М: Прогресс. 

9.Максимовский М., «Этикет делового человека» - М.:Дидакт.

10.Дорохов А. «О культуре поведения». -  М.: Профиздат.

Планируемые результаты изучения курса «Вежливые ребята»

В результате изучения курса « Уроки Здоровячка» обучающиеся научатся:

-способам  общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;

- приобретению социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

-позитивному  отношению к базовым ценностям общества (человеку, семье, Отечеству, природе, миру, знанию, культуре).

 Обучающиеся получат возможность научиться:

-общению с представителями других социальных групп, других поколений,

-овладением  опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;

-овладением  нравственно – этического  опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Уроки Здоровячка" (курс внеурочной деятельности) - 16.11.2015 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

мониторинг внеурочной деятельности 1 четверть 2015-0216 учебный год

мониторинг внеурочной деятельности 1 класс, 1 четверть...

мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть 2015-2016 учебный год

мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть, 1 класс...

мониторинг внеурочной деятельности за 2014-2015

мониторинг внеурочной деятельности за 2014-2015...

Анализ внеурочной деятельности за 2014-2015 уч. год. Вокальный кружок «Улыбка». Руководитель: Распопова И. Н.

Анализ внеурочной деятельности содержит описание приемов и методов, применяемых на занятиях, анализ концертной деятельности школьников, а также диагностику развития музыкальных способностей детей....

Приказ об организации внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс 2015 г.

Приказ об организации  внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс 2015 г...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...