Классный час "Масленица"
классный час (3 класс) на тему

В этом классном часе идет знакомство с русскими национальными традициями русской кухни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Масленница88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат  V вида  № 11 г. Челябинск

454074, г. Челябинск ул. Героев Танкограда, 21

..\..\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\cagcat50\MP00640_.wmf

Классный час в 3-м классе по теме

"Масленица"

                           

     

г. Челябинск

2014 – 2015 год

Избранные социальные компетенции для обучающихся 3 –х классов

для девочек

Избранные социальные компетенции для обучающихся 3 –х классов

для мальчиков

Скромность

Сила

Очаровательность

Честность

Привлекательность

Активность

Доброта

Общительность

Культурность

Мужественность

Общительность

Трудолюбие

Трудолюбие

Ответственность

Умение понимать других

Упорство

Жизнерадостность

Ум

Ум

Уверенность в себе

Классный час в 3-м классе по теме

" Масленица "

Компетенциии по преимуществу формируемые в рамках занятия: культурность, общительность, трудолюбие, ответственность.

Формулировки функций в игровом оформлении

Потенциальные функции занятия для реализации социальных компетенций

Преимущественная выраженность функции в классном часе

Отметьте знаком + по убывающей

Знаю

Формирование теоретических представлений

первостепенная

         +

второстепенная

третьестепенная

Могу (умею)

Формирование теоретических представлений о возможных способах поведения

первостепенная

         +

второстепенная

третьестепенная

Делаю

Организация демонстрации освоенных способов поведения

первостепенная

второстепенная

третьестепенная

         +

Цель: познакомить учащихся с традициями русской национальной праздничной кухни, с правилами приготовления жаворонков из теста

Задачи:

-рассказать о празднике Масленица,

-познакомить с блюдами праздничного стола, с правилами сервировки праздничного стола,

-рассказать о пользе молочных продуктов для здоровья человека,

-воспитывать культурность, общительность, трудолюбие и ответственность

Оборудование:

-оформление класса: картины Масленичных гуляний, предметы для сервировки стола (скатерть, тарелки, ложки, салфетки)

-для учителя: русский национальный костюм, презентация на электронном носителе, продукты, посуда для приготовления теста (яйца, молоко, мука, соль, растительное масло, блюдо для замешивания теста, ложка), полотенце

-для учащихся: детали костюма, фартуки, полотенца

Ход занятия

«Масленица»

этапа

Содержание

этапа занятия

Действия

учителя

Действия

учеников

1

Вступительное слово учителя. Постановка цели занятия.

-В нашей стране существует старинный обычай: отмечать праздник весны – «Масленицу».

Этот праздник продолжается 7 дней и предшествует Великому Посту. Считается, что Масленица называется так потому, что в течение всей недели едят продукты с добавлением коровьего масла.

-Сегодня на занятии, мы с вами подробно узнаем о традициях праздника «Масленица», о блюдах национальной русской праздничной кухни.

Рассказ учителя.

Показ слайд-шоу

Учитель объявляет тему занятия

Дети слушают учителя

2

Беседа по теме занятия

Каждый день масленичной недели имеет свое название. Первый день масленицы это встреча, а встречали гостей хлебом-солью. В народе говорят «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай». А на масленицу гостей встречали не только хлебом-солью.

А чем еще вы узнаете, отгадав загадку:

 Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!

(блины)[1]

-Всю неделю в каждом доме пекли блины – основное и обязательное блюдо на столе.

-А что обозначают блины? (солнце)

-Давайте соберем корзину для приготовления блинов.

Отгадайте загадки и сложите необходимые нам продукты в корзину. Будьте внимательны, не положите лишние продукты.

В воде родится, воды боится. (Соль)

Можно сварить,
а можно разбить,
Если не прикасаться
цыпленком может оказаться. (Яйцо)

Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко)

Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы ... (Творог)

Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий... (Мед)

Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное... (Варенье)

Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны (мука)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на К
Наш продукт из молока. (Кефир)

Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ... (Сыр)
[2]

Молоко называли источником жизни – да ведь это так и есть, потому что первая пища, которую мы получаем. Именно от молока мы растём и набираемся сил. Из молока делают разнообразные продукты. Это молоко разных видов, молочные напитки, сметана, сливки, сыр, кефир, йогурты, сырки, творожки и многое другое.

Молочные продукты человеку необходимы. Об этом говорят и специалисты по правильному питанию – диетологи. Ведь в них содержатся необходимые нам белки, жиры, углеводы, аминокислоты, а также множество микроэлементов и витаминов. Например, необходимые нам для роста и укрепления костей кальций и витамин D.

Учитель знакомит детей с традициями празднования Масленицы, основным блюдом этого праздника

Учитель загадывает загадки и задает вопросы детям.

Учитель показывает на экране предметные картинки с изображением продуктов

 

Учитель рассказывает о пользе молочных продуктов для здоровья человека,

Дети отгадывают загадки

Дети слушают учителя

3

Физминутка

Второй день масленицы называется «Заигрыш». В этот день юноши и девушки катались с гор на санях, устраивали скоморошьи потехи и, конечно же, не обходилось без звонких шуточных песен. Мы с вами сейчас тоже разучим одну из шуточных масленичных песен.

-А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.[3]

Учитель продолжает знакомить детей с традициями празднования Масленицы, разучивает с детьми хороводную песню

Дети разучивают песню, водят хоровод.

4

Приготовление теста для блинов

Среда называлась «Лакомка». На «Лакомку» тещи приглашали своих зятьев на блины, а для забавы любимого зятя и всех своих родных. Блюда к столу готовились самые разнообразные, вкусные и полезные. Вот и мы с вами сейчас посмотрим, какие блюда могли бы быть на праздничном столе.

И мы сейчас замесим тесто для главного лакомства Масленицы – блинов.

  • 500 мл молока
  • 2 яйца
  • 2 ст.л. растительного масла
  • 1 ст.л. сахара
  • 200 г муки
  • 2 ч.л. разрыхлителя (или 1 ч.л. гашеной соды)
  • Соль

Яйца взбить с сахаром и солью.

Добавить растительное масло, перемешать.

Добавить молоко, хорошо перемешать.

Добавить соду и муку, хорошо перемешать венчиком или миксером. Поставить в теплое место.[4]

Учитель продолжает знакомить детей с традициями празднования Масленицы, рассказывает о правилах приготовления блинов.

Дети выполняют пошаговую инструкцию учителя по приготовлению теста для блинов.

5

Приготовление блинов

А пока наше тесто настаивается, мы поиграем в игры, в которые играли наши предки в «широкий» четверг. На этот день приходилась середина игр и веселья. С четверга начинается катание на санях, кулачные бои, потехи (игры: петушиные бои, срежь приз, снежки и др.). Вот и мы сейчас с вами поиграем в русскую народную игру:

- петушиные бои

Учитель проводит динамическую паузу

Дети принимают участие в народной забаве

6

В пятницу зять должен был пригласить в гости тещу и приготовить продукты для выпечки блинов. Если молодые встречали Масленицу вместе впервые, то теща должна была научить молодую жену печь блины. Поэтому пятый день Масленицы и называется тещины вечерки. Кроме блинов на стол выставлялись все яства, которые есть в доме. Хозяйка дома должна была уметь приготовить любое блюдо и красиво подать его. А для того, чтобы угостить, нужно угощение приготовить.

Сковороду разогреть, немного смазать маслом. В середину налить тесто, сковороду покрутить, чтобы тесто равномерно распределилось. Когда низ блина зазолотится, его надо перевернуть.

Жарить со второй стороны буквально несколько секунд. Затем блин снять со сковороды.

Блины можно подавать с различными начинками. Ребята, а вы с какими начинками любите есть блины?

Учитель продолжает знакомить детей с традициями празднования Масленицы, показывает и комментирует видео приготовления блинов.

Дети смотрят видеоролик

Дети рассказывают о своих любимых начинках для блинов.

7

Шестой день масленичной недели назывался «Золовкины посиделки».

Ребята, кто знает, кого называют золовкой? (Золовка – это сестра мужа). В этот день принято было приглашать в гости родственников мужа, его сестер, дарить им подарки. Мы уже говорили, что на Руси с давних времен принято было угощать дорогих гостей. Но даже самое вкусное угощение неприятно будет кушать, если стол накрыт небрежно. И традиция красиво накрывать стол или как мы сейчас говорим, сервировать также тщательно соблюдалась.

Учитель проводит словарную работу

Знакомит с правилами сервировки праздничного стола

Дети под руководством учителя накрывают на стол, пьют чай с блинами.

8

Воскресенье – проводы, прощание, прощеный день. Последний день масленичных гуляний. В этот день народ прощался с масленицей, перед великим семинедельным постом все старались попросить друг у друга прощения, и завершением праздника становилось сожжение чучела Масленицы. Давайте и мы проводим масленицу веселыми песнями, шутками, да прибаутками.

Учитель выводит детей на улицу на фольклорный праздник

Дети принимают участие в фольклорном празднике

9

Подведение итогов занятия.

-Итак, ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Какие традиции масленичной недели вам понравились?

-Какие основные блюда готовились к этому празднику?

-И для дальнейшего пополнения «Кулинарной книги» вам как всегда задание на дом: найти рецепты традиционных масленичных блюд и приготовить их с родителями. По возможности сфотографировать.

Учитель задает вопросы

Дети отвечают на вопросы и получают инструктаж по домашнему заданию

Список дополнительных источников информации

  1. М. Короткова «Традиции русского народа» - изд-во Дрофа-Плюс 2008
  2. С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015
  3. Д. Садовников «Загадки русского народа»
  4. О. Емельянова «Сборник загадок в стихах»
  5. В.В. Похлёбкин «Русская и советская кухня»


[1] С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015

[2] Д. Садовников «Загадки русского народа»

[3] М. Короткова «Традиции русского народа» - изд-во Дрофа-Плюс 2008

[4] В.В. Похлёбкин «Русская и советская кухня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...