В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кравцова Ирина Николаевна

Театрализованное представление для учащихся 1-4 классов рассчитано на знание учащимися сказок А.С.Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театрализованное представление60.45 КБ

Предварительный просмотр:

«В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве»

Форма и назначение: театрализованное представление для учащихся 1-4 классов рассчитано на знание учащимися сказок: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Цель: познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детьми сказок поэта.

Задачи: 

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина.

Действующие лица: Ведущая – Кравцова И.Н., библиотекарь – Поддубная Г.В., Вовка – Бузинова Мария, компьютер – Мингазов Владимир, царевна Лебедь – Минченко Софья, Балда – Куравцова Снежанна, Спящая царевна – Молчанова Алина, старуха -  Евдошенко Ирина, кот учёный – Шибаева Анна, царь Дадон – Бузинов Виктор, золотая рыбка – Разживина Камила.

Оформление и реквизит:

  •  Портрет А.С. Пушкина;
  •  Книжно-иллюстративная выставка по творчеству А.С.Пушкина;
  •  Дуб с прикреплёнными к нему жёлудями-вопросами;
  •  Ширма, на которой расположены иллюстрации по «Сказке о царе Салтане»;
  •  Сундук с подушками, имитация шатра;
  •  Вопросы-жёлуди- 5 шт., тюбетейки-3 шт.;
  •  Корзинки-3 шт. Мягкие игрушки - 3 шт., шишки, бочонок с загадками;
  •  Корыто- 2 шт. комплекты детского белья – 2; рыбки – загадки  - 8 шт.
  •  Лошадки бутафорские - 2 шт., ложки 2 шт., киндер-яйца, яблоко.
  • Презентация

Музыкальное оформление:

  •  Аудио - сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»;
  •  Игровые и лирические мелодии.

Ход мероприятия:

Ведущая рассказывает детям о детских и юношеских годах поэта, о его семье, приглашает совершить путешествие в пушкинское царство.  По дороге путешественники попадают в Лукоморье, где их встречает Учёный кот. Прослушав и угадав загадки  Учёного кота, путешественники продолжают путь по сказкам А.С.Пушкина. В заключение встречи на фоне лирической мелодии ведущая читает стихотворение.

Звучит музыка, в зал входят дети.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о великом русском поэте А.С. Пушкине и его замечательных сказках, которые вы знаете и любите.

        Родился А.С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве в имении помещика Сергея Львовича Пушкина. У Александра были брат Лев и сестра Ольга, с которой он очень дружил.

Маленький Пушкин вел себя, как все дети: то был молчалив, ленив, вял то, наоборот, - шаловлив и резв, порой не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Александр горячо любил свою бабушку, Марию Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него перед родителями. Была у них дома няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок и прекрасно умела рассказывать их. От нее Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Именно от Арины Родионовны маленький Саша впервые услышал про избушку на курьих ножках, сказку о мёртвой царевне и семи богатырях. В одном из стихотворений он вспоминает о тех преданиях, которые ему рассказывали перед сном.

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дышу, прижмусь под одеяло,

               Не чувствуя ни ног, ни головы.

Со слов няни Пушкин записал в специальную тетрадь 7 сказок: сказку о царе Салтане, о попе и работнике его Балде, о Лукоморье. А вот историю о царе Берендее Пушкин отдал В. Жуковскому, который использовал её в своей поэме. Друзья Пушкина очень любили Арину Родионовну – она угощала их пастилой и благословляла. Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами.

А вы хотите совершить путешествие по пушкинским сказкам? Давайте закроем глаза,   произнесём волшебные слова и посмотрим, что произойдёт.

(Гаснет свет. Звучит волшебная музыка. На сцену выходит Вовка с ноутбуком)

Вовка: Ой, куда это я попал?

Ведущая: Этот мальчик не знает, куда он попал! А вы, ребята, знаете? (Дети отвечают) Правильно, в библиотеку! (Вовке) Как тебя зовут?

Вовка: Я Вовка из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». А это кто? (Показывает в зал)

Ведущая: А это школьники. Они пришли, чтобы совершить путешествие.

ВОВКА: Путешествие? Вот здорово! Это я люблю. А куда?

ВЕДУЩАЯ: В Тридевятое царство, в пушкинское государство.
ВОВКА: А зачем?
ВЕДУЩАЯ: Чтобы больше узнать о поэте Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.

ВОВКА: Опять учиться? Ну, нет. И так в школу ходить заставляют, уроки зубрить. Думал, здесь отдохну. Вот компьютер с собой захватил — поиграть, развлечься.
(Видит дуб.) О, да у вас тут кафешка есть! (Читает подпись.) «У лукоморья».

ВЕДУЩАЯ: Дуб зелёный... Русалка на ветвях сидит...

(Из-за дуба выходит Кот учёный.) А вот и Кот!

КОТ УЧЁНЫЙ: Мур... Здравствуйте, ребята. Я Кот учёный, тот самый... Стихи обо мне написал А.С. Пушкин. Это было... лет  этак, мур-мяу, 190 тому назад. Дуб-то наш лукоморский и тогда уже был могуч — вершиной в небо упирался. А цепь златая, по которой я обычно хожу туда-сюда, блестела как новенькая. А сейчас в моей золотой цепи есть слабое звено. Пролетал злой колдун и наслал порчу на сказки, и цепь рушится. Не могли бы вы мне помочь?

ВОВКА: Это вирус! Жалко сказки и цепь златую! Надо установить антивирусную программу. Сейчас попробую. (Открывает ноутбук.)

КОТ УЧЁНЫЙ: А что это у тебя?

ВОВКА: Диво дивное, Котик! Компьютером величают! Ваши чудеса с этим чудом не сравнить! В карты самого Кощея обыграл. Словами печатными так и стреляет, так и стреляет. Даже Соловей- разбойник присвистнул от удивления. А большего мастера, чем он, в этом деле нет, сам знаешь.

КОТ УЧЁНЫЙ: И знать не желаю! (Фыркает.) Я со злодеями и хулиганами не знаюсь. А этот твой ком... комп... компот, видать, не лучше их.

КОМПЬЮТЕР (голос за сценой): А ну повтори, кто я? Какой я тебе компот? Сам ты кисель вишнёвый!

КОТ УЧЁНЫЙ: Да кто это бранится?

(Под музыку на сцену выходит Компьютер.)

ВОВКА: Прошу любить и жаловать — Компьютер!

(Кот учёный внимательно рассматривает экран и клавиатуру.)

КОТ УЧЁНЫЙ (указывает на мышку): Ой, а это что?

КОМПЬЮТЕР: А это мышка. (Поднимает компьютерную мышь на проводе повыше.)

КОТ УЧЁНЫЙ: Как я люблю мышек! (Подпрыгивает за мышкой, пытается поймать её.)

КОМПЬЮТЕР: Кот, хоть ты и учёный, но очень уж древний. Неужели ты не знаешь, что эту мышь съесть нельзя, потому что она компьютерная, то есть искусственная!

(Кот учёный с сожалением смотрит на мышку, один раз боязливо нажимает клавишу.)

Котик, да ты что кнопок боишься, а ещё учёный! Дави на клавиши, мне давно в пасьянс сыграть охота.

КОТ УЧЁНЫЙ: В кого?

КОМПЬЮТЕР: Ты что, в карты не играешь? Вот темнота!

КОТ УЧЁНЫЙ: А ты сказки знаешь?

КОМПЬЮТЕР: Сказки? Погоди немного, тряхну файлами. Анекдоты... Игры... Нет... Сказок нету. Не запрограммирован.

ВЕДУЩАЯ: Ах ты, недоучившийся Компьютер! Не научен! Позор! Я предлагаю тебе, такому современному, послушать, как ребята справятся с загадками по сказкам А.С. Пушкина. Ведь эти мальчики и девочки любят и знают сказки. Вы согласны со мной, юные друзья?

(Библиотекарь читает отрывок из произведения А.С. Пушкина, ребята угадывают его название.)

   -«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане».)

   -Пошёл, сел у берега моря; Там он стал верёвку крутить Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

   -Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился,

     Шум утих, и царь забылся. («Сказка о золотом петушке».)

   -Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

    И царица у окна Села ждать его одна.

                        («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

   -Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха,

    А пред нею разбитое корыто.

                       («Сказка о рыбаке и рыбке».)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Спасибо, ребята за ответы! Молодцы! (Компьютеру.) Видишь, ребята знают сказки. А ты всякого мусора набрался, а сказок не знаешь.

КОТ УЧЁНЫЙ: Потому и не ведаешь, что такое добро.

КОМПЬЮТЕР: Ещё как ведаю. Добро — это то, что хочет каждый, но не каждый имеет. Это «мерседесы», много денег и вилла на Канарах. Добра должно быть много. Понял, котяра? Жить надо не просто хорошо, а очень хорошо!

КОТ УЧЁНЫЙ: Бедолага ты, бедолага! Кто же тебя так глупо запрограммировал? Богатство никогда добром не оборачивалось. Взять хотя бы Кощея. Злата накопил, чахнет над ним тысячу лет, а толку ни себе, ни другим. Старуха, вон, захотела много всего, а у разбитого корыта осталась. А за  чужой счёт жить не получится. Поп -  толо-конный лоб попробовал было, да ума лишился. Эх, да ничего-то ты не знаешь. Ну, да дело поправимое. Сейчас научу. Так, заложу в компьютер «Сказку о царе Салтане».

КОМПЬЮТЕР: Не получится, Котик, меня перепрограммировать, хоть ты и учёный. Очень уж ты древний, а я суперсовременный друг всех детей.

КОТ УЧЁНЫЙ (вздохнув с облегчением): Верно говорит пословица: какую базу данных вложишь, ту на выходе и получишь. Тьфу, ты! Я хотел сказать: что посеешь, то и пожнёшь! Говорят, сказка ложь, да в ней намёк. Нет в сказке никакого намёка. В ней всё прямо говорится, без намёков. А теперь, друзья, вы полетите в волшебную страну, а я останусь здесь, мне нельзя свой дуб оставить. Потом возвращайтесь ко мне, к лукоморью, я вам обратную дорогу укажу. (Уходит.)

ВЕДУЩАЯ: А теперь давайте все вместе закроем глаза, наклонимся пониже и поле-тим... (Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене Царь ремонтирует стул.)

ВОВКА: Эй, Царь!
ЦАРЬ (подпрыгнув): Ой, кто здесь?

ВОВКА: Это я, Вовка. А это - ребята.

ВЕДУЩАЯ: В какую же мы с вами сказку попали?
ЦАРЬ: А вы отгадайте.

Негде, в Тридевятом царстве,
В Тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить...

(Ребята отвечают.)

Правильно. Милости прошу в «Сказку о золотом петушке».

ВОВКА: Царь, зачем же вы стул ремонтируете? Вам положено только и делать, что ничего не делать!

ЦАРЬ: Знаю, но ведь так и со скуки помрёшь!

ВОВКА: Ничего вы не понимаете! Царь, а работает!

ЦАРЬ: Ах, вот оно что! Лодырь, значит, явился? Эй, стража! Отрубите-ка ему голову!

ВОВКА: Ой, спасите! Помогите!

ВЕДУЩАЯ: Помилуйте его, пожалуйста. Он больше не будет.

ЦАРЬ: Так и быть.

ВЕДУЩАЯ: Скажите, пожалуйста, уважаемый Царь, а чудеса в вашей сказке есть? Мы хотим побыстрее узнать о них и отправиться дальше.

ЦАРЬ: Как же, так я вас и отпустил! Вот отгадаете мои загадки, тогда посмотрим.

ВОВКА: Опять отгадывать? Надоело!

ЦАРЬ: Что? Эй, стража!

ВОВКА: Нет, нет... Буду!
ВЕДУЩАЯ: Мы согласны. Ребята у нас умные, вмиг ваши загадки отгадают.

ЦАРЬ: Это мы ещё посмотрим. Слушайте, думайте и отвечайте.

Вопросы

  1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец-звездочёт.)
  2. Что должен был делать золотой петушок? (Охранять царство.)
  3. Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности? (Он кричал: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!»)
  4. Что пообещал царь Дадон мудрецу взамен золотого петушка? (Что исполнит любое его желание.)
  5. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? («Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».)

(Ребята отвечают.)

ЦАРЬ: Ну и ну! До чего умные дети! А теперь закрывайте глаза и летите в другую сказку, да и мою не забывайте. (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене сидит Старуха, рядом с ней разбитое корыто.)

ВОВКА: Здравствуй, бабушка. Это мы в какую сказку попали?

СТАРУХА: А ты догадайся.

ВОВКА: И тут что-то отгадывать! Ребята, вы знаете, кто это? (Ребята отвечают.)

СТАРУХА: Не старуха я, а царица теперича!

ВОВКА: А зовут-то вас как?

СТАРУХА: Не твоё дело! Сказано тебе — царица! Вот и весь сказ!

ВЕДУЩАЯ: А кто вас в таком случае придумал? Что-то мне ваша личность знакомой кажется...

СТАРУХА: И не приставай, не скажу!

ВЕДУЩАЯ: Так мы с ребятами сами отгадаем. Я уверена, что эта гостья тоже из на-шего лукоморья явилась. Ребята, давайте вспомним всех отрицательных героев сказок Пушкина! Тогда мы эту так называемую царицу и опознаем.

СТАРУХА: Почему это отрицательных?

ВЕДУЩАЯ: А какая же вы?

СТАРУХА: Несчастная я! Всю жизнь несчастная!

ВЕДУЩАЯ: Ладно, не прибедняйтесь и не мешайте нам вас узнавать. В «Сказке о по-пе и о работнике его Балде» — это попадья. Нет, это не вы, одеты не так. В «Сказке о золотом петушке» таких старых героинь не было, там только царь и звездочёт старые. Может, вы мачеха из «Сказки о мёртвой царевне»? Ну та, которая всё в зеркальце смо-трелась? Нет, та ещё хуже, хоть и красивая. А вот «Сказка о царе Салтане»... Может, вы ткачиха, или повариха, или сватья баба Бабариха? А что, вы на неё похожи, та тоже вредная была!

СТАРУХА: Говорила, не гадайте, всё равно не угадаете.

ВЕДУЩАЯ: Ещё чуть-чуть, и мы ваше имечко вспомним!

СТАРУХА: Да нет у меня никакого имечка! В том-то и дело, что нету!

ВЕДУЩАЯ: Как это нету?

СТАРУХА: А это всё Пушкин ваш виноват, Александр Сергеевич! И характер он мне придумал тяжёлый, и без имени оставил. То «старухой» кликал, то «бабой».

ВОВКА: Понял! Я понял! Вы — старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? А у нас зачем появились?

СТАРУХА: Чтобы отомстить Александру Сергеевичу Пушкину!

ВОВКА: Ну и желание! Вы вспомните свою жизнь непутёвую. Вас из-за чего рыбка золотая в конце концов наказала? Из-за желаний ваших непомерных.

СТАРУХА: Вот! И это я Александру Сергеевичу тоже припомню!

ВЕДУЩАЯ: Ну и дела! Так что, вы говорите, вам «испортил» Пушкин?

СТАРУХА: А всё! Всю жизнь мою горемычную.

ВЕДУЩАЯ: Что-то я не могу в это поверить. Давайте поговорим обо всём этом подробнее. Вы, сударыня...

СТАРУХА: Да не сударыня я, а старуха...

ВЕДУЩАЯ: Что-то вы, бабушка, всё злитесь, всем недовольны?!

СТАРУХА: А чему радоваться-то? Моя сказка самая неинтересная. Ни тебе белочек, ни лебедей, ни петушков. Одни расстройства у корыта. Да и неправда всё это, не так всё было. Наоборот, дед у меня злющий-презлющий, капризный-прекапризный. Это ему не так, то не эдак. Всё меня к рыбке за чем попало посылал. Оклеветал меня Алек-

сандр Сергеевич.

ВЕДУЩАЯ: Во-первых, бабушка, чудес в вашей сказке больше, чем во всех осталь-ных. Вспомните, ребята, сколько раз пришлось рыбке колдовать. (Ребята отвечают.)

Сначала вы просили новое корыто, потом избу, потом стали дворянкой, затем цари-цей. А после вообще захотели быть владычицей морскою.

СТАРУХА: Ну и что! Каждый имеет право на мечту!

ВЕДУЩАЯ: Да вы вспомните, как вы старика своего обижали!

СТАРУХА: Сплетни всё это!

ВОВКА: Ну да, конечно, сплетни. Бабушка, вот бы мне золотую рыбку повидать!

СТАРУХА: Да вот оно, море-то, рядом. Попросил бы ты, милок, у неё корыто.

ВОВКА: Ну да, сначала корыто, потом стиральную машину, потом шубу. Ты, бабуся, эти замашки брось! Побежал я к морю.

(Старуха уходит. Звуки шума волн.)

(Кричит.) Эй, Золотая рыбка! Золотая рыбка! Ты что, не слышишь, что ли?

(На сцену выходит Золотая рыбка, потягивается.)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ах, кто меня разбудил?

ВОВКА: Здорово, Золотая рыбка!

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ой, кто это такой невежа?

ВОВКА: Это я — Вовка. Я хочу, чтобы ты...

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Что? А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же. Слуги мои морские! Накиньте на этого невоспитанного мальчика сети да и выбросьте в море!

ВОВКА: Ой, что же мне делать? Ребята, спасите меня!

ВЕДУЩАЯ: Помилуй, государыня Рыбка, он больше не будет. Мы пришли к тебе с добром, хотим познакомиться с героями твоей сказки.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Я согласна. Только надо пройти испытания.

ВОВКА: Какие?

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Эй, Слуги! (Морские слуги выносят сеть, на которой висят рыбки, вырезанные из разноцветной бумаги, с вопросами на обратной стороне.)

Видите эту сеть с моими рыбками-подружками? Нужно освободить их. Отгадайте загадки, которые на них написаны. Ну, кто желающий?

ВОВКА: Я!

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: А разве ты что-нибудь знаешь?

ВОВКА: Я попробую, я постараюсь. (Вовка и ребята снимают рыбок с сети и отгадывают загадки.)

Вопросы

  1. Как называлось жилище старика и старухи? (Землянка.)
  2. Что отвечала золотая рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом».)
  3. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
  4. Кем хотела быть старуха? (Столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)
  5. Как менялось море с каждым приходом старика? («Море слегка разыгралось»; «помутилось синее море»; «неспокойно синее море»; «почернело синее море»; «на море чёрная буря».)
  6. Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года.)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Ну, молодцы! Порадовали вы меня. Летите в следующую сказку, но и мою не забывайте. Закрывайте глаза. Полетели! (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене плакат с изображением терема и маленького хрустального домика для белочки. Выходит Царевна Лебедь.)

ВОВКА (подходит к Царевне):Вот это да! Ты кто такая? Это мы в какую сказку попали?

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А вот отгадайте:

Стоит на острове Буяне
Красивый город — лучше нет.

ВЕДУЩАЯ: Мы в «Сказке о царе Салтане»!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Я принимаю ваш ответ. Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Добро пожаловать в мою сказку!
ВЕДУЩАЯ: Спасибо.
ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Я, надеюсь, вы тоже догадались, кто я?
(Ребята отвечают.)

 Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?

ВЕДУЩАЯ: Мы путешествуем по пушкинским сказкам. В двух уже побывали, теперь к вам попали. Хотим про чудеса услышать.

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Чудес у нас видимо-невидимо.

ВОВКА: Поскорее бы о них узнать!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А вы читали «Сказку о царе Салтане»? Назовите её героев. (Царь Салтан, царевич Гвидон, царица, баба Баба риха, ткачиха, повариха, корабельщики, Черномор и др.)

(Ребята отвечают.)

А вот ответьте мне, что увидел, проснувшись утром, князь Гвидон, после того как освободил Царевну Лебедь?

ВЕДУЩАЯ:

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи,

И дивясь, перед собой

Видит...

(Ребята отвечают: «Город он большой».)

ЦАРЕВНАЛЕБЕДЬ: Правильно, молодцы!

ВОВКА: Когда же чудеса начнутся?

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Сейчас нам ребята расскажут о всех чудесах.

ВЕДУЩАЯ: Ель растёт перед дворцом,

                      А под ней хрустальный дом...

                      Ребята, продолжайте.

(Ребята отвечают: Белка в нём живёт ручная, Да чудесница какая!)

А что делала белочка у князя Гвидона? (Орешки грызла.)

(Ребята отвечают.)

ВОВКА: Не люблю орешки. Люблю Золотую рыбку.

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Ребята, а какие были орешки, которые грызла белка? (Ребята отвечают: А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд...)

А какую песню пела белочка? («Во саду ли в огороде».)

(Ребята отвечают.)

А кто такой дядька Черномор? Может ли из вас кто-нибудь вспомнить и пересказать словами Пушкина ещё одно чудо острова Буяна?

(Ребята отвечают: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.)

ВОВКА:

Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо!

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: А среди вас богатыри найдутся? Кто из мальчиков хочет  поме-риться своей силушкой? (Уходит.)

(Звучит песня «Богатырская наша сила». На сцену выходят двое мальчиков. Прово-дится конкурс силачей.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а теперь маленькая викторина по «Сказке о царе Салтане».

(Ребята отвечают на вопросы Библиотекаря.)

Вопросы

  1. Кем Царевне Лебеди приходились морские витязи? (Братьями.)
  2. Где провёл князь Гвидон детство? (В бочке.)
  3. О ком речь?

Старая и вредная,

И совсем не бедная,

Царя обманывала лихо...

(Сватья баба Бабариха.)

  1. Кем доводилась баба Бабариха Гвидону? (Бабушкой.)

(За сценой слышится грохот. Выкатывается бочка, в которой лежат письмо, белка-игрушка, орешек, корона, шлем. К бочке прикреплена записка.)

ВОВКА: Ой, что это? Я не трус, но я боюсь! Кто это с нами так зло шутит?

(Ведущая подходит к бочке, читает записку.)

ВЕДУЩАЯ: «Ничего у вас не получится! Мы все страницы из книги вырвали. Теперь ни в одну сказку не попадёте, ни про какие чудеса не узнаете. Изведём вас, велим в бочку посадить, засмолить и пустить в море-окиян, так велел-де царь Салтан».

ВОВКА: Кто бы это мог быть? Ребята, вы не знаете?

(Ребята отвечают: «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой!»)

Как же мы узнаем, что было далыше, если эти злодеи все страницы  вырвали?

ВЕДУЩАЯ (открывает бочку): В бочке ещё какое-то письмо. (Достаёт письмо.) Давайте его прочитаем. (Читает.) «Дорогиe, ребята! Пишет вам князь Гвидон. Чув-ствую, что вы попали в беду. Задумали мои тётки дело недоброе, извести вас хотят. Но не волнуйтесь. Чтобы чары исчезли, надо отгадать, какие предметы лежат в бочке». Ну что ж, ребята, давайте отгадывать.

Выгнут рыжий хвост дугой...
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, остроглазый,
По деревьям любит лазить.

                       (Белка.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки белку-игрушку. Библиотекарь продолжает.)

Горшочек маленький,
Кашка сладенькая.
Горшочек не разбить
И кашки не добыть.

                              (Орех.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки орех.)

На голове сверкает,
Царствовать заставляет.

(Корона.)

(Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки корону.)

Сидит богатырь на коне,
Колпак чугунный на голове,
Конь под богатырём,
Голова под колпаком.

(Шлем.)

Что это за колпак?

( Ребята отвечают. Вовка достаёт из бочки шлем. Выходит Царевна Лебедь.)

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Спасибо вам, ребята! Избавили меня от 'злых чар. Теперь можно вам и о третьем чуде рассказать.

ВЕДУЩАЯ:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

ВОВКА: Я, я знаю! Вот это она и есть! (Показывает на Царевну Лебедь.)

ВЕДУЩАЯ: Молодец, Вова, правильно угадал, исправляешься.

ВОВКА (гордо): Я тоже кое-что знаю...

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ: Ну вот, ребята, вам уже пора в другую сказку. А я с вами прощаюсь. Закрывайте глаза. Полетели... (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене Спящая царевна, она держит в руке бутафорское яблоко.)

ВОВКА: Здравствуйте! А вы кто? Из какой сказки?

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Отгадайте!

ВЕДУЩАЯ:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Ребята отвечают.)

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Правильно! Молодцы, ребята! Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру под названием «Бросайка».

ВОВКА: Это в снежки? Я люблю играть! Только что же мы бросать будем?

«БРОСАЙКА»

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Я задаю вопрос и кидаю вам в руки яблоко, вы отвечаете и бросаете обратно. Договорились? С кого же мы начнём? Давайте рассчитаемся.Ка-тилось яблочко Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.(На кого из ребят выпало последнее слово, тот и начинает игру.)

Вопросы

  1. Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

                       (Царица-мачеха.)

  1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»)

  1. У кого в лесу жила царевна? (У семи богатырей.)
  2. Чем занимались богатыри? (Охотой и охраной государства.)
  3. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Старуха черница.)
  4. К кому обращался королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
  5. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Вова, а теперь вопрос тебе. Лови яблочко!

ВОВКА: Не хочу!

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: А чего ты хочешь?

ВОВКА: Во-первых, мороженого, во-вторых, пирожного, в-третьих, не учиться.

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Тогда тебе, видно, нужно в другую сказку, к Балде. Он, что ни прикажешь, всё за тебя сделает.

ВОВКА: Скорей бы туда попасть!

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА: Ну что ж? Закрывайте глаза и летите. А я с вами прощаюсь. До новых встреч в библиотеке! (Уходит.)

(Звучит музыка. Ребята закрывают глаза, затем открывают. На сцене Балда с верёвкой в руках.)

ВОВКА: Ты кто?

БАЛДА: Здравствуй, мил человек! У нас здороваться принято. А у вас?

ВОВКА: Совсем забыл. Здравствуй! А ты что это верёвкой будешь делать?

БАЛДА: Буду море морщить.

ВОВКА: А... интересно. Ты правда за меня всё делать будешь?

БАЛДА: Ага.

ВОВКА: Вот здорово! Ну, тогда принеси мне, во-первых, пирожного, во-вторых, мо-роженого, в-третьих, конфет. (Балда загибает Вовке пальцы.) Ты и пальцы за меня загибать будешь?

БАЛДА: Да. Буду служить тебе славно,

                      Усердно и очень исправно,

                      В год за три щелка тебе по лбу...

                 Согласен?

ВОВКА: Щелка? Ладно!

ВЕДУЩАЯ: Что ты, Вова? Разве ты не читал эту сказку?

ВОВКА: Нет.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, кто знает, как рассчитался Балда с попом? Расскажите об этом Вове.

(Ребята отвечают: С первого щелка прыгнул поп до потолка;

                                Со второго щелка лишился поп языка;

                                А с третьего щелка вышибло ум у старика.)

ВОВКА: Ой, мама! Что же вы мне сразу-то не сказали? Нет, Балда, не надо мне ни пирожных, ни мороженого, я домой хочу.

БАЛДА: Ан, нет! Теперь от меня не сбежишь. Выполни сначала трудное задание - анаграмма называется.

ВОВКА: Чего-чего?

БАЛДА: Это слова, в которых перепутали, перемешали буквы. Например, «убвка» - ничего не понятно, а если подумать да буквы переставить, то получится слово буква». Понятно?

ВОВКА: Ничего не понятно, но делать надо, накажешь ведь.

БАЛДА: Да, щёлкну будь здоров! Вот смотри, здесь написано, на какую работу нанял меня поп. (Балда выносит плакаты, на которых написаны анаграммы.)

Анаграммы

Рапов — повар;

нюкох — конюх;

тинлокп — плотник.

Ты пока разгадывай, а мне некогда, я работать пойду. (Уходит.)

ВОВКА: Ой, пропала моя головушка!

ВЕДУЩАЯ: Вова, не переживай, ребята тебе помогут.

(Ребята помогают Вовке разгадывать анаграммы. Звучит музыка. Появляется Балда.)

БАЛДА: Ну как! Отгадал?

ВОВКА: Да.

БАЛДА: А тебе никто не помогал?

ВОВКА (грустно): Ребята помогали.

БАЛДА: Молодец, что правду сказал. Меня ведь трудно перехитрить.

А к вам, девчонки и мальчишки,

Зашёл я порезвиться,

Поиграть, повеселиться.

Проигравшему — по лбу щелчок,

А я проиграю — мне в спину толчок.

Согласны? (Ребята отвечают.)

ВОВКА: А во что мы будем играть?

БАЛДА:

Ну-ка превращайтесь все в богатырей.

Да силушкой померяйтесь своей!

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА 

(Ребята делятся на две группы и перетягивают канат.)

Молодцы, ребята! Играть любите, много читаете. Такие же любознательные, как и я. (Вовке.)

И что же?

ВОВКА: Я исправлюсь. Вот вернусь домой и все сказки Пушкина перечитаю.

ВЕДУЩАЯ: И правда, загостились мы. Покажи нам, Балда, дорогу домой.

БАЛДА:

Кот учёный для вас подспорье,
Ступайте прямо к лукоморью.

( Балда уходит. На сцене появляется Кот  учёный.)

КОТ УЧЁНЫЙ: Ну, вот и вернулись вы из путешествия по Тридевятому царству, пушкинскому государству. Понравилось? А теперь на прощанье — викторина,воп-

росики для вас посложнее.

«ВИКТОРИНА»

(Ребята отвечают на вопросы.)

  1. Предмет, с помощью которого Балда собирался «морщить море». (Верёвка.)
  2. Волшебный предмет из сказки, который всегда говорил правду. (Зеркальце.)
  3. Предмет, который послужил орудием преступления. (Яблоко.)
  4. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
    («Сказка ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок!»)
  5. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (Четыре:подарила корыто и дом, сделала старуху столбовой дворянкой и царицей.)

«ВОЛШЕБНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»

КОТ УЧЁНЫЙ: Ребята, догадайтесь, кто из сказочных персонажей мог дать такие объявления?

  • Ищем целителей или колдунов, которые могли бы излечить укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаём на лето горницу.
    В горнице имеются лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовои.
    (Семь богатырей.)
  • Могу построить город за одну ночь. (Царевна Лебедь.)
  • Предлагаю свои услуги. Работаю за семерых, могу запрячь лошадь, топить печи, варить кашу, нянчить детей. (Балда.)
  • Ищу мастера, который мог бы отремонтировать корыто, построить избу. (Старуха.)
  • Помогаем в розыске пропавших невест. (Месяц, солнце и ветер.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы, ребята! Вы были внимательны во время нашего путешествия. Узнали много нового. И наверное, ещё больше полюбили сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.

(Подведение итогов. Награждение участников конкурсов.)

Ведущая: Вот и подошло к концу наше путешествие в тридевятое царство, пушкинское государство. Но мы встретимся с героями пушкинских сказок еще не раз на страницах книг.

Звучит лирическая мелодия, на фоне музыки ведущая читает стихотворение.

Ведущая: К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, словно алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 и в 45,

Убегаем мы порою в детство.

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Наш праздник окончен. Всем грустно немножко.

И вам на прощанье хочу я сказать:

«Вы с книгой дружите, а мы вам поможем

Друзьями хорошими с книгою стать»

                                             Звучит песня о сказке.

Список использованной литературы

1. Бердникова, И. А. Вовка в тридевятом царстве, в пушкинском государстве: литературно - музыкальный театрализованный праздник для детей дошкольного возраста // Читаем, учимся, играем. – 1998. - Вып.6. - С.114 – 121.

2. Пушкин, А. С. Сказки: сборник (любое издание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с начальной школой "Вовка в тридевятом царстве"

Праздник составлен по мотивам сказки "Вовка в тридевятом царстве". Цели мероприятия: создать праздничную атмосферу, равивать артистические и коммуникативные способности учащихся, воспитывать уважитель...

«Повторение нумерации чисел от20 до100». «В тридевятом царстве».

Урок математики соответствует УМК «Школа России». На уроке использовались игровые приемы, наглядные и словесные методы. Данный урок построен по технологии интегрирования. Это позволяет развивать логи...

В тридевятом царстве. В школьном государстве.

Внеклассное мероприятие по математике для 3-го класса...

Разработка выпускного праздника "Димка в тридевятом царстве"

Разработка содержит материал для выпускного праздника в 4 классе: стихи, песни, сценки, частушки, конкурсы....

Выпускной в начальной школе "Тридевятое царство"

Разработка праздника, посвященного прощанию с начальной школой...

«Не в тридевятом царстве, а в нашем школьном государстве»

Сценарий праздника в честь окончания 1 класса...