проектная деятельность по программе ФГОС
проект на тему

Файзуллина Гульсина Равилевна

проектная деятельность по программе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2014.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проект

Ф.И.О. автора Файзуллина Гульсина Равилевна

   Научный руководитель_________

     _______________________________

Казань – 2011

  1. Постановка проблемы

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»  (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний.  В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Таким образом, актуальность данной программы обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие 

  1. Цель проекта

Цель программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации,  осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;

3. Задачи проекта

Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:

1. Изучить  пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных  классов;

3. Отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

4. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

5. Теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

6. Определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

7. Разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

8. Овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

9. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

4. Целевая группа проекта

Целевой группой проекта являются педагоги.

5. Срок реализации проекта

Реализация программы будет осуществляться в период апробации ФГОС в школе в течение 2014-2015 учебного года.

6. Место реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в период введения ФГОС НОО в школе с 01.09.2014.

7. Этапы реализации проекта

Название этапа

Сроки

Содержание деятельности

1. Подготовительный

Июнь 2014 г.

1.Изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС.

2.Создание рабочей группы по введению ФГОС НОО.

3. Назначение школьного координатора по апробации ФГОС НОО,

4.Изучение пакета материалов ФГОС НОО нового поколения

5.Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса.

2. Аналитико-концептуальный

Август 2014г.

1.Проведение установочного семинара-совещания.

2.Формирование технических заданий для членов рабочей группы.

3.Участие в региональном семинаре-совещании по вопросам введения ФГОС НОО.

3. Прогностический

Сентябрь 2014г

1.Изучение материалов апробации ФГОС других регионов.

2. Разработка проекта апробации механизма реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

3.Разработка программ для организации внеурочной деятельности.

4.Разработка инструментария для отслеживания результатов апробации.

4. Экспериментальный

Сентябрь 2014г. –

май 2015 г.

1.Проведение семинаров-консультаций для учителей, участвующих в апробации.

2. Отработка механизмов введения  ФГОС НОО в школе.

5. Разработка Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

13. Проведение районных семинаров по распространению опыта школы по вопросам введения  ФГОС НОО

14. Организация информационного сопровождения процесса введения ФГОС НОО (на сайте школы)

5. Обобщающий

Май-июнь 2015г.

Подведение итогов реализации программы, разработка предложений и рекомендаций по механизму введения ФГОС НОО

8. Предполагаемые формы работы  в рамках внеурочной деятельности.

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

«Русские игры», «Развивающие игры»

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки.

Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие  музыкальных и художественно-творческих  способностей детей,  формирование целостного  восприятия  мира традиционной и художественной  культуры; организация активного сотворчества детей, их  физического развития.

Художественно-эстетическое

«Декоративно-прикладное искусство», «Основы народной культуры»

Занятия в фольклорном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Тербунского района,  формирование знаний о фольклоре, разучивание народных песен, распевок, потешек, частушек.

Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п.  

Общеинтеллектуальное

«Гимнастика для ума», «Занимательная математика»

Беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения,   формирование  самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Расширение математического кругозора, ознакомление с решением нестандартных задач.

Общекультурное

«Речь и культура общения»

Речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование.  

Развитие умения говорить и правильно писать в соответствии с нормами литературного языка, ознакомление с речевым этикетом

Социально-проектная деятельность

«Мир, в котором я живу»

Беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование.

Выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах. Социализация младшего школьника, акцентирование внимания на ценностях семьи, родного дома, малой родины.

Краеведческое

«Тропинки родного края»

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов,  знакомство с историей и бытом родного села, природой и экологией родного края, походы.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде.  Расширение знаний об истории села, района, области, формирование ценностного отношения к природе родного края.

Проектная  деятельность будет  реализована через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

9. Ресурсы

9.1 Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.    

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

11. Приказ ОАУ ДПО Липецкого института развития образования от 18.05.2010г. № 78 «О научно-методическом сопровождении деятельности по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

12. Приказ УОиН Липецкой области № 858 от 05.07.2010 г. «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, участвующих в экспериментальной деятельности по отработке организационных механизмов введения ФГОС начального общего образования».

13. Приказ отдела образования и молодёжной политики администрации Тербунского района от 30.03.2010г. № 171/1 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования на территории района»

14. Приказ МОУ СОШ с.Вторые Тербуны от 13.07.2010г № 176 «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО»

9.2 Научно-методическое обеспечение проекта

Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает Управление образования и науки Липецкой области, Липецкий институт развития образования, отдел образования и молодёжной политики администрации Тербунского района.

9.3 Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов  располагаются на одном этаже, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет, информационно-библиотечный центр, оснащённый мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, компьютерный кабинет, активный зал, музей истории села, спортивный зал, спортивная площадка, баскетбольная площадка, игровая площадка.

         Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 13 компьютеров, проектор, экран,  интерактивная доска. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами,  проекторами, теле- и видеоаппаратурой. В кабинете 1 класса установлена интерактивная доска.  Кабинеты физики, химии и биологии также оснащены компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением.

9.4 Информационное обеспечение

В школе имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»), игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную, учебно-методическую и художественную литературу.

10. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой  является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.

11. Риски

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Программы внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС НОО можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение внебюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования, музыкальной школы, «Центра внешкольной работы с детьми и подростками»

дефицит учебно-методических пособий

использование ресурсов  Интернет-пространства, ЭОР, образовательных сайтов

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в региональных семинарах и конференциях по вопросам апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

12. Методы диагностики

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. 

1. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
2.
Личность самого воспитанника

3. Детский коллектив

4. Профессиональная позиция педагога

5. Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Принципы реализации Программы:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

На содержание Программы повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:  

- игровая;

- познавательная;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- творческая деятельность;

- социально-проектная деятельность;

- общественно-полезная деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность;

- гражданско-патриотическая.

Программа организации внеурочной деятельности школы состоит из 9 подпрограмм, в рамках которых реализуется 6 направлений деятельности:  спортивно-оздоровительное,  художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, общекультурное, социально-проектная деятельность, краеведческое.

1.Спортивно – оздоровительное направление

Пояснительная записка

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика  больше, чем врач.

Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культур.

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Спортивные кружки, экскурсии, занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.

Программы и проекты

Программы: «Русские игры», «Развивающие игры»

Проекты: «Секреты правильного питания», «Ступеньки здоровья»,

«Здоровьесберегающие пятиминутки»,

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Вода и жизнь»

 «В здоровом теле – здоровый дух»

Задействованные педагоги

Е.Е.Сухотин – учитель физической культуры МОУ СОШ с.Вторые Тербуны,

Т.Н.Панфёрова – педагог дополнительного образования МДОУ «Центр внешкольной работы с детьми и подростками»

Количество часов

в неделю

2 (1+1)

Количество часов в год

66 (33+33)

Форма  подведения итогов

Соревнования, конкурсы,  оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об  истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений.

Библиографическая поддержка Программы:

1.Программа «Обучения здоровью» для 1 – 11 классов, под общ. редакцией Л.Ф.Шатохиной - Москва, 2005, 48 с.

2. Осокина Г.И., Тимофеева Е.А.. Игры и развлечения детей в воздухе. - М. Просвещение, 1983.

3.Обучение здоровью. Пособие для школьных медицинских работников. - М. , 2004, 134 с.

4.Тематические статьи из журналов «Начальная школа», «Народная школа»  за 2007 – 2010 годы;

2.Общеинтеллектуальное направление

Пояснительная записка

Общемировые изменения - глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство - справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности,  всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.

Подпрограмма по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности  учитывает возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и  получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.

Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Кружки, объединения, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений, беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Программы и проекты

Программы: «Гимнастика для ума», «Занимательная математика»

Проекты: «Хочу всё знать»

Задействованные педагоги

О.В.Маслова – учитель начальных классов МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

Количество часов

в неделю

2 (1+1): теория -  0,5, практика – 0,5.

Количество часов в год

66 (33+33)

Форма  подведения итогов

Участие  в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов.

Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера.

Библиографическая поддержка Программы:

1. Первая школьная энциклопедия. Мир вокруг нас. Том 3.- М: ЗАО «РОСМЭН – Пресс». 2007. 144с.;

2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Аст» :ООО «Издательство Астрель», 2001, 2002, 2003.;

3. 100 великих имён в математике, физике, географии. - Филологическое общество «Слово» АСТ. М.1998;

4. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3-х томах. Составитель Кондрашов А.П. -  «Рипол классик». М.: «Можайский полиграфический комбинат»;

5. Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познав. способ. –Методические рекомендации. – РОСТкнига, 2009.

6. Забрамная С.Д., КостенковаЮ.А. Развивающие занятия с детьми. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. -  Институт общегуманитарных исследований, М., 2006.

7. Нежинская О.Ю. Логика. - В.,2004.

8. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. – Просвещение, 2002.

9. Волков С.И., Столярова Н.Н Математические задания. – Просвещение, 1994.

10. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - «Росмэн», 2003 г.

11. Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр ,,Сфера”// 2001 г.

12. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.

13. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности – «Аркти», 2002 г.

14. Библиотека ,»Первого сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. – «Первое сентября»,  2000 г.

15. Русанов В.Н. Математические олимпиады  младших школьников/ - Просвещение,1990 г.

16. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей – «АСТ-Пресс», 1999 г.

17. Родионова Е.А., Нерадо А.В. Корниенко А.В., Леонова Е.А. Олимпиада интеллект -  Образование, 2002 г.

Литература для учащихся:

1.Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познавательных способностей – Задания для учащихся. – РОСТкнига, 2009.

2.Холодова О. В. Юным умникам и умницам/Развитие познавательных способностей – Рабочие тетради в двух частях. – РОСТкнига, 2009.

3. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников – «Новый учебник», 2002 г.

4. Зак А. 500 занимательных логических задач  для школьников – «Юнвес»,  2002 г.

5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи 1-4 классы – «Илекса», 2002 г.

6. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика – «Педагогика-Пресс»,  1999г.

3.Художественно – эстетическое направление

Пояснительная записка

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Возникающий дефицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.  

Художественно – эстетическое направление в Программе осуществляется через фольклорное объединение, кружок декоративно-прикладного искусства.

Мир фольклора благодаря своей глубокой философской обобщённости и художественной ценности решает практические, нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, формирует моральные убеждения. Духовные ценности каждого народа, их обычаи и традиции в течение многих веков играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения

Несмотря на другие средства передачи информации, живое слово учителя сохраняет свою значимость для современного школьника.

Программа кружка декоративно-прикладного искусства расширяет знания учащихся в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даёт возможность профессионально овладеть навыками лепки, конструирования, работы с различными материалами, навыками рисунка, развивает творческие способности, воспитывает художественно – эстетический вкус.

Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Цель:

-развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление, позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;

-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках;

Решаемые задачи: 

-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;

-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

-овладение навыками межличностного общения;

-формирование интереса к творческим профессиям;

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Клубные часы, фольклорные кружки, кружок ДПИ

Программы и проекты

Программы: «Декоративно-прикладное искусство», «Основы народной культуры»

Проекты: «Здравствуй, радуга – дуга», «Я рисую солнышко», «По следам акварели», «О чём говорит ветер», «В гостях у слова», «Игровой фольклор» (слушание, разучивание, импровизация дразнилок, скороговорок, закличек, сочинение скороговорок), «Путешествие в мир красоты», «Потешный фольклор», «Фольклорные праздники», «Хитрая бумага», «Волшебные превращения пластилина и глины»,  «Мастерская прикладного искусства»

Количество часов

2 (1+1): теория – 0,5 + практика – 0,5

Количество часов в год

66 (33+33)

Задействованные педагоги

О.А.Смольянинова – учитель начальных классов МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

Т.Н.Панфёрова – педагог дополнительного образования МДОД «Центр внешкольной работы с детьми и подростками»

Форма  подведения итогов

Концерты, выставка творческих работ, тематических рисунков, театрализованное выступление, инсценировки, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, связь с СМИ, создание творческих проектов.

Библиографическая поддержка Программы:

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

5. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

7. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

8. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

9. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

10. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.

11. И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

12. В.И.Даль «Пословицы  русского народа»

13. М.Забылин «Русский  народ.Его  обычи ,предания и  обряды».

14. А.Филатов «О новых и  старых  обрядах».

15. И.М. Снегирёв «Русские простонародные  праздники и  суеверные  обряды»

16. И.П.Сахаров. «Сказания  русского  народа»

17. Ю.Филатов «Поэзия  Российских деревень»

18. В.М.Соловьёв «Золотая  книга  русской  культуры»

4. Краеведческое направление

Пояснительная записка

В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско–патриотического воспитания. Современная действительность  - это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос знания своих исторических корней, истории своей малой родины. Большие потенциальные возможности формирования гражданско–патриотических начал, краеведческого воспитания имеет школьный музей истории родного села. Музей способствует учащимся погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о боевой и трудовой славе земляков.  Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих  родных, близких, знакомых.

Экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле.  В связи с этим встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Программа по данному направлению рассматривает вопросы развития у учащихся способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; в волевой сфере – формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. В начальной школе экологическое образование является всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Цель: развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности; формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.

Задачи: воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Кружки, объединения, общества, клубы, беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов,  знакомство с историей и бытом родного села, природой и экологией родного края, походы.

Программы и проекты

Программы: «Тропинки родного края»

Проекты: «Родной очаг», «Родные просторы», «Родовое дерево», «Что называется природой», «Природа родного края», «Животные нашего леса», «Растения нашей местности», «Односельчане – участники войны»

Количество часов

в неделю

1 (теория – 0,5, практика – 0,5)

Количество часов в год

33

Задействованные педагоги

Моргачёва З.В. – учитель географии МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

Форма  подведения итогов

Конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев экологических сказок, участие в конкурсах школы, района, области, выступления театрализованными представлениями на краеведческую тему.

Библиографическая поддержка Программы:

  1. Большая энциклопедия животных. Под общей редакцией Руденко Т.А. - М: «Олма Медик Групп», 2007;
  2. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия - М: Эскмо, 2007.;
  3. Большая детская энциклопедия животных - М: АСТ: Астрель, 2007-239 [1] С: ил.;
  4. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня - М: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006 -192с.;
  5. Животные. Растения. Мифы и легенды - Москва, Мир энциклопедий Аванта +Астрель -255с.;
  6. В. Браун. «Настольная книга любителя природы». – Л., 1985
  7. Г. Генейзер «Тропами земли». – М., 1975
  8. Е.А.Сорокоумова «Уроки экологии в начальной школе».  В помощь учителю. Практическое пособие - Издательство «Аркти», Москва, 2008

  1. Социально-проектное направление

Пояснительная записка

Внеурочная работа по направлению социально-проектной деятельности обеспечивает выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации младшего школьника, акцентируете внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;  развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;  помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;  пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.

Основные направления работы:

- проект “Я, моя семья, мои друзья”;

- проект “Я и мой край родной”;

- проект “Я и мой интеллект”;

- проект “Я и мое здоровье”.

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование, организация праздников

Программы и проекты

Программы: «Мир, в котором я живу»

Проекты: «Я и моя семья», «Мой прадед на войне», «Профессии разные нужны, профессии все важны»

Количество часов

в неделю

1 (теория – 0,5, практика – 0,5)

Количество часов в год

33

Задействованные педагоги

О.А.Смольянинова – учитель начальных классов

Форма  подведения итогов

Выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников.

Библиографическая поддержка Программы:

1.Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Журнал “Начальная школа”, №3 1991г. стр.5;

3. Журнал “Начальная школа”, №8 1991г. стр.48;

4. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М. ; ВАКО, 2004. – 160 с. - (Мозаика детского отдыха).

5. Журнал “Начальная школа”, №10 2000г. стр.57;

6. http://nsc.1september.ru/search.php

  1. Общекультурное направление

Пояснительная записка

           Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и  этики  общения  позволяют  обеспечить  наибольший  эффект  в  достижении поставленных коммуникативных задач.

           Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; прививать культуру общения.

          Решаемые задачи:

•  обеспечить  взаимосвязь  предметов  гуманитарного  блока  дисциплин  в начальной школе;  

•  развивать  все  виды  речевой  деятельности  младших  школьников,  умения писать  и  читать,  слушать  и  говорить,  свободно  пользоваться  русским языком в различных ситуациях речевого общения;  

•  обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и  познания  окружающего  мира  на  основе  использования  структурно-семантических  моделей,  коммуникативно-значимых  ситуаций  и  текстов различной стилистической и функциональной направленности;  

•  сформировать  основные  умения  и  навыки,  необходимые  для  работы  с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.);  

•  развивать  художественно-образное  и  логическое  мышление  учащихся, прививать  навыки  речевой  культуры  общения  как  неотъемлемой  части общей культуры человека.  

Данная подпрограмма позволяет сформировать у учащихся общее представление  о  значении  речевого  общения,  разнообразии  речевых  стилей. Практическое применение этих знаний на других уроках позволит сформировать умение различать стилевые особенности речевого общения, ориентироваться на нормы русской речи, пользоваться словарями русского языка с целью обогащения своего активного словаря.

         Эффективность  усвоения  запланированного содержания  достигается  практическим  применением  полученных  знаний  о  тексте  на  уроках русского языка и литературного чтения.

          Данное направление носит частично  практический  характер,  связано с приобретением учащимися коммуникативных навыков. Большое внимание  при этом  уделяется  лексике  русского  языка, этическим  нормам  общения,  различным  коммуникативным  ситуациям, элементарным риторическим умениям.

          Для того, чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо занятия культуры речи и общения строить как уроки обучения речевому общению, чтобы каждый ребенок мог быть вовлечен в процесс общения. Наиболее эффективной с этой  точки  зрения  может  стать  групповая  форма  работы.  С  целью формирования  практических  умений  речевого  общения  необходимо  широко использовать межпредметные связи.

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Беседы, конкурсы, речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование.

Программы и проекты

Программы: «Речь и культура общения»

Проекты: «Мы узнаем мир по именам», «Говорящий мир вещей»

Количество часов

в неделю

2 (теория – 1, практика – 1)

Количество часов в год

66

Задействованные педагоги

О.В.Маслова – учитель начальных классов

Форма  подведения итогов

Оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников.

 

Библиографическая поддержка Программы:

1.  Абрамов В.П. Созвездия слов. - М.: Просвещение, 1998.  

2.  Бондаренко  А.А.,  Гуркова  И.В. - Учимся  говорить  правильно.  Новосибирск, 1993.  

3.  Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1982.  

4.  Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли Вы общаться. - М., 1991.  

5.  Жуков  В.П.,  Жуков  А.В.  Школьный  фразеологический  словарь  русского языка. - М.: Просвещение, 1989.  

6.  Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1990.  

7.  Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - Л., 1991.  

8.  Ирена Осталовска. Ада, так не надо! - М., 1993.  

9.  Краткий толковый  словарь русского  языка / Под  ред.  Розановой  В.В. -  М.: Русский язык, 1990.  

10. Ладыженская  А.Т.  Детская  риторика // Программы  для общеобразовательных  учреждений:  начальные  классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998.  

11. Мокиенко В.М. Образы русской речи. - Л., 1986.  

12. Новоторцева  Н.В.  Развитие  речи  детей.  Популярное  пособие  для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.  

14. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М.: Просвещение, 1997.  

15. Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. - М., 1996.  

16. Скворцов. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1990.  

17. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 1997.  

18. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, 1989.

7.Программа по реализации внеурочной работы в каникулярное время

Содержание работы

1 класс

Форма работы

Клубные часы, литературные объединения, музыкальные общества, кружки,  клубы деловых и ролевых игр, спортивные секции, тематические праздники

Направления работы

Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуально, художественно-эстетическое, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность.

Осенние каникулы

Художественно-эстетическое направление

Проект «Мастерская творчества»

Зимние каникулы

Социально-проектная деятельность

Проект «Родину любить, беречь – большая честь»

Весенние каникулы

Краеведческое  направление

Проект  «Земля – наш общий дом»

Летние каникулы

Спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуально, художественно-эстетическое, краеведческое, общекультурное, социально-проектная деятельность

Проекты: «За здоровьем в школу», «Хочу всё знать», «Творчество – окно в мир», «Дело мастера боится»

Количество часов в год

29

Ответственные работники

О.В.Маслова – учитель начальных классов МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

О.А.Смольянинова – учитель начальных классов МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

Т.Н.Панфёрова – педагог дополнительного образования МДОУ «Центр внешкольной работы с детьми и подростками»

Е.Е.Сухотин – учитель физической культуры МОУ СОШ с.Вторые Тербуны,

В.Н.Понарьина – медицинская сестра школы

З.В.Моргачёва – учитель географии МОУ СОШ с.Вторые Тербуны

Учителя начальных классов, воспитатели ГПД

Форма  подведения итогов

Конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев экологических сказок, участие в конкурсах школы, района, области, организация тематических праздников.

Учебно-тематический план

проекта повышения квалификации  учителей

начальных  классов по вопросам введения ФГОС НОО

Модуль 1. Внедрение ФГОС НОО – требование времени, заказ общества и государства.

Модуль 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Модуль 3. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Модуль 4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС,  пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно – деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.


Заключение

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Использование проектной деятельности для реализации ФГОС

Формы и методы работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы в свете стандартов нового поколения...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Подготовка к проектной деятельности в условиях ФГОС

Основные теоретические положения...

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

Презентация "Проектная деятельность в рамках ФГОС"

В слайдах дано объяснение проектной деятельности младших школьников, её место в рамках стандартов второго поколения....

Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО

Презентация о проектной работе в информационном пространстве http://nachalka.seminfo.ru/.Ссылка на материал http://yadi.sk/d/Ve4muq_YCJcuc...