Главные вкладки

    Подготовка к проектной деятельности в условиях ФГОС
    методическая разработка на тему

    Баранова Алла Петровна

    Основные теоретические положения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТ «ПОЧЕМУЧЕК» К «ПОТОМУЧКАМ»,
    ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРОЕКТНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                   Когда людей станут учить не тому,

                                                           что они должны думать, а тому, как

                                                           они должны думать, то тогда исчезнут

                                                           всякие недоразумения.

    Г. Лихтенберг

    Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.

    Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:

    1) сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

    – умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

    – умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

    – умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

    – умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

    Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний;

    2) развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:

    – развитие аналитико-синтетических действий;

    – сформированность алгоритма сравнительного анализа;

    – умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

    – возможность выделять общий способ действий;

    – перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

    При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

    К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

    Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом;

    3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

    – адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

    – обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

    – выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

    Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

    Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек»-дошкольников вырастить «потомучек»-учеников. Возможно, представленные далее материалы (программа и разработки занятий) будут полезны педагогам в организации работы по формированию исследовательских и проектных умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как условие развития компетенций

    автор:  Козьменко Галина Владимировна  Мастер-класс по теме: Проектная деятельность как условие развития компетенции...

    Реализация проектных задач в условиях ФГОС

    Проведение стартового образовательного модуля "Первый раз в первый класс" в условиях ФГОС...

    Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

    Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

    Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

    Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

    Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

    Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

    Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

    Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»

    Мастер – класс по теме:«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»...