Подготовка к проектной деятельности в условиях ФГОС
методическая разработка на тему

Баранова Алла Петровна

Основные теоретические положения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ «ПОЧЕМУЧЕК» К «ПОТОМУЧКАМ»,
ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                               Когда людей станут учить не тому,

                                                       что они должны думать, а тому, как

                                                       они должны думать, то тогда исчезнут

                                                       всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:

1) сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

– умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

– умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

– умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний;

2) развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:

– развитие аналитико-синтетических действий;

– сформированность алгоритма сравнительного анализа;

– умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

– возможность выделять общий способ действий;

– перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом;

3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

– обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек»-дошкольников вырастить «потомучек»-учеников. Возможно, представленные далее материалы (программа и разработки занятий) будут полезны педагогам в организации работы по формированию исследовательских и проектных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития компетенций

автор:  Козьменко Галина Владимировна  Мастер-класс по теме: Проектная деятельность как условие развития компетенции...

Реализация проектных задач в условиях ФГОС

Проведение стартового образовательного модуля "Первый раз в первый класс" в условиях ФГОС...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»

Мастер – класс по теме:«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»...

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...